Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Теория познания и инженерия знаний.





В связи с широким распространением компьютерной техники, а также процессами, которые нельзя иначе и назвать как компьютерная революция, появился целый ряд новых дисциплин. Заострим внимание на одной из них. Специалисты констатируют появление в 80-х годах такой дисциплины, как инженерия знаний, которая является базой различных экспертных систем, поскольку создает механизмы логико-информационного обеспечения для экспертных оценок в разных системах. Теория познания тесно соприкасается с инженерией знания, информатикой, теориями искусственного интеллекта в целом, поскольку эти новые области современной науки выстраивают модели представления и обработки информации, учитывая особенности человеческой логики и мышления, возможные способы репрезентации различных единиц знания и средства манипуляции ими. Новейшие исследования в этой области рассматривают так называемые интегральные модели обработки информации, в которых имитируется не только интеллектуальная составляющая человеческого познания, но и присутствие в нем образов, чувств, эмоций, влияние мотиваций, эстетических пристрастий и прочего. Теории искусственного интеллекта, инженерия знания и близкие к ним дисциплины, в свою очередь, ставят и перед теорией познания ряд вопросов, которая она должна учитывать, чтобы не оставаться гносеологией, скажем, 18 столетия. Современные гносеологические концепции должны давать представление о соотношении знания и информации, раскрывать возможности и границы открытых на сегодняшний день способов моделирования познавательной деятельности человека и демонстрировать горизонт перспектив.

Каков итог размышлений по данной теме?

Выводы: 1. Гносеология в системе философии проблематизирует тему знания (что обнаруживается уже при поверхностном знакомстве с ее предметом). Гносеологическая тематика на разных этапах европейской философии была представлена неравноценно, ее место не было стабильным. Качество относительно самостоятельной области философского знания гносеология обретает достаточно поздно - в эпоху Нового времени.

2. Место гносеологии в системе философии не рядовое. Гносеологические воззрения мыслителя задают ориентацию онтологическим, социально-философским, эстетическим, этическим, философско-религиозным, эпистемологическим и другим концепциям. Именно поэтому в наглядной схеме взаимоотношения философских дисциплин гносеология занимает место ядра-основания. При этом нельзя не учитывать обратных токов - тех воздействий, которые испытывает теория познания на себе со стороны всех выше названных областей философского знания.

3.И, наконец, нельзя понять особенностей гносеологии как относительно самостоятельной области знания, не соотнося ее с рядом уже не философских, а конкретных дисциплин, таких как психология, логика, лингвистика, культурная антропология, педагогика, инженерия знаний. Круг этих дисциплин не случаен. Предметы этих наук тесно соприкасаются с тем, что изучает теория познания (психология, логика), поэтому необходимо видеть их отличия, без других наук этого ряда невозможно дальнейшее теоретическое продвижение современной гносеологии (в первую очередь, здесь имеются в виду лингвистика и культурная антропология); и есть такие области современной науки, которые заставляют признать выход гносеологии на прикладные дисциплины (педагогика, инженерия знаний).

Без перечисленного круга взаимоотношений вряд ли возможно сегодня дать характеристику гносеологии как области философского знания.

Раздел I. Тема 2. Познание как предмет философской рефлексии: многообразие гносеологических концепций
2.12.2003 14:13 | РУДН

Тема 2. Познание как предмет философской рефлексии: многообразие гносеологических концепций

План:

1.Концепции, признающие решающую роль познания в человеческой жизнедеятельности.

2.Концепции, отрицающие решающую роль познания.

3.Место и роль познания в целостной структуре человеческой деятельности.

От общей характеристики гносеологии в системе философского знания, когда мы полагались на само собой разумеющееся понимание того, чем занимается эта дисциплина, перейдем к специальному рассмотрению ее предмета. Самый естественный ход мысли при такой задаче - попытаться обозначить и категориально выделить то, что составляет реальное основание этой области философского знания. Назвать реальное основание гносеологии - дело несложное, предмет гносеологии достаточно очевиден и лежит на поверхности - это познавательная деятельность человека.. А вот категориально выделить познание как некоторую реальность - процедура непростая, она имеет собственную логику развертывания. По-видимому, первым подступом к подобному выделению могли бы стать описание и оценка познания как своеобразного модуса (проявления, признака) человеческой жизнедеятельности в ряду других человеческих проявлений. Проще говоря, во всем том, чем занимается человек надо выявить то, что является познанием, и то, что таковым не является. Познание, да и все то, что им не является, мы условно и обозначаем как модусы, проявления человеческой деятельности. (Про себя отметим, что это не единственно возможный путь: скажем, есть способ понять, что такое познание, отталкиваясь от бытия мира в целом (в завершении этого раздела мы пройдем по этому пути и дадим ему оценку)). При этом я даже не уточняю вопроса о том, какие имеются в виду проявления - подобные, близкие или, наоборот, несхожие, явно отличающиеся от познания или даже прямо противоположные ему. И не потому, что это какой-то незначительный или частный вопрос. Напротив, это и предстоит выяснить, а именно: в кругу каких видов человеческой жизнедеятельности, каких ее проявлений манифестирует себя познавательная деятельность? Мы должны получить представление о ней, как о том, что несет в себе свой особый смысл, а определение иных (непознавательных или внепознавательных) проявлений человеческой жизнедеятельности, с которыми так или иначе соотносимо познание, - это параллельная (заявленной выше) задача. В указанном контексте раскрытие предмета гносеологии сводится к поиску отличительных признаков, выделяющих познание в целостной системе человеческой жизнедеятельности.

Поиск отличительных признаков познавательной деятельности осложняется тем, что в современной философии и в истории философии мы встречаем далеко не совпадающие, а иногда расходящиеся до крайности позиции мыслителей. Остановимся на наиболее распространенных подходах, выделим типичные точки зрения. Но если в философии рассуждать на уровне типичного (свойственного не одному, а, по меньшей мере, ряду мыслителей и при этом отвечающего духу времени) и только, то возникает опасность заточить себя в мире схем, имеющих отношение к философским реалиям, но в то же время безжизненным. Предвидя такую опасность, воспроизведем типичные позиции через аргументы их конкретных носителей, по возможности наиболее ярких, по общему мнению, оставивших свой след в истории философской мысли.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.