Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этническая идентичность в современной культуре





В 7О-е ГОДЫ этнопсихологические особенности культур анализировались в виде этнической идентичности. Этническая иден­тичность, или просто этничность, — это чувство принадлежности к определенной культурной традиции. Объектами для изучения данного феномена в основном являются развитые индустриальные страны. Наи­более активно этничность изучалась в США, ставших своеобразным эталоном современной унифицированной индустриальной культуры. Именно в этой стране можно проследить в более явной форме тенден­ции, свойственные культурным процессам, происходящим в индустри­альных странах.

В США долгое время господствовала концепция "плавильного тиг­ля". Считалось, что в США иммигранты из различных стран "переплав­ляются" в единую (со стандартизированной американской культурой) этнополитическую общность высокой степени интеграции, что сущест­вует американская культура, некий сверхорганизм, объединяющий пред­ставителей различных народов. Данное положение можно подтвердить целым рядом аргументов в его пользу. Существуют некоторые особен­ности языка (американский вариант английского языка), американские игры (бейсбол, американский футбол и т. д.), имеются особенности в моделях повседневного поведения, в строительстве жилищ, в пище. Человек идентифицирует (отождествляет) себя со страной, культурой (я — американец). Это иногда приобретает непривычные для европей­цев формы.

Разработана эпическая история Америки — идеализированное, ро­мантическое повествование о временах покорения Дикого Запада, в цен­тре которого — образ крепкого ковбоя, защитника слабых и поборника справедливости. (Что-то вроде Чака Норриса из известного сериала "Правосудие по-техасски"). Развивается, воздействуя на остальной ци­вилизованный мир, такое сложное явление современной культуры, как американское киноискусство — совокупность идеальных образцов, не­кая "американская мечта".

Образованию общих особенностей поведения, мотивов поступков, пси­хологических черт сопутствует длительное совместное проживание в рам­ках одного социального организма (страны) групп людей, первоначально принадлежащих различным культурам. Аналогичные интегративные про­цессы шли и в бывшем Советском Союзе, в этом же направлении — в выработке некоторого среднеевропейского стандарта современной куль­туры — идут изменения в Европе. Можно говорить и об общих чертах общечеловеческой культуры. Но означает ли это полное усреднение, рас­творение в этом потоке изменений этнокультурных особенностей, нацио­нального своеобразия культур (от племени фульбе в Африке до сицили-анцев в Италии)? Вряд ли на этот вопрос можно ответить утвердительно.

Нецелесообразно и неправильно противопоставлять две тенденции, суще­ствующие в современном мире: стремление к интеграции, объединению, созданию метакультурных общностей и к дифференциации, сохранению культур в их национально-особенных формах.



Этот тезис подтверждают и исследования культурных процессов, происходящих в США, с точки зрения "этнической идентичности". Об­наружилось, что культура воспроизводится на новом месте обитания, в другой стране (в данном случае в США). Европейские или латиноаме­риканские переселенцы сохранили специфический уклад жизни, язык, религиозные верования, воспроизводя в процессе энкультурации эпи­ческое наследие своего народа, его историю. Уже нельзя было говорить (особенно явно это стало видно в 70-е годы) о "переплавке" культур в единый конгломерат, исчезновении их своеобразия, сведении всех и вся к некоему единому "индустриальному" знаменателю.

На смену господству теории "плавильного тигля" пришел тезис об этническом или культурном плюрализме, многообразии культур в гра­ницах одной сверхкультуры США. Важная роль в исследовании куль­турных процессов на американском континенте принадлежала группе психологических антропологов,-объединивших свои усилия в коллек­тивном труде "Этническая идентичность" (1975, 1982), изданном под редакцией Дж. Де Во и Л. Романуси-Росс. В нем участвовали и такие известные ученые, как М. Мид, Дж. Горер, Дж. Деверо, Т. Шварцман и другие.

Идейным руководителем и вдохновителем изучения этничности был Дж. Де Во — автор установочной статьи "Этнический плюрализм: кон­фликт и приспособление". Ее основная идея — показать, как индивид, его "Я" включены в культуру и одновременно в социально-иерархиче­скую структуру современного общества. Понятие этничности как ото­ждествления себя с определенной культурной традицией Де Во допол­нил понятием этнической группы, в которой, собственно, реально и со­храняется этнокультурное своеобразие. Этническая группа — общность людей, разделяющих комплекс традиций, не распространенных среди других людей, с которыми они взаимодействуют. В традиции включа­ются народные религиозные верования и обряды, язык, чувство истори­ческой преемственности, общего родства и места происхождения. Веду­щим признаком этничности в узком значении этого слова Де Во считает "чувство преемственности, непрерывной связи с прошлым, чувство, со­ставляющее существенную часть самоопределения индивида". Особый акцент ученый делал на осознании непрерывности культурной (этниче­ской) истории, ибо "без осознания прошлого настоящее не имеет смыс­ла"2. Де Во стремился изобразить человека как продукт культуры в реальном изменяющемся мире. Важное значение он придавал эмоцио­нальной окрашенности чувства принадлежности к культуре и поискам индивидом смысла существования. Содержание "Я" приобретает смысл при отождествлении (идентификации) индивида с определенным обра­зом действия, представления о прошлом, моделей будущего. Этничность, согласно Де Во, есть одна из важнейших форм социальной идентично­сти (самовыражение в чем-то, выделение себя из массы других). Он считает, что человек достигает реального и идеального (образного) смысла "Я" лишь в группе, несмотря на частичную потерю индивидуальной свободы.

Отражением непрерывности культурного процесса, неразрывности прошлого и будущего служит структурная модель "Я". "Я", как ядро личности, ориентировано на настоящее — на гражданина определенной страны, члена этнополитической общности, имеющего экономический ста­тус и входящего в определенную профессиональную группу. Ориента­ция "Я" на будущее состоит в том, что человек имеет представление в светской или религиозной форме о желаемом будущем. В этом аспекте реализуется приверженность человека к какой-либо идеологии. И нако­нец, ориентация на прошлое является одной из форм этнической (куль­турной) идентичности. Индивиды, разделяющие ту или иную этниче­скую идентичность, могут образовывать общности (группы) с совершен­но различными количественными параметрами, но в качественном отно­шении выполняющими функцию носителя культурного разнообразия в той или иной социальной общности (традиционной или современной).

Тройственная схема "Я" индивида, погруженного в поток социокуль­турных процессов, может быть моделью для анализа различных куль­тур (в истории и в современности). Ее части (ориентация) предполага­ют взаимодействие (борьбу) между ними. Всякую культуру можно рас­сматривать под углом зрения структурного «"Я" индивида в свете взаи­модействия между приверженностью к прошлой этничности, настояще­го статуса и будущего идеализированного представления об обществе"»3.

Этническая идентификация дает личности устойчивое основание для динамического взаимодействия в современном обществе, связывает на­стоящее с прошлым, обеспечивает историческую преемственность, слу­жит исходной системой ориентации в мире. Существенное значение иг­рает здесь "патриотизм, который может быть сильнейшей эмоцией, по­буждающей даже пожертвовать своей жизнью за свою родину"4.

Вообще стремление к сохранению культуры, любовь "к родному пе­пелищу" , как полагают не только исследователи этнической идентично­сти, но и крупнейшие гуманисты XX в. Э. Фромм и А. Маслоу, есть фундаментальная и глубинная потребность человека.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.