Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Частнонаучные и конкретные (специализированные) методы исследования социальной коммуникации. Методика исследования коммуникации в организации





Частнонаучные методы. При обосновании частнонаучных методов следует исходить из необходимости исследования взаимосвязи трех составляющих социологии коммуникации — социальных структур, коммуникативных средств и коммуникативных систем.

Для изучения взаимодействия социальных структур и коммуникации применяются определенные методы анализа. Метод моделирования — эффективный способ представления существенных признаков массовых явлений в целостности. С помощью диалектического, функционального и структурного методов анализируются коммуникации моделей общества, разрабатываемых в социологии, и интерпретируется центральная проблема — отношения индивида и общества. Системно-функциональный и исторический методы позволяют изучить функционально-коммуникативные признаки построения и эволюции общества. Методы Самонаблюдения и самоописания используются для анализа коммуникации в масштабах всего общества. Социометрический метод предоставляет возможность структурно анализировать социокоммуникации при изучении малых групп.

Системный характер коммуникации, функциональная обусловленность коммуникативных средств позволяют широко использовать структурный и функциональный методы. С их помощью устанавливается уровневая иерархия коммуникативных систем, выявляются социальная дифференциация и вариативность коммуникативных средств, возникает возможность установить стратификацию общества как массовой аудитории.

Степень коммуникативной ценности коммуникативных систем определяется с помощью сопоставительного метода. Сопоставление как однородных, так и разнородных коммуникативных систем позволяет выявить степень их коммуникативной ценности, обнаружить новые свойства коммуникативных средств и тенденции их видоизменения. Самым главным условием при этом является обоснование базы для сопоставления — общего признака (формального, содержательного или функционального). Так выделение специфических особенностей различных уровней коммуникации возможно лишь на основе общих функциональных свойств и степени обобщенности содержательного признака коммуникативных средств. Установление социально обусловленной вариативности коммуникативных средств достигается в ходе их сопоставления (сравнения) на основе нормативного инварианта.

Конкретные (специализированные) методы исследования социальной коммуникации определяются целью исследования характера коммуникации с точки зрения ее уровневой стратификации (семиотический, лингвистический, металингвистический, паралингвистический и синтетический уровни), типовой характеристики (межличностная, внутригрупповая, организационная и массовая коммуникация), видовой системности (естественные, искусственные и смешанные системы) и способов ее реализации (устная и письменная формы речевой деятельности, различные каналы восприятия информации), выбор методов, последовательность и техника их применения -г методика — определяются объемом, характером фактического материала и условиями проведения исследования.

Поэтапность исследования социальной коммуникации предполагает выбор методов в соответствии с конкретной задачей данного этапа. На 1- м этане сбора фактического материала и его первичной систематизации используются методы опроса (анкетирование, интервьюирование), метод экспертных оценок, а также лабораторные эксперименты (наблюдение за устными и письменными источниками информации, тестирование) и полевые эксперименты (отстраненное или скрытое наблюдение, включенное наблюдение).

Выборочный опрос позволяет получить фактическую информацию и оценочные данные. Он проводится в устной или в письменной форме! Цель опроса — получение данных о коммуникативных характеристиках информантов, определяющих их соотнесенность с той или иной социальной группой.

Метод экспертных оценок служит для получения первичных эмпирических данных. Проводится опрос специальной группой экспертов в целях установления значений определенных переменных величин, которые необходимы для оценки исследуемого вопроса. Эксперты отбираются по признакам их формального профессионального статуса — должности, ученой степени, стажа работы и т.п.

Метод наблюдения реализуется в лабораторных и полевых условиях эксперимента. Этот метод заимствован из этнографии. Он описывает разнообразные формы социокоммуникации. Им могут быть выявлены нормативные и ненормативные формы речевого этикета, установлены коммуникативные средства, используемые коммуникантами в эмоциональном состоянии, в разных ситуациях и т.п.

Эксперимент в полевых условиях сложен и трудоемок в социопсихологическом плане, особенно при включенном наблюдении. Специфической трудностью при этом является преодоление так называемого «парадокса наблюдателя». Открытое наблюдение может искажать выводы эксперимента, так как приводит к гиперкоррекции речи испытуемых, особенно при записи образцов речи — срабатывает «магнитофонный эффект». Поэтому экспериментатор должен продумать технику такого наблюдения, чтобы устранить возможные помехи. Недостаток данного метода определяется степенью репрезентативности наблюдаемой группы. Для проверки нужны контрольные эксперименты и сопоставление с данными лабораторных экспериментов.

Метод тестирования обычно используется в лабораторных экспериментах, когда массовый опрос через анкетирование невозможен. Тесты составляются так, чтобы однозначно выявить те или иные коммуникативные свойства испытуемых.

Социометрия (лат. «общество» + греч. «мера, размер») является особым методом, который используется при исследовании малых групп в целях изучения межличностных отношений их членов (в социологии) и межличностной коммуникации (в социокоммуникации). Для социокоммуникации важно установить степень сходства и различия используемых коммуникативных средств в оценочной функции.

Методы, используемые на 2-м этапе исследования, имеют другое целевое назначение — обработку полученных данных и установление зависимостей количественных и качественных показателей анализа и их содержательную интерпретацию. Выбор и последовательность методов определяются этапностью обработки данных. Прежде всего проводится дифференцированная подготовка информации в зависимости от ручной или машинной обработки материала. Затем осуществляются подсчеты с помощью методов описательной статистики и измерения, которые преобразуют информацию, необходимую для сравнения и установления зависимостей. В завершение используются методы, позволяющие проводить содержательный анализ и интерпретацию установленных зависимостей.

В социологических исследованиях на данном этапе чаще используются методы статистического анализа, некоторые из них могут быть применены и в социокоммуникативных исследованиях.

Корреляционный (лат. «соотносительный») анализ в социокоммуникации — процедура, установленная для изучения соотнесенности между социальными и коммуникативными переменными. В качестве независимых переменных выступают заданные социальные признаки, в качестве зависимых — коммуникативные характеристики. Связь между этими величинами выражается во взаимной согласованности наблюдаемых изменений.

Факторный (лат. «делающий, производящий») анализ дает возможность установить многомерные связи переменных величин по нескольким признакам. На основе парных корреляций переменных, полученных в результате корреляционного анализа, получают набор новых, укрупненных признаков — факторов. В результате последовательной процедуры выявляют факторы второго, третьего и т.д. порядка.

Детерминационный (лат. « определять») анализ в отличие от корреляционного позволяет установить связи между отдельными значениями признаков. Метод применяют в случаях, когда значения или сочетания одних признаков статистически детерминируют заранее выделенные значения других. Сопоставляя по правилам вычислительных систем многомерные таблицы сопряженности признаков, исследователь может установить, какой из других признаков усиливает или ослабляет их связь позволяет дать оценку влияния ряда независимых качественных переменных (факторов) на количественную переменную (признак).

Латентно-структурный анализ также связан со статистической обработкой эмпирических данных. Испытуемым предлагается набор вопросов, и по содержательным признакам ответов они распределяются по определенному скрытому (латентному) признаку. Этот метод не предполагает измерения зависимостей признаков, а необходим для анализа качественных переменных.

Метод импликационных шкал (лат. «лестница») представляет собой наглядную форму измерения и оценки полученных данных, которые градуируются по степени количества или интенсивности признаков. Шкалы классифицируются по типам или уровням измерения. Простые шкалы предусматривают однозначную оценку того или иного признака. Серия шкал может быть преобразована в единую шкалу значений отдельных признаков. Эта процедура называется шкалированием.

Контент-анализ (англ. « содержание») занимает особое место в системе методов второго этапа исследования, так как позволяет дать интерпретацию содержания информации через количественные показатели. Контент-анализ понимается как качественно-количественный анализ содержания текстового массива в социологических целях. Он дает возможность выявить скрытые элементы содержания текстов, которые могут ускользнуть при использовании традиционных методов логико-аналитического анализа. Появляется возможность выявить тенденции социальной действительности, в том числе социальной коммуникации. С помощью контент-анализа возможно установить скрытые мотивы коммуникаторов и авторов, и даже социальные характеристики массового потребителя определенной информации. Этот метод помогает выявить закономерности в использовании пропагандистских стереотипов, на основе чего прогнозируются тенденции в тех или иных социальных движениях.

Дискурс-анализ как способ исследования социокоммуникации существен, так как в дискурсе отражены не только языковые формы высказывания, но содержится оценочная информация, личностные и социальные характеристики коммуникантов, их фоновые знания, имплицируется коммуникативная сфера и социальная ситуация.

Моделирование дискурса, обоснование компонентов и изучение его структуры как целостной коммуникативной единицы создали предпосылки для использования его в качестве метода исследования социальной коммуникации. Для дискурс-анализа наиболее важны социально значимые категории, т.е. социологические доминанты. По своим содержательным характеристикам эти доминанты связаны с разными компонентами дискурса.

На 3-м, заключительном этапе исследования соцкоммуникации используются методы тестирования и шкалирования, которые позволяют проверить полученные результаты. При тестировании используется тот же материал, который был дан в первичном, диагностирующем тесте. Практикуется панельный метод или метод повторного опроса в целях проверки или уточнения первичного опроса. При этом должны быть сохранены те же условия, что практически трудно сделать, особенно при большом временном разрыве.

Использование методов, различающихся «по способу», определяется их эффективностью на определенном этапе исследования. Логико-аналитический анализ может быть использован и при первичной систематизации материала, и при аргументации выбора исходных данных или гипотезы. Визуальные методы незаменимы в тех случаях, когда необходимо представить объект в целостности или показать его внутреннее строение, удельный вес структурных компонентов и т.п. Игровые приемы облегчают проведение эксперимента, но усложняют его подготовку. Для проверки экспериментальных данных вводятся контрольные наблюдения —
избирается та или иная модель идеального измерения, в частности метрологическая модель идеального измерения и теории ошибок (погрешностей/Разработаны методики измерения текста, аудитории и двуязычия как социального явления. При изучении массовой коммуникации эти методики варьируются в зависимости от видов коммуникативных средств.

Существуют специальные методики по исследованию коммуникативных процессов в организации, с учетом ее стабильного или нестабильного состояния. Различаются подходы к анализу через исследование коммуникаций широкой совокупности организационных образований и проведение диагностики отдельной организации. Исследование или диагностика как таковые включают ряд общих этапов со специфическими процедурами.

На первом этапе проводится определение проблем коммуникации и выбор методов из имеющихся в методологической части социологии коммуникации, с помощью которых будет проводится анализ организации. Второй этап — непосредственное проведение анализа состояния коммуникативных взаимосвязей определенными методами. Третий этап заключается в выявлении и обобщении коммуникативных закономерностей, и тенденций, диагностике решений по устранению выявленных недостатков в коммуникации организации. В случае нестабильного организационного состояния такого рода анализ требует независимого внешнего консультационного вмешательства, с целью проведения объективной оценки и недопущения развала коллектива или даже организации.


Часть II







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.