Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эволюционные модели развития культуры





Эволюция культуры понимается как процесс развития человеческого рода внебиологическими средствами (развитие технологий совместного существования и взаимодействия со средой, способов социализации, знаковых систем и т.д.). Различия жизненных условий обусловливают специфику этих средств и самих культур. Процесс адаптации к конкретным условиям существования, т. е. развитие отдельных культур, называется специфичной культурной эволюцией. А универсальный процесс последовательной смены стадий перехода от простого к сложному — общей эволюцией.

Эволюционизм опирается на концепцию развития, разработанную английским социологом Гербертом Спенсером, который видел во всех происходящих явлениях часть общего необратимого процесса эволюции, включающего интеграцию и дифференциацию.

Эволюционизм понимает культуру как процесс адаптации людей к природному окружению. Механизмы адаптации (биологические и культурные) и составляют эволюционное развитие, которое разворачивается как дифференциация и усложнение первоначальной, синкретичной «зародышевой» формы.

Можно выделить две основные эволюционные модели: однолинейную и многолинейную.

Согласно однолинейной концепции Э.Б. Тайлора, Л. Моргана, Дж. Фрэзера и др., в процессе эволюции человека и его культуры выделяется три универсальных последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство и цивилизация. Развитие идет по пути усовершенствования организации общества и человека.

Диалектико-материалистическое понимание истории.В основе прогрессивного развития человечества, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, лежит развитие производительных сил и производственных отношений. Научно-технический прогресс приводит к изменению образа жизни людей, их культуры и быта. В своем поступательном развитии человечество проходит через этапы первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической общественно-экономических формаций, стремясь к воплощению идеалов коммунизма. Прогресс рассматривается как зигзагообразное, неравномерное, антагонистическое развитие.

Многолинейная эволюционная модель (Д. Стюард) (см. вопрос 20) отказывается от всеобщих законов эволюции и признает множественность путей социокультурного развития. Происходит культурная адаптация — процесс приспособления к среде, в ходе которого происходит усложнение культуры, дифференциация, возникновение новых культурных феноменов.

Выдающийся французский биолог и философ Пьер Тейяр де Шарден

(1881—1965) понимал человека как природное существо, обладающее духовной жизнью. Именно этот внутренний мир человека и порождает особое видение окружающего. Шарден утверждает, что внутренний мир человека,рефлексию (сосредоточение человека на самом себе, самоанализ)

можно считать импульсом возникновения и развития культуры.



Поскольку мир находится в постоянном движении, усложнении, дифференциации, и разум человека играет все большую роль и в индивидуальной жизни, и в социальной, и в жизни самой природы, то, приходит к выводу Тейяр де Шарден, начиная с некоторого момента, роль разума оказывается определяющей как в судьбах человека, так и приро­ды: происходит постепенный переход биосферы в «ноосферу», т.е. сферу разума, эволюция которой подчиняется разуму и воли человека. Эволюционный процесс идет по пути сглаживания противоречий между человеком и природой, и в этом он видел смысл перехода биосферы в ноосферу. Результатом такого перехода должна стать, по его мнению, «сверхжизнь» — состояние полного окончания всех эволюционных процессов: исчезновение всяких различий между людьми (расовых,религиозных, экономических), когда человечество сольется в единое целое с природой и Богом.

 

 

КУЛЬТУРА, ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ

Культура и общество

Культуру невозможно понять без ее соотнесенности с обществом, взятом как целостность. Культура и общество находятся друг с другом в отношении не абстрактного, а конкретного тождества, предполагающего не только совпадение, но и различие.

Можно по-разному интерпретировать отношения общества и культуры. Например (по М. Кагану), культура —продукт деятельности общества, а общество — субъект этой деятельности. Или (по Э. Маркаряну) исходным взять представление о культуре как функции общества.

В разных социально-философских концепциях (от Платона до С. Л. Франка, от К. Маркса до П. Сорокина) общество трактуется неоднозначно. Вместе с тем почти у всех у них есть одна общая идея. Общество —не простое множество людей (арифметическая счетность), не «куча» индивидов, а некоторая целостная система, в которой они объединены совокупностью связей (отношений). Взаимодействие людей и образует общественную жизнь, оно создает общество как некоторый живой организма (органическое целое).

Именно общественные отношения (связи) выступают как предпосылка и условие собственно человеческой деятельности. Появляясь на свет, человек (новорожденный) со всем набором унаследованных индивидуальных качеств попадает в социальную среду, от него не зависящую. Он проходя свой жизненный путь (биографию), должен «вписаться» в сеть наличных общественных отношений, обрести социальные роли, впитать в себя культурные традиции, и лишь тогда он сможет действовать как субъект культуры.

Культура есть способ деятельности людей, а общественные отношения — плацдарм, основа, поле для этой деятельности. Такое понимание помогает осознать, как именно связанны общество (общественные отношения) и культура (способ деятельности). Общественные отношения — это основания, а культура— обоснованное. Общество создает поле для человеческого действия, его наличный облик обусловливает их границы и в определенной мере задает характер и способы действий. Культура и общество не соотносятся как часть и целое, они взаимопроникают.

Выясняя вопрос о связи культуры и общества, мы отвечаем еще на два вопроса.

Первый из них: что именно определяет, обосновывает способ человеческой деятельности? И отвечаем: выросший в ходе собственной истории конкретный облик наличного общества (личности, среды, характера социальной структуры, региона, страны, континента, всего человечества) определяет способ человеческой деятельности и особенности культуры.

И второй вопрос: каких сферах и в какой мере специфически обнаруживается культура? Есть культура производства и экономическая культура, организационная, политическая, правовая, нравственная, научная, религиозная, экологическая , педагогическая и иные формы культуры, зависящие от специфики того сегмента общественной жизни в котором она функционирует. Для одних культура предстает прежде всего как овладение богатством художественных ценностей, другим она представляется нравственностью (напомним формулу А. Швейцера «Культура — это этика»), третьи считают, что некультурен тот, кто не имеет религиозного опыта, для четвертых вне культуры находится человек не знакомый с высшими достижениями науки.

Встает вопрос: кто является субъектом деятельности: индивиде (личность), малая контактная группа, социальные институты общности (классы, этносы, субэтносы, профессиональные группы, поколения и т.д.), но и учреждения, организации, объединения (государства, партии, союзы, коммерческие группы и т. п.), страны-государства региональные сообщества, человечество (родовой субъект). Каждое из этих образований может выступать и выступает как субъект культуры.

Поэтому правомерно говорить о культуре личности, о национальной, молодежной культуре, о культуре Запада или Востока, о родовой (общечеловеческой) культуре.

Таким образом, все сказанное позволяет охарактеризовать сущность культуры через категорию способа человеческой деятельности. Культура предстает в виде системы регулятивной деятельности, несущей в себе аккумулированный опыт накопленный историей.

Культура вплетена в общественную жизнь и присуща роду людскому, всем и каждому, любой личности.

Таким образом, общество — это система отношений институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека, а культура в своем функционировании в обществе определяется формами социальной регламентации.

Социальные институты не требуют выбора (осмысления индивидом своего отношения к социальным нормам и институтам), они принимаются как данность, как правила игры, которым необходимо следовать и отступление от которых карается обществом. Достигаемые реальные результаты человеческой деятельности оцениваются по принятой в обществе шкале ценностей — слава, почести, богатство и т. д.

М. К. Петрову принадлежит интересная классификация межтиповых различий культуры, принимающая во внимание индивидуальную деятельность в социальном взаимодействии и личностную систему вхождения индивида в социальное целое: «Основываясь на ключевых структурах распределения деятельности по индивидам и интеграции различений в целостность, можно различить три типа:

♦ лично-именной (охотничье, «первобытное» общество);

♦ профессионально-именной (традиционное земледельческое общество, «развивающееся» общество);

♦ универсально-понятийный (общество европейской культурной традиции)».

Культура позволяет человеку развивать внутренний мир творчески реагируя на социальные требования, осознавать их моральный, политический и эстетический смысл, принимать решения и делать нравственный выбор. Ведь ни какие социальные требования не могут полностью регулировать поведение человека. Поступки, выбор человека и говорят о его внутренней, да и внешней культуре, поскольку внутренняя реализуется в его поведении и действиях. Мотивируя собственные поступки или же опираясь на избран­ную им культурную традицию осознанно или нет, человек ориентируется на присущие ему потребности (природные и социальные). Природные (биологические) потребности регулируют его жизнедеятельность; их удовлетворение (еда, питье, жилище) позволяет продлевать жизнь человеческого рода. Социальные потребности формируются у человека, поскольку он с детства вращается в человеческом обществе, находящемся на определенной стадии своего развития и формирующем у него определенные потребности в общении, досуги т. д. Надо заметить, что различные способы удовлетворения природных потребностей человека характеризуют тип культуры.

Удовлетворение потребностей, даже самых простых, поскольку это происходит в обществе, ведет к появлению культуры, поскольку человек делает это не непосредственно, а опосредованно, руководствуясь социальными табу (запретами) и социальным контролем, воспроизводя нормы, образ­цы поведения, как и способы их передачи от поколения к поколению, т.е. мир культуры.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.