Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Количество некоторых продуктов (в кг), которые можно приобрести на среднюю заработную плату в России и США





 

При длительных стабильных, ценах на потребительские товары и услуги темпы роста номинальной и реальной заработной платы совпадают. Но при инфляции - при обесценении денег по от­ношению к покупаемым благам - приходится сопоставлять раз­личную скорость изменения средней начисленной заработной платы и индекса потребительских цен. Такое сравнение при­водится во данным российской статистики в табл. 10.3.

Таблица 10.3

Изменение средней начисленной заработной платы работников предприятий и организаций и индексов потребительских цен (относительно декабря 1991 г.)

 

Зная динамику номинальной зарплаты и потребительских цен, можно подсчитать, как за определенный период изменилась реальная оплата труда. Индекс номинальной зарплаты (Ид) оп­ределяется как частное от деления величины заработка в текущем периоде (3т) на величину заработка в избранном базовом периоде (3g), выраженное в процентах:

Аналогичным образом (как известно из темы 5, § 3) уста­навливается индекс цен. Если использовать указанные индексы, то можно вычислить индекс реальной зарплаты (Ир.з) в про­центах:

Исходя из этой формулы, на практике могут быть четыре варианта динамики уровня реальной оплаты труда в зависимости от достигнутого соотношения темпов инфляции и скорости из­менения номинальной зарплаты.

Первый вариант: номинальный заработок повышается такими же темпами, какими растут потребительские цены. В таком случае уровень реальной зарплаты стабилен. Этот вариант возможен, если происходит “автоматическая” индексация денежной зарпла­ты, то есть ее повышение в соответствии с подъемом офици­ального индекса цен. В Западной Европе подобное положение было в 70-е годы, во время достаточно сильной инфляции: в коллективных договорах профсоюзов с предпринимателями пред­усматривалась “автоматическая” индексация оплаты труда.

Первый вариант - редкое явление. Он, разумеется, эконо­мически защищает от инфляции, однако выработка работников не сопровождается увеличением реальных заработков.

Второй вариант: номинальная зарплата растет быстрее, чем инфляция. Тогда величина реального вознаграждения увеличи­вается в абсолютных размерах. Этот случай еще более редкий и обычно касается привилегированных групп работников (использующих монопольное положение фирмы на рынке, высших должностных лиц некоторых предприятий и учреждений).

Интересен опыт Японии. Здесь в 90-е годы делались попытки так снизить темпы инфляции, чтобы номинальные заработки возрастали быстрее увеличения потребительских цен. В этом случае стимулируется более эффективный труд.

Третий вариант: при низких темпах инфляции обычно не проводится индексация номинальной зарплаты. В данном случае величина реальной оплаты труда понемногу уменьшается в абсо­лютных размерах. Так произошло во второй половине 80-х годов. В Западной Европе были демонтированы национальные системы индексации зарплаты, а в США на предприятиях предприни­матели перестали заключать договоры с профсоюзами об авто­матической индексации заработков. В результате этого уровень заработной платы в ее реальном выражении в 1990 г. был ниже по сравнению с 1985г. на 4-6 процентных пункта (94-96% к уровню 1985 г.). С одной стороны, предприниматели получили дополнительное средство экономического принуждения к по­вышению производительности труда работников (они наращи­вают выработку, чтобы возместить потери реальных доходов). С другой стороны, работники стали стремиться в целях пред­отвращения снижения благосостояния увеличивать продолжи­тельность времени труда (прибегать к сверхурочным работам), искать “вторую занятость” (устраиваться на дополнительную ра­боту в иных местах).

Четвертый вариант: инфляционная спираль. Речь идет о том, что если при высоких темпах инфляции не проводится “автома­тическая” индексация заработной платы, то работники все же часто добиваются соответствующего увеличения денежных доходов. Когда правительство и бизнесмены устанавливают более высокий уровень заработков, то в итоге происходит удорожание продукции. А это, естественно, ведет к новому росту потребительских цен. Стало быть, все повторяется на новом витке “спирали”.

Данный вариант опасен тем, что он способен раскручивать “маховик” инфляции и вести дело к гиперинфляции. При этом потери работников в реальной величине доходов обычно не возмещаются запоздалой надбавкой к зарплате, вследствие чего происходит систематическое снижение жизненного уровня тру­дящихся. Именно такая тенденция имела место, например, в России в 1992-1995 гг.

Чтобы воспрепятствовать резкому снижению реальной зара­ботной платы, работники идут на крайнее средство защиты своих социально-экономических интересов - на забастовки. Однако таким способом они борются не против причин, наносящих ущерб их благосостоянию, а против пагубных последствий этих причин. Дабы не потонуть в море инфляции, трудящиеся требуют от предпринимателей и государства специальных мер противо­действия снижению их жизненного уровня.

Естественно, что инфляция дает больше выгоды бизнесменам, которые расплачиваются за установленную в договоре трудового найма цену труда неполновесными деньгами. В этом случае трудящиеся вынуждены бороться за справедливую заработную плату, соответствующую действительной стоимости рабочей силы.

Чтобы приостановить инфляцию, некоторые экономисты предлагают “заморозить” заработную плату работников. Вместе с тем они не обращают внимания на то, что собственники капитала не сдерживают рост своих прибылей, что также уве­личивают цены товаров, подталкивая инфляцию. Не противо­поставлять одни социальные группы другим возможно, например, если одновременно противодействовать общему росту и цен, и всех инфляционных доходов. Этот результат может быть до­стигнут при проведении государством эффективной антиинф­ляционной политики, о которой будет сказано в теме 15.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Как добиться успеха. Практические советы деловым людям. М., 1992. С. 460-289.

Маккониелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М., 1992. Т. 2. Гл. 30.

МаркЪ К. Капитал Т. 1. Отдел шестой//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.

Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993. Т. 2. Кн. VI. Гл. III-V.

Пиндайк Р., РубинфельдД. Микроэкономика / Пер. с англ. М., 1992. Гл.13.

Прикладная экономика. М., 1992. Гл. 9.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. Гл. 16.

 

ТЕМА 11 ПРИБЫЛЬ

 

После того как мы разобрались с вознаграждением за труд, которое получает собственник рабочей силы, нам предстоит всес­торонне рассмотреть доход, достающийся собственникам капи­тала. Для этого прежде всего придется выяснить особенности образования прибыли.

 

§ 1. ОБРАЗОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ

Прибыль в производственной фирме: факторы ее образования

 

Прибыль – это доход фирмы, выступающий в виде прироста примененного капитала. Прибыль образуется неодинаково в разных областях экономики - в производстве, тор­говле и банковском деле. Сейчас мы выясним, как образуется доход в фирмах-изготовителях продукции. Об остальных видах прибыли - речь впереди.

Многие фирмы создают товары в массовом масштабе. Затем, как правило, они продают свою продукцию торговым посред­никам оптом (в большом количестве) по определенной оптовой цене. Прибыль образуется, если оптовая цена изделия (Цо) выше его себестоимости (Сс) - затрат на производство. Стало быть, прибыль производителя (Пп) - это разница между оптовой ценой и себестоимостью продукции:

Пп=Цо-Сс.

Значит, величина прибыли зависит от двух основных фак­торов: а) уровня себестоимости товара и б) высоты оптовых цен. Рассмотрим детальнее эти факторы.

1-й фактор - себестоимость изделий: расходы бизнесмена на производство благ. Прежде всего важно заметить отличие се­бестоимости от стоимости товара. Как нам известно, товарная стоимость (Ст) включает стоимость затраченных средств произ­водства (СП) и добавленную (новую) стоимость (Сд). В свою очередь, последняя распадается на заработную плату (Зп) и ва­ловую прибыль (Пв). Соотношение основных составных частей стоимости (соответственно цены) изделий изображено на рис. 11.1.

Теперь можно перейти к анализу величины себестоимости единица продукции. Она может изменяться в зависимости от вида производственных затрат. В связи с этим различают два вида расходов: а) прямые и б) косвенные.

А. Прямые расходы на производство (или переменные затраты) зависят от объема выпуска изделий. К ним относятся: заработная плата работников, непосредственно занятых из­готовлением благ; затраты на сырье, материалы, другие предметы труда.

Рис. 11.1. Структура стоимости товаров

 

Общая их величина изменяется, как правило, в прямой про­порции с масштабами выпуска товаров. В этом случае себес­тоимость единицы продукции не изменяется по своей величине.

Б. Косвенные (или условно-постоянные) расходы мало или совсем не зависят от масштабов выпуска изделий. К ним при­числяют:

аренду здания;

заработную плату служащим;

страховку имущества;

обслуживание машин (их амортизация и ремонт);

коммунальные услуги (телефон, электроэнергия, отопление и т. п.);

затраты на реализацию продукции (ее транспортировка, сбыт, реклама и др.);

выплаты по процентам на заем.

Общая сумма этих расходов практически не меняется при увеличении или уменьшении объема выпуска изделий. Поэтому при росте количества благ себестоимость единицы продукции снижается. Отсюда видна экономическая выгода от расширения масштабов выпуска товаров.

2-й фактор, влияющий на величину прибыли, - уровень цен продукции. Здесь возможны пять основных вариантов в соот­ношении цен, стоимости и себестоимости изделий (рис. 11.2).

Во-первых, цена (Ц1) может устанавливаться ниже себесто­имости благ, в результате чего они реализуются в убыток. Во-вто­рых, если денежная выручка за товар (Ц2) совпадает с издержками предприятия, то обеспечивается лишь самоокупаемость произ­водства.

 

Рис. 11.2. Соотношения цен и стоимости товара

В-третьих, когда цена (Ц3) выше себестоимости и ниже стоимости, то предприятие получает прибыль в меньшем размере, чем величина заключенной в товаре прибыли. В-четвертых, в случае совпадения уровня цены (Ц4) со стоимостью бизнесмен получает всю прибыль, заключенную в товаре. Наконец, если рынок позволяет получать за товар больше денег (Ц5), чем ве­личина стоимости, то бизнесмен получает сверхприбыль, а общая величина его дохода превосходит объем созданной прибыли.

Разумеется, бизнесмен рад возможности получить дополни­тельную прибыль от возрастания рыночной цены. Однако если цена товара не повышается, то приходится искать другой путь обогащения: за счет увеличения общей массы (абсолютной ве­личины) валовой прибыли, получаемой при неизменной или даже снижающейся цене всех изделий. Поэтому важно рассмот­реть этот более надежный способ повышения доходности фирмы.

Масса валовой прибыли

 

При подсчете валовой (общей, суммарной) прибыли прежде всего определяется сумма продаж (денежный доход от реализации всех товаров, произве­денных за определенный период, скажем, за год). Эта сумма подсчитывается путем умножения средней цены за изделие на общее количество проданных благ.

Масса валовой прибыли (åПв) - это разница между суммой продаж (åЦо) и совокупными издержками производства (или себестоимостью всех товаров - åСс):

åПв = åЦо - åСс

Рассмотрим простой пример (цифры условные). Небольшая фабрика занимается изготовлением дверных замков. Цена за штуку - 10 марок. За год продано 4 тыс. штук. Сумма продаж составила 40 тыс. марок. Совокупная же себестоимость всех изделий - 5 тыс. марок. Стало быть, валовая прибыль фабрики - 35 тыс. марок.

На деле фирма получает прибыль не так просто, как это описано в данном примере, а главное, не сразу - не с момента начала продажи готовой продукции. Напротив, предприятие пер­воначально несет значительные косвенные расходы (на аренду здания, заработную плату служащим, страховку имущества, об­служивание машин и др.). К этому по мере увеличения выпуска продукции добавляются прямые затраты. В итоге все время на­растает величина совокупных издержек - сумма постоянных и переменных расходов.

Затем наступает такой момент, когда сказывается эффект увеличения масштабов производства: при росте выпуска изделий себестоимость каждого из них будет снижаться (из-за экономии постоянных затрат в расчете на единицу продукции). Сначала сумма продаж сравняется с величиной совокупных издержек (åСс), то есть будет достигнута точка самоокупаемости произ­водства. В дальнейшем наращивание выпуска товаров приведет к образованию и увеличению валовой прибыли. Наглядной ил­люстрацией такого процесса служит рис. 11.3 (цифры условные).

Из рис. 11.3 видно, что первоначально сумма продаж товаров (åЦо) была меньше совокупных издержек (åСс), которые в начале производства составили 150 тыс. руб. Однако при выпуске 30 тыс. изделий достигнута точка самоокупаемости (åЦо = åСс). В по­следующем происходило увеличение массы валовой прибыли (åПв). За счет снижения себестоимости имеется возможность снизить цену товара без значительной потери прибыли.

Напрашиваются вполне очевидные выводы. Образование мас­сы валовой прибыли зависит:

а) от производственных факторов - величины совокупных

издержек и масштабов производства;

б) рыночного фактора - уровня оптовых (сбытовых) цен. Получение массы прибыли даст возможность начать ее рас­пределение.

 

Рис. 11.3. Образование совокупной прибыли

 

Распределение прибыли

 

Кому же достается вся валовая прибыль? Многие люди полагают, что вся прибыль идет в частную собственность бизнесмена и расходуется на его лич­ные нужды. Это верно лишь в том случае, если предприниматель является единоличным собственником предприятия. Однако пос­ле того как бизнесмен растратит всю прибыль на личные по­требности, он потеряет возможность осуществлять накопление капитала за счет собственных средств, тем самым расширять и совершенствовать производство. Если же фирма принадлежит нескольким собственникам, то ни один из них не в праве при­своить и по своему усмотрению израсходовать всю прибыль.

В условиях постиндустриального общества распределение прибыли для большинства собственников сильно усложнилось по сравнению с начальной фазой капитализма. Оно схематически изображено на рис. 11.4.

 

Рис. 11.4. Распределение валовой прибыли

 

Прежде всего из прибыли вычитаются суммы, уходящие “на сторону”. Сюда относятся арендная плата за пользование чужой землей или зданиями, а также процент за заемные денежные средства. Кроме того, предприятие вносит налоги в бюджеты государства и местных органов власти, вкладывает средства в благотворительные и иные фонды. Оставшаяся часть средств образует чистую прибыль. Она используется на производственные и социальные потребности предприятия, в том числе на накоп­ление, на охрану окружающей среды, подготовку и переподго­товку кадров, социальные потребности работников предприятия и другие цели.

Наконец, из чистой прибыли бизнесмен получает причи­тающийся ему лично предпринимательский доход. В акционерном обществе предназначенная в качестве личного дохода часть при­были распределяется между всеми пайщиками, внесшими свой вклад в общий капитал.

При подобном распределении валовой прибыли с увеличе­нием ее размера приумножается собственность бизнесменов и государства, а также появляется возможность увеличить доход, идущий в личное потребление не только работников каждой фирмы, но и других граждан страны, получающих общественные блага от государства.

За рубежом и в нашей стране имеются еще формы распре­деления прибыли, которые объединяют последнюю с оплатой труда.

Прежде всего это касается многих людей, занимающихся мелким -бизнесом. При этом имеются в виду так называемые “смешанные предпринимательские доходы”. Их получают те еди­ноличные собственники, которые производят и реализуют товары обычно на неорганизованном рынке. В их доходах как бы сли­ваются воедино заработная плата (возмещающая расходование рабочей силы) и прибыль.

Совокупный денежный доход, состоящий из зарплаты и части прибыли, могут получать рабочие на предприятиях, где приме­няются стимулирующие системы “участия в прибылях”, “в ка­питале”. При этом денежное вознаграждение делится на две части. Первая и главная его доля выплачивается по обычным нормам оплаты труда, а вторая - в конце года в виде премии из прибыли фирмы. Премия выдается нерегулярно и ставится в зависимость от уровня дохода предприятия или от размеров той части прибыли, которая создается за счет либо экономии производственных расходов, либо сбережения затрат на рабочую силу Все это делается с целью увязать экономические интересы каждого работника с улучшением результатов коммерческой де­ятельности фирмы.

В США свыше трети всех компаний использовали те или иные формы “участия в прибылях”. Вместе с тем практика по­казала недостаточную эффективность их применения для сти­мулирования отдачи рядовых работников. Ведь гибкая часть за­работка исходит из финансовых итогов работы компаний, ко­торые во многом зависят от положения на рынке сбыта, уровня налогообложения и других внешних факторов. Поэтому сейчас все более широко применяется система “распределения доходов”, при которой уровень оплаты труда непосредственно зависит от выработки и качества продукции, достигнутых каждым отдельным работником.

При нормальном состоянии экономики использование части прибыли для увеличения доходов работников позволит заинте­ресовывать их в экономической реализации общего имущества, в увеличении массы и нормы прибыли.

 

§ 2. НОРМА ПРИБЫЛИ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ

 

Норма прибыли

Норма прибыли характеризует степень возраста­ния капитала (производственных фондов), ко­торый авансирован на производство товаров и услуг. При этом авансированные средства (Да) складываются из стоимости средств производства (Сп) и расходов на заработную плату (Зп). В таком случае норма прибыли (Нп) предстанет как отношение прибыли (Пв) к первоначально затраченным средствам, выраженное в процентах:

 

Обычно под нормой прибыли понимается годовая норма прибыли: отношение полученной за год прибыли ко всему аван­сированному капиталу.

В 1990-х годах в нашей стране применялись следующие показатели доходности предприятий и организаций, которые основаны на формах государственной статистики и бухгалтерской отчетности (системы показателей, характеризующих состояние 1 хозяйственных средств, их источников и итогов работы предприятия, организации за отчетный период). О степени доходности судят по следующим основным показателям:

а) прибыль - конечный финансовый (фр. finance - доход, наличность) результат: сумма прибыли от реализации продукции, основных фондов, иного имущества, а также других доходов;

б) рентабельность продукции - соотношение между величиной прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и затрат на ее производство и реализацию;

в) рентабельность активов - соотношение прибыли и средней стоимости активов предприятий (организаций). К активам пред­приятия относят основные и оборотные фонды, ценности.

Норма прибыли (соответственно рентабельность активов) ясно характеризует эффективность деятельности фирм. Одновременно она определяет степень возрастания активности предпринимателей и даже их отношение к соблюдению правовых; норм и законов. Английский публицист XIX в. Т. Дж. Даннинг метко подметил: “Капитал боится отсутствия прибыли или слиш­ком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое при­менение, при 20% он становится оживленным, при 50% поло­жительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы”.

Эти слова подтверждаются и в наши дни. Так, на Западе обычная норма прибыли в промышленности и других отраслях в 70-90-х годах составляла 12-15%. В этом случае бизнесмены проявляют, активность и строго соблюдают правовые нормы хо­зяйствования. Более агрессивно ведут себя крупные монополии, получающие вдвое большую норму прибыли; при первой же возможности они пытаются, как говорится, обходить невыгодные им юридические предписания. Криминальные же элементы, на­пример дельцы наркобизнеса, получают норму прибыли, дости­гающую 300%.

В 90-х годах в России сложилась весьма противоречивая и в целом очень неблагоприятная динамика эффективности биз­неса. С одной стороны, многие промышленные монополии в 1992-1995 гг. подняли норму прибыли до 50-70% и более, В криминальной экономике, например в наркобизнесе, норма при­были достигла 1000%.

Но, с другой стороны, эффективность деятельности пред­приятий в национальном хозяйстве резко упала. Об этом сви­детельствуют данные табл. 11.1.

Таблица 11.1

Рентабельность продукции и активов предприятий и организаций (в %)

Показатель   1992 г.   1994 г.   1997 г.  
Рентабельность продукции        
Рентабельность активов       0,7  

Как видно, во всех отраслях экономики России произошло угрожающее “скольжение” показателей рентабельности по на­клонной плоскости. Оно сопровождалось очень тяжелыми эко­номическими последствиями. Стало быстро нарастать число убыточных (бесприбыльных) предприятий и организаций. Если в 1992 г. удельный вес таких хозяйственных единиц в основных отраслях экономики составлял 15% к общему числу предприятий, то в 1998г. он достиг 55% всех фирм.

Какие причины вызвали столь плачевное состояние бизнеса в России? Об этом пойдет разговор в теме 14 и других, посвя­щенных макроэкономике. Сейчас же рассмотрим на уровне мик­роэкономики те факторы производственного бизнеса, которые способствуют повышению нормы прибыли. Эти факторы по­зволяют также, если можно так выразиться, реанимировать (вос­становить жизнеспособность) предприятий с неэффективным бизнесом.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.