Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ





Ф.И. БИНШТОК

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Москва РИОР 2004

ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

Предметом данной дисциплины являются экономические воззрения, свойственные той или иной эпохе, на протяжении всей истории человечества. Экономические воззрения обнару­живаются в самых ранних письменных свидетельствах истории. Источниками изучения истории экономической мысли служат не только трактаты (работы) ученых экономистов. Об экономичес­ких представлениях, царивших в ту или иную эпоху, о свойствен­ных этой эпохе хозяйственных отношениях позволяют судить законы, регулировавшие экономические процессы и отношения. Так, на основе законов Хаммурапи, написанных в XVIII в. до н.э., можно судить об экономических воззрениях и отношениях, гос­подствовавших в Древнем Вавилоне (около 4 тысяч лет назад).

С тех пор, как люди начали изучать общество, появились первые философские и экономические работы, которые положи­ли начало формированию экономической науки.

Экономическая наука прошла длительный путь формирова­ния и развития. Все ученые-экономисты, оставившие след в истории развития экономической науки, внесли свой вклад в формирование современных представлений о сущности эконо­мических процессов и отношений. Каждый экономист должен быть знаком с основными концепциями корифеев экономичес­кой мысли. Эти концепции следует оценивать с позиций совре­менного состояния науки и с учетом особенностей той эпохи, в которой они выдвигались.

Всемирно известный экономист Дж. М. Кейнс, чей вклад в экономическую науку был оценен как «кеинсианская революция», писал, что люди, «которые считают себя совершенно неподвер­женными интеллектуальным влияниям, обычно являются раба­ми какого-нибудь экономиста прошлого». При этом следует об­ратить внимание на то, что те, кто не обладают достаточными знаниями в области экономической науки и истории ее форми­рования, часто становятся либо последователями таких воззре­ний, которые давно преодолены наукой, либо жертвами ошибоч­ных представлений, находящихся вне науки. Изучение истории экономической науки требует объективной оценки каждой рассматриваемой экономической концепции, со­поставления ее со взглядами других экономистов, а также с фактами и явлениями реальной жизни. Для более глубокого изу­чения данной дисциплины желательно обращаться к первоис­точникам — трудам тех экономистов, концепции которых стано­вятся объектом рассмотрения.

Изучая историю экономической науки, необходимо принять во внимание замечание об этом предмете одной из представи­тельниц американских экономистов — Дж. Робинсон: «Смысл, изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы на­учиться не поддаваться на удочку экономистам».

 

ТЕМА 2

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ

НАТУРАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ОТНОШЕНИЙ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ВАВИЛОНИЯ)

О зарождении и развитии экономической мысли в Древней Вавилонии, а также о действовавших в ней экономических по­рядках дают представление дошедшие до нас законы царя Эшнунны (XX в. до н.э.), законы Липит-Иштара (XX-XIX вв. до н.э.) и законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.).

Законы Эшнунны предусматривали установление государ­ством цен (на ячмень, масло, шерсть, соль, медь и др.). Уста­новленные твердые цены позволяли определять уровень аренд­ной платы, размеры штрафов, норму процента, хранение и т.д. Законы регламентировали норму процента (20% годовых в се­ребре; 33% — в зерне). В связи с тем, что в Вавилонии были достаточно высоко развиты товарно-денежные отношения, став­ка процента оказалась более низкой, чем в Древнем Египте. Этими же законами предусматривалось регламентирование про­дажи недвижимости.

Законы Эшнунны свидетельствуют о первом в истории чело­вечества опыте государственного регулирования ценообразова­ния.

Другим памятником истории экономической мысли являют­ся законы Липит-Иштара (1934-1924 гг. до н.э.). Они дошли до нас только в виде фрагментов. Однако известно, что на втором г оду правления «он установил справедливость в Шумере и Аккаде» (предположительно объявил недействительными сделки купли-продажи земли и долговые обязательства). Эти законы, по-видимому, оказали влияние на законы Хаммурапи.

Наиболее ценным источником знаний об экономических по­рядках и экономических идеях Древнего Вавилона являются за­коны царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Они дошли до нас в виде текстов, высеченных на базальтовой стеле. Законы царя Хаммурапи являются памятником древневосточного рабовла­дельческого права и дают представление об экономических ос­новах организации общества, состоянии экономической мысли того времени. Этот исторический документ отражает реальные случаи хозяйственной практики. Законы сгруппированы темати­чески: собственность, царская служба, брак и семья, свободный общинник, неполноправный общинник, находящийся на царской службе.

Деление общества на рабовладельцев и рабов признавалось естественным; рабы приравнивались к материальным ценнос­тям. В законах Хаммурапи нашла отражение забота об укрепле­нии и охране частной собственности вавилонских граждан, об аренде, о ростовщичестве и найме. Покушение на частную соб­ственность каралось смертной казнью, сдачей в рабство.

Законы Хаммурапи запрещали продажу наделов вавилон­ских граждан, государственных служащих, воинов. Большая группа законов была направлена на регулирование ростовщичества; законы запрещали ростовщикам самим (без разрешения долж­ника) забирать его урожай в счет уплаты долга. Предусматрива­лось наказание за плохое обращение с заложниками. Долговое рабство было ограничено тремя годами. Законы предусматрива­ли деление населения на три категории: 1) полноправные сво­бодные граждане — общинники; 2) неполноправные свободные граждане, находящиеся на царской службе; 3) рабы. Некоторы­ми правами (правом на развод и возвращение приданого) пользо­вались свободные женщины.

Для граждан каждой из указанных категорий за одни и те же проступки предусматривались различные меры наказания.

ТЕМАЗ

КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

ЭКОНОМИЯ В МАНУФАКТУРНЫЙ ПЕРИОД

РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА» Ф. КЕНЭ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Ф. Кенэ был основоположником учения физиократов. Он ис­ходил из того, что «чистый продукт» создается только в сель­ском хозяйстве. На основе этого все общество он делил на три класса: 1) производительный класс (фермеры, сельскохозяй­ственные наемные работники); 2) собственники (землевладель­цы, король); 3) «бесплодный» класс (промышленники, купцы, ремесленники и наемные рабочие в промышленности).

Обращение годового продукта Кенэ представил в виде ак­тов передачи частей годового продукта от одного из указанных выше классов другому. До начала обращения класс фермеров уплачивает классу землевладельцев за пользование землей ренту 2 млрд ливров. Обращение включает пять актов: Класс землевладельцев покупает у класса фермеров средства питания на 1 млрд ливров. Класс землевладельцев покупает у «бесплодного» клас­са промышленные изделия на сумму 1 млрд ливров для лично­го потребления. Класс «бесплодных» на полученные за свои товары день­ги (1 млрд ливров) покупает у класса фермеров продовольствен­ные товары. Класс фермеров покупает у класса «бесплодных» на 1 млрд ливров промышленные изделия, идущие на возмещение израсходованных материалов и износ орудий производства. Класс «бесплодных» покупает у класса фермеров сырье на сумму 1 млрд ливров.

Обращение годового продукта закончено, все классы удов­летворили свои потребности, произошло возмещение использо­ванных фондов сельского хозяйства и промышленности; можно начинать следующий цикл производства и распределения обще­ственного продукта. Перечисленные процедуры могут быть пред­ставлены в виде схемы (см. рис. 1).

 

 

Характеризуя «Экономическую таблицу» Кенэ, необходимо подчеркнуть, что она представляет собой первую в истории эко­номической науки попытку провести анализ воспроизводства общественного продукта.

 

               
 
       
 
 
 

Класс собственников

Класс промышленников

1 млрд

1 млрд

Средства лроиз

1 млрд
1 млрд

Деньги Сельскохозяйственное сырье *•

 

Рис. 1. Схема Кенэ.

И ВОСПРОИЗВОДСТВЕ

Адам Смит различал производительный и непроизводитель­ный труд. Рабочий мануфактуры занят производительным тру­дом и возмещает им не только свою заработную плату, но и при­быль, поступающую в руки хозяина мануфактуры. Из этой при­были оплачивается труд слуги, которого нанимает хозяин мануфактуры. Но труд слуги не является производительным, и поэтому хозяин мануфактуры становится богаче, когда он нани­мает больше рабочих мануфактуры, и оказывается беднее, ког­да нанимает большее число слуг.

К непроизводительным работникам А. Смит относил государ­ственных чиновников, офицеров, армию и флот. «К тому же клас­су, — писал А. Смит, — должны быть отнесены как некоторые из самых серьезных и важных, так и некоторые из самых легко­мысленных профессий — священники, юристы, врачи, писате­ли, всякого рода актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.» Однако А. Смит в данном вопросе не был до конца последовательным, и согласно другому его определению, производительным трудом является труд, производящий това­ры, а непроизводительным— труд, производящей услуги.

Смит рассматривал капитал как запасы, используемые в процессе производства. (Та часть запасов человека, «от ко­торых он ожидает получить доход, называется его капиталом», писал А. Смит.)

В учении А. Смита важная роль отведена делению капи­тала на основной и оборотный. Под основным капиталом А. Смит понимал капитал, который не вступает в обращение, а остается в руках его владельца Оборотный же капитал — это капитал, который постоянно уходит от своего владельца в одной форме и затем возвращается в другой. Так, часть ка­питала, затрачиваемая фермером на сельскохозяйственные орудия, представляет собой его основной капитал. Затраты же фермера на заработную плату и содержание рабочих относят­ся к оборотному капиталу. Поэтому рабочий скот является основным капиталом, а скот, предназначенный для реализа­ции, является оборотным капиталом Такое различие между основным и оборотным капиталом проводили и физиократы, но они относили его только к сельскому хозяйству, А. Смит распространил деление капитала на основной и оборотный и на промышленное производство, т.е. любой производственный капитал.

При рассмотрении воспроизводства А. Смит стоимость общественного продукта сводил к сумме доходов: заработ­ной плате, прибыли и ренте. Постоянный капитал в его схеме
отсутствовал. Таким образом общественный продукт был све­ден к вновь созданной стоимости—к чистому продукту (к на­циональному доходу). А. Смит понимал, что в создании нового продукта принимают участие средства производства, которые пе­реносят свою стоимость на этот продукт. Но он при рассмотре­нии проблемы воспроизводства исходил из того,что стоимость средств производства в свою очередь распадается на доходы; зарплату, прибыль и ренту. Это представление А. Смита о со­ставных частях стоимости вновь созданного продукта подробно анализировалось К. Марксом и вошло в истории политической экономии как «догма Смита».

ЗАКОН РЫНКОВ» Ж.-Б. СЭЯ

К широко известным теоретическим положениям Ж.-Б. Сэя относится его теория реализации, занимающая центральное место в его учении и основанная на концепции, получившей название «закон рынков Сэя». Согласно этому закону, посколь­ку любая продажа товара является одновременно покупкой дру­гим участником, то процесс реализации должен протекать без­болезненно. По словам Ж.-Б. Сэя, «каждый продукт, с того са­мого момента, как он произведен, открывает собой сбыт для других продуктов на полную сумму своей ценности». Это поло­жение получило название «закон Сэя». Правда, Ж.-Б. Сэй до­пускал, что одних товаров может быть произведено больше, чем необходимо, а других меньше, но никаких всеобщих кризисов перепроизводства, полагал Ж.-Б. Сэй, быть не может и процесс реализации характеризуется гармонией. Известный историк эко­номической мысли Б. Селигмен писал по этому поводу, что та­кая теория могла бы претендовать на некоторое согласие с фак­тами лишь «благодаря присущему ей духу надежды и гармонии, который каждому внушал «смутную уверенность» в том, что, в конце концов, все будет хорошо». Однако, как отмечал Б. Се­лигмен, «доход, порождаемый экономической системой, не все­гда движется таким образом, чтобы поглотить весь продукт... Это та самая слабость, которую увидели в законе и Маркс, и Кейнс».

Ж.-Б. Сэй, рассматривая проблему реализации, отождеств­лял капиталистическое товарное обращение с натуральным об­меном, т.е. игнорировал денежные отношения. Это обстоятель­ство отмечалось Б. Селигменом, который писал, что у Сэя каж­дое предложение создает спрос и делает таким образом общее перепроизводство логически невозможным. При этом предпола­гается, что общий объем национального дохода всегда находит­ся на уровне, соответствующем полной занятости. Сэй допус­кал лишь перепроизводство отдельных товаров, но общее пе­ренасыщение товарами, общую депрессию он исключал. Но это противоречит реальному положению дел. «Закон Сэя, — писал Селигмен, — подразумевает наличие такой гибкости, которой в реальной жизни не существует». Отметим, что «закон Сэя» опирался на известную «догму Смита», согласно которой стоимость общественного продукта распадается на доходы (заработную плату и прибыль) и, таким образом, не учитывается перенесенная стоимость. В теории реализации Сэя по существу рассматриваются лишь предметы потребления и игнорируется проблема обращения средств про­изводства.

ТЕМА 6. МАРЖИНАЛИЗМ

КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМ Т. ВЕБЛЕНА

Торстен Веблен (1857-1929) — основатель особого направ­ления в политэкономии, получившего название «институционализм». Т. Веблен — сын норвежского крестьянина-эмигранта, защитил диссертацию об этике Канта, но в дальнейшем занял­ся изучением экономических проблем. Он подверг резкой кри­тике экономистов за то, что они занимались только теорией цен и рынка. Предметом науки должна стать, по мнению Т. Вебле­на, человеческая деятельность. Он критиковал принцип гедониз­ма, широко использовавшегося в работах многих авторов, в ча­стности представителей маржинализма.

По мнению Т. Веблена, человек в современном обществе руководствуется не стремлением к наслаждению, он не рассмат­ривает наслаждение, как это предусматривает гедонистическая теория. Т. Веблен был убежден, что на человека огромное вли­яние оказывает общественная психология — склонность к сопер­ничеству, показное, демонстративное, «престижное» потребле­ние (что особенно характерно для богатых— «праздного клас­са»). Чем более расточительным является данное лицо, тем выше становится его престиж в обществе. Такое «престижное» потребление ведет к бесполезной трате ресурсов, которые с го­раздо большей пользой могли бы быть использованы для удов­летворения насущных потребностей широкого круга бедных лю­дей. Эта особенность капитализма резко осуждалась Т. Вебленом. Он подверг жесткой критике капиталистические порядки. Всю предпринимательскую деятельность он характеризовал как «гигантское надувательство». Известный историк экономической мысли Б. Селигмен писал о книге Т. Веблена «Абсентеистская собственность», что она «проникнута духом раздражения и не­терпимости, что делает ее одним из самых резких выступлений против капитализма».

Какой же выход видел Т. Веблен из сложившейся ситуации и на что были направлены предлагаемые им реформы? Он пра­вильно отмечал, что владельцы собственности все больше и больше отходят от руководства реальным процессом производ­ства и их место занимают менеджеры. Он рассматривал этот процесс как прогрессивный, который может принципиально ре­формировать современное ему общество. Содержанием такой реформы должна стать передача руководства хозяйством (и всем обществом!) менеджерам, производственно-технической интеллигенции. Всю хозяйственную жизнь общества он предла­гал подчинить «Совету техников» — генеральному штабу, состо­ящему из инженеров и техников. В этом случае, по мнению Т. Веблена, производство освободится от власти бизнеса и будет переориентировано на удовлетворение потребностей всех членов общества. Т. Веблен был противником экономического Морализма; он обосновал необходимость контроля общества над хозяйственной деятельностью предпринимателей. Такая организация общества позволит эффективно использовать природные ресурсы, организовать производство, справедливо распределять материальные ценности. Переход к такому обществу, - он предполагал, может быть осуществлен по требованию технических специалистов, которые для подкрепления своих тре­паний объявят всеобщую забастовку.

Через 12 лет после смерти Т. Веблена вышла книга Дж. Бэрнхема «Революция управляющих». В ней утверждалось, что власть в современном обществе уже перешла от собствен­ное капитала к менеджерам. С тех пор многие политологи, экономисты говорят о свершившемся переходе власти к менеджерам и утрате собственностью своего значения. Однако, как известно, в обществе не произошло каких-либо принципиальных изменений, позволивших приблизить его к достижению тех целей, на которые были направлены предлагаемые Т. Вебленом реформы.

 

Э. ЧЕМБЕРЛИНА

Эдвард Хейстингс Чемберлин (1899-1967) — американский экономист родился в семье протестантского священника. В 1927 г. в Гарвардском университете защитил диссертацию по проблемам монополистической конкуренции и всю последующую жизнь посвятил изучению этой проблематики. В 1939 г. был из­бран главой отделения экономической теории Гарвардского уни­верситета и занимал этот пост в течение пяти лет (членами от­деления были такие экономисты, как Йозеф Шумпетер, Василий Леонтьев и др.). Главный труд Э. Чемберлина, в котором была изложена его концепция, — «Теория монополистической конку­ренции: реориентация теории стоимости» — вышел в 1933 г.

Экономическая наука при рассмотрении конкуренции обыч­но оперирует двумя категориями: чистая (или совершенная) конкуренция, характеризуемая тем, что на рынке определенного вида товаров действует такое количество конкурентов, что ни один из них не может влиять на уровень цен на данный вид товара. Чистая монополия — такое состояние рынка, при котором однородный товар продается одним производителем, что позволяет ему диктовать покупателю цену на этот товар. Сутью монополии является контроль над предложением, а следовательно — и над ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. «дифференциацией продукции».

На самом деле, согласно Чемберлину, для реального рынка характерной является не «чистая (совершенная) конкуренция» и не «чистая монополия», а «монополистическая конкуренция». Иными словами, большинство экономических ситуаций включа­ет и конкуренцию, и монополию: существует большое число про­давцов — независимых друг от друга фирм, и в то же самое время покупатели отдают явное предпочтение ряду товаров, за которые они согласны платить повышенную цену. В силу этого каждый предприниматель, для того чтобы захватить контроль над предложением, стремится создать товар, который хоть чем-то отличается от товара, уже выпускаемого другими фирмами, т.е. осуществляет дифференциацию товаров. Отличие такого «нового» товара может быть как существенным, так и несуще­ственным, как реальным, так и воображаемым. Добившись не­которой дифференциации товара, каждая фирма становится мо­нополистом на рынке его сбыта — сбыта своего дифференци­рованного товара и получает возможность извлекать выгоду из своего монопольного положения. Для обеспечения и расшире­ния сбыта своего товара у фирмы нет необходимости вступать в ценовую конкуренцию с другими фирмами, прибегать к сниже­нию цен на свой товар.

Фирмы, являющиеся монополистическими, реализуют свои товары по ценам, превышающим предельные издержки, и полу­чают определенные преимущества перед другими фирмами, выпускающими аналогичный товар. Конечно, такая монополия не является абсолютной, и данный дифференцированный товар могут замещать другие товары того же назначения (они получи­ли название «субститутов»), но пока покупатели предпочитают приобретать данный дифференцированный товар, фирма-про­изводитель такого товара пожинает плоды своего монопольно­го положения на рынке данного дифференцированного товара.

Таким образом, на практике имеет место сочетание монопо­лии и конкуренции. Однако предприниматели, осуществляющие выпуск дифференцированного товара, имеют возможность ус­танавливать более высокую цену на свой товар и сдерживать рост его выпуска. Переход общества от чистой конкуренции к мо­нополистической ведет к тому, что покупатели платят за товар больше, чем при чистой конкуренции, а выпуск товаров оказы­вается меньше потенциально возможного. Последнее влечет за собой недогрузку производственных мощностей и снижение за­нятости трудоспособного населения (рост безработицы).

Э. Чемберлин на основе своей теории монополистической конкуренции предложил новое объяснение депрессивной эконо­мики 1930-х гг.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»………………………1

1.Предмет и методы дисциплины «история экономических учений»……………………………………………………………………………………..1

ТЕМА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ НАТУРАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………………….3

 

2. Экономическая мысль древнего востока (Вавилония)………………………………..3

 

3. Экономическая мысль древней Греции. Аристотель……………….......................4

 

4. Средневековая экономическая мысль арабского востока. Ибн-Хальдун…………..7

 

5. Экономическая мысль средневековья. Августин…………………………………........8

 

6.Экономическая мысль позднего средневековья. Ф.Аквинский………………...........9

 

7. Ранний меркантилизм и его особенности……………………………………………….11

 

8. Поздний меркантилизм и его особенности………………………………………….12

 

9. Историческое значение меркантилизма. Кольбер………………………………………..13

 

ТЕМАЗ КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ В МАНУФАКТУРНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ……………………….16

 

10. Общая характеристика классической политической экономии……………………....16

 

11. Теоретические положения у. Петти о богатстве, деньгах и торговом капитале…..19

 

12. Теоретические положения у. Петти о стоимости и доходах рабочих и собственников денежного капитала и земли…………………………………………20

 

13. Экономические воззрения П. Буагильбера……………………………………………..23

 

14.Экономическое учение физиократов. Ф. Кенэ о «чистом продукте»………………….24

 

15. Теоретические положения ф. Кенэ о производительном труде и капитале…………..26

16.«Экономическая таблица» Ф. Кенэ и ее значение……………………………………………………….28

17. Экономические воззрения А. Тюрго……………………………………………………………………………30

18.Предмет и метод в работах А. Смита………………………………………………………………………….32

19.Теоретические положения А. Смита о разделении труда, классах, стоимости и доходах…………………………………………………………………………….…………………………….34

20.Теоретические положения А. Смита о производительном труд, капитале и воспроизводстве......................................................................................................................36

21.«Догма Смита». К. Маркс о «догме Смита»………………………………………………………………..…38

ТЕМА 4. КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ
В ПОСТМАНУФАКТУРНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ…………………………………...39

22.Теоретические положения Д. Рикардо о стоимости, заработной плате и прибыли………………………………………………………………………………………………………………………………39

23.Теоретические положения Д. Рикардо о ренте, деньгах и воспроизводстве……………...41

24.Теоретические положение Ж.-Б. Сэя о трех факторах производства,стоимости и доходах…………………………………………………………………………………………………………………………..…..43

25.«Закон рынков» Ж.-Б. Сэя……………………………………………………………………………………………..44

26.Теория народонаселения Т. Мальтуса ………………………………………………………………………….45

27.Теоретические положения Т. Мальтуса о стоимости, «третьих лицах» и воспроизводстве………………………………………………………………………………………………………………….47

28.«Железный закон заработной платы» Т. Мальтуса…………………………………......................48

29.Четвертый этап эволюции «классической школы»
Дж. Ст. Милль о законах производства и распределения, «нейтральности» денег, стоимости, «рабочем фонде»………………………………………………………………………………………….49

30.Доктрины Дж. Ст. Милля о сферах «бессилия рынка» и социальных реформах……….52

31.Предмет и метод политической экономии К. Маркса……………………………………………….54

32.К. Маркс о стоимости, цене производства и прибавочной стоимости……………………..55

33.К. Маркс о деньгах, заработной плате, прибыли и ренте.... ……………………………………59

34.К. Маркс о производительном труде, капитале и воспроизводстве………………………62

Ф.И. БИНШТОК

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Москва РИОР 2004

ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

Предметом данной дисциплины являются экономические воззрения, свойственные той или иной эпохе, на протяжении всей истории человечества. Экономические воззрения обнару­живаются в самых ранних письменных свидетельствах истории. Источниками изучения истории экономической мысли служат не только трактаты (работы) ученых экономистов. Об экономичес­ких представлениях, царивших в ту или иную эпоху, о свойствен­ных этой эпохе хозяйственных отношениях позволяют судить законы, регулировавшие экономические процессы и отношения. Так, на основе законов Хаммурапи, написанных в XVIII в. до н.э., можно судить об экономических воззрениях и отношениях, гос­подствовавших в Древнем Вавилоне (около 4 тысяч лет назад).

С тех пор, как люди начали изучать общество, появились первые философские и экономические работы, которые положи­ли начало формированию экономической науки.

Экономическая наука прошла длительный путь формирова­ния и развития. Все ученые-экономисты, оставившие след в истории развития экономической науки, внесли свой вклад в формирование современных представлений о сущности эконо­мических процессов и отношений. Каждый экономист должен быть знаком с основными концепциями корифеев экономичес­кой мысли. Эти концепции следует оценивать с позиций совре­менного состояния науки и с учетом особенностей той эпохи, в которой они выдвигались.

Всемирно известный экономист Дж. М. Кейнс, чей вклад в экономическую науку был оценен как «кеинсианская революция», писал, что люди, «которые считают себя совершенно неподвер­женными интеллектуальным влияниям, обычно являются раба­ми какого-нибудь экономиста прошлого». При этом следует об­ратить внимание на то, что те, кто не обладают достаточными знаниями в области экономической науки и истории ее форми­рования, часто становятся либо последователями таких воззре­ний, которые давно преодолены наукой, либо жертвами ошибоч­ных представлений, находящихся вне науки. Изучение истории экономической науки требует объективной оценки каждой рассматриваемой экономической концепции, со­поставления ее со взглядами других экономистов, а также с фактами и явлениями реальной жизни. Для более глубокого изу­чения данной дисциплины желательно обращаться к первоис­точникам — трудам тех экономистов, концепции которых стано­вятся объектом рассмотрения.

Изучая историю экономической науки, необходимо принять во внимание замечание об этом предмете одной из представи­тельниц американских экономистов — Дж. Робинсон: «Смысл, изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы на­учиться не поддаваться на удочку экономистам».

 

ТЕМА 2

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ

НАТУРАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ОТНОШЕНИЙ







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.