Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психологическое направление в изучении культур





1. "Психология народов"

СУЩЕСТВЕННОЙ чертой эволюционизма как мето­да изучения культур было увлечение психологическим объ­яснением культур. Уже в середине XIX в. предпринима­лись попытки обоснования самостоятельного направления, центром исследований которого была бы психология на­родов. Основателями новой дисциплины были немецкие ученые М. Лацарус (1824-1903) и X. Штейнталь (1823-1899). Ос­новное содержание их концепции состоит в том, что благодаря един­ству происхождения и среды обитания "все индивиды одного народа носят отпечаток... особой природы народа на своем теле и душе", при этом "воздействие телесных влияний на душу вызывает известные склонности, тенденции предрасположения, свойства духа, одинако­вые у всех индивидов, вследствие чего все они обладают одним и тем же народным духом"1. Народный дух понимается как психическое сходство индивидов, принадлежащих к одному народу и одновремен­но как их самосознание (народ есть некая совокупность людей, кото­рые смотрят на себя как на один народ, причисляют себя к одному народу).

Основными задачами "Психологии народов" является: а) психоло­гически познать сущность народного духа и его действия; б) открыть законы, по которым совершается внутренняя духовная или идеальная деятельность народа в жизни, в искусстве и в науке и в) открыть осно­вания, причины и поводы возникновения, развития и уничтожения осо­бенностей какого-либо народа.

В "Психологии народов" можно выделить два аспекта. Во-первых, анализируется дух народа вообще, его общие условия жизни и деятель­ности, устанавливаются общие элементы и отношения развития духа народа. Во-вторых, более конкретно исследуются частные формы на­родного духа и их развитие. Первый аспект получил название этноисто-Рической психологии, второй — психологической этнологии. Непосред­ственными объектами анализа, в процессе исследования которых раскрывается содержание народного духа, являются мифы, языки, мораль, нравы, быт и другие особенности культур.

Подводя итог изложению идей, выдвинутых М. Лацарусом и X. Штейн-талем в 1859 г., дадим краткое определение "Психологии народов". Они предлагали строить этническую психологию как объяснительную науку о народном духе, как учение об элементах и законах духовной жизни наро­дов и исследование духовной природы всего человеческого рода.

Общее направление исследований культур, сформулированное М. Лацарусом и X. Штейнталем, проблемы, поставленные ими, разви­ваются и поныне. Анализ "Психологии народов" (в виде этнопсихоло­гии или ментальное™ как типа культуры, или проблемы "первобытного мышления") стал неотъемлемой частью исследования культур в XX в. Эти же аспекты изучения культур являются обязательной частью прак­тически любого курса культурологии.

Поэтому хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что направление "Психология народов" не сводится только к анализу пси­хического склада ума или культурно-обусловленному типу мышления. Ее предмет и задачи значительно шире, они не состоят только в лично-стно-психологических характеристиках (восприятие, память, темпера­мент, характер) людей, принадлежащих к различным культурам.

Хотя Штейнталь и Лацарус не смогли выполнить своей грандиозной программы, но их идеи были подхвачены и развиты рядом психологов, антропологов и социологов. Впоследствии в XX в. их программу допол­нили и успешно выполнили сторонники американской этнопсихологи­ческой школы (психологическая антропология).

Продолжил развивать психологическое направление В. Вундт (1832 — 1920). Двадцать лет своей жизни он посвятил написанию десятитомной "Психологии народов". В ней он развивал положение о том, что высшие психические процессы людей, в первую очередь мышление, есть продукт историко-культурного развития сообществ людей. Он возражал против прямой аналогии вплоть до отождествления индивидуального сознания и сознания народа. По его мнению, народное сознание есть творческий син­тез (интеграция) индивидуальных сознаний, результатом которого явля­ется новая реальность, обнаруживающаяся в продуктах сверхиндивиду­альной или сверхличностной деятельности в языке, мифах, морали.

Под несколько другим углом зрения рассматривал культурно-исто­рический процесс американский ученый Л.Ф. У орд (1843 — 1913), ав­тор книг "Динамическая социология" (1883) и "Психические факторы цивилизации" (1893). Происхождение культур он считал высшей ступе­нью эволюционной лестницы, синтезом всех природных сил, сложив­шихся в ходе космо-, био- и антропогенеза. Качественное отличие новой социально-культурной реальности он видел в наличии в ней чувства и цели. Таким образом, человек в культурной истории действует сообраз­но с сознательными целями. Первичными желаниями (потребностями) человека являются жажда, голод и половые потребности. На их основе складываются более сложные интеллектуальные, моральные, эстетические желания, служащие основой для совершенствования общества, его улучшения ("мелиоризма", по терминологии Л. Уорда). В концепции Уорда привлекает внимание анализ происхождения и роли удовольст­вия и страдания в жизни человека, исследование такого феномена, как счастье (свобода от страданий) и психология изобретений. Наряду с индивидуальными целями он признавал существование коллективных целей, носителем которых была отдельная культура.

Определенный вклад в психологическое изучение культур внес профес­сор Йельского университета социолог У. Самнер (1840—1910). Основной его труд, посвященный этой теме, - "Народные обычаи" (1906). В поня­тие "обычай" он включает все культурно-обусловленные, стандартизован­ные формы поведения. В качестве причин появления и существования обы­чаев он выделяет группы взаимодействий или факторов. Первая связана с борьбой людей друг с другом или с окружающей природой. Обычаи в этом случае представляют собой определенные виды защиты и нападения в про­цессе борьбы за существование. Кроме этого, обычаи есть продукты четы­рех мотивов человеческих действий (голод, сексуальная страсть, честолю­бие, страх). Большую известность приобрели понятия У. Самнера "мы — группа" и "они — группа". Отношения в "мы — группа" — отношения солидарности, тогда как между группами преобладает враждебность. У. Самнер дал одно из первых определений этноцентризма как "взгляда, согласно которому собственная группа представляется человеку центром всего, а все остальные оцениваются по отношению к ней".

2. "Групповая психология"

БОЛЬШУЮ роль в изучении внутрикультурных меха­низмов взаимодействия людей сыграли работы французских ученых — представителей социально-психологического направления в изучении культур Г. Лебона (1841 -1931) и Г. де Тарда (1843-1904). Основная направленность работ Г. Лебона "Психологические законы эволюции народов" (1894) и "Психология толпы" (1895) — анализ взаимоотно­шений масс народа, толпы и лидеров, особенностей процесса овладения ими чувствами, идеями. Впервые в этих трудах были поставлены про­блемы психического заражения и внушения, сформулирован вопрос об управлении людьми в различных культурах.

Продолжил анализ групповой психологии и межличностного взаимо­действия Г. Тард. Он выделял три типа взаимодействий: психическое за­ражение, внушение, подражание. Наиболее важные работы Тарда, посвя­щенные этим аспектам функционирования культур, — "Законы подража­ния" (1890) и "Социальная логика" (1895). Главная задача автора -показать, как появляются изменения (новшества) в культурах и как они передаются в обществе индивидам. Согласно его взглядам, "коллективная интерментальная психология... возможна только потому, что индивиду­альная интраментальная психология включает элементы, которые могут - быть переданы и сообщены одним сознанием другому. Эти элементы... могут соединяться и сливаться воедино, образуя истинные социальные силы и структуры, течение мнений или массовые импульсы, традиции или национальные обычаи"4. Элементарное отношение, по Тарду, — это пере­дача или попытка передачи верования или желания. Определенную роль он отводил подражанию и внушению. Общество — это подражание, а подражание — своего рода гипнотизм. Всякое новшество — это акт твор­ческой личности, вызывающий волну подражаний.

Культурные изменения Г. Тард анализировал на основе изучения таких явлений, как язык (его эволюция, происхождение, лингвистиче­ская изобретательность), религия (ее развитие от анимизма до мировых религий, ее будущность), и чувств, прежде всего любви и ненависти, в истории культур. Последний аспект достаточно оригинален для иссле­дователей культур того времени. Его Тард исследует в главе "Сердце", в которой он выясняет роль притягивающих и отталкивающих чувств, размышляет о том, что такое друзья и враги. Особое место занимает исследование таких культурных обычаев, как вендетта (кровная месть), и феномена национальной ненависти.

Последующее развитие проблема объяснения механизмов внутрикуль-турной передачи информации получила в концепции интеракционизма (взаимодействия) в трудах американских ученых У. Джеймса, Дж. Бол­дуина, Ч.Х. Кули и Дж.Г. Мида. Центральное положение учения многомерный анализ "Я" как ядра личности в культуре.

Представители "Групповой психологии" и теории подражания от­крыли и исследовали механизмы внутрикультурного взаимодействия. Их разработки были использованы в исследовании культур в XX в. для объяснения ряда фактов и проблем, возникающих при изучении раз­личных типов культур. Заключая рассмотрение социально-психологи­ческого аспекта в анализе культур, необходимо остановиться на содер­жании феноменов, открытых Г. Лебоном и Г. Хардом.

Подражание, или имитативная деятельность, состоит в воспроизве­дении, копировании двигательных и иных культурных стереотипов. Громадно его значение в процессе овладения культурой в детстве. Счи­тается, что благодаря этому качеству ребенок овладевает языком, под­ражая взрослым, овладевает культурными навыками. Подражание — основа обучения и возможности передачи культурной традиции из по­коления в поколение.

Психологическое заражение часто состоит в неосознанном повторе­нии действий в человеческом коллективе или просто при скоплении людей. Это качество способствует овладению людьми каких-либо со­стояний психологического типа (страх, ненависть, любовь и т.д.). Не­редко оно используется в религиозных ритуалах.

Внушение — самые различные формы внедрения в сознание людей (в осознанной или бессознательной форме) определенных положений, правил, норм, регулирующих поведение в культуре. Может проявлять­ся в самых различных культурных формах, очень часто способствует объединению людей внутри культуры для выполнения какой-либо зада­чи. Все эти три характерные черты культурной деятельности реально существуют и действуют вместе, обеспечивая регуляцию между членами этнокультурной общности.

Воздействие "Психологии народов" как культурологической концеп­ции на развитие исследований культур в XX в. не менее фундаменталь­но, чем влияние "Групповой психологии". Дело Вундта, Лацаруса и Штейнталя было продолжено направлением в изучении культур "Куль-тура-и-личность". Предметом его изучения стали познавательные спо­собности людей различных культур, культурно-обусловленные стерео­типы поведения, эмоционального реагирования. Значительное место было уделено изучению этнопсихологии различных народов, анализу этниче­ской истории и ее отражения в эпических произведениях.

 

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.