Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







культурология и проблемы бщущею глобальною развития





ВСЕ ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ главы пособия посвя-щепы рассмотрению типов теорий культур, анализу раз­личных аспектов воспроизводства культуры, в них выде­лены проблемы культурологии (детство как феномен куль­туры, культура и мышление, соотношение природы, куль­туры и личности, некоторые аспекты этнопсихологии). Центральное ме­сто в исследовании отводится культуре, понимаемой как локально исто­рический тип бытия людей, специфический способ жизнедеятельности, отличающий их от животных. Фундаментальной проблемой стало срав­нение традиционной и современной культур.

Автор рассматривает вектор развития культур в целом, а точнее то, что представляет собой историко-культурный процесс. Собственно гово­ря, именно с обсуждения этой проблемы первые эволюционисты XIX в. начинали построение теоретических концепций культуры. Актуален этот вопрос и в современную эпоху. Чем является исторический путь челове­чества — последовательным развитием по некоей обязательной для всех линейной схеме (стадии, этапы) или же взаимодействием различных ти­пов культур-цивилизаций? С таким аспектом анализа тесно связаны про­блемы совершенствования культур (прежде всего индустриальной), раз­работки моделей будущего развития и влияния человека на ход историко-культурного процесса в целом. Исходя из линейной схемы развития исто­рии, данные вопросы затрагивал в своем анализе культур Э. Тайлор. Он считал, что главный рецепт от всех бед — просвещение всего человечест­ва, избавление его от невежества и пережитков. В рассмотрении культур­ных изменений в направлении к дедуктивному мышлению, рационали­стической науке, преодолению мифологического мышления его поддер­живал Л. Леви-Брюль.

Б. Малиновский и А. Рэдклифф-Браун впервые исследовали прин­ципы управления межкультурным взаимодействием и пытались приме­нить их на практике. Они же поставили вопрос о будущем традиционных культур. Целый ряд исследователей, подвергнув критическому ана­лизу современную индустриальную культуру, предлагают свои рецепты ее усовершенствования. Э. Фромм размышлял о возможных способах преодоления отчужденности путем изменения доминирующего социаль­ного характера. А. Маслоу возлагал надежды на создание будущего общества, в котором решающую роль будут играть самоактуализирую­щиеся и склонные к высшим переживаниям индивиды. И. Эйбл-Эйбес-фельдт основную задачу видит в сохранении мира, нейтрализации аг­рессивности и уменьшении "количества страха".

С того времени, когда Б. Малиновский и А. Рэдклифф-Браун раз­рабатывали свою концепцию косвенного управления и социальной ин­женерии, возможности в управлении людьми, в модификации их пове­дения многократно возросли. Поэтому на исходе XX в. вопрос о воз­действии на историко-культурный процесс, о глобальном моделирова­нии и планировании имеет уже не теоретическое, а практическое зна­чение. Естественно, чтобы осуществлять идеально-планирующую функ­цию, необходимо иметь прогностическую модель развития мира. Наи­более интересно проблема будущего развития воплотилась в виде куль­турологической концепции профессора Гарвардского университета С. Хантингтона и комплексной программы глобального моделирова­ния, известной под названием "Доклады Римского клуба". Теория куль­тур-цивилизаций С. Хантингтона созвучна общей концепции культур, представленной в данном пособии, поскольку в ней также проводится идея, что культурные особенности более значимы, нежели политиче­ские и идеологические разногласия, и фундаментальной проблемой современной эпохи объявляется противостояние "современного" и "тра­диционного".

С. Хантингтон возрождает цивилизованный подход к анализу исто­рико-культурного процесса. Он использует способ исследования, при­менявшийся А. Тойнби, Н. Данилевским, О. Шпенглером. Определен­ную роль данный подход играет в рассмотренной ранее теории культу­ры А. Крёбера. С. Хантингтон полагает, что основной конфликт эпохи заключается в противостоянии современности и традиционности. Со­держание современной эпохи состоит в столкновении культур-цивили­заций. К ведущим культурам-цивилизациям С. Хантингтон относит за­падную, конфуцианскую (Китай), японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую. Послед­няя, по его мнению, может играть такую же, как и другие культуры, роль только в случае ее целостного развития по пути модернизации.

Согласно С. Хантингтону, идентичность (самосознание, самоотожде­ствление) будет иметь в ближайшем будущем все более определяющее значение именно на уровне выделенных культур-цивилизаций, или ме-такультур. Это также связано с осознанием конфликтности мира и гря­дущими столкновениями цивилизаций по "линиям культурных разло­мов", т. е. пространственных границ метакультурных общностей. При этом С. Хантингтон пессимистически оценивает перспективу исторического развития и полагает, что линии разломов между цивилизациями есть линии будущих фронтов.

С. Хантингтон отстаивает мнение, согласно которому различия меж­ду цивилизациями-культурами огромны и еще долго будут оставаться таковыми. Цивилизации несхожи по своей истории, культурным тради­циям и, самое важное, с его точки зрения, религиям. У людей различ­ных культур-цивилизаций отличаются представления о мире в целом, о свободе, моделях развития, об отношениях между индивидом и общно­стью, о Боге. Основополагающим для общекультурологической концеп­ции является положение С. Хантингтона, о том, что межкультурные различия более фундаментальны, чем политические и идеологические.

Особую роль в определении облика современного мира играет фун­даментализм (строгое соблюдение архаических норм, возврат к старым порядкам), прежде всего в виде религиозных движений. Возврат к тра­диционным культурным ценностям С. Хантингтон оценивает как реак­цию на экспансию западной индустриальной культуры в развивающие­ся страны. Данное явление охватило в первую очередь страны ислам­ской ориентации, играющие существенную роль в современном мире.

Основной "культурный разлом" ученый видит в противостоянии За­пада остальному миру; определяющую роль в отстаивании своей куль­турной самобытности играет конфуцианско-исламский союз. Каков же выход из создавшейся ситуации? Не будем рассматривать самую мрач­ную перспективу третьей мировой войны, так как в настоящее время все же многие ее причины устранены или устраняются. Но на место проти­востояния двух сверхдержав активно выдвигается противостояние раз­личных культурных систем и формируется многополюсное поликуль­турное взаимодействие. При этом, как уже не раз бывало, России в этом взаимодействии отводится существенная роль. Она находится внутри сложного треугольника воздействий: цивилизованного индустриального Запада, исламского Юга и конфуцианского Китая и Японии на Востоке.

С. Хантингтон же видит один из возможных вариантов развития конфликта эпохи в том, что Евроатлантизм, находясь на вершине сво­его могущества, сможет (более или менее органично) усвоить ценности других культур. В принципе, переориентация современной индустри­альной культуры на более интровертную, обращенную к внутреннему миру человека в последние десятилетия уже идет. Это выразилось в огромном интересе к личностному совершенствованию, к религиозным системам буддистской и даосистской ориентации, в неприятии молодым поколением рационально-вещественного подхода к жизни, появлении контркультуры и поисков смысла существования в западной культуре. Данные тенденции существуют в западной культуре с начала 70-х го­дов. Они оказывают влияние на внутреннее функционирование индуст­риализма.

Как единица же внешнего геополитического взаимодействия запад­ная культура имманентно стремится к модернизации, к бесконечному обновлению, что с трудом совмещается с логикой существования устойчивых культурно-обусловленных стереотипов поведения, чувствования, мироощущения, составляющих основу других цивилизаций. В то же время стержень развития современного индустриализма — беспрерыв­ный, нередко бессмысленный рост экономики, диктующий унификацию форм, в которых он происходит, максимальную атомизацию и однород­ность (в культурном отношении) обществ. Постулат непрерывного рос­та как основы индустриальной культуры был подвергнут резкой крити­ке и детальному анализу в серии "Доклады Римскому клубу". Необхо­димость изменений во всей системе отношений современного общества диктовалась нарушением баланса индустриальной культуры и приро­ды, который может привести к необратимым последствиям в виде рез­кого ухудшения условий жизни на Земле.

Работы, посвященные экологическому кризису, появились еще в 60-е годы1. Но тогда на них мало обращали внимания. Лишь в начале 70-х годов после публикации исследований Л. Медоуза "Пределы роста" (пер­вый доклад Римского клуба) и М. Месаровича и Э. Пестеля "Человечест­во на перепутье" (второй доклад Римского клуба) мировое сообщество отреагировало на новые идеи, касающиеся организации жизни людей. Впервые была подвергнута сомнению необходимость всевозрастающего экономического роста. Месарович и Пестель предложили понятие "орга­нический рост" и создали математическую модель развития мира в целом на основе взаимодействия десяти региональных подсистем (в принципе, их можно назвать культурами-цивилизациями). Основанием для их вы­деления служили исторические и культурные традиции, образ жизни, уровень экономического развития. Модель глобального развития вклю­чала следующие единицы взаимодействия: США и Канада; Западная Европа; Япония; СССР и страны Восточной Европы; Латинская Амери­ка; Северная Африка и Ближний Восток; Центральная часть Африки; Южная и Юго-Восточная Азия; Китай; Австралия и Новая Зеландия; Южная Африка.

Новое в понимании культурного развития в глобальном масштабе состояло в идее пределов роста, в ограничении стихийного развития индустриализма и заключении процесса модернизации в какие-либо управляемые формы. Речь шла о создании регулятивного органа и ме­ханизма развития человеческой культуры в целом. Хочется подчерк­нуть, что речь идет именно о культуре (точнее, культурах), а не только об экономическом развитии. "Доклады Римского клуба" были также посвящены влиянию технологического роста на традиционные формы жизнедеятельности людей, воздействию на современную культуру эры микроэлектроники и информационной революции, роли и типам обра­зования в различных культурах. Таким образом, в комплексных иссле­дованиях ученых была поставлена задача опережающего прогностиче­ского анализа ситуации, сложившейся на Земле, и намечена стратегия дальнейшего поведения человечества.

Суть сложившейся ситуации выразил один из идеологов Римского клуба Э. Янч: «В настоящее время мы начинаем осознавать человече­ское общество и окружающую среду как единую систему, неконтроли­руемый рост которой служит причиной ее нестабильности. Достигну­тый ныне абсолютный уровень этого неконтролируемого роста опреде­ляет высокую инерционность динамической системы, снижая тем са­мым ее гибкость и способность изменяться и приспосабливаться. Ста­ло совершенно очевидным, что в этой системе нет никаких внутренних кибернетических механизмов и не осуществляется никакого "автома­тического" саморегулирования макропроцессов. Этим кибернетическим элементом эволюции нашей планеты является сам человек, способный активно воздействовать на формирование своего собственного будуще­го. Однако он сможет на деле выполнить эту задачу только при усло­вии контроля над всей сложной системной динамикой человеческого общества в контексте окружающей его среды обитания... Что может возвестить вступление человечества в новую фазу психологической эволюции"»2.

Такая постановка вопроса означает необходимость применения иде­ально-планирующей функции человека как его специфической особен­ности к моделированию процесса развития культур в целом. При этом следует иметь в виду, что в модели экономического развития органиче­ского или сбалансированного роста существенное значение придавалось внеиндустриальным факторам адаптации к особенностям культур.

Вместо стоимостных субъективных показателей индустриализма пред­ставители Римского клуба предложили "человеческие качества" в виде целей развития, среди которых важнейшую роль играло сохранение культурного наследия. По мнению организатора и вдохновителя Рим­ского клуба А. Печчеи, "проблема пределов человеческого роста и чело­веческого развития является по сути своей проблемой главным образом культурной"3. Ее решение во многом зависит от изменений современной культуры как способа организации жизни человека.

Идеи, развиваемые А. Печчеи, весьма близки к размышлениям К. Лоренца, высказанным им в его последней книге "Упразднение чело­вечности" (1983). К. Лоренц — один из основателей этологического подхода к изучению культуры — рассуждал о необходимости переклю­чения все большего объема человеческой энергии с создания и потреб­ления материальных ценностей на производство ценностей духовных. Он полагал, что изменения в современном мире возможны лишь на ос­нове "углубленного этнокультурного и социопсихологического анализа как архаических, так и современных культур"4.

Возвращаясь к проблеме, сформулированной в начале главы, о бу­дущем взаимодействии культур-цивилизаций в XXI в., подчеркнем, что разрешение конфликта между современностью и традиционностью ле­жит в плоскости использования особенностей культурно-исторического пути различных народов и специфичности экологической ситуации, сло­жившейся на Земле.

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

Бенедикт Р. Образы культуры // Человек и социокультурная среда. М., 1992.

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.

Леви-БрюлъЛ. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Малиновский Б. Магия и религия // Религия и общество. М., 1996.

Малиновский Б. Смерть и реинтеграция группы // Религия и об­щество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996.

Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Ниц­ше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1.

Психоанализ и культура: Избр. труды К. Хорни и Э. Фромма. М., 1995.

Работы Л. Уйта по культурологии: Сб. переводов. М., 1996.

Рэдклифф-Браун А. Табу // Религия и общество. М., 1996.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столе­тии // О России и русской философской культуре. М., 1990.

Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

Фрейд 3. Тотем и табу // Фрейд 3. "Я" и "Оно". Труды разных лет. Тбилиси, 1991. Т. 1.

Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989.

Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1983.

Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1985.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Хёйзинга И. Homo Ludens. M., 1992.

Швейиер А. Культура и этика. М., 1973.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г. Г. Со­чинения. М., 1989.

221 ___ Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997. Эванс-Притчард Э. Нуэры. М., 1985.

Эйбл-Эйбесфельдт И. Общественное пространство и его социаль­ная роль // Культуры. 1983. N° 1. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. Это человек. Антология / Сост. П.С. Гуревич. М., 1995. Ют К. Архетип и символ. М., 1991. Юнг К. Проблема души нашего времени. М., 1994. Юнг К. Психологические типы. М., 1995. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1973. Вып. 1 и 2.

Литература

Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской эт­нографии. М., 1979.

Аграйл М. Психология счастья. М., 1990.

Актуальные проблемы этнографии и современная буржуазная нау­ка. М., 1979.

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

АлексееваТ.И. Географическая среда и биология человека. М., 1977.

Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. М., 1985.

Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. Л., 1977.

Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобыт-ной общине. М., 1987.

Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.

Велик А.А. Психологическая антропология. М., 1993.

Берндт P.M., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев. М., 1981.

Бородой Ю.М. Эрос. Смерть. Табу. М., 1996.

Буржуазная философская антропология XX века. М., 1986.

Введение в культурологию. Воронеж, 1994.

Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Сочинения: В 6 т. М., 1982. Т. 2.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1973.

Гуревич П.С. Культурология. М., 1996.

Гуревич П.С. Первообразы культуры. Лики культуры. М., 1995. Т. 1.

Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

Давыдов Ю.И., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М., 1980.

ИонинЛ.Г. Социология культуры. М., 1995.

Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

Концепции зарубежной этнологии. М., 1976.

Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.

Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1979.

Корнеев П. В. Критика современных буржуазных и ревизионист­ских концепций человека. М., 1981.

Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.

г

'

Леви-Стросс К. Печальные тропики. М., 1984.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

Очерки по истории теоретической социологии XIX — начала XX в. М., 1994.

Очерки по истории теоретической социологии в XX столетии. М., 1995.

Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983.

Расы и народы. Ежегодник. М., 1993. М° 23.

Самосознание европейской культуры в XX веке. М., 1995.

Сатыгин С.И., Ничипоренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведе­ние: социология и психология религии. Ростов-н/Д., 1996.

Свод этнографических терминов и понятий. Этнография и смеж­ные дисциплины. М., 1988.

Свод этнографических терминов и понятий. Религиозные верова­ния. М., 1993.

Сильвестров В. В. Философское обоснование теории и истории куль­туры. М., 1990.

Семенов Ю.И. Секреты Клио: Сжатое введение в философию ис­тории. М., 1996.

Соколов Э.В. Культурология. М., 1995.

Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1997.

Этнография детства. М., 1983.

Этнография детства. М., 1988.

Этнология в США и Канаде. М., 1989.

Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991.

Этнологические исследования за рубежом. М., 1983.

 

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

Анимизм - вера в существование души и духов, универсальная для всех культур. Согласно Э. Тайлору, анимизм — первая стадия религии.

Антропогеография — теория культур Ф. Ратцеля, в которой ключевую роль играет анализ воздействия природной среды на развитие культуры. Значительное внимание уделяется изучению пространственного перемеще­ния предметов материальной культуры (этнографические предметы), ко­торые в антропогеографии являются основным объектом исследования. Антропогеография — первая историческая форма диффузионизма.

Ареал (культурный) — 1) пространственная характеристика функциониро­вания и развития культур; 2) теория культурных ареалов - концепция, разработанная американскими этнологами (основатель О. Мейзон, США), для изучения пространственного распространения явлений культуры. Одна из разновидностей диффуэионизма.

Аутозротизм - удовлетворение сексуальных влечений при отсутствии внеш­него объекта, т. е. с помощью собственного тела. Примером аутоэротиче-ской деятельности является сосание младенцем груди матери, целью кото­рого (наряду с пищевым насыщением) выступает также получение удо­вольствия. Явление универсально для всех культур.

Архетип — форма коллективного бессознательного. Архетипы выполняют, согласно К. Юнгу, функцию моделей познания и поведения. Архетип — это бессознательный пласт культуры, источник мифологии, аккумуляция родовой памяти человечества.

Биологический детерминизм в культуре, биологическое направление в изучении культур — способ исследования, рассматривающий в каче­стве источника многообразия культур внешние расовые особенности или специфику генетической программы человека. Ныне существует в виде социобиологического подхода к анализу культуры и человека.

Биологический способ жизнедеятельности - тип жизни, присущий жи­вотным. Предполагает доминирование генетически обусловленных образ­цов поведения и наследственно предопределенное реагирование на внеш­ние условия.

Бихевиоризм - направление в психологии, объяснявшее поведение челове­ка как совокупность реакций на предъявляемые стимулы (раздражители).

Влечения — пограничные, по Фрейду, образования между физическим и психическим (соматически-телесным и душевным), "психические пред­ставители", возникающие в недрах телесного аппарата и достигающие души раздражители. Характеризуются четырьмя аспектами: источником, целью, объектом и энергией.

Влечение к жизни - влечение, целью которого является сохранение и под­держание жизни во всех ее проявлениях.

Влечение к смерти ~ присущие индивиду, как правило бессознательные, тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние. Во вне проявляется в агрессии по отношению к людям и предметам.

Вытеснение — перевод психического содержания из сознательного в бессоз­нательное состояние. Один из важнейших защитных механизмов в куль­туре, благодаря которому неприемлемые желания "Я" становятся бессоз­нательными и не реализуются в деструктивных формах.

Диффузионизм — направление в изучении культур, основной предмет ис­следований которого — заимствование элементов культуры. Большую роль при этом играют пространственные характеристики распространения куль­тур.

Идентификация (отождествление) — бессознательный процесс, благодаря которому человек (например, ребенок) ведет себя, думает и чувствует так, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует. Культурная (этническая) идентификация придает смысл существованию человека и культурные формы развития личности.

Идолизация - неистовое поклонение идолам (спорта, рок-музыки, кинема­тографа, политики). Связано с созданием культа, аналогичного религиоз­ному, причем в формах доисторических религий. Состоит в коллекциони­ровании вещей, фотографий и других предметов, имеющих отношение к кумиру, и в придании им сверхъестественных свойств.

Измененные состояния сознания (ИСС) - общее понятие для обозначе­ния различных видов экстатических состояний, существующих во всех типах культур. Выражает эмоциональный аспект функционирования че­ловеческого общества.

Когнитивный стиль - понятие, выражающее особенности мышления и познания в условиях различных культур. Обычно выделяют две разно­видности: полезависимый (глобальный, определяемый внешними обстоя­тельствами, ситуацией) и поленезависимый (артикулированный, ориенти­рующийся на мнение "Я").

Коллективные представления - приемы действия, мышления и чувствова­ния, внешние по отношению к индивиду и обладающие принудительной си­лой. Коллективные представления образуют совокупность верований и чувств, общих (в среднем) членам одного и того же общества, и обладают относи­тельной самостоятельностью. Термин введен в науку Э. Дюркгеймом.

Конфигурация культуры — 1) особое соединение, сцепление элементов культуры, придающее специфическое своеобразие ее локально-историче­ским типам; 2) графический путь развития культуры в виде пиков и паде­ний, линия, отражающая специфику развития определенной локальной культуры (термин А. Крёбера).

Креационизм — теологическая версия возникновения культуры и человека, создания их Богом уже на определенном уровне развития.

Культура реальная — явления культуры как орудия труда, изобретения, навыки, а также особенности технологического и экономического уровня культуры (термин А. Крёбера).

Культура ценностная — система идей и представлений о желаемом. Во­площается в искусстве, философии, религии, нравственных нормах и при­дает смысл и целостность культуре (термин А. Крёбера).

Культурный взрыв — понятие, используемое А. Крёбером для обозначе­ния высших точек в развитии культур.

Культурный круг (культурная провинция, зона) - понятие диффузиони-стского направления в изучении культур. Выражает пространственный параметр распространения предметов материальной культуры (этногра­фические предметы) и некоторого комплекса верований и обрядов, специ­фических для данной культуры. Использовалось Ф. Ратцелем, Ф. Греб-нером, Л. Фробениусом.

Культурный релятивизм - утверждение равноправности всех типов куль­тур, отказ от выделенных систем культурных ценностей. Направлен про­тив евроцентристской трактовки историко-культурного развития, подчеркивает уникальность, самобытность локальных культур. Составляет ядро концепции М. Херсковица, связан с утверждением относительности в по­нимании нормальности различных этнокультурных стереотипов поведе­ния. Нацеливает исследователя на внутреннее понимание ценностей каж­дой культуры. Культурный релятивизм имеет методологическое, этиче­ское и практическое значение.

Культурный способ деятельности ~ особый способ жизнедеятельно­сти человека, выражающийся в отсутствии доминирования генетиче­ской программы развития. Ее место занимает культура как особый спо­соб, образ жизни, каждый раз нуждающийся в воспроизведении новым поколением людей. Действия человека опосредованы характером взаи­модействий, целесообразностью, осуществляемой при помощи идеаль­но-планирующей функции мышления, которое, являясь достоянием не отдельного индивида, а человеческого рода, может функционировать лишь в культурном окружении. Особенностью культурного способа дея­тельности является вынесение во вне продуктов культурного взаимо­действия, овеществление идеальных образов. Человек действует не толь­ко с предметно-вещественными образованиями, но и с идеальными сущ­ностями.

Культурная энергия — 1) совокупность жизненных сил, энергия этноса (народа), высвобождающаяся в период резких исторических изменений (А. Крёбер); 2) количество энергии (в киловатт-часах, лошадиных си­лах), осваиваемой определенной культурой в расчете на одного человека (Л. Уайт).

Культурология — 1) наука об особенностях развития, функционирования и воспроизводства культур, об исторических типах культур и методах их ис­следования; 2) теория культур Л. Уйта, один из способов познания куль­турного многообразия человечества.

Либидо — одно из ключевых понятий психоанализа, обозначающее лежа­щую в основе всех проявлений сексуального влечения индивида психиче­скую энергию.

Личность — культура, отраженная в поведении индивидов.

Логическое мышление — историческая форма мышления, опирающаяся на законы тождества, непротиворечивости в рассуждениях. Согласно Л. Леви-Брюлю, является достоянием исключительно индустриальной культуры. В традиционном обществе его место занимает "дологическое" мышление с законом "партисипации" (уподобление) образа и объекта и отсутствием непротиворечивости в построении суждений.

Магия — 1) колдовство, ведовство — общее обозначение обрядов, связан­ных с верой в сверхъестественное воздействие человека на предметы природы, животных и человека; 2) стадия умственного развития чело­вечества, основанная на вере в собственные способности воздейство­вать на природу. Магию как стадию развития культуры выделял Дж. Фрезер.

Менталитет — относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство куль­турной традиции или какой-либо общности. В культурологии особенности мироощущения выражаются также понятием "сенсотип", отражающим доминирование того или иного вида деятельности.

Мышление интуитивное - форма мышления, основанная на озарении, интуиции, не предполагающая выделения дискретных, последовательных этапов достижения конкретного результата. Очень часто связана с состоя­нием транса и тому подобных явлений. К. Юнг выделял эту форму в качестве равноправной логическому мышлению.

Невроз — психически обусловленное расстройство, симптомы которого вы­ражают в символической форме породивший его душевный конфликт. Наиболее известны — невроз навязчивого поведения (именно этот тип служит 3. Фрейду для проведения аналогий между неврозом и культурой), фо­бии животных, истерические расстройства.

Негритюд — учение об особой сущности африканской культуры, ее выделе­ние в качестве идеала и образца, эталона для всех других, прежде всего европейских культур. Утверждает преимущества менталитета африканцев в их гармоничном слиянии с природой, подчинении ритмической космиче­ской основе, отсутствии личностного раздвоения по сравнению с менталите­том белых.

Опредмечивание — объективация форм, овеществление идей, существенная сторона культуры и культурного способа деятельности.

Полигенизм — концепция, отрицающая единство человеческого рода, счи­тающая расовые группы человечества неравноценными и создавшими раз­личные типы культур.

Политеизм — многобожие, почитание многих богов, стадия в развитии форм религиозных верований.

Психология народов — первый вариант психологического подхода к изуче­нию культур.

Ритуал — 1) церемонии, действия, организованные особым образом, пре­имущественно религиозного назначения, смысл которых не всегда не­посредственно вытекает из характера деятельности, т. е. носит симво­лический характер; 2) в этологии человека — действия, состоящие из атомарных составляющих, выразительных движений (жест, эмоциональ­но окрашенное слово, положение частей тела, расположение людей, их позы, мимика лица и т. д.), несущие информационно-коммуникатив­ную нагрузку и способствующие пониманию людей внутри культуры и между культурами. Система культурных взаимодействий, обеспечиваю­щих сплоченность общности, предотвращающих конфликты и нейтра­лизующих агрессивность.

Сензитивные периоды — периоды в развитии ребенка в детстве, отличаю­щиеся повышенной восприимчивостью к овладению культурой (навыка­ми, языком, стереотипами поведения). Явление универсально для всех культур.

Тотемизм — отождествление племени с определенным видом святого животно­го, тотема. Этот вид религиозных верований содержит в себе утверждение о кровнородственных узах определенной общности с животным-тотемом.

Функционализм — направление в изучении культур, основанное Б. Мали­новским. Главное содержание направления — выяснение функции, назна­чения каждого элемента культуры. Противостоит эволюционизму в пони­мании обрядов и ритуалов традиционного общества как пережитков, ата­визмов. Рассматривает любое явление культуры в качестве связующего элемента всей культурной системы.

Эволюционизм — направление в изучении культур, первая теория культур. В центре внимания — эволюционно-прогрессивный характер историко-культурного процесса.

Экзогамия — вид брачно-семейных отношений, исключающий кровнородст­венные связи, даже вообще половые отношения внутри первичной общно­сти организации жизни людей.

Энкультурация (вхождение в культуру) — овладевание этнокультурным опытом, специфическим для данной локально-исторической культуры. Обеспечивается системой культурных институтов. Необходимо отличать от социализации, овладения общечеловеческим опытом взаимодействий. В действительности оба эти процесса неразделимы. Но если в результате социализации человек овладевает особым способом действия, специфиче­ским для него в отличие от животных, то в результате энкультурации появляется человек особой культуры.

Этос — общее качество культуры, пронизывающее ее подобно запаху (Л. Крёбер), система идеалов и ценностей, доминирующая в культуре и имеющая тенденции контролировать поведение ее членов.

Этноцентризм - система взглядов, утверждающая преимущество и уни­кальную ценность только одного образа жизни (типа культуры). Другие системы ценностей объявляются низшими, недоразвитыми, несовершен­ными по сравнению с отстаиваемым эталоном. Обычно здесь речь идет об абсолютизации европейского типа культуры и евроцентризме как форме проявления этноцентризма. Но в истории и современности существуют и другие варианты этноцентризма (например, негритюд).

 

 

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК РАЗВИТИЕ КУЛЬТУР. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУР В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

ГЛАВА 1.

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

1. Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре

2. Первые эволюционистские теории культур

3. Эволюционистская концепция культуры Э. Тайлора

4. Критика теории анимизма

5. Эволюционизм Г. Спенсера

ГЛАВА 2. ДИФФУЗИОНИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИЗУЧЕНИИ

КУЛЬТУР 35

1. Общая характеристика 35 1. Культурная мифология Л. Фробениуса. Теория культурных кругов

Ф. Гребнера 36

3. Диффузионизм в США и Англии 39

ГЛАВА 3. БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУР

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУР

1. "Психология народов"

2. "Групповая психология"

ГЛАВА 5. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУР 54

1. Становление принципов психоанализа и их значение

для исследования культур 55

2. Культурологическая теория 3. Фрейда 57

3. Психоаналитическое исследование культур Г. Рохейма 61

4. Аналитическая теория культуры К. Юнга 62

ГЛАВА 6.ФУНКЦИОНАЛИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУР 67

1. Функционализм Б. Малиновского — метод изучения культур 68

2. Структурно-функциональная теория культур А. Рэдклифф-Брауна. Культура как совокупность функций 70

РАЗДЕЛ II. ЦЕЛОСТНЫЕ КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ

КОНЦЕПЦИИ СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА 75

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУР Л. УАЙТА 77

1. Эволюционизм Л. Уайта 78

2. Культурология Л. Уайта 79

3. Технологический детерминизм Л. Уайта. Структура культуры 82

ГЛАВА 2. АНТРОПОЛОГИЯ А. КРЁБЕРА - ЦЕЛОСТНАЯ ТЕОРИЯ

КУЛЬТУРЫ 85

1. Исходные принципы и основные понятия концепции культуры 85

2. Антропология А. Крёбера 88

ГЛАВА 3. КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ М. ХЕРСКОВИЦА 91

1. Исходные принципы анализа культур. Критика предшествующих направлений 91

2. Культурная антропология М. Херсковица 92

3. Принцип культурного релятивизма 95

РАЗДЕЛ III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУРЫ И ЛИЧНОСТИ. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА КУЛЬТУР

ГЛАВА 1.

НАПРАВЛЕНИЕ "КУЛЬТУРА-И-ЛИЧНОСТЬ" (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ)

1. История развития направления и структура исследований

2. Некоторые теоретические положения и структура культуры

ГЛАВА 2. ДЕТСТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.