Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социальные функции культурных систем





Реально на Земле существовало в истории и существует поныне множество локальных культур отдельных человеческих сообществ как системных комплексов исторически сложившихся форм их социального бытия. Некоторые из этих культур похожи друг на друга в силу их генетического родства или сходства условий возникновения и истории, другие различаются настолько, насколько разнятся условия жизни породивших эти культуры народов. Но «ничейной» культуры или «культуры вообще» в принципе быть не может. Каждая культура воплощает специфический набор способов социальной практики какого-либо конкретно— исторического сообщества. Локальные культурные системы превратились в чрезвычайно сложные и полуфункциональные системы по обеспечению коллективного существования и деятельности людей.

Основные социальные функции подобных культурных систем связаны с решением задач интеграции и консолидации людей в целях совместного удовлетворения их индивидуальных и групповых потребностей и интересов (или обеспечения условий для такого рода действий); организации людей (структурирования и разделения социальных функций по направлениям деятельности, группам исполнителей и пр.); нормирования и регуляции практики их совместной жизнедеятельности, технологий и результатов их труда межличностных и групповых взаимодействий и пр.; обеспечения процессов познания окружающего мира, формирования представлений, верований, идей и т.п.; накопления и обобщения социального опыта коллективной жизни, выработки критериев оценки полезности и значимости тех или иных явлений для человека и общества, построения иерархии ценностных ориентаций; формирования стандартов социальной адекватности членов сообщества, образов социальной идентичности и престижности, средств социального вознаграждения или наказания; осуществления социальной коммуникации между людьми, символического обозначения предметов, явлений и процессов окружающего мира, выработки языков и способов обмена информацией, техничес­ких средств ее фиксации, хранения, тиражирования, трансляции и пр.; разработки механизмов воспроизводства сообщества как социальной целостности посредством межпоколенной трансляции социального опыта, воплощенного в формах и традициях (вербальных и невербальных текстах) данной культуры, и т.п.

К числу важнейших функциональных особенностей культуры как системы следует отнести и такие ее свойства, как способность к самообновлению, постоянному порождению новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей, адаптирующих культуру к меняющимся условиям быта (прежде всего историческим), порожденным творческой инициативой отдельных личностей или логикой раз­вития технологий в той или иной специализированной сфере деятельности: постоянную селекцию и отбор форм культуры, оказавшихся наиболее эффективными как с точки зрения утилитарных функций, так и наиболее приемлемыми по своей социальной цене и последствиям, способствующим повышению уровня взаимопонимания членов сообщества и потому обретающим статус общепринятых норм по осуществлению соответствующих функций, включаемых в систему ценностных установоки социального опыта данного сообщества и транслируемых следующим поколениям в качестве традиций культуры; способности к саморазвитию. Разумеется, перечисленные свойства систем культуры заложены в них потенциально и реализуются далеко не всегда, а лишь при благоприятном сочетании определенных условий. Поэтому прогресс (эволюция, развитие) в исторической динамике культуры возможен, но отнюдь не обязателен.

Культура по природе своей изменчива. В ее динамике несколько основных типов порождения и существования феноменов культуры. Во-первых, культурогенез—процессы порождения новых форм культуры и интеграции их в социальную практику, а также формирования новых систем

и конфигураций культуры, протекающие постоянно на протяжении всей истории человечества и отражающие прежде всего адаптивную пластичность культуры. Во-вторых, наследование традиций — процессы межпоколенной трансляции и воспроизводства, а также отмирания (утраты социальной актуальности) уже существующих и интегрированных в социальную практику явлений, что определяет преемственность исторического социального опыта людейи позволяет осуществлять воспроизводство их сообществ как устойчивых социальных целостностей. В-третьих, диффузия культурыпроцессы пространственно-временного распространения образцов культуры, их заимствования и внедрения в новые, еще не практиковавшие эти формы системы культуры, ведущие к обмену элементами социального опыта взаимодействию и взаимопониманию между разными сообществами. В-четвертых, трансформация форм культуры —процессы их модернизации, прогрессивного развитии или деградации, вплоть до исчезновения из практики. B-пятых, реинтерпретация форм культуры — процессы изменчивости смысловых и символических характеристик форм и связей между ними, происходящие в течение их существования. И наконец, в-шестых, системная трансформация культуры —процессы исторической изменчивости (эволюции, деволюции, волновой изменчивости, распада, слияния и пр.) самих систем культуры за время их существования, а также ряд иных видов динамики культуры.

 

Культура и природа

 

По приблизительным данным антропологии, человек как живое существо появился на нашей планете многие миллионы лет назад, но его первые зафиксированные «куль­турные проявления» имеют возраст не более полумиллиона лет. На этом огромном отрезке времени Н.А. Бердяев выделяет «4 периода в отношении человека к природе: 1) погружение человека в природу; 2) выделение из природы —противопоставление природы и борьба с ней; 3) обращение к природе для овладения ею; 4) восстановление связи человека с душой природы и духовное овладение природой».

По мнению З.Фрейда, культура возникла как средство защиты человека

от природы: «именно из-за опасностей, которыми нам грозит природа, мы ведь и объединились и создали культуру, которая, среди прочего, призвана сделать возможной нашу общественную жизнь. В конце концов, главная задача культуры, ее подлинное обоснование — защита нас от природы».

Во взаимодействии человека с природой культура игра­ет особую роль. Природа — это не только окружающие человека поля, леса и рощи, это и то, что человек получает от рождения отрода. Культура связывает (а не только разъе­диняет) человека с природой, объединяет в единый космос природный ландшафт, жилище, способ добывания пищи и самого человека во всех его этнических проявлениях. Окружающая природа влияет на социальную психологию народа, формирует национальный характер, его культуру и детерминирует направленность его практической деятельности. Природные факторы оказывают влияние на возникновение и развитие отдельных цивилизаций.

С философско-антропологической точки зрения, созданная трудом и мыслью человека искусственная среда, своеобразная система внебиологических культурных механизмов, может рассматриваться как «вторая Природа, созданная человеком».

Неразрывную связь между Культурой и Природой раскрыл выдающийся русский мыслитель Владимир Иванович Вернадский (1863-1945). Учение Вернадского о «ноосфере», т.е. сфере разума, которая является продолжением и высшей формой биосферы, по сути дела, рассматривало мировую духовную и материальную культуру, которая возникла из растительного и животного мира («живого вещества») и в течение многих миллионов лет превратилась в геологический фактор, изменяющий лик нашей планеты и ближайшего Космоса. С появлением человека на земле начал действовать новый вид энергии, связанный с психической деятельностью и разумом, которые стали важнейшими силамиформировании нового облика планеты.

Французский ученый Тейяр де Шарден (1881 - 1955), наряду с Вернадским, считается создателем теории ноосферы. Он понимал под ноосферой идеальную «мыслящую» оболочку Земли, которая появилась в конце третичного периода наряду с уже существовавшими барисферой (ядро планеты), литосферой (ее твердая оболочка), гидросферой (водный покров), атмосферой (кислородный покров), стратосферой (верхние слои атмосферы) и биосферой («пленка» органической жизни). Воплощением и создателем ноосферы стал человек как единственно разумное и мыслящее существо. По Тейяру,Земля в своей эволюции проходит 4 стадии: «преджизни в литосфере», «жизни» (биосфера), «мысли» (ноосфера и конец «Сверхжизни» (божественная сфера), которая будет знаменовать собой единение людей с Богом (богочеловечество, которому будет предшествовать слияние религии (в центре которой находится человек) и опытной науки (которая преимущественно изучает природные феномены).

 

Культура и техника

Русский философ Н.А. Бердяев устанавливал три стадии в истории человечества — природно-органическую, культурную в собственном смысле и технически-машинную.

Внутри природно-органической стадии люди любили понимать культуру, государство, быт органически, по аналогии с живыми организмами. Процветание культур и государств представлялось как бы растительно-животным процессом.

Как утверждает Н.А. Бердяев, на культурной стадии развития человечества искусство создавало новую действительность, не бывшую в природе. Можно говорить о том, что герои художественного творчества представляют собой особого рода реальность. Дон-Кихот, Гамлет, Фа­уст, Мона Лиза Леонардо или симфония Бетховена — новые реальности, не данные в природе. Они имеют свое существование, свою судьбу. Они действуют на жизнь людей, порождая очень сложные последствия.

Н.А. Бердяев рассматривает в своей работе «Человек и машина» характерный парадокс: без техники невозможна культура, с нею связано самое возникновение культуры. Техника создает новую действительность, но она отрывает человека и от природы. В то же время окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели. Философ выделяет в культуре два элемента: технический и природно-органический. Окончательна победа первого над вторым означает перерождение культуры во что-то иное, на культуру уже не похожее.

Технический механизм, созданный организационным процессом, по мысли Н.А. Бердяева, составляется из частей, он не может расти и развиваться, в нем целое не присутствует в частях и не предшествует частям. Механизм составляется с подчинением его определенной цели. Часы действуют очень целесообразно, но эта целесообразность не в них, а в создавшем и заведшем их человеке. Организованный технический механизм в своей целесообразности зависит от организатора. Но в нем есть инерция, которая можетдействовать на организатора и даже порабощать его себе. Техника — это новая категория бытия.

Технические устройства — это инструмент целесообразной деятельности человека, он выступает не только как явление культуры, но и как мера культурного развития общества. Прогрессируя, техника определила культурный образжизни человека, она содействовала повышению эффективности трудовых усилий работника и рационализации хозяйственного и бытового уклада.

Испанский философ Х.Ортега-и-Гассет принципов деления периодов технической эволюции считает взаимосвязь между человеком и технологией, т.е. функцию техники как таковой. В своей работе «Человек-Техник» он обосновал 3 основных периода технологической эволюции:

1) технология случая;

2) технология мастерства;

3) технология техника.

Первый период — примитивная технология «дикого человека», когда открытия были делом случая, и их полезность осознавалась позже, а вся технология была подобна волшебству.

Второй период — это технология Греции, Рима, средневековья, когда развитие ремесла, сложных технологий и технических устройств было уделом мастеров, но трудовые технологические нормы и традиции зачастую оставались неизменными на протяжении сотен лет, поэтому ремесленник закрыт для инноваций. Орудия труда при таком подходе играют роль дополнения к человеку.

В период «технологии техника» на первом плане —машина. Человек при этом является ее обслуживающим персоналом. Изменяется роль технологии, ставшей независимой от природы и человека. С одной стороны, неизмеримо повышается престиж техники в глазах человека, а с другой стороны разрыв человеческой природы и техники достигает апогея.

Человеку, как подчеркивал Н.А. Бердяев, удалось вызвать к жизни, реализовать новую технологическую действительность. Это показатель страшной мощи человека. Это указывает на его творческое и царственное призвание в мире. Но также и показатель его слабости, его склонности к рабству.

Новая действительность, перед которой ставит человека современная техника, совсем не есть продукт эволюции, а есть продукт изобретательности и творческой активности самого человека. Итак, по определению Н.А. Бердяева, господство техники и машины есть прежде всего переход от органической природной жизни к организованной механистической жизни.

Западноевропейская культура создала культ техники, который укоренялся в обществе не одно столетие. В результате технической революции конца XVIII — начала XIX в. машина стала идолом для западноевропейского обывателя. Техническая грамотность стала оттеснять художественное и гуманитарное образование.

Техника XIX-XX вв. стала не только средством, с помощью которого человек приспосабливает среду к себе, сберегает усилия, изменяет обстоятельства, облегчает свою жизнь, но и самоцелью, когда развитие техники провозглашается главной целью и главным мерилом развития человеческой цивилизации. В результате человек оказался в зависимости и от техники, и от непредсказуемых побочных последствий технической среды. Автоматизация, информатизация, компьютеризация, индустриализация имеют и обратную сторону, оборачивающуюся духовным и физическим дискомфортом. Главное в сложившейся ситуации — избежать духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического типа личности. Культ техники должен быть существенно ограничен. Общество должно отказаться от абсолютизации технической и научно-технической деятельности. Принцип выживания человечества и экологической защиты должен быть определяющим при экспертизе инженерных разработок. Техническая грамотность должна быть дополнена современными гуманистическими мировоззренческими установками, направленными на сохранение био-иантропосферы планеты. Необходимо осознать, что природа и человек — суть единое взаимозависимое и взаимодополняющее целое. Поэтому проблема человека — это проблема природы, а вопросы сохранения природы — вопрос существования человеческого сообщества.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.