ТЕМА: Аргументирующая речь и ее особенности
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА: Аргументирующая речь и ее особенности





 

ВОПРОСЫ:

1. Аргументирующая речь. Функции и разновидности аргументирующей речи (убеждающая, доказательная, объяснительная, агитирующая и др.).

2. Общая характеристика аргументирующей речи.

3. Задачи оратора, решаемые в процессе подготовки аргументирующей речи:

• определение проблемы речи (спорного вопроса);

• формулировка тезиса, требующего доказательства;

• выбор стратегии доказательства.

4. Доказательство в аргументирующей речи. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация.

5. Виды доказательства (прямые и косвенные).

6. Тезис, требования к формулировке тезиса.

7. Тезис и антитезис. Термины тезиса и требования к их использованию. Деление тезиса на составляющие части. Основные приемы деления тезиса.

8. Ошибки в формулировке тезиса. Формы отклонения от тезиса.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Волков А. А. Основы риторики. М., 2003, с.91- 285 (выборочно).

2. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Курс лекций. - М., «Проспект», 2007, с.294 - 302.

3. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Практикум. - М., «Проспект», 2006, с. 301 - 311.

4. Михальская А.К. Основы риторики. М., «Дрофа», 2001, с.329 - 342.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992, с.238 - 302 (выборочно).

 

Лекция № 9

ТЕМА: Аргументирующая речь. Аргументация как система убеждения, доказательства, объяснения

Продолжительность 2 часа

ВОПРОСЫ:

1. Аргументация как система убеждения, доказательства, объяснения.

2. Специфика риторической аргументации.

3. Логическое и риторическое в аргументации.

4. Доказательство как совокупность логических приемов обоснования истинности доказываемого положения.



5. Внушение как способ воздействия на подсознание слушателей, на чувственную и эмоциональную сферу человека.

6. Убеждение как риторическая форма воздействующей речи (сочетание доказательства и внушения, «сила чувств» и убедительности).

7. Психологическая сторона убеждающей речи. Психологические (иррациональные) аргументы.

8. Приемы и способы создания системы аргументов (отбор аргументов; группировка аргументов: оценка воздействующей и логической «силы» аргументов; правила расположения аргументов в структуре речи, их представления аудитории).

9. Ошибки в использовании аргументов, уловки аргументации.

10. Демонстрация (доказательное рассуждение).

11. Связь тезиса и аргументов в структуре доказательного рассуждения (умозаключения).

12. Виды рассуждений.

13. Структура аргументирующей речи. Функции вводной, основной и заключительной частей аргументирующей речи.

14. Специфика подготовки к аргументирующей речи.

15. Устные жанры аргументирующей речи.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Волков А. А. Основы риторики. М., 2003, с.91- 285 (выборочно).

2. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Курс лекций. - М., «Проспект», 2007, с.294 - 302.

3. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Практикум. - М., «Проспект», 2006, с.301 - 311.

4. Михальская А.К. Основы риторики. М., «Дрофа», 2001, с.329 - 342; 416-425.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992, с.238 - 302 (выборочно).

Лекция № 10

ТЕМА: Основы мастерства беседы и спора. Дискуссия. Дискуссионная речь.

Продолжительность 4 часа

 

ВОПРОСЫ:

1. О сущности беседы и её типах. Беседа и её разновидности. Две обобщающие модели беседы. Принципы поведения собеседников и возможности взаимопонимания. Непринужденная дружеская (гедонистическая) беседа как особый вид общения.

2. Поведение в первой беседе с незнакомым человеком и в «светской» беседе.

3. Непродуктивные модели беседы и как их избежать. Модели, характерные для «стратегии близости». Модели, характерные для «стратегии отстранения». Способы, помогающие избежать непродуктивных моделей беседы.

4. Основы ведения деловой беседы. Роль вопроса в деловой беседе и её этапы. Беседа как средство разрешения конфликта.

5. Комплимент как малая форма эпидейктической речи. Принципы создания комплимента. Особенности тоста как малой эпидейктической формы.

6. О природе подлинного (продуктивного) спора. Спор, истина, мнение.

7. Основные виды аргументов и структура доказательства. Аргументы рациональные и иррациональные. Источники рациональных аргументов. Виды аргументов. Требования, ошибки и уловки, относящиеся к тезису. Ошибки и уловки, относящиеся к демонстрации. Иррациональные аргументы и особенности их использования.

8. Основные стратегии, тактики и приемы спора. Конструктивная и конфликтная стратегии в споре. Важнейшие тактики и приемы спора. Анализ и контроль речевого поведения в споре.

9. Дискуссия. Дискуссионная речь. Определение понятий. Взаимодействие аргументирующих (аргументативных) высказываний в процессе обмена мнениями при обсуждении спорных, проблемных вопросов.

10. Спор, дискуссия, полемика, прения, обсуждение, дебаты, диспут. Общее и различное в этих формах общения.

11. Дискуссия как разновидность полемического общения, в процессе которого сталкиваются различные (противоположные) точки зрения. Цели дискуссии.

12. Типы дискуссии в зависимости от целевой установки. Требования к формулировке темы дискуссии.

13. Культура дискуссии, требования к поведению полемистов. Речевое поведение ведущего. Функции и специфика вступительного слова ведущего. Приемы, позволяющие активизировать участников дискуссии, регламентировать их поведение, корректировать ход дискуссии с учетом ее темы и цели. Функции и специфика заключительного слова в речи ведущего. Требования к речевому поведению ведущего.

14. Дискуссионная речь как разновидность устной публичной речи, которая возникает во время спора (полемики, дискуссии и т. д.). Стилистические особенности дискуссионной речи. Сочетание и переплетение двух разновидностей литературного языка - кодифицированного и разговорного - в устной дискуссионной речи. Взаимодействие монолога и диалога в дискуссионной речи.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995, с.397 –510 (выборочно).

2. Кохтев Н.Н. Риторика. М.. 2001, с.207–208.

3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М., 2002, с.56 –57.

4. Михальская А.К. Основы риторики. М., «Дрофа», 2001, с.377 –435 (выборочно).

Лекция № 11

ТЕМА: Эпидейктическая речь. Сущность и функции эпидейктической речи.

 

 

ВОПРОСЫ:

1. Предмет и содержание эпидейктической речи, ее разновидности.

2. Правила похвалы и «хулы».

3. Законы эпидейктической речи и ее структура.

4. Риторические приемы организации (создания) эпидейктической речи.

5. Этос, пафос, логос в эпидейктической речи.

6. Устные жанры эпидейктической речи (поздравление; речь в честь юбиляра или какого-либо значительного события; речь в память о ком-либо; застольное слово, тост и др.).

7. Взаимодействие элементов информирующей, аргументирующей и эпидейктической речи в процессе общения.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Курс лекций. – М., «Проспект», 2007, с.303–310

2. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Практикум. – М., «Проспект», 2006, с.290 – 300 (выборочно).

3. Михальская А.К. Основы риторики. М., «Дрофа», 2001, с.342 – 362.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995, с.241 – 288

2. Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992, с.200 – 237(выборочно).

 

Лекция № 12

ТЕМА: Устные профессионально-значимые высказывания учителя.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.