Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Рентабельность, показатели, методы исчисления





 

Показатели финансовых результатов характеризуют эффективность хозяйствования предприятия в абсолютной оценке. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческой деятельности. В связи с этим анализ каждого элемента прибыли имеет важное значение как для самого предприятия в целом, так и для разных групп лиц, заинтересованных в деятельности предприятия. Так, для руководства такой анализ позволяет определить перспективы развития предприятия, так как прибыль является одним из важнейших источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности.

По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.

Рентабельность является важнейшим относительным показателем, характеризующим эффективность работы предприятия и конечные результаты его хозяйственной деятельности.

Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля вложенных в производство средств. Измеряются показатели рентабельности в относительных величинах (процентах, коэффициентах).

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в себя:

1) горизонтальный анализ — изучение изменений по каждому показателю за анализируемый период;

2) вертикальный анализ — анализ структуры показателей прибыли и их структурной динамики;

3) факторный анализ — выявление источников и факторов роста прибыли и их количественную оценку;

4) оценку динамики показателей рентабельности.

В настоящее время предприятия применяют следующую систему общих показателей рентабельности:

рентабельность продукции –отношение прибыли от продаж к себестоимости проданной продукции, исчисляемое на базе валовой прибыли, прибыли от продаж продукции, работ, услуг, чистой прибыли, прибыли до налогообложения и позволяющее предприятию контролировать ценовую политику и себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

рентабельность предприятия, капитала (активов) – отношение валовой прибыли или прибыли от продаж товаров, продукции, работ, услуг, чистой прибыли к сумме всех активов предприятия или отдельным их элементам. Рентабельность активов рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения к средней стоимости активов:

Рентабельность активов показывает, сколько прибыли организация получает с каждого рубля, вложенного в активы.

рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли от продаж к сумме выручки от реализации продукции:

Рентабельность продаж = Прибыль от продаж × 100% / Выручка от продаж. Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли организация получает с каждого рубля выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг.

Помимо общих показателей рентабельности находят применение и частные:

♦ рентабельность акционерного собственного капитала;

♦ рентабельность материальных активов (внеоборотных и оборотных материальных активов);

♦ рентабельность инвестиционного капитала (собственного капитала и долгосрочных обязательств) и т.д.

В практике наиболее распространены следующие группы показателей рентабельности:

Рентабельность внеоборотных активов (основного капитала) равна отношению прибыли до налогообложения к средней величине внеоборотных активов предприятия:

Рентабельность оборотных активов (оборотного капитала) определяется отношением валовой прибыли до налогообложения к средней величине оборотных активов:

Рентабельность собственного капитала определяется как отношение чистой прибыли к величине собственного капитала организации:

Рентабельность собственного капитала показывает, сколько прибыли организация получает с каждого рубля, вложенных собственных средств.

Кроме того, различают плановую и фактическую рентабельность (в зависимости от того, плановые или фактические значения показателей участвуют в расчете).

В финансовом менеджменте для определения рентабельности часто прибегают и к помощи многофакторных моделей. Например, к так называемой формуле Дюпона, которая определяет зависимость между рентабельностью активов, рентабельностью продукции и оборачиваемостью активов.

Двухфакторная модель Дюпона (рентабельности активов) выглядит следующим образом:

Приведенная формула раскрывает зависимость рентабельности активов организации от двух факторов: рентабельности продаж и оборачиваемости активов. Экономический смысл связи заключается в том, что модель прямо указывает пути повышения рентабельности активов: при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости активов, и наоборот.

Трехфакторная модель Дюпона (рентабельности собственного капитала) выглядит следующим образом:

Как видно, рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: уровня рентабельности продаж, скорости оборота активов и структуры капитала организации. Тем самым прямо указываются направления повышения рентабельности собственного капитала. Так, например, из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях рентабельность собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала организации (эффект финансового рычага).

Повышение рентабельности возможно за счет:

♦ реструктуризации предприятий;

♦ усовершенствования финансового менеджмента;

♦ снижения себестоимости (использования более дешевых видов сырья, материалов, топлива, сокращение затрат на обслуживание и управление производством т.д.);

♦ увеличения объемов производства и реализации продукции;

♦ подъема эффективности использования производственных ресурсов;

♦ улучшения качества продукции и повышения цен на нее.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.