Финансы предприятий транспорта
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Финансы предприятий транспорта





 

Специфика организации финансов транспорта основана на особенностях его экономики и организации производства и управления, обусловленных производственным процессом.

Транспорт как отрасль экономики имеет следующие особенности:

· продукция транспорта не имеет вещественной формы (транспорт лишь перемещает товары, продукцию, созданные в других отраслях экономики);

· транспорту не принадлежит предмет его труда — перевозимые грузы, он принадлежит отправителям и получателям грузов;

· цены на транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые и пассажирские перевозки;

· продукцию транспорта нельзя накопить, отложив в запас, поэтому транспорт не может работать без резерва локомотивов и вагонов и должен учитывать пропускную способность на дорогах;

· в составе средств производства на транспорте нет сырья, стоимость которого весьма значительна на промышленных предприятиях.

Как всякий производственный процесс, транспорт состоит из последовательных этапов (погрузка грузов в подвижной состав (посадка пассажиров); перемещение грузов и пассажиров между пунктами отправления и назначения; выгрузка грузов из подвижного состава (высадка пассажиров) в пункте назначения).

Эффективность транспортного процесса, его непрерывность во многом зависят от согласованности продолжительности выполнения каждого этапа во времени. При перевозках элементы транспортного процесса для каждой единицы подвижного состава постоянно повторяются. Это обстоятельство определяет цикличный характер транспортного процесса. Продолжительность цикла складывается из времени, затрачиваемого на выполнение всех этапов транспортного процесса. Сокращение продолжительности этого цикла является общим из факторов роста производительности труда на транспорте и снижения стоимости перевозок.



Продукция транспорта, т.е. полезный эффект перемещения товаров и людей, имеет подобно промышленности товарную стоимость, в процессе реализации которой создается прибавочный продукт трудом работников транспорта. Поэтому чем больше объем перевозок, объективно необходимых обществу, тем выше доля транспорта в национальном доходе, идущем на потребление и накопление для расширенного производства.

Особенности финансов отдельных видов транспорта

Транспорт– составная часть всех стадий производства продукции предприятий отраслей экономики. Это крупная многоотраслевая сфера, включающая все виды грузового и пассажирского транспорта: железнодорожного, автомобильного, трубопроводного, морского, внутреннего водного, воздушного.

Железнодорожный транспорт:

· регулярность грузовых и пассажирских перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток;

· высокая пропускная и провозная способность, исчисляемая десятками миллионов тонн грузов и миллионами пассажиров в год в каждом направлении;

· как правило, более короткий путь движения грузов по сравнению с речным и морским транспортом, сравнительно невысокая себестоимость перевозок грузов и пассажиров;

· более высокая скорость доставки грузов по сравнению с речным транспортом и высокая маневренность в использовании подвижного состава (возможность регулировки вагонного парка, изменения направления грузоперевозок и т.п.);

· высокая эффективность при перевозках массовых грузов на большие и средние расстояния, особенно маршрутами.

Автомобильный транспорт:

· более высокая, чем на железнодорожном, речном и морском транспорте, скорость доставки грузов и высокая маневренность;

· возможность доставки грузов от склада отправителя до склада получателя без перегрузочных операций;

· регулярность и хорошая маневренность перевозок, в некоторых случаях более короткий путь следования, чем железнодорожным и речным транспортом;

· способность доставлять груз небольшими партиями от самого мелкого грузоотправителя или грузополучателя;

· меньшие по сравнению с железнодорожным транспортом капитальные вложения при освоении малых пассажиро- и грузопотоков на небольших расстояниях.

Трубопроводный транспорт:

· самая низкая себестоимость перекачки нефти и нефтепродуктов (по сравнению с железнодорожным в 3 раза, водным – более чем в 2 раза);

· наименьшие капитальные вложения на единицу перевозок по сравнению с другими видами транспорта.

Протяженность сети трубопроводов составляет более 200 тыс. км. Большое значение имеет развитие газопроводного транспорта, протяженность сети которого более 150 тыс. км. По газопроводам газ поступает к потребителям России, части ближнего и дальнего зарубежья.

Морской транспорт:

· возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота, межбассейновых и внутрибассейновых перевозок грузов и пассажиров между портами ближнего и дальнего зарубежья;

· более низкая по сравнению с другими видами транспорта себестоимость перевозок на дальние расстояния и более высокая, чем на речном транспорте, скорость движения;

· меньшие по сравнению с речным и железнодорожным транспортом капитальные вложения (при массовых перевозках на дальние расстояния).

Внутренний водный транспорт:

· высокая провозная способность на глубоководных реках и сравнительно невысокая себестоимость перевозок, особенно массовых грузов (леса в плотах, нефти в нефтеналивных судах и т.д.);

· невысокие удельные капитальные затраты, расход материала и топлива.

Воздушный транспорт:

· Большая скорость и малые сроки доставки грузов и пассажиров;

· Высокая энергоемкость и зависимость от погодных условий.

Наиболее эффективен для перевозки пассажиров, особо ценных и скоропортящихся грузов небольшими партиями на дальние расстояния, а также других грузов в районы, где нет наземного и водного транспорта.

Особенности планирования себестоимости.

В себестоимости перевозок высокий удельный вес занимают заработная плата, а также затраты на топливо, электрическую энергию, амортизацию, ремонт, что обусловлено спецификой транспорта, где преобладающая часть основных фондов находится в движении.

Основными показателями себестоимости перевозок являются: общая сумма расходов по основным видам затрат на вес объем перевозок по видам транспорта, экономия от снижения себестоимости, себестоимость десяти приведенных тонно-километров (тонна-миль).

Расчеты себестоимости ведутся по следующим статьям затрат: заработная плата, отчисления на социальное страхование, топливо, горючее и смазочные материалы, электроэнергия, материалы, амортизация, прочие расходы.

В отдельных отраслях транспорта в этот перечень дополнительно включаются следующие статьи:

· на морском и речном транспорте – расходы на текущий ремонт флота, платежи в бюджет по инвалютным расходам ;

· на воздушном транспорте – текущий ремонт самолетного парка, аэропортовые расходы;

· на автомобильном транспорте – текущий ремонт и техническое обслуживание;

· на трубопроводном транспорте – потери газа и нефти в газо- и нефтепроводах.

Прибыль от основной деятельности.

Выручка транспортных предприятий включает доходы, полученные от перевозочного процесса, выполнения погрузочно-разгрузочных операций, экспедирования, прочих работ и услуг. Основную часть доходов предприятия транспорта получают от перевозок грузов и пассажиров.

Доходы от перевозок зависят от объема оказываемых услуг, тарифа за перевозку, договорных цен за перевозку. В основу транспортного тарифа положены вид транспорта, класс перевозимого груза, расстояние перевозки.

В зависимости от степени регулирования уровня тарифов их классифицируют на :

· Фиксированные тарифы на железнодорожном транспорте централизованно устанавливает Министерство путей сообщения РФ по согласованию с государственными органами. Они являются обязательными к применению для всех участников транспортного процесса, используются при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом. Фиксированные тарифы могут устанавливаться едиными для территории России и едиными для территории региона, республики, края области, города.

· Регулируемые тарифы организации транспорта устанавливают самостоятельно с учетом системы налогового регулирования доходов предприятия. Они могут вводиться на период стабилизации цен.

· Договорные тарифы устанавливают организации транспорта по соглашению с заказчиками, исходя из необходимых затрат на перевозки (работы, услуги) и нормального уровня их рентабельности, регулируемого и утвержденного государственными органами (примерно 35% расходов).

· Свободные тарифы организации транспорта устанавливают самостоятельно с учетом спроса и предложения на рынке транспортных услуг. Решение об их введении принимают государственные органы.

К основным тарифообразующим факторам для всех видов транспорта относятся:

· расстояние перевозки;

· размер единовременной отправки;

· транспортные характеристики грузов (классы грузов);

· специализации подвижного состава;

· территориальные условия выполнения перевозок.

Каждый из этих факторов имеет объективный характер и оказывает существенное влияние на уровень тарифов.

Прибыль от основной деятельности транспорта включает результаты эксплуатации транспорта, вспомогательных производств и хозяйств, и прочих хозяйственных операции. Прибыль от эксплуатации транспорта определяется как разность между доходами от транспортной работы и эксплуатационными расходами транспорта.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.