Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социология коммуникации—СПЕЦИАЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ





БОРИСНЕВ С.В.

СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

В последнее время меняются представления как о роли коммуникации в жизни общества, так и об объекте, предмете, целях и методах социологии коммуникации, обусловливая новый взгляд на проблемы социальной коммуникации. Вырастая из теории коммуникации, коммуникавистики, лингвистики и других смежных дисциплин, социология коммуникации постепенно превратилась в одно из направлений социологической науки. При этом динамика развития социологии коммуникации и динамика генезиса единого социокоммуникативного процесса в мире и в России совпадают.

Введение в программы вузов, готовящих кадры социологов-исследователей, преподавателей социологии, государственного стандарта социологической дисциплины «Социология коммуникации», способствовало расширению исследований в данной области науки, созданию учебно-методических материалов, курсов лекций, разработке структурно-логических схем, позволяющих преподавателям и обучаемым успешно ориентироваться в нарастающем потоке социокоммуникативных знаний.

Материалы учебного пособия, предлагаемого читателям, в силу своего тезисного и интегративного характера могут быть использованы как на занятиях по указанной дисциплине, так и при изучении других социологических дисциплин, в процессе преподавания теорий коммуникации, организации и управления, при подготовке специалистов менеджмента, социальных коммуникаций, журналистов и социолингвистов.

Материал, представленный в данном пособии, систематизирован в два раздела, которые, решая самостоятельные задачи, тесно взаимосвязан между собой по принципу от «текста к схеме». Этим обеспечивается дидактическая преемственность и последовательность изучения всего материала.

Первая часть книги («Теория и методология социологии коммуникации») предназначена для формирования у читателей знаний по научным основам социальной коммуникации, уяснения социокоммуникативного категориального аппарата.

Вторая часть («Социальная коммуникация в жизнедеятельности современного общества») конкретизирует практическое приложение социальной коммуникации и современные подходы к ее развитию, позволяет познакомиться с основными направлениями, тенденциями ее применения на сегодняшний день.

Приложение («Структурно-логические схемы») акцентирует внимание преподавателей на возможностях проблемной методики передачи материала и установления прочного диалога с обучаемыми.

В пособии шестнадцать глав, каждая из которых содержит по два параграфа. В конце каждой главы приводятся вопросы для самоконтроля по изучаемой теме.

В учебном пособии обобщен теоретический и прикладной материал по социальной коммуникации, проанализированы все наиболее значимые источники по данному процессу. В конце учебного пособия приводится список литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения.

Завершается пособие словарем понятий, употребляемых в теории и практике социальной коммуникации.

 

Часть I

Теория и методология

СОЦИОЛОГИИ КОММУНИКАЦИИ

 

ГЛАВА 1

Социология коммуникации—СПЕЦИАЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Глава 2

Генезис социологии коммуникации

Глава 3

Основы теории социологии

КОММУНИКАЦИИ

 

Глава 4

Типология социологических

ДОМИНАНТ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Глава 5

Системность коммуникации

В современном обществе

 

Виды коммуникативных систем

Специфика коммуникативных систем определяется тремя критериями: целевым назначением системы (какая информация сообщается и кому предназначается), выбором коммуникативных средств (печать, радио, телевидение, компьютер и т.д.), каналами передачи и восприятия информации (аудитивным, визуальным, аудитивно-визуальным, тактильным, возможно экстрасенсорным) и способами обмена информацией (естественными и искусственными).

В обобщенной форме можно сказать, что коммуникативные системы различаются по целевому назначению, мотивированности коммуникативных единиц и технике актуализации.

На основе названных критериев различают естественные и искусственные коммуникативные системы. Правда, чаще говорят о естественных и искусственных языках, а не о коммуникативных системах. В данном случае происходит не просто свободное варьирование терминов, а молчаливое признание того факта, что коммуникативная система предполагает соотнесенность с конкретным языком как со средством общения. Однако условия выделения естественных и искусственных коммуникативных систем различны. Если естественные коммуникативные системы вычленяются из потока речевого общения, в котором актуализируется естественный язык, то искусственно созданные коммуникативные системы строятся на основе функционального аналога естественного языка, т.е. конструкта, не обладающего всеми свойствам и функциями естественного языка. Вот почему, говоря об «искусственных языках», следует помнить, что этот термин используется условно.

К естественным системам относятся те, в которых используются коммуникативные средства естественного языка — слова, словосочетания, жесты, мимика, телодвижения. Они имеют национальную специфику. Такие системы характеризуются многофункциональностью, социальной дифференциацией, высокой степенью вариативности, динамикой развития и представляют различные уровни коммуникации. Одна из сильных сторон естественных вербальных коммуникативных систем — их широкий коммуникативный диапазон. Некоторые языки содержат более миллиона лексических единиц и функционируют во всех сферах общения. Будучи неоднородными по своим функционально-стилистическим свойствам, они изучаются коммуникативной лингвистикой и стилистикой. Непосредственный предмет изучения социолингвистики и социокоммуникации — социальная дифференциация. Невербальные средства коммуникации и их функционирование изучаются специальной дисциплиной — паралингвистикой.

К искусственным системам относятся те, в которых используются сконструированные или заимствованные из разных областей знаний символы, формулы, графы, знаки для обозначения связей и отношений элементов. Искусственные системы ориентированы на задачи общения на международном уровне, поэтому национальная специфика им не характерна. Такие коммуникативные системы подразделяются на априорные, апостериорные и смешанные. Априорные системы создаются как независимые, без опоры на естественный язык. Таковыми являются системы, основанные на логической классификации понятий: философские языки, системы, где коммуникативными средствами служат символы, т.е. символические системы; языки математики — язык дифференциального и интегрального исчисления, язык математической логики и др. Использование буквенной нотации и символов математических операций в Европе относится, к XVI В., несколько позже складывается символический язык химий. Элементы символических языков лингвистики создаются лишь в 30—40-х годах XX в. Помимо буквенных символов, используются звуковые символы и жесты. Например, в музыкальном языке соль-ре-сол (1817—1866 т ю Франции) была использована нотная азбука с соответствующими звуками, цифрами, вариантами цветового спектра. На основе жестов создавались так называемые молчаливые языки, которые обслуживают либо религиозные общины, давшие обет мотания, либо узкие профессиональные группы, заинтересованные в сохранении «пивного» кода коммуникации.

Возникновение таких специализированных языков, особенно в точных науках, объясняется стремлением преодолеть одно из онтологических свойств естественного языка — многозначность его единиц, которая не устранялась даже в коммуникации. Стремление добиться однозначного соответствия между планом выражения и планом содержания заставило создателей априорных языков отдалиться от естественных языков. В них актуализируются лишь две функции естественного языка — репрезентативная (называется или представляется какой-то объект, свойство, явление, существенные для данной области деятельности) и металингвистическая (используются символы, обозначающие научные понятия). Математический и философский «языки», кроме того, выполняя функцию, несвойственную естественному языку, служат средством логического вывода. Эти «языки» обслуживают определенные социальные группы общества для решения специальных задач и актуализируются как специализированные коммуникативные системы (подсистемы, микросистемы) т различных областях человеческой деятельности.

Апостериорные системы создаются на базе естественных языков, из которых обычно заимствуются коммуникативные средства и структура. Лексические единицы — слова них составляющие (суффиксы, префиксы, окончания) ориентированы на интернациональную лексику довольно широкого ареала, например европейского.

Причина создания апостериорных систем — стремление найти сравнительно простое и эффективное средство для международного общения при решении специализированных задач коммуникации. Попытки воплотить эту «вавилонскую» мечту человечества восходят к античной эпохе ГУ—III вв. до н.э. В течение определенного времени функцию средства международного общения выполняли языки, застывшие в своем развитии. Так, в Европе функцию международного языка в научных и религиозных сферах общения длительное время выполняла латынь. Начиная с XVII в. стали разрабатываться проекты различных искусственных систем. Наиболее эффектным и популярным в Европе оказался язык, созданный в 1887 г. варшавским врачом Л.Л. Заменгофом, псевдоним которого «Эсперанто» стал названием этого искусственного языка. Эсперанто построен на основе интернациональной лексики, преимущественно романского происхождения, но с германскими и славянскими элементами. Грамматика его проста и стандартизирована, графика дана на латинской основе, ударение — на втором слоге от конца. В отличие от других искусственных построений эсперанто «живет», так как видоизменяется, увеличивается его словарный состав. Этому способствует значительный объем публикаций (художественная и общественно-политическая литература, поэзия, переводы, учебники, словари и активная деятельность международных и национальных объединений эсперантистов). Неудивительно, что эсперанто претендует на статус языка.

Значительно меньшее распространение имел язык ИДО. Фактически это эсперанто, реформированный рядом ученых Франции в 1907 г. Довольно ограниченные коммуникативные функции имеют и другие искусственные системы апостериорного вида, например, окциденталь и интерлингва.

К смешанному виду коммуникативных систем относятся те, в которых используются элементы естественного языка и искусственно созданные элементы и связи между ними, В смешанном виде довольно четко различаются неспециализированные и специализированные коммуникативные системы. К неспециализированным языкам, которые были реализованы в практической коммуникации как средство международного общения, относится волапюк. Он был создан в 1879 г. И.М. Шлейером в Германии. Хотя в составе слов волапюка были использованы корни латыни и наиболее распространенных европейских языков, они были так видоизменены, что «узнать» их невозможно даже полиглоту. На этом языке некоторое время даже издавались газеты и журналы, но как средство международного общения он оказался непригодным. Фактически надо было изучить совершенно новый язык, что нецелесообразно.

Опыт показал, что смешанный вид коммуникативных систем не эффективен для неспециализированных целей общения, но может служить хорошей основой для создания специализированных коммуникативных систем. Наступление эпохи научно-технической революции послужило мощным стимулом для конструирования многочисленных коммуникативных систем, ориентированных на решение специальных задач. Все эти системы используют принцип, смешанных искусственно-естественных языков, т.е. наряду с символами, формулами включают и слова естественного языки. Эта системы различаются не только по набору элементов и их структурированию, но также и по своим специфическим задачам и способам функционирования, по наличию/отсутствию обратной связи, степени связанности с естественным языком и другим характеристикам* Обычно их рассматривают в двух группах — как языки программирования и информационные языки.

Языки программирования сложны по своей структуре, но по функциям блузки к естественным языкам. Они выступают как средство символического представления алгоритмов в виде последовательных сложных действий. Сегодня известно более 600 языков программирования. Их отличительное свойство — способность к саморазвитию за счет расширения своих функций. Коммуникативная функция разных вариантов языков программирования сначала сводилась к тому, что они служили лишь средством представления
(записи) какой-либо специальной информации — программы, данной в виде последовательности отдельных команд, которые должен выполнять пользователь. В последующих вариантах коммуникативная функция служит средством символического представления, алгоритмов в виде последовательности сложных действий. Разработка программ с обратной связью позволяет осуществить коммуникацию на уровне человек — машина — человек, реализуя функции ситуативной оценки, самообучения и коррекции.

Ограниченность специализированных коммуникативных систем, созданных на базе языков программирования, привела к необходимости создания языков, ориентированных на массового пользователя. В 60-е годы прошлого столетия были созданы Алгал-60, Кобол и Фортран. Первый предназначался для программирования математических задач с логическими условиями, второй — для задач обработки планово-экономической информации, третий был ориентирован на задачи вычислительного характера. Наиболее универсальным, многоцелевым языком, сочетающим в себе ценные свойства упомянутых здесь языков, является PL-1, созданный в 1975 г. Разработанная на его основе диалоговая коммуникативная система позволяет работать в режиме человек — компьютер,

Информационные языки — еще одно средство коммуникации меж-г человеком и машиной. Они предназначены для предоставления {формации, которая вводится, хранится и обрабатывается в ЭВМ. Коммуникативные системы, построенные на базе информационных языков, носят характер автоматизированных систем, выполняющих определенные информационные задачи, а именно: накопление, хранение и поиск документов; сбор и обработка информации. В сфере управления; формулирование запросов и результатов обработки данных в форме документов. Перечисленные «машинные» «документы широко используются в управленческой деятельности наряду с традиционными документами, составленными вручную.

В зависимости от набора элементов, их комбинации и способа записи, а также конкретных задач различают синтетические, дескрипторе и классификационные языки. Более широкое распространение эипторных языков обусловлено относительной простотой их применения в технике процесса индексирования. Обычно их называют информационно-поисковыми языками, так как они актуализируются автоматизированных коммуникативных системах, основная функция которых — поиск и хранение научно-технической информации. Расширение технологических возможностей машинной обработки информации и коммуникативных сфер применения информационных языков повышает их социальную значимость как средства общения для общества в целом и отдельных его частей.

Растущая информатизация общества, продолжение научно-технического прогресса открывают большие перспективы развития коммуникативных систем. Это в первую очередь обусловлено настоятельной необходимостью разработки таких программных систем, которые, используя резервы компьютерных технологий, могли бы передавать информацию в более четких и легко обозримых формах. Сегодня заметно усилился интерес к визуализации информации. На основе достижений информатики, когнитологии и психологии разработаны коммуникативные системы, представленные в виде различных графиков, схем, картограмм, диаграмм, позволяющих быстро воспринять информацию и вычленить необходимые детали.

Глава 6

Глава 7

Глава 8

Часть II

Современного общества

Глава 9

Глава 10

Глава 11

Глава 12

Глава 13

Глава 14

Глава 15

Свобода и контроль в СМИ

Глава 16

Массовой коммуникации

БОРИСНЕВ С.В.

СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

В последнее время меняются представления как о роли коммуникации в жизни общества, так и об объекте, предмете, целях и методах социологии коммуникации, обусловливая новый взгляд на проблемы социальной коммуникации. Вырастая из теории коммуникации, коммуникавистики, лингвистики и других смежных дисциплин, социология коммуникации постепенно превратилась в одно из направлений социологической науки. При этом динамика развития социологии коммуникации и динамика генезиса единого социокоммуникативного процесса в мире и в России совпадают.

Введение в программы вузов, готовящих кадры социологов-исследователей, преподавателей социологии, государственного стандарта социологической дисциплины «Социология коммуникации», способствовало расширению исследований в данной области науки, созданию учебно-методических материалов, курсов лекций, разработке структурно-логических схем, позволяющих преподавателям и обучаемым успешно ориентироваться в нарастающем потоке социокоммуникативных знаний.

Материалы учебного пособия, предлагаемого читателям, в силу своего тезисного и интегративного характера могут быть использованы как на занятиях по указанной дисциплине, так и при изучении других социологических дисциплин, в процессе преподавания теорий коммуникации, организации и управления, при подготовке специалистов менеджмента, социальных коммуникаций, журналистов и социолингвистов.

Материал, представленный в данном пособии, систематизирован в два раздела, которые, решая самостоятельные задачи, тесно взаимосвязан между собой по принципу от «текста к схеме». Этим обеспечивается дидактическая преемственность и последовательность изучения всего материала.

Первая часть книги («Теория и методология социологии коммуникации») предназначена для формирования у читателей знаний по научным основам социальной коммуникации, уяснения социокоммуникативного категориального аппарата.

Вторая часть («Социальная коммуникация в жизнедеятельности современного общества») конкретизирует практическое приложение социальной коммуникации и современные подходы к ее развитию, позволяет познакомиться с основными направлениями, тенденциями ее применения на сегодняшний день.

Приложение («Структурно-логические схемы») акцентирует внимание преподавателей на возможностях проблемной методики передачи материала и установления прочного диалога с обучаемыми.

В пособии шестнадцать глав, каждая из которых содержит по два параграфа. В конце каждой главы приводятся вопросы для самоконтроля по изучаемой теме.

В учебном пособии обобщен теоретический и прикладной материал по социальной коммуникации, проанализированы все наиболее значимые источники по данному процессу. В конце учебного пособия приводится список литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения.

Завершается пособие словарем понятий, употребляемых в теории и практике социальной коммуникации.

 

Часть I

Теория и методология

СОЦИОЛОГИИ КОММУНИКАЦИИ

 

ГЛАВА 1

Социология коммуникации—СПЕЦИАЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.