Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии: модели с одновременным принятием решений. (Модель Курно, модель Бертрана).





Модель с одновременным установлением объемов выпуска (равновесие Курно) соответствует стратегии, при которой каждая из двух фирм (если рассматривать случай дуополии) строит предположения в отношении количества товара, выставляемого на продажу другой фирмой. Фирма 1, выпуская количество товара Q1, она ожидает, что фирма 2 произведет продукцию в объеме Q2о. И наоборот, фирма 2 ожидает, что, если она произведет товар в количестве Q2, то фирма 1 — в количестве Q1o. Таким образом, функции реакции обеих фирм можно представить как Q1=f(Q2o), Q2=f(Q1o). Графическая интерпретация обеих функций представлена на рис.

Выбор оптимального объема производства должен удовлетворять системе указанных выше двух уравнений реакции фирм. На рисунке это равновесие (равновесие Курно) соответствует точке пересечения кривых функций реакции Х, в которой объем прибыли каждой из фирм максимален при данном ожидаемом объеме продаж конкурирующей фирмой.

Если первоначальное состояние рынка находится в точке 1, то фирма 1 сочтет выгодным снижение объема продаж (на графике это отразится переходом из точки 1 в точку 2 и попаданием на более выгодную изопрофитную кривую). В ответ фирма 2 увеличит объем продаж (движение из точки 2 в точку 3). В свой черед фирма 1 снова снизит продажи (из точки 3 в точку 4). Их действия будут предприниматься, пока равновесие не установится в точке Х, после чего ни одна из фирм не сочтет необходимым изменять далее ситуацию на рынке.

 
 

 

 


 

 

Рис. Равновесие в ситуации дуополии при одновременной игре с некооперативной стратегией установления объемов производства (модель Курно).

Модель с одновременным установлением цен: Фирмы могут устанавливать цены своих товаров, оставляя установление объема продаж рынку. В данном случае фирмы максимизируют прибыль, принимая цены конкурентов заданными. Графический анализ с помощью изопрофитных кривых отличается от изложенного ранее тем, что кривые строятся в координатах цен, а не объемов производства. Любая из изопрофитных кривых показывает все комбинации цен обеих фирм, позволяющие фирме 1 получать одинаковый объем прибыли. Изопрофитные кривые выпуклы к оси цены рассматриваемой фирмы. Переход на более высокую кривую означает получение фирмой 1 большего объема прибыли. Максимум прибыли для фирмы будет соответствовать точке нижнего экстремума изопрофитной кривой (точкам 1, 2, 3, 4). Карта изопрофитных кривых отражает и тот факт, что при более высоких ценах конкурентов (фирмы 2) переход на более высокие кривые сопровождается повышением цен для фирмы.

 

Рис. Изопрофитные кривые и функция реакции фирмы 1

в модели Бертрана.

Следующий график демонстрирует карту изопрофитных кривых и функцию реакции фирмы 2 на изменение цен фирмой 1

 
 

 


Рис. Изопрофитные кривые и функция реакции фирмы 2

в модели Бертрана.

Зная функции реакции обеих фирм, можно определить параметры равновесия Бертрана.

 

 


Рис. Равновесие Бертрана.

Олигополия и эффективность

Для того чтобы определить эффективность олигополистической конкуренции, следует провести ее срав­нение с поведением фирмы в условиях чистой конку­ренции. Однако сделать это очень сложно, в связи с чем практика выработала две точки зрения. Одна из них, наиболее традиционная, исходит из того, что олигополия по своей сути является монополией, поэ­тому принципы и последствия ее действий примерно аналогичны действию последней. Согласно данной точке зрения олигополия, для которой характерны барьеры для вступления на рынок, приводит к огра­ничению выпуска продукции при одновременном снижении издержек на единицу продукции, что прино­сит значительную экономическую прибыль.

В соответствии со второй точкой зрения олигополистические монополии необходимы в связи с тем, что они играют решающую роль в осуществлении на­учно-технического прогресса, так как имеют возмож­ность финансировать дорогостоящие научные проек­ты. Делать это они могут потому, что не опасаются конкурентов, так как проникнуть в отрасль практи­чески невозможно. В то же время олигополисты не то­ропятся с внедрением новых техники и технологий, понимая, что конкуренты не смогут потеснить их на рынке. Это приводит к тому, что олигополистические фирмы далеко не всегда являются лидерами в области разработок, хотя следует отметить, что есть и эталон­ные производства.








Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.