|
культурология и проблемы бщущею глобальною развития⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27 ВСЕ ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ главы пособия посвя-щепы рассмотрению типов теорий культур, анализу различных аспектов воспроизводства культуры, в них выделены проблемы культурологии (детство как феномен культуры, культура и мышление, соотношение природы, культуры и личности, некоторые аспекты этнопсихологии). Центральное место в исследовании отводится культуре, понимаемой как локально исторический тип бытия людей, специфический способ жизнедеятельности, отличающий их от животных. Фундаментальной проблемой стало сравнение традиционной и современной культур. Автор рассматривает вектор развития культур в целом, а точнее то, что представляет собой историко-культурный процесс. Собственно говоря, именно с обсуждения этой проблемы первые эволюционисты XIX в. начинали построение теоретических концепций культуры. Актуален этот вопрос и в современную эпоху. Чем является исторический путь человечества — последовательным развитием по некоей обязательной для всех линейной схеме (стадии, этапы) или же взаимодействием различных типов культур-цивилизаций? С таким аспектом анализа тесно связаны проблемы совершенствования культур (прежде всего индустриальной), разработки моделей будущего развития и влияния человека на ход историко-культурного процесса в целом. Исходя из линейной схемы развития истории, данные вопросы затрагивал в своем анализе культур Э. Тайлор. Он считал, что главный рецепт от всех бед — просвещение всего человечества, избавление его от невежества и пережитков. В рассмотрении культурных изменений в направлении к дедуктивному мышлению, рационалистической науке, преодолению мифологического мышления его поддерживал Л. Леви-Брюль. Б. Малиновский и А. Рэдклифф-Браун впервые исследовали принципы управления межкультурным взаимодействием и пытались применить их на практике. Они же поставили вопрос о будущем традиционных культур. Целый ряд исследователей, подвергнув критическому анализу современную индустриальную культуру, предлагают свои рецепты ее усовершенствования. Э. Фромм размышлял о возможных способах преодоления отчужденности путем изменения доминирующего социального характера. А. Маслоу возлагал надежды на создание будущего общества, в котором решающую роль будут играть самоактуализирующиеся и склонные к высшим переживаниям индивиды. И. Эйбл-Эйбес-фельдт основную задачу видит в сохранении мира, нейтрализации агрессивности и уменьшении "количества страха". С того времени, когда Б. Малиновский и А. Рэдклифф-Браун разрабатывали свою концепцию косвенного управления и социальной инженерии, возможности в управлении людьми, в модификации их поведения многократно возросли. Поэтому на исходе XX в. вопрос о воздействии на историко-культурный процесс, о глобальном моделировании и планировании имеет уже не теоретическое, а практическое значение. Естественно, чтобы осуществлять идеально-планирующую функцию, необходимо иметь прогностическую модель развития мира. Наиболее интересно проблема будущего развития воплотилась в виде культурологической концепции профессора Гарвардского университета С. Хантингтона и комплексной программы глобального моделирования, известной под названием "Доклады Римского клуба". Теория культур-цивилизаций С. Хантингтона созвучна общей концепции культур, представленной в данном пособии, поскольку в ней также проводится идея, что культурные особенности более значимы, нежели политические и идеологические разногласия, и фундаментальной проблемой современной эпохи объявляется противостояние "современного" и "традиционного". С. Хантингтон возрождает цивилизованный подход к анализу историко-культурного процесса. Он использует способ исследования, применявшийся А. Тойнби, Н. Данилевским, О. Шпенглером. Определенную роль данный подход играет в рассмотренной ранее теории культуры А. Крёбера. С. Хантингтон полагает, что основной конфликт эпохи заключается в противостоянии современности и традиционности. Содержание современной эпохи состоит в столкновении культур-цивилизаций. К ведущим культурам-цивилизациям С. Хантингтон относит западную, конфуцианскую (Китай), японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую. Последняя, по его мнению, может играть такую же, как и другие культуры, роль только в случае ее целостного развития по пути модернизации. Согласно С. Хантингтону, идентичность (самосознание, самоотождествление) будет иметь в ближайшем будущем все более определяющее значение именно на уровне выделенных культур-цивилизаций, или ме-такультур. Это также связано с осознанием конфликтности мира и грядущими столкновениями цивилизаций по "линиям культурных разломов", т. е. пространственных границ метакультурных общностей. При этом С. Хантингтон пессимистически оценивает перспективу исторического развития и полагает, что линии разломов между цивилизациями есть линии будущих фронтов. С. Хантингтон отстаивает мнение, согласно которому различия между цивилизациями-культурами огромны и еще долго будут оставаться таковыми. Цивилизации несхожи по своей истории, культурным традициям и, самое важное, с его точки зрения, религиям. У людей различных культур-цивилизаций отличаются представления о мире в целом, о свободе, моделях развития, об отношениях между индивидом и общностью, о Боге. Основополагающим для общекультурологической концепции является положение С. Хантингтона, о том, что межкультурные различия более фундаментальны, чем политические и идеологические. Особую роль в определении облика современного мира играет фундаментализм (строгое соблюдение архаических норм, возврат к старым порядкам), прежде всего в виде религиозных движений. Возврат к традиционным культурным ценностям С. Хантингтон оценивает как реакцию на экспансию западной индустриальной культуры в развивающиеся страны. Данное явление охватило в первую очередь страны исламской ориентации, играющие существенную роль в современном мире. Основной "культурный разлом" ученый видит в противостоянии Запада остальному миру; определяющую роль в отстаивании своей культурной самобытности играет конфуцианско-исламский союз. Каков же выход из создавшейся ситуации? Не будем рассматривать самую мрачную перспективу третьей мировой войны, так как в настоящее время все же многие ее причины устранены или устраняются. Но на место противостояния двух сверхдержав активно выдвигается противостояние различных культурных систем и формируется многополюсное поликультурное взаимодействие. При этом, как уже не раз бывало, России в этом взаимодействии отводится существенная роль. Она находится внутри сложного треугольника воздействий: цивилизованного индустриального Запада, исламского Юга и конфуцианского Китая и Японии на Востоке. С. Хантингтон же видит один из возможных вариантов развития конфликта эпохи в том, что Евроатлантизм, находясь на вершине своего могущества, сможет (более или менее органично) усвоить ценности других культур. В принципе, переориентация современной индустриальной культуры на более интровертную, обращенную к внутреннему миру человека в последние десятилетия уже идет. Это выразилось в огромном интересе к личностному совершенствованию, к религиозным системам буддистской и даосистской ориентации, в неприятии молодым поколением рационально-вещественного подхода к жизни, появлении контркультуры и поисков смысла существования в западной культуре. Данные тенденции существуют в западной культуре с начала 70-х годов. Они оказывают влияние на внутреннее функционирование индустриализма. Как единица же внешнего геополитического взаимодействия западная культура имманентно стремится к модернизации, к бесконечному обновлению, что с трудом совмещается с логикой существования устойчивых культурно-обусловленных стереотипов поведения, чувствования, мироощущения, составляющих основу других цивилизаций. В то же время стержень развития современного индустриализма — беспрерывный, нередко бессмысленный рост экономики, диктующий унификацию форм, в которых он происходит, максимальную атомизацию и однородность (в культурном отношении) обществ. Постулат непрерывного роста как основы индустриальной культуры был подвергнут резкой критике и детальному анализу в серии "Доклады Римскому клубу". Необходимость изменений во всей системе отношений современного общества диктовалась нарушением баланса индустриальной культуры и природы, который может привести к необратимым последствиям в виде резкого ухудшения условий жизни на Земле. Работы, посвященные экологическому кризису, появились еще в 60-е годы1. Но тогда на них мало обращали внимания. Лишь в начале 70-х годов после публикации исследований Л. Медоуза "Пределы роста" (первый доклад Римского клуба) и М. Месаровича и Э. Пестеля "Человечество на перепутье" (второй доклад Римского клуба) мировое сообщество отреагировало на новые идеи, касающиеся организации жизни людей. Впервые была подвергнута сомнению необходимость всевозрастающего экономического роста. Месарович и Пестель предложили понятие "органический рост" и создали математическую модель развития мира в целом на основе взаимодействия десяти региональных подсистем (в принципе, их можно назвать культурами-цивилизациями). Основанием для их выделения служили исторические и культурные традиции, образ жизни, уровень экономического развития. Модель глобального развития включала следующие единицы взаимодействия: США и Канада; Западная Европа; Япония; СССР и страны Восточной Европы; Латинская Америка; Северная Африка и Ближний Восток; Центральная часть Африки; Южная и Юго-Восточная Азия; Китай; Австралия и Новая Зеландия; Южная Африка. Новое в понимании культурного развития в глобальном масштабе состояло в идее пределов роста, в ограничении стихийного развития индустриализма и заключении процесса модернизации в какие-либо управляемые формы. Речь шла о создании регулятивного органа и механизма развития человеческой культуры в целом. Хочется подчеркнуть, что речь идет именно о культуре (точнее, культурах), а не только об экономическом развитии. "Доклады Римского клуба" были также посвящены влиянию технологического роста на традиционные формы жизнедеятельности людей, воздействию на современную культуру эры микроэлектроники и информационной революции, роли и типам образования в различных культурах. Таким образом, в комплексных исследованиях ученых была поставлена задача опережающего прогностического анализа ситуации, сложившейся на Земле, и намечена стратегия дальнейшего поведения человечества. Суть сложившейся ситуации выразил один из идеологов Римского клуба Э. Янч: «В настоящее время мы начинаем осознавать человеческое общество и окружающую среду как единую систему, неконтролируемый рост которой служит причиной ее нестабильности. Достигнутый ныне абсолютный уровень этого неконтролируемого роста определяет высокую инерционность динамической системы, снижая тем самым ее гибкость и способность изменяться и приспосабливаться. Стало совершенно очевидным, что в этой системе нет никаких внутренних кибернетических механизмов и не осуществляется никакого "автоматического" саморегулирования макропроцессов. Этим кибернетическим элементом эволюции нашей планеты является сам человек, способный активно воздействовать на формирование своего собственного будущего. Однако он сможет на деле выполнить эту задачу только при условии контроля над всей сложной системной динамикой человеческого общества в контексте окружающей его среды обитания... Что может возвестить вступление человечества в новую фазу психологической эволюции"»2. Такая постановка вопроса означает необходимость применения идеально-планирующей функции человека как его специфической особенности к моделированию процесса развития культур в целом. При этом следует иметь в виду, что в модели экономического развития органического или сбалансированного роста существенное значение придавалось внеиндустриальным факторам адаптации к особенностям культур. Вместо стоимостных субъективных показателей индустриализма представители Римского клуба предложили "человеческие качества" в виде целей развития, среди которых важнейшую роль играло сохранение культурного наследия. По мнению организатора и вдохновителя Римского клуба А. Печчеи, "проблема пределов человеческого роста и человеческого развития является по сути своей проблемой главным образом культурной"3. Ее решение во многом зависит от изменений современной культуры как способа организации жизни человека. Идеи, развиваемые А. Печчеи, весьма близки к размышлениям К. Лоренца, высказанным им в его последней книге "Упразднение человечности" (1983). К. Лоренц — один из основателей этологического подхода к изучению культуры — рассуждал о необходимости переключения все большего объема человеческой энергии с создания и потребления материальных ценностей на производство ценностей духовных. Он полагал, что изменения в современном мире возможны лишь на основе "углубленного этнокультурного и социопсихологического анализа как архаических, так и современных культур"4. Возвращаясь к проблеме, сформулированной в начале главы, о будущем взаимодействии культур-цивилизаций в XXI в., подчеркнем, что разрешение конфликта между современностью и традиционностью лежит в плоскости использования особенностей культурно-исторического пути различных народов и специфичности экологической ситуации, сложившейся на Земле.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Источники Бенедикт Р. Образы культуры // Человек и социокультурная среда. М., 1992. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993. Леви-БрюлъЛ. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. Малиновский Б. Магия и религия // Религия и общество. М., 1996. Малиновский Б. Смерть и реинтеграция группы // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. Психоанализ и культура: Избр. труды К. Хорни и Э. Фромма. М., 1995. Работы Л. Уйта по культурологии: Сб. переводов. М., 1996. Рэдклифф-Браун А. Табу // Религия и общество. М., 1996. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. М., 1990. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989. Фрейд 3. Тотем и табу // Фрейд 3. "Я" и "Оно". Труды разных лет. Тбилиси, 1991. Т. 1. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1983. Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1985. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. Хёйзинга И. Homo Ludens. M., 1992. Швейиер А. Культура и этика. М., 1973. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г. Г. Сочинения. М., 1989. 221 ___ Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997. Эванс-Притчард Э. Нуэры. М., 1985. Эйбл-Эйбесфельдт И. Общественное пространство и его социальная роль // Культуры. 1983. N° 1. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. Это человек. Антология / Сост. П.С. Гуревич. М., 1995. Ют К. Архетип и символ. М., 1991. Юнг К. Проблема души нашего времени. М., 1994. Юнг К. Психологические типы. М., 1995. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1973. Вып. 1 и 2. Литература Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979. Аграйл М. Психология счастья. М., 1990. Актуальные проблемы этнографии и современная буржуазная наука. М., 1979. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984. АлексееваТ.И. Географическая среда и биология человека. М., 1977. Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. М., 1985. Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. Л., 1977. Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобыт-ной общине. М., 1987. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979. Велик А.А. Психологическая антропология. М., 1993. Берндт P.M., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев. М., 1981. Бородой Ю.М. Эрос. Смерть. Табу. М., 1996. Буржуазная философская антропология XX века. М., 1986. Введение в культурологию. Воронеж, 1994. Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Сочинения: В 6 т. М., 1982. Т. 2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1973. Гуревич П.С. Культурология. М., 1996. Гуревич П.С. Первообразы культуры. Лики культуры. М., 1995. Т. 1. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995. Давыдов Ю.И., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М., 1980. ИонинЛ.Г. Социология культуры. М., 1995. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. Концепции зарубежной этнологии. М., 1976. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1979. Корнеев П. В. Критика современных буржуазных и ревизионистских концепций человека. М., 1981. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993. г ' Леви-Стросс К. Печальные тропики. М., 1984. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. Очерки по истории теоретической социологии XIX — начала XX в. М., 1994. Очерки по истории теоретической социологии в XX столетии. М., 1995. Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983. Расы и народы. Ежегодник. М., 1993. М° 23. Самосознание европейской культуры в XX веке. М., 1995. Сатыгин С.И., Ничипоренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-н/Д., 1996. Свод этнографических терминов и понятий. Этнография и смежные дисциплины. М., 1988. Свод этнографических терминов и понятий. Религиозные верования. М., 1993. Сильвестров В. В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990. Семенов Ю.И. Секреты Клио: Сжатое введение в философию истории. М., 1996. Соколов Э.В. Культурология. М., 1995. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1997. Этнография детства. М., 1983. Этнография детства. М., 1988. Этнология в США и Канаде. М., 1989. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. Этнологические исследования за рубежом. М., 1983.
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ Анимизм - вера в существование души и духов, универсальная для всех культур. Согласно Э. Тайлору, анимизм — первая стадия религии. Антропогеография — теория культур Ф. Ратцеля, в которой ключевую роль играет анализ воздействия природной среды на развитие культуры. Значительное внимание уделяется изучению пространственного перемещения предметов материальной культуры (этнографические предметы), которые в антропогеографии являются основным объектом исследования. Антропогеография — первая историческая форма диффузионизма. Ареал (культурный) — 1) пространственная характеристика функционирования и развития культур; 2) теория культурных ареалов - концепция, разработанная американскими этнологами (основатель О. Мейзон, США), для изучения пространственного распространения явлений культуры. Одна из разновидностей диффуэионизма. Аутозротизм - удовлетворение сексуальных влечений при отсутствии внешнего объекта, т. е. с помощью собственного тела. Примером аутоэротиче-ской деятельности является сосание младенцем груди матери, целью которого (наряду с пищевым насыщением) выступает также получение удовольствия. Явление универсально для всех культур. Архетип — форма коллективного бессознательного. Архетипы выполняют, согласно К. Юнгу, функцию моделей познания и поведения. Архетип — это бессознательный пласт культуры, источник мифологии, аккумуляция родовой памяти человечества. Биологический детерминизм в культуре, биологическое направление в изучении культур — способ исследования, рассматривающий в качестве источника многообразия культур внешние расовые особенности или специфику генетической программы человека. Ныне существует в виде социобиологического подхода к анализу культуры и человека. Биологический способ жизнедеятельности - тип жизни, присущий животным. Предполагает доминирование генетически обусловленных образцов поведения и наследственно предопределенное реагирование на внешние условия. Бихевиоризм - направление в психологии, объяснявшее поведение человека как совокупность реакций на предъявляемые стимулы (раздражители). Влечения — пограничные, по Фрейду, образования между физическим и психическим (соматически-телесным и душевным), "психические представители", возникающие в недрах телесного аппарата и достигающие души раздражители. Характеризуются четырьмя аспектами: источником, целью, объектом и энергией. Влечение к жизни - влечение, целью которого является сохранение и поддержание жизни во всех ее проявлениях. Влечение к смерти ~ присущие индивиду, как правило бессознательные, тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние. Во вне проявляется в агрессии по отношению к людям и предметам. Вытеснение — перевод психического содержания из сознательного в бессознательное состояние. Один из важнейших защитных механизмов в культуре, благодаря которому неприемлемые желания "Я" становятся бессознательными и не реализуются в деструктивных формах. Диффузионизм — направление в изучении культур, основной предмет исследований которого — заимствование элементов культуры. Большую роль при этом играют пространственные характеристики распространения культур. Идентификация (отождествление) — бессознательный процесс, благодаря которому человек (например, ребенок) ведет себя, думает и чувствует так, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует. Культурная (этническая) идентификация придает смысл существованию человека и культурные формы развития личности. Идолизация - неистовое поклонение идолам (спорта, рок-музыки, кинематографа, политики). Связано с созданием культа, аналогичного религиозному, причем в формах доисторических религий. Состоит в коллекционировании вещей, фотографий и других предметов, имеющих отношение к кумиру, и в придании им сверхъестественных свойств. Измененные состояния сознания (ИСС) - общее понятие для обозначения различных видов экстатических состояний, существующих во всех типах культур. Выражает эмоциональный аспект функционирования человеческого общества. Когнитивный стиль - понятие, выражающее особенности мышления и познания в условиях различных культур. Обычно выделяют две разновидности: полезависимый (глобальный, определяемый внешними обстоятельствами, ситуацией) и поленезависимый (артикулированный, ориентирующийся на мнение "Я"). Коллективные представления - приемы действия, мышления и чувствования, внешние по отношению к индивиду и обладающие принудительной силой. Коллективные представления образуют совокупность верований и чувств, общих (в среднем) членам одного и того же общества, и обладают относительной самостоятельностью. Термин введен в науку Э. Дюркгеймом. Конфигурация культуры — 1) особое соединение, сцепление элементов культуры, придающее специфическое своеобразие ее локально-историческим типам; 2) графический путь развития культуры в виде пиков и падений, линия, отражающая специфику развития определенной локальной культуры (термин А. Крёбера). Креационизм — теологическая версия возникновения культуры и человека, создания их Богом уже на определенном уровне развития. Культура реальная — явления культуры как орудия труда, изобретения, навыки, а также особенности технологического и экономического уровня культуры (термин А. Крёбера). Культура ценностная — система идей и представлений о желаемом. Воплощается в искусстве, философии, религии, нравственных нормах и придает смысл и целостность культуре (термин А. Крёбера). Культурный взрыв — понятие, используемое А. Крёбером для обозначения высших точек в развитии культур. Культурный круг (культурная провинция, зона) - понятие диффузиони-стского направления в изучении культур. Выражает пространственный параметр распространения предметов материальной культуры (этнографические предметы) и некоторого комплекса верований и обрядов, специфических для данной культуры. Использовалось Ф. Ратцелем, Ф. Греб-нером, Л. Фробениусом. Культурный релятивизм - утверждение равноправности всех типов культур, отказ от выделенных систем культурных ценностей. Направлен против евроцентристской трактовки историко-культурного развития, подчеркивает уникальность, самобытность локальных культур. Составляет ядро концепции М. Херсковица, связан с утверждением относительности в понимании нормальности различных этнокультурных стереотипов поведения. Нацеливает исследователя на внутреннее понимание ценностей каждой культуры. Культурный релятивизм имеет методологическое, этическое и практическое значение. Культурный способ деятельности ~ особый способ жизнедеятельности человека, выражающийся в отсутствии доминирования генетической программы развития. Ее место занимает культура как особый способ, образ жизни, каждый раз нуждающийся в воспроизведении новым поколением людей. Действия человека опосредованы характером взаимодействий, целесообразностью, осуществляемой при помощи идеально-планирующей функции мышления, которое, являясь достоянием не отдельного индивида, а человеческого рода, может функционировать лишь в культурном окружении. Особенностью культурного способа деятельности является вынесение во вне продуктов культурного взаимодействия, овеществление идеальных образов. Человек действует не только с предметно-вещественными образованиями, но и с идеальными сущностями. Культурная энергия — 1) совокупность жизненных сил, энергия этноса (народа), высвобождающаяся в период резких исторических изменений (А. Крёбер); 2) количество энергии (в киловатт-часах, лошадиных силах), осваиваемой определенной культурой в расчете на одного человека (Л. Уайт). Культурология — 1) наука об особенностях развития, функционирования и воспроизводства культур, об исторических типах культур и методах их исследования; 2) теория культур Л. Уйта, один из способов познания культурного многообразия человечества. Либидо — одно из ключевых понятий психоанализа, обозначающее лежащую в основе всех проявлений сексуального влечения индивида психическую энергию. Личность — культура, отраженная в поведении индивидов. Логическое мышление — историческая форма мышления, опирающаяся на законы тождества, непротиворечивости в рассуждениях. Согласно Л. Леви-Брюлю, является достоянием исключительно индустриальной культуры. В традиционном обществе его место занимает "дологическое" мышление с законом "партисипации" (уподобление) образа и объекта и отсутствием непротиворечивости в построении суждений. Магия — 1) колдовство, ведовство — общее обозначение обрядов, связанных с верой в сверхъестественное воздействие человека на предметы природы, животных и человека; 2) стадия умственного развития человечества, основанная на вере в собственные способности воздействовать на природу. Магию как стадию развития культуры выделял Дж. Фрезер. Менталитет — относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какой-либо общности. В культурологии особенности мироощущения выражаются также понятием "сенсотип", отражающим доминирование того или иного вида деятельности. Мышление интуитивное - форма мышления, основанная на озарении, интуиции, не предполагающая выделения дискретных, последовательных этапов достижения конкретного результата. Очень часто связана с состоянием транса и тому подобных явлений. К. Юнг выделял эту форму в качестве равноправной логическому мышлению. Невроз — психически обусловленное расстройство, симптомы которого выражают в символической форме породивший его душевный конфликт. Наиболее известны — невроз навязчивого поведения (именно этот тип служит 3. Фрейду для проведения аналогий между неврозом и культурой), фобии животных, истерические расстройства. Негритюд — учение об особой сущности африканской культуры, ее выделение в качестве идеала и образца, эталона для всех других, прежде всего европейских культур. Утверждает преимущества менталитета африканцев в их гармоничном слиянии с природой, подчинении ритмической космической основе, отсутствии личностного раздвоения по сравнению с менталитетом белых. Опредмечивание — объективация форм, овеществление идей, существенная сторона культуры и культурного способа деятельности. Полигенизм — концепция, отрицающая единство человеческого рода, считающая расовые группы человечества неравноценными и создавшими различные типы культур. Политеизм — многобожие, почитание многих богов, стадия в развитии форм религиозных верований. Психология народов — первый вариант психологического подхода к изучению культур. Ритуал — 1) церемонии, действия, организованные особым образом, преимущественно религиозного назначения, смысл которых не всегда непосредственно вытекает из характера деятельности, т. е. носит символический характер; 2) в этологии человека — действия, состоящие из атомарных составляющих, выразительных движений (жест, эмоционально окрашенное слово, положение частей тела, расположение людей, их позы, мимика лица и т. д.), несущие информационно-коммуникативную нагрузку и способствующие пониманию людей внутри культуры и между культурами. Система культурных взаимодействий, обеспечивающих сплоченность общности, предотвращающих конфликты и нейтрализующих агрессивность. Сензитивные периоды — периоды в развитии ребенка в детстве, отличающиеся повышенной восприимчивостью к овладению культурой (навыками, языком, стереотипами поведения). Явление универсально для всех культур. Тотемизм — отождествление племени с определенным видом святого животного, тотема. Этот вид религиозных верований содержит в себе утверждение о кровнородственных узах определенной общности с животным-тотемом. Функционализм — направление в изучении культур, основанное Б. Малиновским. Главное содержание направления — выяснение функции, назначения каждого элемента культуры. Противостоит эволюционизму в понимании обрядов и ритуалов традиционного общества как пережитков, атавизмов. Рассматривает любое явление культуры в качестве связующего элемента всей культурной системы. Эволюционизм — направление в изучении культур, первая теория культур. В центре внимания — эволюционно-прогрессивный характер историко-культурного процесса. Экзогамия — вид брачно-семейных отношений, исключающий кровнородственные связи, даже вообще половые отношения внутри первичной общности организации жизни людей. Энкультурация (вхождение в культуру) — овладевание этнокультурным опытом, специфическим для данной локально-исторической культуры. Обеспечивается системой культурных институтов. Необходимо отличать от социализации, овладения общечеловеческим опытом взаимодействий. В действительности оба эти процесса неразделимы. Но если в результате социализации человек овладевает особым способом действия, специфическим для него в отличие от животных, то в результате энкультурации появляется человек особой культуры. Этос — общее качество культуры, пронизывающее ее подобно запаху (Л. Крёбер), система идеалов и ценностей, доминирующая в культуре и имеющая тенденции контролировать поведение ее членов. Этноцентризм - система взглядов, утверждающая преимущество и уникальную ценность только одного образа жизни (типа культуры). Другие системы ценностей объявляются низшими, недоразвитыми, несовершенными по сравнению с отстаиваемым эталоном. Обычно здесь речь идет об абсолютизации европейского типа культуры и евроцентризме как форме проявления этноцентризма. Но в истории и современности существуют и другие варианты этноцентризма (например, негритюд).
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК РАЗВИТИЕ КУЛЬТУР. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУР В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИОНИЗМ 1. Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре 2. Первые эволюционистские теории культур 3. Эволюционистская концепция культуры Э. Тайлора 4. Критика теории анимизма 5. Эволюционизм Г. Спенсера ГЛАВА 2. ДИФФУЗИОНИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУР 35 1. Общая характеристика 35 1. Культурная мифология Л. Фробениуса. Теория культурных кругов Ф. Гребнера 36 3. Диффузионизм в США и Англии 39 ГЛАВА 3. БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУР ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУР 1. "Психология народов" 2. "Групповая психология" ГЛАВА 5. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУР 54 1. Становление принципов психоанализа и их значение для исследования культур 55 2. Культурологическая теория 3. Фрейда 57 3. Психоаналитическое исследование культур Г. Рохейма 61 4. Аналитическая теория культуры К. Юнга 62 ГЛАВА 6.ФУНКЦИОНАЛИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУР 67 1. Функционализм Б. Малиновского — метод изучения культур 68 2. Структурно-функциональная теория культур А. Рэдклифф-Брауна. Культура как совокупность функций 70 РАЗДЕЛ II. ЦЕЛОСТНЫЕ КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА 75 ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУР Л. УАЙТА 77 1. Эволюционизм Л. Уайта 78 2. Культурология Л. Уайта 79 3. Технологический детерминизм Л. Уайта. Структура культуры 82 ГЛАВА 2. АНТРОПОЛОГИЯ А. КРЁБЕРА - ЦЕЛОСТНАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ 85 1. Исходные принципы и основные понятия концепции культуры 85 2. Антропология А. Крёбера 88 ГЛАВА 3. КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ М. ХЕРСКОВИЦА 91 1. Исходные принципы анализа культур. Критика предшествующих направлений 91 2. Культурная антропология М. Херсковица 92 3. Принцип культурного релятивизма 95 РАЗДЕЛ III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУРЫ И ЛИЧНОСТИ. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА КУЛЬТУР ГЛАВА 1. НАПРАВЛЕНИЕ "КУЛЬТУРА-И-ЛИЧНОСТЬ" (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ) 1. История развития направления и структура исследований 2. Некоторые теоретические положения и структура культуры ГЛАВА 2. ДЕТСТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|