Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА: ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ.





ЛЕКЦИЯ № 1

ТЕМА: ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ.

 

ВОПРОСЫ:

1. Определение понятий «риторика», «ораторское искусство», «красноречие». Основные подходы к определению понятия «риторика». Риторика – наука об ораторском искусстве. С точки зрения мыслителей разных времен, риторика – это:

· «наука и искусство убеждения» (Аристотель;

· «ситематизация ораторского опыта» (Цицерон);

· «искусство красноречия, наука о способности хорошо говорить» (Квинтилиан);

· «искусство сообщения знаний» (Ф.Бэкон);

· «теория аргументации» (Ивин А.А.);

· «искусство убеждения и красота речи для увеличения её убедительности» (М.В.Ломоносов, А.Ф.Лосев, П.С.Пороховщиков).

В начале ХХ1 века значение термина стало шире.

2. Традиционное и нетрадиционное понимание риторики. Риторика как искусство и наука. Риторика и мораль. Современная риторика – это наука об условиях и формах действенной речевой коммуникации.

3. Предмет, цель и задачи курса «Риторика. Основы мастерства публичного выступления». Предмет современной риторики включает в себя различные виды речевой коммуникации: ораторскую (публичную) речь; диалог; дискуссию; полемику и дебаты; беседу; переговоры; телефонные разговоры и др. Цель риторики – научить говорить ясно, убедительно, приятно, лаконично, полно и гармонично.

4. Исторические изменения предмета риторики. Становление и основные этапы развития риторики. Научные дисциплины, возникшие на основе риторики (стилистика, поэтика, герменевтика, теория литературы). Неориторика.

5. Современная общая риторика. Частные риторики. Общая риторика – наука об общих закономерностях речевого поведения, действующих в различных ситуациях общения и сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной. Частные риторики изучают законы эффективной речи, действующие в одной из таких сфер профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна (в областях «повышенной речевой ответственности): академическая риторика, педагогическая риторика, судебная риторика, военное и политическое красноречие и др.

6. Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук. Связь риторики с культурой речи, стилистикой, логикой, психологией и др. дисциплинами.

7. Проблемы риторики в школьной программе.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Волков А. А. Основы риторики. М., 2003, с. 3 – 7.

2. Далецкий Чеслав. Риторика. М., «Омега-Л», 2003, с. 6 – 38.

3. Кохтев Н. Н. Риторика. М., 1994. Изд-е 4-е, М., «Просвещение», 2001, с. 3 – 40.

4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М., 2002, с. 3 – 8.

5. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2001, с.3 – 33.

6. Риторика. Под редакцией Н.А.Ипполитовой. – М., «Проспект», 2006.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. М., 1998, с.4 – 18.

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995, с.209 – 221.

3. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

4. Михальская А.К. Педагогическая риторика. М., 1998, с. 3 – 22.

5. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.

6. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999, с. 3 – 12.

Лекция № 2

ТЕМА: ИЗ ИСТОРИИ РИТОРИКИ

 

ВОПРОСЫ:

1. Понятие риторического идеала. Риторический идеал и культура. «Р иторический идеал,- по А.К.Михальской, - это система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему её ценностей – эстетических и этических» (с.449). Система эта не случайна, а закономерна и исторически обусловлена. Поэтому история риторики может быть рассказана как история возникавших, утверждавшихся и сменявших друг друга риторических идеалов.

2. Риторический идеал античности.

3. У истоков красноречия древности: Гомер.

4. Риторический идеал софистов.

· По мнению софистов, цель оратора – не раскрытие истины, а убедительность (победа). А убеждать может только искусно составленная речь; при этом не важно, соответствует она истине или нет. Задача софиста – научить «делать слабое мнение сильным». Отсюда значение слова софизм – преднамеренно ложный вывод. Произносящий речь силою своего слова должен заставить «малое казаться большим, а большое малым, новое представить древним, а древнее – новым», он может сделать людей «своими рабами по доброй воле, а не по принуждению».

· Манипулируют слушателями (субъект-объектные отношения со слушателями).

· Преобладает монологическая речь.

· Софисты умели насмешкой уничтожить довод противника, а на его насмешку отвечать с достоинством Истинный оратор, по мнению Горгия, должен уметь одну и ту же вещь и восхвалять и порицать. Риторика софистов была риторикой агональной (от греч. – борьба, состязание), т.е. риторикой словесного спора, состязания, борьбы. Лозунг софистов – «хороший оратор познается в борьбе». Спор, направленный обязательно на победу одного и поражение другого противника, - вот стихия риторики софистов.

· Господствует форма над содержанием (внешняя форма вместо внутреннего смысла).

5. Риторический идеал Сократа, Платона, Аристотеля:

· Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет, «иначе неизбежны сплошные ошибки».

· Смысловой – цель разговора между людьми, цель речи - поиски и обнаружение смысла, истины, которая не есть призрак, иллюзия, а заключена в предмете речи (обсуждения) и может быть обнаружена. По мысли Сократа, «…подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины; кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным».

· Основные способы нахождения истины у Сократа – его знаменитая ирония и майевтика («искусство повивальной бабки»), т.е. характерное для диалектического метода Сократа умение так строить диалог, чтобы чередование вопросов и ответов привело в результате беседы к рождению желанного младенца - истины.

· Диалогический (субъект-субъектные отношения): каждый из участников общения выступает как активный субъект собственной речи и мысли; не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли – цель речевого общения и деятельности говорящего.

· Гармонизирующий: главная цель разговора, спора, монолога – не победа и вообще не борьба, а объединение усилий участников общения для общей цели, достижение определенного согласия между ними по поводу смысла, цели и результатов общения; кроме того, и сама речь понимается Сократом как гармоничное существо, все части которого образуют соразмерное целое. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте – изложение, на третьем – доказательства, на четвертом – правдоподобные выводы.

6. Риторический и общеэстетический идеалы античной классики.

7. Риторический идеал Цицерона, Квинтилиана.

· Благодаря ораторскому гению имя стало нарицательным. Римляне говорили: «Труднее сказать короче, чем Цезарь и пространнее, чем Цицерон». Красноречие дается труднее, чем это кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений.

· Основа ораторского искусства – глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение пустая и ребяческая болтовня.

· Риторика, по мнению Цицерона, - это наука об ораторском искусстве. Философы утверждали, что риторика не есть наука. Риторы утверждали обратное. Цицерон предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, т.е. умозрительная, наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Обязанности оратора заключаются в следующем: 1) найти что сказать; 2) найденное расположить по порядку; 3) придать ему словесную форму; 4) утвердить всё это в памяти; 5) произнести. Цицерон придерживается классической схемы, согласно которой предлагалось пятичастное деление риторического процесса.

· В задачу оратора входит: расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника.

· В чем красота речи? В её свежести, благородстве, страстности, логичности, «цветы слов и мыслей» должны распределяться в речи «с разбором». Словесные нагромождения, расцвеченная чрезмерно яркими красками речь не доставляют длительного удовольствия, пресыщают и раздражают слушателей.

· Итак, для Цицерона важны: истина; уважительное отношение к слушателям (субъект-субъектные отношение); стремиться к гармонизирующим отношениям со слушателями; уделяет внимание как содержанию, так и форме (диалектическое единство).

8. Изменения риторического идеала после падения республики в Риме.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Волков А. А. Основы риторики. М., 2003, с. 3 – 7.

2. Далецкий Чеслав. Риторика. М., «Омега-Л», 2003, с. 3 – 40.

3. Кохтев Н. Н. Риторика. М., 1994. Изд-е 4-е, М., «Просвещение», 2001, с. 3 – 24.

4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М., 2002, с. 8 – 14; с. 22 – 30.

5. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2001, с.3 – 49; с. 448 – 459.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Апресян Г. 3. Ораторское искусство. М., 1978, с.3 – 25.

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995, с.222 – 224.

3. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи. М., 1992

4. Михальская А.К. Педагогическая риторика. М., 1998, с. 3 – 92.

5. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997, с. 10 – 64.

6. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999, с. 12 – 24.

 

Лекция № 3

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Михальская А.К. Основы риторики. М., «Дрофа», 2001, с.138 – 306 (выборочно).

2. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М., 2002, с.141 – 209.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Волков А. А. Основы риторики. М., 2003, с. 92 – 295 (выборочно).

2. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Ростов-на-Дону, 1999, с.9 – 12.

Лекция № 4.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Курс лекций. – М., «Проспект», 2007, с.272 –291 (выборочно).

2. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Практикум. – М., «Проспект», 2006, с.290 – 318 (выборочно).

3. Кохтев Н.Н. Риторика. М.: 2001, с. 41 – 59.

4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М., 2002, с.43 – 61.

5. Михальская А.К. Основы риторики. М., «Дрофа», 2001, с.363 – 376.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., 1978, с.65 – 108.

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995, с.209 – 221.

3. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

4. Русская риторика. Хрестоматия (Сост. Л.К.Граудина). М., 1996, с.256 – 489.

5. Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992, с.5 - 17.

Лекция № 5

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Волков А. А. Основы риторики. М., 2003, с.7– 90.

2. Кохтев Н.Н. Риторика. М.. 2001, с. 135 – 145.

3. Михальская А.К. Основы риторики. М., «Дрофа», 2001, с.74– 137.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., 1978, с.160 – 270 (выборочно).

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995, с.233 – 240; с. 289 - 302.

3. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

 

Лекция № 6

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1994, с.86 - 101; М.; 2001, с. 91 -135.

2. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. M., 2002.

3. Михальская. А.К. Основы риторики. М., 2001, с. 143 - 148; с.307 - 357.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995, с.241-330.

2. Волков А. А. Основы риторики. М., 2003, с.91- 285 (выборочно).

3. Кони А.Ф. Советы лекторам. В кн.: Русская риторика. Хрестоматия. М., 1996, с. 316-322.

4. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М, 1992.

5. Сопер П. Основы искусства речи. М, 1992, с. 7 - 144 (выборочно).

Лекция № 7

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Курс лекций. -М., «Проспект», 2007, с.303-310

2. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Практикум. - М., «Проспект», 2006, с.290 - 300 (выборочно).

3. Михальская А.К. Основы риторики. М., «Дрофа», 2001, с.342 - 362.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995, с.241-288.

2. Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992, с.200 - 237(выборочно).

Лекция № 8

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Волков А. А. Основы риторики. М., 2003, с.91- 285 (выборочно).

2. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Курс лекций. - М., «Проспект», 2007, с.294 - 302.

3. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Практикум. - М., «Проспект», 2006, с. 301 - 311.

4. Михальская А.К. Основы риторики. М., «Дрофа», 2001, с.329 - 342.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992, с.238 - 302 (выборочно).

 

Лекция № 9

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Волков А. А. Основы риторики. М., 2003, с.91- 285 (выборочно).

2. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Курс лекций. - М., «Проспект», 2007, с.294 - 302.

3. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Практикум. - М., «Проспект», 2006, с.301 - 311.

4. Михальская А.К. Основы риторики. М., «Дрофа», 2001, с.329 - 342; 416-425.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992, с.238 - 302 (выборочно).

Лекция № 10

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995, с.397 –510 (выборочно).

2. Кохтев Н.Н. Риторика. М.. 2001, с.207–208.

3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М., 2002, с.56 –57.

4. Михальская А.К. Основы риторики. М., «Дрофа», 2001, с.377 –435 (выборочно).

Лекция № 11

ТЕМА: Эпидейктическая речь. Сущность и функции эпидейктической речи.

 

 

ВОПРОСЫ:

1. Предмет и содержание эпидейктической речи, ее разновидности.

2. Правила похвалы и «хулы».

3. Законы эпидейктической речи и ее структура.

4. Риторические приемы организации (создания) эпидейктической речи.

5. Этос, пафос, логос в эпидейктической речи.

6. Устные жанры эпидейктической речи (поздравление; речь в честь юбиляра или какого-либо значительного события; речь в память о ком-либо; застольное слово, тост и др.).

7. Взаимодействие элементов информирующей, аргументирующей и эпидейктической речи в процессе общения.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Курс лекций. – М., «Проспект», 2007, с.303–310

2. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Практикум. – М., «Проспект», 2006, с.290 – 300 (выборочно).

3. Михальская А.К. Основы риторики. М., «Дрофа», 2001, с.342 – 362.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995, с.241 – 288

2. Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992, с.200 – 237(выборочно).

 

Лекция № 12

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Риторика. Под редакцией Н.А.Ипполитовой. – М., «Проспект», 2006, с.311 – 355.


 


 

ЛЕКЦИЯ № 1

ТЕМА: ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ.

 

ВОПРОСЫ:

1. Определение понятий «риторика», «ораторское искусство», «красноречие». Основные подходы к определению понятия «риторика». Риторика – наука об ораторском искусстве. С точки зрения мыслителей разных времен, риторика – это:

· «наука и искусство убеждения» (Аристотель;

· «ситематизация ораторского опыта» (Цицерон);

· «искусство красноречия, наука о способности хорошо говорить» (Квинтилиан);

· «искусство сообщения знаний» (Ф.Бэкон);

· «теория аргументации» (Ивин А.А.);

· «искусство убеждения и красота речи для увеличения её убедительности» (М.В.Ломоносов, А.Ф.Лосев, П.С.Пороховщиков).

В начале ХХ1 века значение термина стало шире.

2. Традиционное и нетрадиционное понимание риторики. Риторика как искусство и наука. Риторика и мораль. Современная риторика – это наука об условиях и формах действенной речевой коммуникации.

3. Предмет, цель и задачи курса «Риторика. Основы мастерства публичного выступления». Предмет современной риторики включает в себя различные виды речевой коммуникации: ораторскую (публичную) речь; диалог; дискуссию; полемику и дебаты; беседу; переговоры; телефонные разговоры и др. Цель риторики – научить говорить ясно, убедительно, приятно, лаконично, полно и гармонично.

4. Исторические изменения предмета риторики. Становление и основные этапы развития риторики. Научные дисциплины, возникшие на основе риторики (стилистика, поэтика, герменевтика, теория литературы). Неориторика.

5. Современная общая риторика. Частные риторики. Общая риторика – наука об общих закономерностях речевого поведения, действующих в различных ситуациях общения и сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной. Частные риторики изучают законы эффективной речи, действующие в одной из таких сфер профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна (в областях «повышенной речевой ответственности): академическая риторика, педагогическая риторика, судебная риторика, военное и политическое красноречие и др.

6. Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук. Связь риторики с культурой речи, стилистикой, логикой, психологией и др. дисциплинами.

7. Проблемы риторики в школьной программе.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Волков А. А. Основы риторики. М., 2003, с. 3 – 7.

2. Далецкий Чеслав. Риторика. М., «Омега-Л», 2003, с. 6 – 38.

3. Кохтев Н. Н. Риторика. М., 1994. Изд-е 4-е, М., «Просвещение», 2001, с. 3 – 40.

4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М., 2002, с. 3 – 8.

5. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2001, с.3 – 33.

6. Риторика. Под редакцией Н.А.Ипполитовой. – М., «Проспект», 2006.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. М., 1998, с.4 – 18.

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995, с.209 – 221.

3. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

4. Михальская А.К. Педагогическая риторика. М., 1998, с. 3 – 22.

5. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.

6. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999, с. 3 – 12.

Лекция № 2

ТЕМА: ИЗ ИСТОРИИ РИТОРИКИ

 

ВОПРОСЫ:

1. Понятие риторического идеала. Риторический идеал и культура. «Р иторический идеал,- по А.К.Михальской, - это система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему её ценностей – эстетических и этических» (с.449). Система эта не случайна, а закономерна и исторически обусловлена. Поэтому история риторики может быть рассказана как история возникавших, утверждавшихся и сменявших друг друга риторических идеалов.

2. Риторический идеал античности.

3. У истоков красноречия древности: Гомер.

4. Риторический идеал софистов.

· По мнению софистов, цель оратора – не раскрытие истины, а убедительность (победа). А убеждать может только искусно составленная речь; при этом не важно, соответствует она истине или нет. Задача софиста – научить «делать слабое мнение сильным». Отсюда значение слова софизм – преднамеренно ложный вывод. Произносящий речь силою своего слова должен заставить «малое казаться большим, а большое малым, новое представить древним, а древнее – новым», он может сделать людей «своими рабами по доброй воле, а не по принуждению».

· Манипулируют слушателями (субъект-объектные отношения со слушателями).

· Преобладает монологическая речь.

· Софисты умели насмешкой уничтожить довод противника, а на его насмешку отвечать с достоинством Истинный оратор, по мнению Горгия, должен уметь одну и ту же вещь и восхвалять и порицать. Риторика софистов была риторикой агональной (от греч. – борьба, состязание), т.е. риторикой словесного спора, состязания, борьбы. Лозунг софистов – «хороший оратор познается в борьбе». Спор, направленный обязательно на победу одного и поражение другого противника, - вот стихия риторики софистов.

· Господствует форма над содержанием (внешняя форма вместо внутреннего смысла).

5. Риторический идеал Сократа, Платона, Аристотеля:

· Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет, «иначе неизбежны сплошные ошибки».

· Смысловой – цель разговора между людьми, цель речи - поиски и обнаружение смысла, истины, которая не есть призрак, иллюзия, а заключена в предмете речи (обсуждения) и может быть обнаружена. По мысли Сократа, «…подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины; кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным».

· Основные способы нахождения истины у Сократа – его знаменитая ирония и майевтика («искусство повивальной бабки»), т.е. характерное для диалектического метода Сократа умение так строить диалог, чтобы чередование вопросов и ответов привело в результате беседы к рождению желанного младенца - истины.

· Диалогический (субъект-субъектные отношения): каждый из участников общения выступает как активный субъект собственной речи и мысли; не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли – цель речевого общения и деятельности говорящего.

· Гармонизирующий: главная цель разговора, спора, монолога – не победа и вообще не борьба, а объединение усилий участников общения для общей цели, достижение определенного согласия между ними по поводу смысла, цели и результатов общения; кроме того, и сама речь понимается Сократом как гармоничное существо, все части которого образуют соразмерное целое. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте – изложение, на третьем – доказательства, на четвертом – правдоподобные выводы.

6. Риторический и общеэстетический идеалы античной классики.

7. Риторический идеал Цицерона, Квинтилиана.

· Благодаря ораторскому гению имя стало нарицательным. Римляне говорили: «Труднее сказать короче, чем Цезарь и пространнее, чем Цицерон». Красноречие дается труднее, чем это кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений.

· Основа ораторского искусства – глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение пустая и ребяческая болтовня.

· Риторика, по мнению Цицерона, - это наука об ораторском искусстве. Философы утверждали, что риторика не есть наука. Риторы утверждали обратное. Цицерон предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, т.е. умозрительная, наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Обязанности оратора заключаются в следующем: 1) найти что сказать; 2) найденное расположить по порядку; 3) придать ему словесную форму; 4) утвердить всё это в памяти; 5) произнести. Цицерон придерживается классической схемы, согласно которой предлагалось пятичастное деление риторического процесса.

· В задачу оратора входит: расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника.

· В чем красота речи? В её свежести, благородстве, страстности, логичности, «цветы слов и мыслей» должны распределяться в речи «с разбором». Словесные нагромождения, расцвеченная чрезмерно яркими красками речь не доставляют длительного удовольствия, пресыщают и раздражают слушателей.

· Итак, для Цицерона важны: истина; уважительное отношение к слушателям (субъект-субъектные отношение); стремиться к гармонизирующим отношениям со слушателями; уделяет внимание как содержанию, так и форме (диалектическое единство).

8. Изменения риторического идеала после падения республики в Риме.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Волков А. А. Основы риторики. М., 2003, с. 3 – 7.

2. Далецкий Чеслав. Риторика. М., «Омега-Л», 2003, с. 3 – 40.

3. Кохтев Н. Н. Риторика. М., 1994. Изд-е 4-е, М., «Просвещение», 2001, с. 3 – 24.

4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М., 2002, с. 8 – 14; с. 22 – 30.

5. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2001, с.3 – 49; с. 448 – 459.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Апресян Г. 3. Ораторское искусство. М., 1978, с.3 – 25.

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995, с.222 – 224.

3. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи. М., 1992

4. Михальская А.К. Педагогическая риторика. М., 1998, с. 3 – 92.

5. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997, с. 10 – 64.

6. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999, с. 12 – 24.

 

Лекция № 3







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.