Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социальные романы. Джон Голсурси «Сага о Форсайтах»





Голсуорси (Galsworthy), Джон (14. VIII. 1867. Лондон, — 31.1.1933, там же) — англ. писатель, Род. в богатой семье, отец юрист. Закончил Оксфордский ун-т, специализировался по мореходному праву, но юридич. практикой не занимал­ся. Лит. деятельность начал под влиянием Дж. Рескина и примкнул к неоромантич. нап­равлению (сб. «Четыре ветра»— «From the four winds», 1897; романы «Джослин»— «Jocelyn», 1898; «Вилла Рубейн» — «Villa Rubein», 1900). На первых кни­гах Г. лежит печать незре­лости.

Роман «Остров фарисеев» («The island Pharisees», 1904) положил начало большой серии социально-бытовых романов, в к-рых Г. обрисовал различные сферы жизни англ. общества, всюду подмечая классовые и сословные противоречия. Таковы романы «Усадьба" («The country house», 1907), в к-ром дан сатирик образ крупного земельного собственника, «Братств" («Fraternity», 1909) — выразит. картина социально: неравенства, «Патриций» («The patrician», 1911) — кри­тика кастовой ограниченности англ. аристократию «Фриленды» («The Freelands», 1915) — широкое полотно классовой борьбы в англ. деревне. Лишен социальной проблематики роман «Темный цветок» («The dark flower», 1913), но и в нем отразилась одна из сторон даро­вания Г.— тонкий психологизм в раскрытии интимных переживаний и мягкий лиризм. Одновременно Г. соз­дал ряд пьес с острыми социальными конфликтам «Серебряная коробка» («The silver box», 1906, изд. 1909), «Борьба» («Struggle», 1909), «Справедливость» («Justice", 1910) и др.

Центр, место в творчестве Г. занимает монумент. эпопея о судьбах одной бурж. семьи. Зародышем цикла была новелла «Спасение Форсайта» («The salvation of Swithin Forsyte», 1901), за к-рой последовал роман "Собственник» («The man of property», 1906) — реалистиче­ски точная картина бурж. нравов т. н. викторианского периода (см. Английская литература). Критика бузж. семейных отношений перерастает здесь в обличение всего собственнич. мира. Идея создания цикла о Фор-сайтах возникает у Г. позднее, когда после 1-й мировой войны обнаружился упадок англ. буржуазии, ее не-верие в прочность своего будущего. Писатель опять на-чинает с новеллы: «Последнее лето Форсайта» ("In-dian summer of a Forsyte», 1918), затем следуют романы «В петле» («In chancery», 1920) к «Сдается в наем» ("To let", 1921), составившие вместе с «Собственником» и новеллойй «Пробуждение» («Awakening», 1920) трилогию "Сага о Форсайтах» («The Forsyte saga», 1922) — блестя-щую эпопею об англ. бурж. обществе с конца 19 в. до первых лет после войны 1914—18, написанную в лучших традициях критич. реализма. Г. пишет затем вторую трилогию о Форсайтах «Современная комедия» («А. mо-dern comedy»), состоящую из романов «Белая обезьяна» ("The white monkey», 1924), «Серебряная ложка» («The silver spoon», 1926), «Лебединая песнь» («Swan song», 1928) и новелл «Идиллии» (1927) и «Встречи» (1927), где гл. внимание уделено судьбам молодого поколения Форсайтов в в условиях 20-х гг. 20 в. К этому циклу при­мыкает также сб. рассказов «На форсайтской бирже» "On Forsyte 'change», 1930). Отд. члены этой семьи по­являются и в последней трилогии Г., где они, однако, не играют гл. роли. «Конец главы» («End of the chapter») состоит из романов «Девушка-друг» («Maid in waiting», 1931), «Цветущая пустыня» («Flowering wilderness», 1932) и «Через реку» («Over the river», 1933), повествующих о судьбах молодого поколения захиревшего аристокра­тич. рода. В послевоен. период написано также неск. драм, из к-рых особенно интересны «Мертвая хватка» («The skin game», 1920), «Верность» («Loyalties», 1922). Романы, новеллы и драмы Г. содержат всеобъемлю­щую картину жизни англ. бурж. общества конца 19 и 1-й трети 20 вв. Peaлистич. мастерство писателя осо­бенно проявилось в изображении типич. представителей англ. буржуазии, воспитанных в духе «викторианской респектабельности», Но диапазон творчества Г. был ши-рок, и он метко охарактеризовал также типы из др. социальных слоев — интеллигентов, фермеров, рабо­чих люмпен-пролетариев. Г. отмечал, что на формирова­ние его творч. метода решающее влияние оказали из англ. писателей — Ч. Диккенс и У. Теккерей, из иностранных — Г. Мопассан, И. С. Тургенев, Л. Н. Тол­стой. В драме для него были образцом реализма про­изв. Г. Ибсена и Г. Гауптмана. Композиция романов Г. характеризуется размеренным сочетанием описат. ма­териала с изображением событий. Писатель строит по­вествование динамично, раскрывая в процессе развития сюжета — всегда драматически насыщенного — как со­циальную среду, так и внутр. мир героев. Драмы Г. отличает острота конфликтов, отражающих резкое столкновение классовых интересов, сословных предрас­судков и связанных с ними психологич. особенностей людей той или иной среды.

Мастер точной и лаконичной прозы, Г. живо воспро­изводит совр. речь в диалогах, он мягко лиричен в пей­зажах и часто ведет повествование в тоне тонкой, еле приметной иронии, не распознав к-рой читатель недо-

оценит отношения художника к изображаемым собы­тиям и характерам. Лучшие качества Г. как мастера социально-психологич. романа и стилиста проявились в его цикле о Форсайтах. История одной бурж. семьи под пером Г. перерастает в обобщенную картину судеб целого класса. Хотя позиция Г. ограничена его верой в незыблемость бурж. строя, представляющегося ему неким соответствием индивидуалистической, по его мнению, природе человека, тем не менее верность реализ­му привела к тому, что созданная им панорама англ. бур­жуазной жизни верно отразила постепенный упадок бы­лого могущества. «Истинным» Форсайтам с их цеп­ким чувством собственности писатель противопоставля­ет бурж. молодежь, утратившую способность строить жизнь по своим желаниям и вкусам. Если до войны 1914—18 в соч. Г. подвергались критике гл. обр. эгоизм и хищничество Форсайтов, антиэстетичность их, жиз­ненного уклада, то в послевоен. период писатель осо­бенно отмечает утрату молодым поколением буржуазии твердых нравств. устоев, неумение видеть реальность и трезво решать выдвигаемые ею проблемы. Эволюция об­раза Сомса Форсайта на протяжении двадцатилетия, когда писалась эпопея, очень характерна: в «Собствен­нике» Сомс воплощает все типич. пороки собственнич. психологии, а в «Лебединой песне» он предстает идеали­зированным воплощением уходящего бурж. мира, о к-ром писатель скорбит, хотя и чувствует его шаткость. В этом переосмыслении Сомса — одного из наиболее типич. Форсайтов выражено стремление Г.— наперекор всем демократич. силам современности — сохранить не­зыблемым бурж. мир.

Г. выступал и как публицист, выражая гуманистич. взгляды, и как критик со статьями, в к-рых защищал и развивал принципы реализма («Гостиница спокойст­вия», «Канделябра»). Лауреат Нобелевской премии (1932).

Соч.: Works, v. 1—30, L., 1923—36; Letters, 1900—19^2, ed. by Б. Garnett, L., 1934; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—12, Л., 1929; Собр. соч., т. 1—16, М., 1962; Сага о Форсайтах, т. 1—2, М., 1956; Новеллы, М., 1957; Драмы и комедии, М., 1956.

Лит.: История англ. лит-ры, т. 3, М., 1958; Аникст А. А., История англ. лит-ры, М., 1953; Дьяконова Н. Я., Джон Голсуорси. 1867—1933, Л.-М., 1960; Джон Голсуорси. Био-библиографич. указатель, сост. И. М. Левидова, М., 1958; Marrot H., The life and letters of John Galsworthy, L., 1935; его же, A bibliography of the works of John Galsworthy, L., 1928; Ould H., John Galsworthy, t., 1934.

А. А. Апикст, Ю. И. Кагарлицтшй.

 


 

[1] Гальцева Р., Рознянская И. Поиски человека//Новый мир. 1998. № 12. С. 53.

[2] Зверев А. Крушение утопии//Иностр. Лит. 1988. № 11. С. 40.

[3] Зверев А. Когда пробьет последний час природы//Вопр. лит. 1989. № 1. С. 17.

[4] Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 30 т. М., 1973. Т. 5. С. 99-180.

[5] Чернышевский Н.Г. Что делать? Пермь, 1981.

[6] Кирпотин В.Я. Достоевский Ф.М. в шестидесятые годы. М., 1966.

[7] Замятин Е.И. Мы. М., 1989.

[8] Чаликова В. Предисловие//Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы. М., 1991. С. 3-20.

[9] Зверев А. Крушение утопии//Иностр. лит. 1988. № 11. С. 43.

[10] Зверев А. Когда пробьет последний час природы//Вопр. лит. 1989. № 11. С. 20-23.

[11] Хаксли О. О дивный новый мир//Ин. Лит. 1988. N 4.

[12] Платонов А.П. Избранное. М., 1989. С. 101-213.

[13] Там же. С. 214-460.

 

[14] Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990. С. 102-109.

[15] Канцона – в средневековой поэзии трубадуров стихотворное послание размером до 7 строф со сквозной рифмой.

[16] Вилленель – твердая стихотворная форма, 6 строф с рифмовкой: А бА,абА, абА, абА, абА, абА А, где А и А – повторяющиеся припевы. Сложилась во французской поэзии по образцу итальянской имитации народных песен.

[17] Стихотворения в прозе О.Уайльда, впервые опубликованные на русском языке в 1986 г. в газете «Неделя» в переводе И.Бессараб были взяты из книги его сына Вивиана Холланда «Сын Оскара Уайльда» и книги Хескета Пирсона.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.