Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ННОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ





ННОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет экономики и управления

Кафедра экономических и финансовых дисциплин

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

__________________________

А.И. Ковалева

«___» ______________2011 г.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Банковский менеджмент»

ДС.Р.06

для студентов всех форм обучения

по специальности 080105.65 «Финансы и кредит»

 

 

Москва


Банковский менеджмент: учебно-методический комплекс. – М: Изд. Московского гуманитарного университета, 2011. – 102 с.

Учебно-методический комплекс подготовлен в рамках программы курса «Банковский менеджмент», составленной в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и стандарта ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет» по специальности 080105.65 «Финансы и кредит».

 

 

Составитель: Тарасова Галина Викторовна, доцент кафедры экономических и финансовых дисциплин

 

Рецензенты:

Крылова Е.Б.,доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономических и финансовых дисциплин МосГУ.

Ткач Н.Д., кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой финансов и кредита Национального Института Бизнеса.

 

 

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры экономических и финансовых дисциплин, протокол № 7 от 15 февраля 2011 г.

 

ОДОБРЕНО

Методической комиссией факультета экономики и управления, протокол № 5 от 23 марта 2011 г.

 


 

Содержание
I. Программа дисциплины  
  1. Паспорт дисциплины  
  2. Аннотация дисциплины  
    2.1 Решение методической комиссией факультета экономики и управления  
    2.2 Цели и задачи дисциплины  
    2.3 Требования к уровню подготовки студента по данной дисциплине  
    2.4 Связь с предшествующими дисциплинами  
    2.5 Связь с последующими дисциплинами  
  3. Учебно-тематический план  
  4. Содержание курса  
  Тема 1 Характеристика системы банковского менеджмента  
  Тема 2 Планирование как функция банковского управления  
  Тема 3 Управление организационной структурой банка  
  Тема 4 Внутренний контроль как инструмент банковского менеджмента  
  Тема 5 Содержание и роль аналитической работы в деятельности банка  
  Тема 6 Управление персоналом банка  
  Тема 7 Рейтинги надежности банков  
  Тема 8 Управление ликвидностью банка  
  Тема 9 Управление прибылью банка  
  Тема 10 Управление пассивами банка  
  Тема 11 Стратегия управления активами и пассивами  
  Тема 12 Управление кредитом и кредитными рисками  
  Тема 13 Управление портфелем ценных бумаг  
  Тема 14 Управление расчетными банковскими технологиями  
  Тема 15 Управление валютным портфелем  
  Тема 16 Управление рыночными рисками  
  5. Планы семинарских и практических занятий по дисциплине «Банковский менеджмент»  
  6. Основные определения понятий по дисциплине «Банковский менеджмент» (глоссарий)  
           

 

II. Контроль качества освоения дисциплины «банковский менеджмент»  
  1. Контрольно-измерительные материалы к промежуточному и итоговому контролю  
    1.1 Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения  
    1.2 Задания для контрольных работ  
    1.3 Тематика курсовых работ  
    1.4 Перечень вопросов к экзамену  
  2. Тематика заданий аналитического характера для самостоятельной проработки  
III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по дисциплине «банковский менеджмент»  
  1. Методические указания преподавателю  
  2. Методические указания студентам  
    2.1 Методические указания к семинарским, практическим занятиям  
    2.2 Методические указания по подготовке рефератов  
    2.3 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ  
    2.4 Методические рекомендации по выполнению курсовых работ  
IV. Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «банковский менеджмент»  
  1. Тестовый контроль  
V. Учебно-методическое и информационное обеспечение по дисциплине «банковский менеджмент»    
  1. Основная и дополнительная литература  
  2. Интернет-ресурсы и электронно-программное обеспечение  
VI. Материально-техническое обеспечение дисциплины «банковский менеджмент»  
Приложения  

I. Программа дисциплины

1. Паспорт дисциплины

Банковский менеджмент − ДС.Р.06.

Специальность: 080105.65 Финансы и кредит.

Квалификация специалиста: «Экономист».

Курс: 4, 5, 6

Семестр: 8, 9, 11

Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная

Общая трудоемкость: 180 часов

Аудиторная нагрузка: 60 часов

Итоговый контроль: экзамен

 

2. Аннотация дисциплины

2.1. Решением методической комиссии факультета экономики и управления, протокол № 5 от 23. 03. 2011 г. данная дисциплина введена в рабочие учебные планы для подготовки специалистов в области управления деятельностью коммерческих банков.

2.2. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – формирование у студентов целостной системы знаний по теории и практике управления деятельностью банков, показать основные рычаги управления банками в условиях рыночной экономики. Освоение понятийно-терминологического аппарата, характеризующего сущность и содержание банковского менеджмента. Ознакомление студентов с отечественной и зарубежной практикой управления деятельностью коммерческих банков.

Задачи дисциплины:

- дать студентам определенный минимум необходимых теоретических знаний по основам банковского менеджмента, принципам, механизмам и методическим основам организации банковского менеджмента;

- изучить организационно-финансовый механизм функционирования банка, как коммерческой организации во взаимосвязи с клиентской базой;

- осветить аспекты управления банковской деятельностью и аспекты управления материально-технической базой банка;

- привить студентам практические навыки управления деятельностью банка для работы в банковской сфере современной российской экономики.

Курс «Банковский менеджмент» содействует более полному и глубокому усвоению курсов специальности «Финансы и кредит» и направлен на получение знаний для использования их в своей работе для дальнейшего развития российских коммерческих банков. Дисциплина является дисциплиной специализации профессионального цикла основной образовательной программы по специальности «Финансы и кредит».

 

2.3. Требования к уровню подготовки студента по данной дисциплине

Студенты, завершившие изучение данного курса должны:

Иметь представление:

- о различных аспектах финансового менеджмента в коммерческом банке;

- об особенностях управления в различных банковских организациях;

- о развитии системы банковского менеджмента в современных условиях;

- об оценке качества банковского менеджмента.

Знать:

- об экономических, организационных и правовых основах банковского менеджмента;

- организацию банковской деятельности;

- содержание и роль аналитической работы в коммерческом банке;

- организацию внутреннего контроля за рисками банковской деятельности;

- стратегическое и оперативное планирование банковской деятельности;

- управление банковскими инновациями.

Уметь:

- охарактеризовать основные аспекты управления ликвидностью, поддержания и повышения рентабельности банка, управления достаточностью и структурой капитала, качеством активов и пассивов, стабилизации и увеличения рыночной стоимости банка;

- использовать систему знаний при освещении проблем управления персоналом коммерческого банка;

- применять способы регулирования уровня прибыли коммерческого банка на основе структурного анализа доходов, расходов и финансового результата;

- использовать систему знаний при освещении проблем управления кредитным портфелем и кредитными рисками банка;

- использовать систему знаний при освещении проблем управления рисками в рамках управления активами и пассивами коммерческого банка.

Владеть:

- основными методами обработки, анализа и интерпретации результатов;

- принципами и навыками современных теоретических концепций и практики управления деятельностью банка.

 

2.4. Связь с предшествующими дисциплинами

Банковский менеджмент как один из основных составляющих финансово-кредитной и платежной систем является интегрирующим образованием финансовых исследований и области переноса профессиональных навыков экономиста.

Теоретико-методологические основы управления деятельностью коммерческих банков регламентируются соответствующими областями финансовой науки: финансы, бюджетная система; финансы организаций, экономический анализ, деньги, кредит, банки, инвестиции, банки и банковские операции. Измерительно-инструментальные средства банковского менеджмента основаны на следующих дисциплинах: математические методы в экономике, математическое моделирование.

 

2.5. Связь с последующими дисциплинами

Экономические, организационные и правовые основы банковского менеджмента реализуются посредством теоретической и методической базы в области правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях и антикризисного управления. Формирование совокупности специализированных средств, которые реализуются во всех направлениях деятельности коммерческих банков – практической и исследовательской – определяются актуальностью запросов финансового права, рынка ценных бумаг, товарных бирж и биржевого анализа, антикризисного управления и т.д. Во всех прикладных и практико-ориентированных дисциплинах специальности «Финансы и кредит» инструментарий курса Банковский менеджмент находит свое применение.

 


3. Учебно-тематический план

Очная форма обучения

 

№ п/п Наименование темы Всего часов Лекции Семинары Самостоят. работа
Тема 1 Характеристика системы банковского менеджмента        
Тема 2 Планирование как функция банковского управления        
Тема 3 Управление организационной структурой банка        
Тема 4 Внутренний контроль как инструмент банковского менеджмента        
Тема 5 Содержание и роль аналитической работы в деятельности банка        
Тема 6 Управление персоналом банка        
Тема 7 Рейтинги надежности банков        
Тема 8 Управление ликвидностью банка        
Тема 9 Управление прибылью банка        
Тема 10 Управление пассивами банка        
Тема 11 Стратегия управление активами и пассивами        
Тема 12 Управление кредитом и кредитными рисками        
Тема 13 Управление портфелем ценных бумаг        
Тема 14 Управление расчетными банковскими технологиями        
Тема 15 Управление валютным портфелем        
Тема 16 Управление рыночными рисками        
ИТОГО:        

Очно-заочная форма обучения

 

№ п/п Наименование темы Всего часов Лекции Семинары Самостоят. работа
Тема 1 Характеристика системы банковского менеджмента        
Тема 2 Планирование как функция банковского управления        
Тема 3 Управление организационной структурой банка        
Тема 4 Внутренний контроль как инструмент банковского менеджмента        
Тема 5 Содержание и роль аналитической работы в деятельности банка        
Тема 6 Управление персоналом банка        
Тема 7 Рейтинги надежности банков        
Тема 8 Управление ликвидностью банка        
Тема 9 Управление прибылью банка        
Тема 10 Управление пассивами банка        
Тема 11 Стратегия управление активами и пассивами        
Тема 12 Управление кредитом и кредитными рисками        
Тема 13 Управление портфелем ценных бумаг        
Тема 14 Управление расчетными банковскими технологиями        
Тема 15 Управление валютным портфелем        
Тема 16 Управление рыночными рисками        
ИТОГО:        

 


Заочная форма обучения

№ п/п Наименование темы Всего часов Лекции Семинары Самостоят. работа
Тема 1 Характеристика системы банковского менеджмента        
Тема 2 Планирование как функция банковского управления        
Тема 3 Управление организационной структурой банка        
Тема 4 Внутренний контроль как инструмент банковского менеджмента        
Тема 5 Содержание и роль аналитической работы в деятельности банка        
Тема 6 Управление персоналом банка        
Тема 7 Рейтинги надежности банков        
Тема 8 Управление ликвидностью банка        
Тема 9 Управление прибылью банка        
Тема 10 Управление пассивами банка        
Тема 11 Стратегия управление активами и пассивами        
Тема 12 Управление кредитом и кредитными рисками        
Тема 13 Управление портфелем ценных бумаг        
Тема 14 Управление расчетными банковскими технологиями        
Тема 15 Управление валютным портфелем        
Тема 16 Управление рыночными рисками        
ИТОГО:        

Содержание курса

 

Тема 2. Планирование как функция банковского управления

Планирование как процесс принятия и организации выполнения управленческих решений, связанных с будущими событиями, на основе их систематической подготовки, включающей мониторинг и анализ результатов выполнения ранее принятых планов, оценку постоянно изменяющейся рыночной ситуации, изучения потребностей реальных и потенциальных клиентов банка и стратегических задач, которые учредители ставят перед банковской организацией.

Практическая подготовка и реализация управленческих решений на основе трехуровневой системы планирования:

1. Стратегическое планирование.

2. Тактическое планирование.

3. Оперативное планирование.

Начальный этап разработки стратегического плана развития банка. Определение главных направлений, программ развития банка на долгосрочный период. Решение вопросов долгосрочной кредитной, депозитной, валютной и другой политики банка. Стратегия банка как ориентир для принятия ключевых решений касающихся будущих рынков, продуктов, организационной структуры, прибыльности и профиля рисков для руководителей (менеджеров) банка на всех уровнях его деятельности. Тактическое планирование и развертка стратегического плана на среднесрочные составляющие. Детализация планов на уровне отдельных структурных подразделений (филиалов, отделений, дочерних банков).

Оперативное планирование. Подробное расписание и выдача плановых заданий с планами-графиками их выполнения исполнителям. Функции оперативного учета контроля и анализа банковской деятельности.

Бизнес-план как инструмент системы управления банком. Его цель – достижение спланированных финансово-экономических показателей, результатов определенной деятельности банка за конкретный промежуток времени и при определенных затратах ресурсов. Методика составления бизнес-плана.

Финансовое планирование деятельности коммерческого банка. Этапы финансового планирования. Планирование объемов собственных средств и объемов активных операций. Планирование структуры пассивных операций и средневзвешенной стоимости ресурсов. Планирование прибыли и ее распределения. Сравнение плановых и фактических показателей деятельности банка. Стратегическое и тактическое планирование банка с рыночных позиций.

План развития персонала банка. План развития сети банка и его материально-технической базы.

 

Тема 5. Содержание и роль аналитической работы в деятельности банка

Назначение и виды аналитической работы в банке. Их взаимосвязь и основные различия. Объекты и организация проведения финансового анализа в банке. Финансовое состояние – обобщающая комплексная характеристика деятельности банка и главный объект финансового анализа. Информационная база финансового анализа. Внешние и внутренние источники информации. Финансовая отчетность банка, формируемая в соответствии с МСФО. Основные направления анализа финансового состояния кредитной организации. Анализ качества управления пассивами кредитной организации. Анализ качества управления активами. Финансовые инструменты и их анализ в банках.

Роль и значение экономического анализа в принятии управленческих решений.

 


Тема 2. Планирование как функция банковского управления

Вопросы к семинару:

1) Планирование как основная функция стратегического менеджмента.

2) Концептуальные основы и структура системы планирования.

3) Стратегическое планирование деятельности коммерческого банка.

4) Структурирование бизнеса банка для финансовых целей.

5) Финансовое планирование как инструмент обоснования и развития стратегии банка.

- цели процесса финансового планирования;

- состав бюджета банка;

- финансовая структура банка и структура его бюджета;

- финансовая модель банка.

Вопросы для самоконтроля:

1. Отличие основных видов банковского планирования.

2. Система стратегических лимитов банка.

3. Основные этапы бизнес-планирования.

4. Оптимальная структура активов и пассивов банка.

5. Количественные показатели финансового плана

ЛИТЕРАТУРА:

1. Банковский менеджмент: учебник для вузов / Под ред. О. И. Лаврушина. − 3-е изд., перераб. и доп. −- М.: КНОРУС, 2010.

2. Бычков В.П. Банковское дело: управление кредитной организацией: Практикум. – М.: Дашков и К, 2007.

3. Василенко Н. К., Кравцова Г. И., Купчинова О. В. Организация деятельности коммерческих банков. – М.: БГЭУ, 2007.

4. Ермаков С.Л., Юденков Ю.Н. Основы организации деятельности коммерческих банков: Учебник. М.: КНОРУС, 2009.

5. Жарковская Е.П. Финансовый анализ деятельности коммерческого банка: учебник. − М.: Омега-Л, 2010.

6. Жуков Е.Ф. Банковский менеджмент. М.: Юнити-Дана, 2009.

Тема 5. Содержание и роль аналитической работы в деятельности банка

Вопросы к семинару:

1) Назначение и виды аналитической работы в банке.

2) Направления аналитической работы в банке.

3) Организация аналитической работы в банке.

4) Примеры и методы анализа:

- структурный метод;

- метод группировки;

- метод финансовых коэффициентов;

- метод сравнительного анализа;

- факторный анализ;

- метод агрегированных показателей;

- метод рейтинговой оценки;

- экономико-математические и графические методы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Место аналитической работы в деятельности банка.

2. Виды и направления анализа.

3. Степень влияния факторов на организацию аналитической работы в банке.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Банковский менеджмент: учебник для вузов / Под ред. О. И. Лаврушина. − 3-е изд., перераб. и доп. −- М.: КНОРУС, 2010.

2. Бычков В.П. Банковское дело: управление кредитной организацией: Практикум. – М.: Дашков и К, 2007.

3. Жарковская Е.П. Финансовый анализ деятельности коммерческого банка: учебник. − М.: Омега-Л, 2010.

4. Жуков Е.Ф. Банковский менеджмент. М.: Юнити-Дана, 2009.

5. Фомичев А.Н. Риск-менеджмент: Учебник. М.: ИТК Дашков и К, 2011.

Требования к тексту.

2.1 Реферат выполняется в виде слайдов.

2.2 Текст печатается обычным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 12 кегель). Заголовки – полужирным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 14 кегель).

2.3 Формулы, схемы, графики, рисунки вписываются в текст слайда либо на отдельном слайде.

Типовая структура реферата.

1. Титульный лист.

2.План (простой или развернутый).

3. Введение.

4.Основная часть.

5. Заключение.

6. Список литературы.

Тематика курсовых работ

Тематика курсовых работ актуальна, отвечает учебным задачам данного предмета, а также потребностям науки и практики.

Предлагаемые темы курсовых работ комплексные, т. е. содержат ряд взаимосвязанных проблем и строятся на итогах научных работах членов кафедры и студенческих научных кружков, проблемных групп, с использованием новейших достижений отечественной и зарубежной науки, имеют прикладное значение.

Темы курсовых работ определены и утверждены кафедрой экономических и финансовых дисциплин и деканом факультета.

Основные содержательные и процессуальные аспекты, необходимые для выполнения работы, определяются в задании (плане) к курсовой работе, в котором следует четко сформулировать название темы работы и требования, определяющие ее объем, содержание, а также исходные данные для выполнения количественных расчетов эмпирических данных.

Содержание и структура курсовой работы

Курсовая работа должна содержать элементы новизны, наряду с фундаментальным аспектом отражать современное состояние изучаемой проблемы, а также региональные особенности. Курсовая работа должна показать, насколько глубоко студент овладел теоретическими знаниями, умениями пользоваться научной литературой, навыками анализа.

Курсовая работа должна состоять из введения, теоретической части, эмпирических данных, заключения, списка литературы и приложения. В отдельных случаях, в соответствии с тематикой работы, эмпирическая часть может отсутствовать. Однако и в такой работе должна быть самостоятельность мысли, особенно в тех разделах, главах, параграфах, где требуется сопоставление и анализ собранных фактов, различных теорий, концепций, взглядов ученых.

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

- обоснование актуальности выбранной темы;

- постановка цели и конкретных задач исследования;

- определение объекта и предмета исследования;

- выбор методов (методики) проведения исследования;

- описание процесса исследования;

- обсуждение результатов исследования;

- формулировка выводов и оценка полученных результатов.

Обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели, задач, определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, выбор методов, описание новизны исследования производится во введении к курсовой работе.

Обоснование актуальности выбранной темы

Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно в пределах одной страницы показать главное − суть проблемной ситуации, из чего и будет ясна актуальность темы.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач.

Таким образом, если исследователю удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием, то ему нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а, следовательно, и сформулировать ее суть.

К методам научного исследования относят: методы системного анализа и исследования операций, математический, статистические, метод сравнений и аналогий, обсервационный, биографический, метод обобщений, метод натурального моделирования и пр.

Формулирование методологической основы исследования носит стандартный характер и сводится к утверждению, что такую основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области социальной психологии.

Гипотеза – это расхождение между ожидаемым и фактическим состоянием дел, так называемое предположение.

Объект – это область научных изысканий, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема; это система закономерностей, связей, отношений, видов деятельности, в рамках которых зарождается проблема.

Предмет – более узок и конкретен. Благодаря его формулированию в курсовой работе из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования.

Цель – состоит в решении научной проблемы путем совершенствования выбранной сферы деятельности конкретного объекта.

В соответствии с основной целью следует выделить 3-4 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Это либо решение подпроблем, вытекающих из общей проблемы, либо задачи анализа, обобщения, выявления, обоснования, разработки, оценки отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы. Каждая из задач формулируется в соответствии с главами курсовой работы.

Теоретическая часть должна содержать анализ состояния изучаемой проблемы на основе обзора научной, научно-информационной, справочной литературы. Представленный материал должен быть логически связан с целью исследования. В параграфах теоретической части необходимо отражать отдельные части проблемы и завершать их выводами.

Эмпирическая часть включает описание экспериментального исследования, обоснование методов исследования, анализ результатов экспериментального исследования, схемы, графические и математические способы интерпретации полученных данных, выводы.

Заключение содержит выводы, подтверждающие или опровергающие первоначальные предположения (гипотезы), перспективы дальнейшего изучения проблемы, связь с практикой, анализ реализации целей и задач исследования.

Список литературы должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТа. В библиографию включаются все источники, цитируемые или используемые в работе. В начале указываются нормативные документы по иерархии, затем монографии, учебники, статьи в периодической печати, Интернет источники. При этом соблюдается алфавитный порядок. Указание при этом количества страниц каждого источника обязательно. Для статей указываются страницы в журналах, на которых они опубликованы, для газет только в случае, если в них более 8 страниц. Всего должно быть использовано не менее 10 источников. На каждый из них должна быть сноска в тексте. Источники, не упомянутые в тексте, не могут приводиться в списке использованных.

Приложение следует оформлять как продолжение курсовой работы. Оно содержит фактический материал экспериментальных исследований (анкеты, опросники, схемы, чертежи, расчетные материалы, карты, рисунки, ответы респондентов и т.д.).

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием вверху (с права) слова «Приложение» и его обозначение. Приложения обозначаются арабскими цифрами.

Требования к оформлению курсовой работы

Работа открывается титульным листом (Приложение 2), на котором указывается: название университета; название кафедры; название темы и учебной дисциплины, по которой пишется курсовая работа; фамилия, имя, отчество автора курсовой работы; фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание научного руководителя; год.

На второй странице работы приводится оглавление (с указанием страниц структурных частей, глав, параграфов), которое является планом.

В тексте курсовой работы все цитаты, цифровые данные обязательно должны сопровождаться сноской с указанием источника с полными выходными данными (включая номер страницы). Сноска оформляется внизу страницы. Если используются Интернет источники, то дается ссылка не на веб-страницу, а указывается полный путь к гипертекстовой странице и дата заимствования, так как данные регулярно обновляются

Работа завершается составлением списка использованных источников. Список располагается после заключения.

На последней странице курсовой работы следует поставить дату окончания работы и подпись автора.

Курсовая работа выполняется на белой стандартной бумаге на одной стороне листа формата А4 (210×298 мм) на компьютере.

Текст должен иметь поля следующих размеров: верхнее – 25мм, нижнее – 25 мм, левое – 30 мм, правое – 15 мм.

Рекомендуемый объем курсовой работы составляет 35-40 страниц печатного текста через 1,5 интервала, шрифтом Times New Roman, размер 14.

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка «№», например: см. рис. 3., см. табл.1., с.3-4, гл. 2.

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы.

Название глав и всех структурных компонентов исследования печатается по середине страницы. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно 3 интервалам. Такое расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Точку в конце заголовка не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.

Таблицы, рисунки, графики, диаграммы и пр. графический материал подлежит последовательной и непрерывной нумерации на протяжении всей работы. В приложении нумерация производится отдельно.

Язык и литературный стиль изложения курсовой работы должен грамотным, изложение мыслей доходчивым и доступным пониманию. Необходимо избегать тяготения к утилитаризму, использованию многословия, неграмотного или не к месту употребления иностранных слов и оборотов.

Важно умение излагать авторские мысли в курсовой работе в безличном стиле, то есть от себя, но напрочь избегая употребления слова «Я» и в минимальной степени применяя слово «Мы» по отношению к себе. В тоже время надо, как того требует инструкция, всячески фиксировать свой вклад, например «по мнению автора», «как установлено в результате проведенных в курсовой работе исследованиях», «с нашей точки зрения» и т.д.

Одно из важных условий стилистического совершенства курсовой работы заключается в соблюдении принципа причинно-следственных связей, логической последовательности изложения, благодаря чему не сложно понять, что из чего вытекает, следует.

Обобщающее название «оформление» следует понимать как цикл, совокупность самых разнообразных действий, призванных придать работе вид завершенного в общих чертах произведения. Курсовая работа сдается в папке – скоросшивателе, содержит титульный лист, лист – содержание, основной текст, приложение.

Содержание курсовой работы представляет собой последовательный перечень расположенных в ней материалов с выделением введения, глав и параграфов основного текста, заключения, библиографического списка литературы и приложений. Рубрикацию глав, параграфов, подпараграфов целесообразно строить по индексационной схеме с цифровыми многоступенчатыми номерами (например, 2.3. означает номер третьего параграфа второй главы).

Задание (план) выполнения курсовой работы

Этапы и содержание работы Сроки выполнения Отметка о выполнении
  Ознакомление с требования к курсовой работе    
  Выбор темы курсовой работы и определение основного содержания    
  Подбор и изучение литературы по теме. Освещение вопросов теоретической части работы    
  Подбор и обсуждение методик эксперимента. Работа над экспериментальной частью    
  Формулировка выводов    
  Оформление работы    
  Защита курсовой работы    

 

Защита курсовой работы

Курсовая работа представляется на кафедру в установленный срок и допускается к защите при наличии пол







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.