Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Монополия: понятие, основные черты, виды конкуренции в условиях монополии.





Вопросы к экзамену

Предмет «МИКРОЭКОНОМИКА»

Монополия: понятие, основные черты, виды конкуренции в условиях монополии.

МОНОПОЛИЯ – это состояние рынка, при котором на нем действует один единственный продавец. Несовершенство конкуренции достигает здесь наивысшей степени. В условиях монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

Основные черты:

1) единственная фирма;

2) уникальная продукция;

3) наличие полной информации о рынке;

4) непреодолимые барьеры, которые бывают 3 видов:

- преимущества крупного производства (вплоть до естественных монополий);

- легальные барьеры (монопольное владение источником сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права);

- нечестная конкуренция.

Шансы на возникновение монополии существуют там, где большие размеры фирмы создают значительное преимущество в издержках.

Частным случаем монополистической структуры, формирующей на основе преимущество крупного производства, является естественная монополия. Они возникают в том случае, когда единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих между собой фирм (Федеральный закон от 17августа 1995 г. №123-ФЗ «О естественных монополиях»).

Надлежащим образом оформленное и зарегистрированное изобретение (подтверждающий это документ называется патентом) дает его владельцу монопольное право на производство соответствующей продукции в течение определенного времени (в России – 20 лет).

Существует несколько видов конкуренции в условиях монополии:

1) монопсония – тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара.

2) олигополия – тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.

3) олигопсония - тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара.

4) дуополия – тип рыночной структуры, при которой имеются только 2 поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствует монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта и квотах производства.

5) билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) – тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого потребителя.

Ценовая дискриминация при монополии. Антимонопольная политика.

Ценовая дискриминация – монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям.

Монополисты занимаются ценовой дискриминацией в том случае, если посредством ее увеличивают свою прибыль. Чтобы фирма-монополист могла проводить ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать следующим условиям:

Ø Продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы, исходя из учета эластичности спроса на блага;

Ø Блага не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продавцам) другого рынка;

Ø Покупатели или продавцы должны быть идентифицируемы (быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно.

Понятие ценовой дискриминации ввел в экономическую науку в первой трети 20 века А. Пигу. Он различал 3 вида (степени) дискриминации:

1) совершенная дискриминация наблюдается в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны.

2) ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда цены блага одинаковы для всех покупателей, однако различаются в зависимости от объема покупок (система надбавок или скидок).

3) ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам блага продаются по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем оплачивается им по одинаковой цене.

Антимонопольная политика представляет серию законов, цель которых предотвратить использование фирмами рыночной власти путем сокращения производства и повышения цен или осуществления иной антиконкурентной практики. В России создан Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

Задачи:

1) содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

2) предупреждение ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

3) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

В системе экономических отношений выделяют естественные монополии. В России в соответствии с Федеральным законом естественная монополия рассматривается как «состояние товарного рынка при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на товар, чем спрос на другие виды товаров». Естественные монополии в России регулируются в следующих сферах:

Ø Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

Ø Транспортировка газа по трубопроводам;

Ø Железнодорожные перевозки;

Ø Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

Ø Услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Практически во всех странах с развитой экономикой осуществляется реформирование естественных монополий, нацеленное на создание конкурентной среды, снижение издержек и цен и в целом на повышение эффективности данных отраслей экономики. В России также проводится реформирование естественных монополий.

Модель дуополии Курно.

Лучше понять закономерности поведения фирмы на олигополистическом рынке позволяет анализ дуополии. Первая и до сих пор актуальная модель дуополии была предложена французским экономистом О. Курно в 1838 году. Данная модель позволяет анализировать поведение фирмы исходя из допущений:

1) оба дуополиста – это совершенно одинаковые фирмы;

2) фирмам известен объем выпуска продукции, которую выбрал ее конкурент;

3) предельные издержки обеих фирм постоянны.

Анализ поведения дуополиста в модели Курно был поэтапный. Пусть сначала одному из олигополистов (фирме № 1) будет точно известно, что второй конкурент вообще не планирует выпуск продукцию. В этом случае фирма № 1 фактически станет монополией. Кривая спроса на ее продукцию (D0) совпадет с кривой спроса всей отрасли. Соответственно кривая предельного дохода некоторое положение (MR0). Пользуясь обычным правилом равенства предельного дохода и предельных издержек МС = MR, фирма № 1 установит оптимальный для себя объем производства (в изображенном на графике случае — 50 ед.) и уровень цен (Р1).

Рис.6. Поведение фирмы-дуополиста в краткосрочном периоде.

Ну а что случится, если в следующий раз фирме № 1 станет известно: ее конкурент сам намерен выпустить 50 ед. продукции по цене P1. На первый взгляд может показаться, что тем самым он исчерпает весь объем спроса и вынудит фирму № 1 отказаться от производства. Внимательно рассмотрев график, мы, однако, убедимся, что это не так.

Если фирма № 1 тоже установит цену Р1, то спроса на ее про­дукцию действительно не будет: те 50 ед., которые рынок готов при­нять по этой иене, уже поставлены фирмой № 2. Но если фирма №1 установит более низкую цену Р2, то общий спрос рынка возра­стет (в нашем примере составит 75 ед. — см. кривую спроса отрас­ли D0). Поскольку фирма № 2 предлагает только 50 ед., то на долю фирмы № 1 останется 25 ед. (75 – 50 = 25). Если же цена будет опущена до P3 то, повторив аналогичные рассуждения, можно уста­новить, что потребность рынка в продукции фирмы №1 составит 50 ед. (100-50 = 50).

Легко понять, что, перебирая разные возможные уровни цен, мы будем получать и разные уровни потребности рынка в продук­ции фирмы № 1. Иными словами, на продукцию фирмы № 1 сфор­мируется новая кривая спроса (на нашем графике — D1) и соответ­ственно новая кривая предельного дохода (MR1). Снова использовав правило МС = MR, можно определить новый оптимальный объем производства (в нашем случае он составит 25 ед. — см. рис.6).

Уже на этом этапе анализа модель Курно позволяет сделать важные экономические выводы.

w- При олигополии объем производства больше того уровня, ко­торый установился бы при чистой монополии, но меньше, чем сло­жился бы при совершенной конкуренции:

Qm < Qolig < Ос

x- Цены при олигополии ниже монополистических, однако пре­вышают конкурентные:

Pm > Polig > Рс

y- Прямым следствием описанной ситуации является также то, что суммарные прибыли обоих дуополистов окажутся нже тех прибылей, которые на том же рынке получила бы единственная фирма – монополист, хотя тенденция к получению положительных экономических прибылей сохранится:

πm > πolig > πс

Очевиден и общий вывод: для любого олигополиста объем рынка не является постоянной величиной, а прямо зависит от решений конкурентов.

Чтобы лучше уяснить все последствия этой закономерности, обратимся к рис.7.

Рис.7. Равновесие Курно.

Обратим внимание на использованные на нем непривычные оси. По горизонтали откладываются размеры производства одной фирмы, по вертикале – другой. В таких осях размеры выпуска продукции фирмой №1 можно изобразить как кривую реакции на объем производства №2. Аналогичным образом выпуск продукции фирмой №2 может быть представлен как функция от объема производства фирмы №1:

Q(1) = φQ(2),

Q(2) = φQ(1),

Где Q(l) — размер производства фирмы № 1;

Q(2) — размер производства фирмы № 2.

При такой формулировке задачи мы фактически пытаемся по­нять, что получится из одновременных стараний двух фирм под­строить свой объем производства под объем производства другой фирмы.

Посмотрим, смогут ли обе фирмы установить взаимоприемле­мые объемы производства. Все данные для графика мы взяли из пре­дыдущего примера. Так, если о фирме № 2 известно, что она соби­рается выпустить 75 ед. продукции, то фирма № 1 примет решение о выпуске 12,5 ед. (точка А). Но если фирма №1 действительно выпустит 12,5 ед. продукции, то, как видно на графике, фирма № 2 в соответствии со своей кривой реакции должна выпустить не 75, а 42,5 ед. (точка В). Но такой уровень выпуска продукции конкурен­том вынудит фирму № 1 выпустить не 12,5 ед., как она собиралась, а 29 ед. продукции (точка С) и т.д.

Легко заметить, что уровень производства, который фирма уста­навливает исходя из сложившегося размера производства конкурен­та, каждый раз оказывается таким, что заставляет последнего пере­смотреть этот уровень. Это вызывает новую корректировку объема производства фирмы №1, что в свою очередь снова изменяет пла­ны фирмы №2. То есть ситуация является неустойчивой, неравно­весной.

И 18 вместе.

Следует различать капитал, как фактор производства и понятие капитала предприятия.

Капитал, как фактор производства представляет собой совокупность производственных ресурсов, созданных людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять производство экономических благ ради получения прибыли.

В приведенном определении капитала содержатся три основных момента.

1. Капиталом называются ресурсы, созданные людьми.

2. Капиталом являются только предметы, используемые для производственной деятельности.

3. Целью производства, в котором используется капитал, является прибыль.

Особенности капитала как экономического ресурса:

1) способность к росту (расширенному производству);

2) стартовый размер капитала, формирующийся путем сбережения или перераспределения.

Финалом накопления стартового капитала является учреждение предприятия:

1) учредитель принимает решение о создании фирмы и выбирает ее организационную форму;

2) учредитель изыскивает необходимые денежные средства и иные ресурсы;

3) правовое оформление фирмы как предприятия.

Завершив организационно-учредительные мероприятия, предприятие может начать использовать свой капитал по прямому назначению для ведения производства с целью получения прибыли.

Таким образом, капитал предприятия – стоимостная оценка всего, принадлежащего ему имущества:

1) стоимость сооружений, оборудования, машин;

2) стоимость нематериальных активов;

3) стоимость принадлежащих предприятию других факторов производства (земля);

4) величина имеющихся у него денежных средств и иных финансовых активов.

В процессе производства разные элементы капитала предприятия ведут себя по-разному. Одна составная часть – так называемый оборотный капитал - используется однократно в производственном процессе и полностью потребляется им в ходе каждого цикла производства (полуфабрикаты, сырье, материалы), другая часть капитала функционирует и потребляется постепенно на протяжении нескольких производственных циклов (здания, оборудование, транспорт). Ее принято называть основным капиталом (основными фондами).

Чтобы обеспечить нормальное функционирование фирмы необходимо держать часть ее капитала в денежной форме и (или) иметь открытые кредитные лимиты для получения недостающих денег из банка. При этом встает задача оптимизации объема свободных денежных ресурсов.

Задача оптимизации решается с помощью показателей: коэффициента абсолютной и текущей ликвидности.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает какую часть краткосрочных обязательств предприятие может погасить по первому требованию за счет имеющихся у фирмы в денежной форме средств. Рекомендуемое значение коэффициента лежит в пределах от 0,2 до 0,5.

 

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность фирмы, легко реализуемыми (ликвидными) активами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. Рекомендуемое значение коэффициента лежит в пределах от 1 до 3.

Риск. Методы оценки.

Риск - ситуация, когда известны все возможные исходы события и вероятность их наступления. Неопределенность – ситуация, когда список исходов бесконечен или вероятность наступления событий установить невозможно.

Как мы видим, в экономике неопределенности и риска ключевое значение имеет вероятность, под которой принято понимать выраженную в количественной форме возможность определенного исхода.

В зависимости от прогнозируемого события экономисты различают несколько видов вероятности:

1) априорная (вероятность, подсчитанная на основе научного закона или логического принципа);

2) статистическая (для определения вероятности прибегают к эмпирическому методу – к статистическим наблюдениям);

3) ожидаемая (для определения вероятности не существует никакого рационального алгоритма).

Один из способов оценки риска – это средне взвешенная оценка риска с учетом соответствующих вероятностей. Она находится с помощью математического ожидания:

, где

- математическое ожидание

хi – возможный результат

pi – вероятность наступления результата.

Количественно степень риска можно оценить с помощью следующих двух показателей, характеризующих откло­нение фактических результатов от среднего уровня:

1) дисперсия – средневзвешенная величина квадратов отклонений действительных результатов от средних.

, где

xi – фактический результат при каждом конкретном исходе,

Х – математическое ожидание,

pi – вероятность исхода.

Дерево решений.

Результаты нейтрального анализа риска часто обобщают в виде так называемого дерева решений (decision tree), графически показы­вающего все возможные исходы и их вероятности.

Для иллюстрации рассмотрим пример производственной ком­пании, которая анализирует возможность выхода на рынок с новым продуктом. В этом случае менеджменту предстоит совершить ряд действий:

■ потратить 100 000 руб. на маркетинговое исследование с целью определить возможный уровень спроса и конкуренции;

■ в зависимости от результатов исследования построить, про­изводственный цех большой производительности (стоимостью 5 млн. руб.), либо малой производительности (2 млн. руб.), либо прекра­тить проект.

Схема на рис 30 отображает возможное дерево решений для данного производства. Предположим, что маркетинговое исследо­вание уже завершилось и руководство компании располагает следу­ющей информацией о рынке сбыта:

■ вероятность того, что спрос на новый продукт будет боль­шим, составляет 50%;

■ средний уровень спроса и продаж может быть достигнут с ве­роятностью 30%;

■ низкий уровень спроса ожидается с вероятностью 20%.

Ожидаемая годовая прибыль, дисконтированная с учетом существующей нормы процента, колеблется в диапазоне от -0,08 млн. до 8,8 млн. руб. (для цеха большой производительности) либо от 1,4 до 2,6 млн. руб. (для мелкого производства). При этом размер при­были зависит от уровня спроса (графа 4 на рис. 30):

■ при высоком спросе, большой цех принесет 8,8 млн. руб. в год, малый — 2,6 млн. руб.;

■ при среднем спросе — 3,5 и 2,4 млн. руб. соответственно;

■ при низком ─ -0,08 и 1,4 млн. руб. соответственно.

Зная соответствующие вероятности, можно подсчитать сред­нюю ожидаемую дисконтированную стоимость (PDVX) для каждого возможного случая (графа 5 рис. 30). Как видим, для большого цеха она составит 5 млн. 3 70 тыс. руб., для малого — 2 млн. 300 тыс. руб. После вычитания суммы инвестиций, необходимых для строи­тельства заводов (5 и 2 млн. руб. соответственно), получим значение чистой дисконтированной стоимости ().

Сравнив полученные результаты (370 тыс. руб. > 300 тыс. руб.), «рисково нейтральный» менеджер предпочтет вложить 5 млн. руб. в большой производственный цех. Вместе с тем следует отметить, что оба варианта приемлемы (NPV > О) и выбор может склониться в сторону малого производства в случае нехватки денег у компании.

Рис. 30. Дерево решений

Приведенный образец дерева решений сознательно упрошен. В реальности такие модели могут оказаться на порядок сложнее и насчитывать целое множество точек принятия решений.

Роль дерева решений в управлении фирмой многообразна.

Во-первых, оно позволяет наглядно представить всю совокуп­ность последствий принимаемых решений при разных возможных вариантах развития событий.

Во-вторых, оно позволяет выбрать объективно или нейтрально лучший вариант решения.

Вопросы к экзамену

Предмет «МИКРОЭКОНОМИКА»

Монополия: понятие, основные черты, виды конкуренции в условиях монополии.

МОНОПОЛИЯ – это состояние рынка, при котором на нем действует один единственный продавец. Несовершенство конкуренции достигает здесь наивысшей степени. В условиях монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

Основные черты:

1) единственная фирма;

2) уникальная продукция;

3) наличие полной информации о рынке;

4) непреодолимые барьеры, которые бывают 3 видов:

- преимущества крупного производства (вплоть до естественных монополий);

- легальные барьеры (монопольное владение источником сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права);

- нечестная конкуренция.

Шансы на возникновение монополии существуют там, где большие размеры фирмы создают значительное преимущество в издержках.

Частным случаем монополистической структуры, формирующей на основе преимущество крупного производства, является естественная монополия. Они возникают в том случае, когда единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих между собой фирм (Федеральный закон от 17августа 1995 г. №123-ФЗ «О естественных монополиях»).

Надлежащим образом оформленное и зарегистрированное изобретение (подтверждающий это документ называется патентом) дает его владельцу монопольное право на производство соответствующей продукции в течение определенного времени (в России – 20 лет).

Существует несколько видов конкуренции в условиях монополии:

1) монопсония – тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара.

2) олигополия – тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.

3) олигопсония - тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара.

4) дуополия – тип рыночной структуры, при которой имеются только 2 поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствует монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта и квотах производства.

5) билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) – тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого потребителя.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.