Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проблемы социальной ответственности за предоставляемую информацию





Социальная ответственность за предоставляемую информацию со стороны коммуникавистов, потребителей, создателей и распространителей имеет свою специфику и разнообразие.

Социальная ответственность — элемент взаимодействия между индивидами, индивидом и коллективом, индивидом и обществом; между организациями и так далее. В зависимости от формы, в которой проявляются объективные отношения, и норм, которые их регулируют, различают ответственность юридическую, экономическую, нравственную, политическую. В более широком смысле социальная ответственность выступает как определенные ожидания окружающей социальной среды от лиц, общественных органов, с одной стороны, и осознание ими своего долга перед обществом, коллективом, индивидом — с другой. В этом смысле ответственность возникает на основе социальных норм и реализуется как через формы социального контроля (общественное мнение, устав, закон), так и через понимание своей общественной роли ответственными субъектами.

Важно различать сферы и формы индивидуальной и коллективной ответственности. В этой связи ответственность рассматривают как свойство личности, как внутреннее1 ее качество. Это понимание ответственности, осознание ее перед собой, перед другими людьми, перед обществом. При этом индивид формирует позицию (положительную или отрицательную) к отношениям, в которых участвует, к нормам и правилам поведения. Это его качество обнаруживается в действиях, в том, какие решения он принимает, в какие отношения и с кем вступает, как ведет себя и т.д. Как внутреннее свойство личности ответственность имеет сложную структуру и включает в себя: понимание своего места в систему общественных отношений; осознание необходимости признавать и соблюдать стихийно возникшие или установленные обществом нормы; оценку своих поступков с точки зрения их последствий для себя м для общества; готовность принять санкции в случае допущенных нарушений.

Существует ряд видов социальной ответственности, квалифицируемой как официальная (юридическая) и неофициальная (моральная) ответственность.

Юридическая ответственность за распространение недостоверной информации может быть гражданской, дисциплинарной, административной, материальной и уголовной.

Гражданская (гражданско-правовая) ответственность в праве определяется как возложение невыгодных имущественных последствий на лицо, допустившее неправомерное поведение (например, причинение вреда другому лицу). Наиболее распространенные формы гражданской ответственности — возмещение вреда и уплата неустойки.

Дисциплинарная ответственность, согласно российскому праву, — форма воздействия на нарушителей дисциплины (трудовой, воинской и тому подобное) путем наложения на них дисциплинарных взысканий: замечания, выговора, увольнения по соответствующим основаниям2. Некоторые организации могут устанавливать свои дисциплинарные взыскания предусмотренные уставами (положениями) о дисциплине отличными от установленных трудовым; законодательством.

Административная ответственность согласно закону выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Такими мерами могут быть предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация орудия или предмета нарушения, лишение специального права, исправительные работы и административный арест.

Материальная ответственность по законодательству заключается в восстановлении работником организации ущерба, измеряемого в денежной форме, который он причинил данной организации. Такая ответственность наступает при наличии у данного лица трудовых отношений с организацией независимо от ее организационно-правовой формы.

Уголовная ответственность согласно уголовному кодексу означает меру государственного принуждения к лицу, совершившему преступление и обязанному отвечать за свое деяние. Мера наказания определяется приговором суда. Возраст привлечения к уголовной ответственности устанавливается законом.

Бели говорить о неформальной или моральной ответственности, то она проявляется через неформальные санкции организации иди коллектива, окружающих, в виде общественного порицания как явно выраженного на собрании, заявленного публично или выраженного косвенно через личную беседу или в поведении.

В проявлении социальной ответственности гражданами РФ за предоставленную информацию важную роль играют социальные условия действия средств массовой коммуникации.

В основе социальной ответственности средств массовой коммуникации лежат такие характеристики, как степень взаимодействия и самостоятельность, точнее, свобода от давления политических, экономических и других сил. На базе этих признаков в прессе выделяются два основных социальных типа сочетания воздействия и самостоятельности средств массовой коммуникации — авторитарный и плюралистичный. Авторитарная пресса подчинена контролю, цензуре, подвержена экономическим и другим санкциям при невыполнении предписаний. Плюралистическая пресса имеет несколько подходов (подтипов) самостоятельности средств массовой информации. Первый подход определяет, что свободная пресса осуществляет свободное выражение своего мнения: она свободна от цензуры, но ответственна перед законом за клевету или оскорбление достоинства; разрешается свободный импорт и экспорт прессы. Второй подход выражается теорией социальной ответственности прессы (возникла в США), которая пытается объединить индивидуальную свободу выбора информации, свободу самих СМИ и их ответственность перед обществом — требование тщательной проверки и подготовки информации. Третий подход объединяет сторонников теории прессы демократического соучастия, исходящей из того, что все группы общества должны иметь свободный доступ к средствам массовой информации, что не должно быть бюрократического контроля над СМИ, что все социальные структуры должны иметь собственные средства массовой информации, связанные с их локальными интересами и потребностями.

Привлекательность теории социальной ответственности СМИ заключается в том, что, поскольку в ее основу заложены такие оценочные критерии деятельности СМИ, как объективность, достоверность, справедливость, взаимное доверие и, что самое главное, оказание помощи в реализации социальных потребностей общества. Проблема в том, как эту теорию реализовать на практике.

При помощи СМК перед массовой аудиторией актуализируются самые разнообразные ситуации, которые получают либо положительную, либо отрицательную оценку — люди принимают систему социальных норм поведения, этических и нравственных ценностей, которые желательны с точки зрения данного общества. В ряде случаев, это приводит к радикальному изменению конверсии взглядов на образ жизни и стиль поведения.

В основе прагматической типологии средств массовой коммуникации лежат такие характеристики, как степень взаимодействия и самостоятельность, точнее, степень воздействия в плане интеграции общества и в плане «конверсии» общественного мнения о социальных ценностях.

По первому основанию выделяются три типа средств массовой коммуникации: СМК, не способствующие интеграции общества в позитивном плане, что коррелирует с теорией массового общества; СМК, способствующие интеграции общества и в позитивном и негативном планах, что коррелирует с теорией обусловленности массовой коммуникации социальным устройством общества; СМК, способствующие интеграции общества в позитивном плане, но дифференцированно, в зависимости от потребностей общества и доминирующей функции средств массовой коммуникации — информационной, регулирующей, культурологической, что коррелирует со структурно-функциональной теорией массовой коммуникации.

Поскольку воздействие средств массовой коммуникации может быть и позитивным и негативным, возникают два противоположных процесса — интеграция и дифференциация общества. В период социальной устойчивости совершенствуются многообразные формы интеграции. В обстановке социальной неустойчивости вспыхивают конфликты и усугубляется взаимное непонимание как в межличностной, так и в массовой коммуникации. В этих условиях особенно возрастает социальная ответственность средств массовой коммуникации, которые в совокупности выступают мощным и влиятельным инструментом формирования общественного мнения и интеграции общества.

По второму основанию типология средств массовой коммуникации является менее целостной, поскольку трудно определить степень «конверсии» мнений и взглядов массовой аудитории. Можно лишь представить перечень признаков «конверсии», актуализируемых с их помощью. Средства массовой коммуникации способны вызывать изменения намеренно и ненамеренно, незначительные по форме и интенсивности, усиливать существующее мнение, не изменяя его, предотвращать возникающие изменения или способствовать, их возникновению. С помощью средств массовой коммуникации перед массовой аудиторией актуализируются самые разнообразные ситуации, которые получают либо положительную, либо отрицательную оценку. Люди принимают систему социальных норм поведения, этических и нравственных ценностей, которые желательны с точки зрения данного общества. В ряде случаев это приводит к радикальному изменению «конверсии» взглядов на образ жизни и стиль поведения.

Обобщая эти характеристики средств массовой коммуникации в плане «конверсии» можно сказать, что с одной стороны, они отражают происходящие изменения в обществе, а с другой — влияют на мнения с различной степенью интенсивности. Эта взаимозависимость базируется на функциональной основе массовой коммуникации и актуализируется в конкретных социальных условиях, характерных для различных сфер деятельности людей.

Помимо социальной ответственности СМИ за предоставляемую информацию, существует персональная (юридическая) ответственность за данное деяние тех, кто связан с предоставлением социальной информации массам.

Закон РФ о средствах массовой информации от 1991 г. устанавливает ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации. Согласно ст. 56 такая ответственность возлагается на учредителя редакции, издателей, распространителей, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналистов, авторов распространенных сообщений и материалов. При этом по ст.5 освобождаются от ответственности редакция, главный редактор/журналист за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста: если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях; если они получены в информационных агентств; если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений; если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений; если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом; если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим СМИ, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства РФ о средствах массовой информации.

В то же время по ст. 58 возможна ответственность (уголовная, административная, дисциплинарная или иная) за ущемление свободы массовой информации, т.е. воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции СМИ, а также журналистов, посредством осуществления цензуры; вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции; незаконного прекращения либо приостановления деятельности СМИ; нарушения права редакции на запрос и получение информации; незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части; принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации; установления ограничений на контакты с журналистами и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом.

Необходимо учитывать и такой аспект, определенный ст. 62: возмещение морального (неимущественного) вреда, причиненного гражданину в результате распространения СМИ не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, производится по решению суда средствами массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.

Федеральный Закон об участии в международном информационном обмене от 1996 г. определяет ответственность согласно ст. 14 как обеспечение защит граждан, юридических лиц в РФ и государства от недостоверной, ложной документированной информации. В п. 1 данной статьи говорятся: распространение недостоверной, ложной иностранной документированной информации, полученной в результате международного обмена, на территории РФ не допускается. В п. 2 уточняется: ответственность за распространение такой информации возлагается на субъект международного информационного обмена, получивший такую информацию и (или) распространяющий ее на территории РФ. По ст. 20 за нарушение международного информационного обмена, т.е. за противоправные действия при осуществлении международного информационного обмена физические и юридические лица РФ, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства на территории РФ несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, в соответствии с законодательством России ответственность за предоставляемую информацию в любой организации может быть: уголовная, за разглашение государственной тайны согласно перечню требований закона РФ; административная или гражданско-правовая, за разглашение личной тайны или информации, повлекшей оскорбление чести и достоинства какого-либо человека, организации или учреждения; дисциплинарная, за разглашение (доведение) информации гражданином, не обязанным ее знать и наказуема согласно административному законодательству России, материальная, за причиненный ущерб, определенный в денежной форме, неформальные санкция за моральный ущерб личности или коллективу, в виде общественного порицания как явно выраженного на собрании, заявленного публично или выраженного косвенно через личную беседу или в поведении.

 

Глава 14







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.