Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Приложение 3. Дж. М. Бьюкенен, Д. Р. Ли «Политика, время и кривая Лаффера»





 

J. M.Buchanan and D.R.Lee

Politics, Time and Laffer curve*

* Journal of Political Economy. 1982. № 90(4). P. 816–819. (Перевод А.М. Семенова).

 

Как можно рационально объяснить существование обратной зависимости между налоговой ставкой (tax rate) и суммой собираемых налогов – доходом от налогов (tax reyehues)? Кажется логичным предложить, что, когда достигнут максимум дохода от собираемых налогов, нет оснований повышать далее налоговую ставку. В данной заметке мы объясняем, каким образом такое состояние может быть достигнуто, и показываем, почему, когда экономика находится в этом состоянии, политикам бывает очень трудно оценить реальное положение вещей.

 

1. Введение

 

Почему рационально мотивированный процесс принятия политических решений приводит к обратной зависимости между налоговой ставкой и реально получаемым доходом от налогообложения? Независимо от того, какие цели преследуют руководство страны (лица, принимающие политические решения, – ЛППР, или короче – «политики») и ее граждане, выбирающие это руководство, поначалу кажется, что нельзя достаточно четко сформулировать тот, мотив, который вынуждает правительство повышать налоговую ставку, когда уже достигнут максимум собираемости налогов. Далее мы попытаемся объяснить, каким образом такая ситуация может действительно возникнуть и почему ЛППР в подобной ситуации оказываются каждый раз перед лицом весьма трудной дилеммы.

Для простоты не будем принимать во внимание множественность налоговых ставок и будем считать, что существует одна, строго определенная налоговая база и единая налоговая ставка, применяемая к этой базе.

Примем в качестве постулата, что правительство всегда стремится получить дополнительный доход от налоговых поступлений, заметив попутно, что, хотя это предположение весьма упрощает последующие рассуждения, оно, однако, не является абсолютно необходимым для построения предлагаемой схемы*. Введение этого ограничения означает, что политики, чиновники, равно как и все другие избиратели, в этом случае не могут рассчитывать на прирост личного располагаемого дохода за счет возрастания его совокупной величины. В то же время оно гарантирует использование всех «избыточных» налоговых поступлений исключительно в целях финансирования дополнительного производства общественных товаров и услуг, а также увеличения трансфертов. И если все же правительство (ЛППР) оказывается не заинтересованным в максимизации приведенной стоимости (present value) совокупных налоговых поступлений путем выбора некоторой «обоснованной» («reasonable») дисконтной ставки (rate of discount), то объясняется это исключительно тем фактом, что государственная власть является сравнительно «долгоживущим» институтом, тогда как осуществляющие эту власть в отдельные временные промежутки (периоды) отдельные политики и правительства (ЛППР) в целом представляют собой всего лишь «короткоживущие» образования. Поэтому каждое из этих образований обладает весьма слабыми политическими рычагами воздействия на величину налоговых поступлений и потому стремится использовать более высокую, чем диктует рынок, ставку дисконтирования в отношении будущих налоговых поступлений. Следствием такой разности «времен жизни» и является, в частности, то, что временной горизонт, которым оперируют политики, гораздо короче того периода времени, который необходим частному сектору, чтобы он в полной мере перестроился, адаптировался, отреагировал на предлагаемое данным правительством изменение налоговой ставки.

* Предположение о максимизации дохода может быть ослаблено, как это показано в работе Бьюкенена и Ли (1981).

 

2. Графическое представление

 

Весьма упрощенно рассматриваемую ситуацию можно представить диаграммой, изображенной на рис.61. По горизонтали отложен доход государства, т.е. сумма налоговых поступлений в казну (tax revenue), по вертикали – налоговая ставка (tax rate). Жирная кривая LRLC изображает долгосрочную зависимость между ставкой и доходом (long-run limit curve) причем под «долгосрочным периодом» понимается такой промежуток времени, которого должно вполне хватить для приспособления налогоплательщиков к любой (измененной) ставке налога, соответствующей данной налоговой базе. Однако правительство в своей политике руководствуется собственным, более коротким временным периодом, а отнюдь не этим дальним временным горизонтом и соответствующей ему кривой Лаф-фера LRLC. Поэтому, назначая процентную ставку на основе собственного видения перспективы, оно вынуждает налогоплательщиков вырабатывать свой особый поведенческий подход (behavioral adjustment) к этой новой налоговой ставке. Опять-таки ради простоты предположим, что полное время приспособления частного сектора к любому изменению налоговой ставки, предлагаемому данным правительством, можно разбить на два периода, первый из которых как раз соответствует «политическому» горизонту этого правительства.

 

 

Рис. 61

 

Начнем со ставки равной нулю. Соответствующую «политическому» горизонту данного правительства краткосрочную кривую Лаффера обозначим SRLC0. Это кривая, согласно сделанному допущению, соответствует первому периоду индивидуального приспособления к растущей налоговой ставке. Заметим, что только эта начинающаяся в нуле краткосрочная кривая Лаффера целиком лежит вне долгосрочной кривой LRLC, демонстрируя тем самым, что повышение налоговой ставки всегда приводит к возрастанию дохода лишь в краткосрочном, но отнюдь не в долгосрочном периоде. Поэтому если начинать не с нулевой, а с некоторой положительной начальной ставки, то всякое ее снижение будет приводить к более значительному снижению дохода (собираемости налогов) именно в краткосрочном периоде и к меньшему снижению дохода в долгосрочном периоде. Отсюда всякая краткосрочная кривая Лаффера, соответствующая увеличенной налоговой ставке, должна лежать вне долгосрочной кривой LRLC, за точкой, характеризующей полную адаптацию налогоплательщиков к новой повышенной ставке.

Если бы правительство было абсолютно свободно в своем выборе налоговой ставки, оно могло бы реально опираться на кривую SRLC0, и, установив ставку на уровне Т0, имело бы возможность полностью исключить налоговую базу из второго периода адаптации. Ясно, что, такой свободой выбора ни одно правительство не обладает. Допустим, однако, что, не выходя из рамок политических ограничений, оно все же может поднять ставку налогов в первом периоде до величины Т*L, которая максимизирует доход на долгосрочной кривой Лаффера. Чтобы произошла полная адаптация к этой ставке, правительство может руководствоваться кривой SRLC1, и следовательно, доход в краткосрочном периоде при этом может быть увеличен за счет дальнейшего повышения ставки. Легко понять, что в таком случае ставка T*L не может быть политически равновесной, поскольку правительство, которое ориентируется только на первый период адаптации, будет стремиться ее поднять.

Политически равновесной ставкой на рис. 61 является ставка Т*S, которая соответствует, с одной стороны, максимальному доходу на краткосрочной кривой Лаффера и одновременно именно в ней пересекает долгосрочную кривую Лаффера. Подчеркнем, что только в этой точке правительство способно максимизировать налоговые сборы, сохраняя политическую стабильность. Состояние это является устойчивым потому, что у правительства отсутствуют политические позывы к увеличению налоговой ставки, а налогоплательщиков она устраивает потому, что они уже к ней адаптировались. Поскольку точка налоговой стабильности лежит на падающем участке долгосрочной кривой Лаффера и одновременно соответствует максимальному доходу на краткосрочной кривой, то становится политически невыгодно ни повышать, ни понижать ставку, так как снижение ее уменьшит сбор налогов в краткосрочном периоде, а повышение дохода возможно только в долгосрочном периоде, что теряет политический смысл для правящей элиты. Это построение позволяет понять, в чем кроется ошибка как тех, кто категорически настаивает на снижении налоговой ставки как средства повышения доходов (собираемости налогов), так и тех, кто, наоборот, видит возможность их повышения только в увеличении ставки налогообложения. Очевидно, первые полагают, что находятся на нисходящем участке долгосрочной кривой Лаффера и являются сторонниками стимулирования экономики со стороны предложения. Вторые же имеют в виду краткосрочную кривую Лаффера и ее нижнюю, восходящую ветвь. Это – сторонники фискальных методов.

 

3. Ожидания и налоговый кодекс

 

В разделе 2 предполагалось, что налогоплательщики являются пассивными наблюдателями назначаемой правительством налоговой ставки, независимо от того, о каком временном промежутке идет речь – краткосрочном или долгосрочном. Попробуем теперь выяснить, как ожидания налогоплательщиков могут быть включены в построенную нами модель. Представим себе, что каждый из них рассматривает данное правительство как некий орган, единственной целью которого является собирание максимальной суммы налогов в ближайший, отведенный для его правления промежуток времени, иначе говоря, ориентирующийся на краткосрочный период. Тогда перед ним естественно возникает описанная выше картина политического равновесия и он немедленно начнет приспосабливать свое поведение к налоговой ставке Т*S, полагая, что именно эта ставка является равновесной. Все другие, отличные от Т*S, налоговые ставки в процессе этой адаптации его сознание воспринимает как временные, и он будет вести себя в соответствии с краткосрочной кривой Лаффера SRLC2. Но вот точка политического равновесия достигнута. В этот момент и правительство (ЛППР), и налогоплательщики как единое целое стоят перед нелегкой дилеммой: обеим сторонам было бы выгодно понизить налоговую ставку, так как у правительства возрастают налоговые сборы, а у налогоплательщиков – их собственные чистые доходы. Однако разрешение этой дилеммы оказывается совсем не простым делом. Налогоплательщики не будут реагировать на снижение ставки, полагая, что доход уже достиг равновесного уровня, и следовательно, всякое снижение ставки, соответствующей этому равновесию, ни к чему хорошему привести не может. И правительство, со своей стороны, не может заставить налогоплательщиков вести себя в соответствии с долгосрочной кривой, которая может обеспечить большую собираемость налогов, так что любое снижение ставки приведет к немедленному сокращению доходов государства в соответствии с краткосрочной кривой Лаффера. Следует отметить, что такого рода дилемма отнюдь не уникальная, и подобные проблемы возникают всякий раз, когда начинают анализировать соотношение между налоговыми ставками и получаемым при этом доходом*.

* В ряде моментов эта ситуация сходна с той, что порождает споры сторонников денежной эмиссии, с одной стороны, и сторонников постоянства денежной массы – с другой. Аналогичная проблема возникает также в макроэкономике при попытке согласовать краткосрочное и долгосрочное поведение кривой Филлипса.

 

Таким образом, даже если бы находящееся в данный момент у власти правительство попыталось ориентироваться на долгосрочную перспективу, ему было бы очень нелегко убедить налогоплательщиков руководствоваться в своих действиях долгосрочной кривой Лаффера. Фактически всякое будущее правительство испытывает при реализации своей текущей политики давление со стороны ожиданий его вероятного поведения, и именно эти ожидания создают ту атмосферу, которая вынуждает его ориентироваться на краткосрочный временной горизонт. Но при таком состоянии ожиданий возникает возможность получения «обоюдного выигрыша от торга» («mutual gains from trade»), выгодного как правительству, так и налогоплательщикам. Однако для этого правительство должно связать себя обязательством поддерживать налоговую ставку ниже уровня политического равновесия (в краткосрочной модели) и проявить достаточную волю, чтобы снижать эту ставку и в дальнейшем. Именно такая аналитическая база была положена в основу стратегии администрации Рейгана, в течение ряда лет (не одного года!) настойчиво проводившей политику снижения налоговых ставок, тогда как, казалось бы, куда более эффективный и надежный путь лежал в установлении твердого, одобренного Конгрессом потолка этой ставки.

Приложение 4. П.А. Самуэльсон, У.Д. Нордхаус «Теория рациональных ожиданий»*

* Samuelson P. A., Nordhaus W. D. Macroeconomics, McGraw-Hill, N.Y., 1989. Ch. 16. Пер. с англ. проф. Л.С. Микша.

 

С конца Второй мировой войны и до начала 1970-х гг. денежная и фискальная политика государства по стабилизации экономики сопровождалась быстрым экономическим ростом и процветанием большой группы стран: Японии, США, Западной Германии и др. Но с переходом к политике «стой-иди» структура экономики начала меняться. Политики привыкли думать о кривой Филлипса как о предложении обществу выбора между инфляцией и безработицей. Но если представить кривую Филлипса как меню из двух блюд, то в течение времени, когда обедающие наслаждаются пищей, прейскурант цен постоянно меняется. Стабильное соотношение между безработицей и инфляцией разбилось. Отметив сдвиг вправо кривой Филлипса, экономисты окрестили ухудшение этого соотношения термином «стагфляция» и принялись разгадывать этот феномен.

Скоро разрешение загадки сосредоточилось на том, что в долговременной перспективе кривая Филлипса превращается в вертикаль. Сегодня этот вывод широко принят среди макроэкономистов, но в 1967 г., когда он был предложен Э. Фелпсом и М. Фридменом, такое мнение считалось радикальным, еретическим, неприемлемым для большинства.

Одно из направлений экономики пошло еще дальше: признало истинной превращение кривой Филлипса в вертикаль даже для краткосрочного периода времени. Именно эта радикальная теория стала составной частью макроэкономической теории рациональных ожиданий, иногда называемой новой классической теорией. В число ее разработчиков вошли: Роберт Лукас из Чикаго, Томас Сарджент из Стэнфорда, Наил Уэйллес из Миннесоты и Роберт Барро из Гарварда.

Согласно теории рациональных ожиданий в краткосрочном периоде той кривой Филлипса, на которую политик может опереться, не существует. Любая систематическая попытка стабилизировать экономику обречена на самопоражение; в усилиях обеспечить экономический рост политики только преуспевают в стимулировании инфляции. Сторонники новой концепции доказывают, что понимание стагфляции как экономического феномена 1970–1980 гг. требует отличного от кейнсианства подхода к макроэкономической теории.

Макроэкономический подход, используемый в^теории рациональных ожиданий, напоминает подход классиков. Предполагается, что:

1. Публика использует в своих интересах всю доступную информацию.

2. В экономике существуют гибкие цены и заработная плата.

Эти два постулата составляют основу революции, совершаемой в экономической теории доктриной рациональных ожиданий.

Гипотезы:

1. Люди принимают экономические решения на основе максимально доступной инфляции, используя новейшие данные и наиболее убедительные теории. Отсюда правительство не может одурачить людей, ибо у него имеется одинаковая информация.

2. Гибкость цен и заработной платы означает, что они быстро реагируют на изменения баланса между спросом и предложением.

Оценим важность каждого из двух предложений.

 

I. Выводы

Люди учатся быстро

 

Мы уже видели важность ожиданий в экономической теории. Они влияют на то, сколько предприниматель будет тратить на инвестиционные товары, купит ли потребитель новый автомобиль или предпочтет сберегать свой доход. Но что должны мы предположить о самих сбережениях? Сторонники теории рациональных ожиданий выбираются из чащи проблем, используя предположение о том, что прогнозы беспристрастны и основаны на всей имеющейся в наличии информации.

В просторечии прогноз беспристрастен, если в нем нет систематических ошибок. Ясно, что прогноз не может быть всегда безупречен – вы не можете предвидеть, играя в орлянку, на какую сторону упадет подброшенная вверх монета. Но вы не совершите большого статистического греха, предсказывая, что в 90% случаев монета упадет на желаемую вами сторону. Однако беспристрастным предсказанием следует считать счет 50:50.

Гипотеза рациональных ожиданий идет даже дальше этого положения. Она утверждает, что при принятии решений люди используют всю доступную им информацию и теорию.

В качестве главного предположения теория рациональных ожиданий исходит из того, что люди понимают каждое правило регулярно проводимой политики или политической стратегии, которыми руководствуется правительство. Скажем, Федеральная резервная система изменяет размеры М тогда, когда инфляция достигает 10%, или Конгресс всегда проводит сокращение налогов в годы выборов. Теоретики данного направления предполагают, что людям известны эти экономические закономерности, и потому они принимают свои экономические решения, будучи полностью информированными о правилах поведения правительства. Итак, первым естественным выводом гипотезы рациональных ожиданий является положение о том, что люди быстро учатся понимать поведение политиков. И вы не сможете одурачить людей.

Цены и зарплата

 

Мы предположили гибкость цен и заработной платы, которая в любой период времени обеспечивает равновесие предложения и спроса. Гибкость цен каждого товара (яблок, апельсинов, калькуляторов) и заработной платы каждого работника (студентов и профессоров) быстро приводит экономику к состоянию равновесия. Если гибкость цен сохраняется, то это способствует расчистке рынков.

Предположение о гибкости цен и заработной платы является центральным пунктом макроэкономической теории рациональных ожиданий. Однако многие экономисты считают, что подобное предположение содержит фатальный недостаток. Ведь на многих рынках, особенно на рынках труда, предложение и спрос не могут быстро уравновешиваться.

Рынок труда

 

Подход к изучению макроэкономики на основе рациональных ожиданий может применяться по многим направлениям.

Наиболее важным является применение этого подхода к анализу рынка труда, при оценке природы безработицы. Имеет ли место добровольная или вынужденная безработица в случае, если люди хотят работать и в состоянии это делать на условиях сложившегося уровня заработной платы, но не могут найти работу? Или они сами выбирают безработицу, хотя существуют незанятые рабочие места?

Различие между вынужденной и добровольной безработицей находится в центре сегодняшней дискуссии. Представители традиционных направлений считают, что заметная часть безработицы, особенно в периоды депрессий, является вынужденной. Напротив, сторонники теории рациональных ожиданий думают, что рынки быстро очищаются после экономических шоков, поскольку уровень заработной платы в этот период быстро приводит к равновесию спроса и предложения. По их мнению, во время депрессии безработица увеличивается потому, что растет число людей, ищущих лучше оплачиваемую работу. Люди безработные не потому, что заработная плата слишком высока, а потому, что они считают ее реальный уровень слишком низким.

Подведем итоги: теория рациональных ожиданий утверждает, что если цены и заработная плата достаточно гибки, то они обеспечат постоянную очистку всех рынков, включая рынок труда. Отсюда вытекает, что почти вся безработица является добровольной. Люди безработные потому, что они считают реальную заработную плату слишком низкой, чтобы заинтересовать их в получении рабочего места.

Почему существует высокий уровень безработицы?

 

Теория рациональных ожиданий мало рассказала нам о макроэкономике. А мы хотим узнать, почему относительное число безработных выросло с 4% в 1929 г. до 25% в 1933г. или с 6% в 1979 г. до почти 10% в 1983 г.? Ясно, что для теории рациональных ожиданий необходимо найти механизм возникновения таких рывков в уровнях безработицы.

Одним из возможных объяснений являются ссылки на выбор самих людей: работать им или нет? Может быть, была эпидемия праздности в 1930-х гг.? Согласились бы безработные американцы в 1982 г. занять вакантные места на общую сумму в 300 млрд. долл.? Мало историков могло бы согласиться с таким мнением.

Ключом к объяснению колебаний делового цикла сторонники теории рациональных ожиданий стали считать ошибочные оценки людьми экономической действительности. Люди ложно оценивают экономические условия и потому уходят с данной работы в поисках лучшего места, пополняя тем самым число безработных.

Возьмем простой пример. Предположим, что я имею работу и думаю, что в следующем году уровень цен на товары и услуги не изменится. Сейчас я работаю за 10 долл. в час и удовлетворен тем, что у меня 40-часовая рабочая неделя. Мой предприниматель предлагает 11 долл. за час; довольный этим, я предлагаю ему работать в следующем году 50 часов в неделю, что сдвигает вверх кривую предложения труда. На это меня стимулирует предполагаемое повышение реальной заработной платы. Другие рабочие, ранее безработные, решают также согласиться на предлагаемые условия труда в ожидании роста реальной заработной платы.

Когда наступает новый год, рабочие с досадой обнаруживают, что после повышения на 10% заработной платы произошел рост товарных цен на 10%. Поэтому предполагаемый денежный выигрыш не состоялся. И благодаря ошибочному представлению о возможном росте реальной заработной платы каждый вынужден больше работать.

Если такие ошибочные представления широко распространены, то безработица уменьшается в условиях неожиданного повышения денежной заработной платы. Рабочие больше работают из-за веры в рост реальной заработной платы. Наоборот, безработица вырастает, когда уменьшается денежная заработная плата, ибо рабочие оставят свои рабочие места в надежде найти лучше оплачиваемую работу.

Мы можем проиллюстрировать эти рассуждения графиком, где кривая Филлипса показывает движение естественной безработицы.

 

Иллюстрация рациональных ожиданий при помощи кривой Филлипса

 

 

Рис. 62

 

Согласно теории рациональных ожиданий истинная кривая Филлипса представляет собой вертикаль. Но мы можем увидеть и видимую краткосрочную кривую Филлипса, проходящую через точки В, А и С.

Точка В возникает в тот период, когда инфляционный шок поднял уровень денежной заработной платы выше предполагаемого уровня. Рабочие ошибаются, думая, что их реальная заработная плата поднимается, экономика движется от точки А к точке В или С.

В результате исследователи экономики видят следы точек, которые выглядят как А, В, С, и приходят к ошибочному заключению, что существует стабильная краткосрочная кривая Филлипса.

Обозначим предполагаемую норму изменения денежной заработной платы как W eи предположим, что цены растут так же быстро, как заработная плата. Если фактическая норма роста заработной платы (W) равна предполагаемой норме ее роста (W = W e), то никто не будет удивлен или разочарован. Норма безработицы окажется равной естественной ее норме. Таким образом, точка А представляет исходную естественную норму безработицы.

Теперь как нам попасть в точки В и С? Каждый случай возникает из некоего экономического шока. Предположим, что ФРС неожиданно увеличила предложение денег, чтобы возникла точка В. В результате происходит неожиданный рост цен и заработной платы, т. е. предприниматели предлагают своим рабочим заработную плату, растущую фактически быстрее, чем привычно предполагаемый рост заработной платы. Не зная, что цены растут одинаковым темпом с денежной заработной платой, рабочие ошибочно оценивают экономические события; они предлагают больше труда, и тогда уровень безработицы уменьшается, экономика движется к точке В. Вы можете проследить, как возникает точка С, если неожиданно уменьшить заработную плату и цены на товары и услуги.

Отметим удивительный результат. Если соединить линией эти точки, то они превратятся в краткосрочную кривую Филлипса с наклоном ее вниз и с хорошей предсказуемостью. Таким образом, очевидно краткосрочная кривая Филлипса с наклоном вниз возникает как результат ложных ожиданий роста реальной заработной платы или динамики относительных цен.

Это заключение завершает теорию рациональных ожиданий, безработицы и инфляции.

 

II. Об эффективности экономической политики

Теорема неэффективности

 

В этом месте самое время сказать себе: «Хорошо, сторонники теории рациональных ожиданий верят в то, что кривая Филлипса наклонена вправо и вниз потому, что люди обманываются относительно будущего роста своей реальной заработной платы. Что нам до этого, если на деле кривая Филлипса является вертикалью? Этот обман окажется всем выгоден, так как уровень безработицы снизится. Еще в прошлом такой авторитет, как А. Линкольн, сказал нам, что можно некоторое время обманывать всех людей. Поэтому подобная экономическая стратегия некоторое время может хорошо работать, не так ли?

Неправильно, ответят теоретики концепции рациональных ожиданий. Они покажут, что два обстоятельства – рациональные ожидания, а также гибкость цен и заработной платы – не позволят правительству использовать экономическую политику для роста объема производства и занятости.

Чтобы понять этот аргумент, представим правительство, которое говорит: «Приходит время выборов. Давайте немного подкачаем денег в денежное обращение». На это люди, возможно, ответят: «А, выборы подходят. Из опыта прошлого я знаю, что правительство всегда перед выборами использует печатный станок. Меня они не одурачат и не заставят работать больше, чем всегда».

Чтобы понять, как развернутся события, посмотрим еще раз на кривую Филлипса. Правительство своими действиями пытается сдвинуть экономику в точку В. Но вместо этого ответные действия людей приводят к тому, что экономика поднимается на уровень А, где безработица равна естественной норме, а уровень инфляции повышается.

Макроэкономическая теория рациональных ожиданий утверждает, что краткосрочная кривая Филлипса превращается в вертикаль в условиях, когда государственную политику можно предвидеть. Это является теоремой неэффективности государственной политики с рациональными ожиданиями, гибкими ценами и заработной платой. Политика правительства, которую люди могут предвидеть, не может повлиять на реальный объем производства или безработицы.

Важно заметить, что теорема неэффективности политики зависит как от предположения о гибкости цен, так и от предположения о существовании рациональных экономических ожиданий людей. Предположение о гибкости цен исходит из того, что экономическая политика может единственным способом влиять на реальные объемы производства и занятости – удивить людей и вызвать у них ложное представление о ходе событий. Но если ваша политика предсказуема, то вам вряд ли удастся удивить людей. Следовательно, предсказуемая экономическая политика не может повлиять на реальные объемы производства и занятости.

Оптимальность постоянных правил

 

Мы знаем о монетаристском аргументе в пользу постоянных правил экономической политики.

Экономическая политика состоит из двух частей: предсказуемая часть (правило) и непредсказуемая часть (свобода действий). Макроэкономическая теория рациональных ожиданий утверждает, что свободы действий надо избегать как худшего бедствия.

Почему так? Сторонники теории доказывают, что политики не обладают монополией на прогнозирование экономического будущего, не дают монополии на прогнозирование экономического будущего и не могут обнаружить приближение экономического шока раньше, чем его признаки появятся на рынке. К тому времени, когда политики начинают реагировать на новые явления – нефтяное эмбарго, снижение курса доллара, болезни зерновых, – эти явления уже отразились в гибко меняющихся ценах, на рынках, где действуют хорошо информированные покупатели и продавцы. Рыночные цены, заработные платы заявлены. Люди возвратились к своим кривым предложения и спроса. Безработица тяготеет к своему естественному уровню. Дискретная экономическая политика ничего не может улучшить в проходящих событиях или предотвратить короткие всплески вынужденной безработицы, которая вызвана ошибочными ожиданиями.

Государственная экономическая политика может только ухудшить состояние дел. Если правительство предпримет попытку скорректировать экономические условия, то это только на время собьет людей с толку. Они подумают, что произошли сдвиги в кривых их предложения и спроса, что, в свою очередь, приведет к временной неэффективности – подобно тому как монополии могут привести к бесполезному распределению ресурсов. Таким образом, «шум» непредсказуемой дискретной политики может ввести в заблуждение людей, расстроить их экономическое поведение и стать причиной убытков. Сторонники теории рациональных ожиданий говорят, что правительства должны больше избегать в своей макроэкономической политике вводящих в заблуждение «шумов», чем экономического риска.

Мы имеем здесь мощный довод против дискретной экономической политики: дискретность может дезориентировать и обмануть людей, приучить их к ложным правилам. Гораздо лучше приучить людей к простым правилам, которые вряд ли их смутят. Не пытайтесь погружать экономику в нирвану полной занятости, так как это просто невозможно. Таков логический аргумент теории рациональных ожиданий в пользу применения постоянных денежных и фискальных правил.

Правила монетаризма и критика Лукаса

 

Одним из парадоксов теории рациональных ожиданий является то обстоятельство, что, наряду с монетаристской защитой постоянных правил экономического поведения, она выдвигает аргумент против ключевого положения монетаризма: стабильной скорости оборота денежной единицы. Из этого они заключают, что с введением в практику правила постоянного темпа роста денежной массы мы можем стабилизировать равенство MV = PQ = номинальному ВНП.

Стороннику теории рациональных ожиданий следовало бы отругать монетаристов: «Вы забыли о главном важном вкладе нашей новой теоретической школы – о «критике Лукаса». Роберт Лукас утверждал, что люди изменяют свое поведение в связи с изменением экономической политики. Когда кейнсианцы попытались манипулировать кривой Филлипса, то эта очевидная краткосрочная кривая распалась в их руках. Подобно этому исчезнет очевидное постоянство скорости оборота денежной единицы, если вы сделаете попытку управлять экономикой путем использования постоянных темпов роста денежной массы. Если нация станет проводить жесткую политику в отношении массы денег – как это было в США в 1979–1982 гг., – то можно ожидать изменения скорости оборота денег: она станет иной по сравнению с периодами пассивной денежной политики.

И такую критику следует признать правильной. Когда в 1979–1982 гг. ФРС следовала в своей политике монетаристскому правилу, скорость оборота денег была исключительно нестабильной величиной. 1982 г. показал самое серьезное снижение скорости оборота денег за всю историю денежного обращения США с того времени, когда ФРС начала собирать данные об этом явлении. О «критику Лукаса» спотыкались не только монетаристы, но и кейнсианцы.

Состояние дебатов

 

Попробуем подвести итоги состоянию дебатов между сторонниками теории рациональных ожиданий и представителями главных направлений современной экономической мысли. На чьей стороне оказались лучшие аргументы?

Обзоры, основанные на данных первичных эмпирических исследований, приходили к заключению, что на многих рынках цены медленно изменялись, реагируя на экономические шоки. Немногие экономисты верили, что на рынках труда существует постоянное равновесие между предложением и спросом. Многим рабочим предстояли долгие периоды безработицы в 1930, 1970, 1980-х гг. из-за неспособности заработной платы и трудовых договоров гибко приспособляться к новым условиям.

А если устранить предположение о совершенной гибкости цен и заработной платы, то что случится с теорией рациональных ожиданий? В целом тогда экономическая политика снова вернет себе силу влиять на реальную экономику – по меньшей мере в краткосрочные периоды*.

* Может быть, лучшие примеры такой ситуации показаны в исследованиях, где отсутствует одно из главных положений теории рациональных ожиданий. Так, в работе Джона Тейлора из Стэнфорда признается, что значительная часть работников нанимается по договорным контрактам, в которых учитывается скорее номинальный, а не реальный уровень заработной платы. Типичный трудовой договор учитывает фиксированную денежную ставку. За время контракта ожидаемая макроэкономическая политика может повлиять на уровень безработицы. В рамках теории рациональных ожиданий творцы макроэкономической политики могли использовать информацию, поступающую только после подписания трудовых контактов.

 

Вторая волна критики была направлена против предположения о том, что люди являются простыми компьютерами, поглощающими новейшие знания и выдающими по мере необходимости конкретные данные. Психолог получил бы апоплексический удар, узнав, что получатель средней заработной платы является беспристрастным и эффективным информационным процессором. Даже среди наиболее умных профессиональных прогнозистов тщательные исследования фактического поведения людей находят существенные элементы нерациональных ожиданий.

Согласно теории рациональных ожиданий в основе колебаний циклов деловой активности лежат ложные прогнозы людей. Но могут ли ожидания изменений в заработной плате и ценах реально определять наступления глубоких экономических депрессий и жестоких ударов безработицы? Действительно ли людям понадобилось целое десятилетие, чтобы понять, какие трудные времена были в период Великой депрессии? Или подобно Рапуван Ванклю они заснули на работе в 1929 г. и пробудились лишь в 1943 г., когда в экономике наступила полная занятость? Лишь немногие из экономистов серьезно верят в подобные идеи.

Другим неприемлемым положением теории рациональных ожиданий является тезис о том, что безработица возникает вследствие добровольного отказа от своего рабочего места. Это предположение исходит из того, что численность уходов с работы относительно увеличивается во времена высокого уровня безработицы – в то время как в действительности добровольные уходы с работы заметно уменьшаются в условиях экономических рецессии.

Сторонники теории рациональных ожиданий не остались безмолвными перед этой критикой, хотя промахи в их прогнозах стали трезвым напоминанием известной истины о том, что хороший покрой не равнозначен элегантности.

 

III. Новый синтез

 

Элементы синтеза старых и новых теорий стали появляться после почти двух десятилетий исследования и экономического тестирования теории рациональных ожиданий. Экономисты поняли необходимость особого внимания к формированию и роли ожиданий в процессе экономической активности. Не выдержало тщательного анализа старое представление о том, что ожидания механически реагируют на экономические события или политику. Скорее, участники рыночных отношений исключительно хорошо информированы и часто основывают свою информацию на детальных исследованиях и сложном анализе, особенно на таких рынках, как рынки ценных бумаг, иностранной валюты и товаров. Здесь человеческие ожидания участвуют в предвидении вероятных изменений.

Исследователи макроэкономики начали соединять новый подход к







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.