Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВВЕДЕНИЕ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА.





ВВЕДЕНИЕ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА.

1. Сущность экономической теории и ее связь с другими общественными и конкретными экономическими науками

2. Зарождение и основные этапы развития экономи­ческой теории

3. Общество и экономика. Экономическая роль че­ловека в обществе

4. Экономическая теория и политэкономия. Струк­тура экономической теории

5. Функции экономической теории. Экономическаятеория и экономическая полити

6. Производство и потребности. Проблема ограничен­ности ресурсов. Кривая производственных возможностей

Вопросы для самостоятельной работы

Тесты

Задачи и проблемные ситуации

Литература

Функции экономической теории. Экономическая теория и экономическая политика

Функции экономической теории. Задачи экономической тео­рии как науки и учебной дисциплины определяются ее предметом в функциями. Можно выделить познавательную, практическую и мировоззренческую функции экономической теории. Познава­тельная функция состоит в том, что в категориях и принципах,

законах и закономерностях экономическая теория выражает са­мые существенные процессы общественного развития, обеспечи­вает познание сложного мира экономики, взаимосвязи производ­ства, распределения, обмена и потребления, всех элементов и структур народного хозяйства. В центре внимания экономической теории находится человек с его потребностями и интересами, от­ношениями к другим членам общества, с материальными элемен­тами производительных сил.

Экономическая теория имеет огромное практическое значение, т.е. выполняет практическую функцию. Во-первых, она приводит в систему, в определенный порядок всю массу явлений и процессов экономической жизни, во-вторых, создает заинтересованность в действиях индивидов и, в-третьих, вырабатывает принципы, пра­вила, формы хозяйствования субъектов рыночной экономики.

Экономическая теория обосновывает ориентиры хозяйственной деятельности, эффективные направления использования ресурсов, пути и способы объективного воздействия через экономические формы (категории) на удовлетворение потребностей. Кроме того, она вырабатывает механизм хозяйствования, его структуру и эле­менты, активно воздействующие на субъекты рыночной экономики и определяющие их целесообразное поведение.

При этом выделяются достижения и недостатки отдельных про­цессов. В "Экономиксе" проводится различие между позитивной (изучает то, что есть) и нормативной (изучает то, что должно быть) экономикой.

Экономическая теория, наконец, выполняет мировоззренчес­кую функцию, ибо, анализируя с помощью экономических катего­рий и законов практику хозяйственной жизни, дает возможность людям познавать окружающий мир, тенденции общественного про­гресса, выявлять баланс взаимодействия общества, экономики и природы. В литературе выделяют также теоретическую, методоло­гическую, критическую, прогностическую и другие функции.

Экономическая теория и экономическая политика. Экономи­ческая теория, обобщая факты развития экономики, дает возмож­ность не только определить целесообразность и приоритетность удовлетворения потребностей сегодня, но и выработать рациональ­ные перспективные задачи и пути их достижения, обосновать эко­номическую стратегию и экономическую политику. На основе эко­номической теории в обществе формируется экономическая поли­тика как система мер и способов практической реализации целей и социально-экономических задач, в которой концентрированно вы­ражаются приоритеты экономической стратегии и направления, способы, механизм функционирования общественной системы. В современных условиях в Республике Беларусь в качестве главной стратегической цели социально-экономических преобразований определено повышение жизненного уровня народа и постепенное приближение его благосостояния к уровню высокоразвитых евро­пейских государств. Основным средством ее достижения является стабилизация и дальнейший рост производства товаров и услуг. Де­нежно-кредитное, бюджетно-налоговое, ценовое, внешнеэкономическое и другие направления экономической политики государства должны обеспечивать это развитие. Поставленной цели наиболее полно отвечает модель социально ориентированного рыночного го­сударства, предполагающего соединение преимуществ современ­ной высокоразвитой рыночной экономики и эффективной социаль­ной защиты граждан, создание открытого гуманного, цивилизо­ванного, правового общества.

Экономическая теория способствует формированию системного, научного мировоззрения, дает представление не только об экономи­ческой, но и о социальной направленности развития общества, в кото­ром мы живем. Соотношение социального и экономического в разви­тии общества и формы управления, регулирования определяют ха­рактер той или иной системы. Различают свободно развивающуюся, социально ориентированную и регулируемую рыночные системы.

Познание экономических процессов и явлений развития эконо­мики с определенными целевыми установками (более полное удов­летворение потребностей, эффективное использование ограничен­ных ресурсов, рациональный выбор) формирует экономическое мышление и экономическое сознание, порождает потребность в специальном экономическом образовании. Осознанный экономи­ческий мотив в поведении субъектов общественно-производствен­ных отношений превращается в целенаправленную высокоэффек­тивную деятельность.

Актуальные задачи экономической теории связаны с обоснова­нием программ обеспечения экономического суверенитета нацио­нальных экономик республик бывшего Союза, а теперь — суверен­ных государств, перехода к рыночной системе хозяйствования, вы­хода из экономического кризиса и обеспечения в перспективе ста­бильного и высокого жизненного уровня населения.

В числе главных задач изучения экономической теории на совре­менном этапе развития нашей страны можно выделить следующие:

переход общества от командно-административной системы к рыночной;

формирование механизма хозяйствования, предполагающего различные системы, и обоснование экономической политики для смешанной экономики;

выход из социально-экономического кризиса и достижение ста­бильности экономического развития;

становление национальной рыночной экономики.

Для решения этих задач необходимы своеобразный научный метод познания экономики, глубокое изучение реальной действи­тельности и умелое использование достижений мировой экономической мысли.

Тесты.

1. Сформулируйте определение предмета экономической тео­рии в соответствии со взглядами: а) меркантилистов; б) англий­ской классической школы; в) марксистов; г) кембриджской шко­лы, выбирая одно или несколько из следующих положений:

богатство нации;

производственные отношения;

производство, распределение, обмен, потребление;

экономические законы;

обмен, внешняя торговля;

ограниченные ресурсы;

труд в материальном производстве; производство благ; удовлетворение потребностей.

2. Предметом исследования общей экономической теории явля­ются:

а) принципы экономики;

б) функциональные связи в экономике;

в) объективные экономические законы;

г) субъективные психологические законы, определяющие экономическое поведение людей;

з) неограниченные ресурсы;

е) различные способы производства;

ж) различные способы удовлетворения безграничных потребностей с помощью производства, обмена, распределения экономических благ и услуг.

3. Первичность экономических интересов:

а) характерна для общества в целом, но может быть нехарактерна для отдельной личности;

б) характерна для прошлого и настоящего этапов развития общества;

в) рассматривалась в теории Маркса как важный аргумент ма­
териалистического понимания истории.

4. Экономикаэто:

а) хозяйственная практика;

б) наука;

в) материальное производство;

г) любая деятельность человека;

д) только те сферы деятельности, которые связаны с обменом и
деньгами.

5. В материальное производство не включают:

а) промышленность и сельское хозяйство;

б) строительство;

в) торговлю;

г) общественное питание;
д)здравоохранение;

е) образование;

ж)транспорт и связь.

6. Термин "меркантилизм" происходит от слова:

а) денежный;

б) выгодный;

в) экономный.

7. Термин "физиократия" означает:

а) производство;

б) земля (природа);

в) власть земли (природы);

г) власть техники.

8. Политэкономию считали наукой о богатстве и его источни­
ках:

а) физиократы;

б) меркантилисты;

в) марксисты;

г) А. Смит и Д. Рикардо;

д) А. Маршалл и Дж. Кейнс.

9. Термин "политическая экономия":

а) стали использовать в XVII в. меркантилисты;

б) ввел в научный оборот А. Монкретьен;

в) ввел в научный оборот К. Маркс;

г) использовали классики и марксисты;,

д) перестали использовать в конце XIX в. некоторые школы,
представители направления экономике.

10. Представители физиократов:

а) Ф. Кенэ и Ж. Тюрго;

б) А. Смит и Д. Рикардо;

в) А. Маршалл и Дж. Кейнс;

г) К. Маркс и Ф. Энгельс.

11. Основные идеи английской классической политэкономии были
развиты и популяризованы в работах экономистов Х\Ч1-Х1Х вв.:

а) Франсуа Кенэ;

 

 

б) Уильяма Петти;

.

в) Адама Смита;

г) Давида Рикардо;

д) Джеймса Милля.

12. Физиократы изучали:

а) проблемы воспроизводства;

б) прибавочный продукт;

в) сельское хозяйство как источник национального богатства;
д) рыночную экономику.

13. Представители английской классической политэкономии:

а) считали, что источником богатства является сельское хозяйство;

б) считали, что источником богатства является производство;

в) считали, что главным фактором производства, создающим богатство, является труд;

г) изучали функции рынка;

д) считали, что рыночная экономика должна быть свободной.

14. К современным направлениям развития экономической науки относятся:

а) классическое;

б) неоклассическое;

в) неокейнсианское;

г) институционализм;

д) маржинализм.

15. Если ученый изучает условия максимизации прибыли и минимизации убытков отдельной фирмой, то его анализ является:

а) нормативным;

б) кейнсианским;

в) микроэкономическим;

г) неоклассическим;

д) макроэкономическим.

16. Если ученый изучает поведение потребителя в рыночной экономике, то его анализ является:

а) микроэкономическим;

б) макроэкономическим;

в) позитивным;

г) нормативным.

17. В макроэкономике изучаются проблемы:

а) преодоления экономических кризисов и безработицы;

б) инфляции;

в) измерения результатов национального производства;

г) реализации макроэкономической политики;

д) равновесия в отрасли;

е) равновесия на всех товарных рынках страны;

ж) равновесия фирмы при найме ресурсов.

18. В микроэкономике изучаются:

а) проблемы национального воспроизводства;

б) регулирование деятельности монополий;

в) законы поведения потребителя;

г) законы поведения фирмы;

д) конкуренция производителей в отрасли;

е) конкуренция между продавцами и покупателями;

ж) проблемы денежного рынка и инфляции;

з) проблемы измерения валютного курса;

и) влияние мирового рынка на национальную экономику.

19. Если учепый.-жономист отстаивает идеи свободного предпринимательства и невмешательства в рыночную экономику, то его исследования относятся к:

а) неоклассическому направлению;

б) неокейнсианству;

в) позитивному анализу;

г) нормативному анализу.

20. К нормативным относятся следующие положения:

а) безработица в Республике Беларусь очень высока;

б) безработица в Республике Беларусь слишком низка;

в) безработица в Республике Беларусь составляет 2—3 % трудоспособиого населения и может повыситься при переходе от малой к большой приватизации;

г) за девять месяцев 2000 г. уровень инфляции в Беларуси составил около 170 %.

21. Количественно измеримыми являются следующие экономические цели общества'

а) экономическая эффективность;

б) полная занятость ресурсов;

в) социальная справедливость в распределении доходов;

г) экономический рост.

22. Какие из перечисленных экономических целей могут противоречить друг другу, поэтому не могут одновременно быть целями одной и той же правительственной программы:

а) социальная справедливость в распределении;

б) стабильность цен;

в) экономическая эффективность;

г) экономическая безопасность;

д) полная занятость ресурсов. Ответ поясните.

23. Экономические законы (принципы):

а) действуют объективно;

б) предполагают существование устойчивых, существенных,повторяющихся причинно-следственных связей в экономике;

б) являются предметом изучения экономической науки;

г) сталкиваются с противоречивыми факторами, в результатечего их действие проявляется скрыто, завуалировано, в виде тенденций;

д) предполагают связи между людьми, экономическими субъектами.

24. Исторический характер экономических законов означает,что они:

а) действуют объективно, т.е. независимо от воли и желаний от­
дельных людей или групп людей;

б) могут действовать на одних исторических этапах и не прояв­
ляться на других.

25. Экономическая политика изучается в разделе:

а) микроэкономики;

б) макроэкономики;

в) мировой экономики;

г) все ответы верны.

26. Соотнесите методы исследований в экономической науке иих определения:

а) индукция; а) изучение явлений в развитии, взаимосвязи

б) дедукция; с другими явлениями;

в) диалектика; б) выделение главного, существенного в явлс-

г) абстракция; нии, отвлечение от второстепенных, случай-

д) синтез; ных связей и факторов, использование допу-

е) анализ; щений;

в) формулировка гипотезы и проверка ее на фактическом материале, движение познания от общего к частному;

г) разделение изучаемого явления на отдельные элементы, части, стороны и изучение к аждой из них.

27. Экономические прогнозы:

а) обладают высокой степенью точности;

б) не могут иметь высокой степени точности;

в) строятся на основе изучения экономических тенденций про­
шедших периодов;

г) могут быть основаны на неверной теории;

д) могут не подтверждаться на практике вследствие действия
неучтенных факторов.

28. Экономическая модель:

а) является инструментом научного познания;

б) используется для включения в исследование более значитель­
ного количества рассматриваемых факторов, влияющих на данное
явление;

в) является упрощенным отражением действительности, в кото­ром не учитывается действие ряда факторов.

29. Общим свойством экономических ресурсов является их:

а) редкость;

б) полезность (производительность);

в) цена.

30. Точки на кривой производственных возможностей отражают:

а) все возможные альтернативы производства двух продуктовпри заданных условиях;

б) максимально возможный объем производства соответствующих продуктов при заданных ресурсах и технологиях;

в) полные занятость ресурсов и объем производства;

г) эффективность производства;

д) границу производственных возможностей страны, но не все производственные альтернативы при заданных условиях.

31. Каждая точка левее кривой производственных возможностей означает, что:

а) ресурсы используются недостаточно эффективно;

б) ресурсы использованы неполно;

в) производство невозможно при существующих ресурсах и технологиях;

г) а) или б).

32. Отрицательный наклон кривой производственных возможностей объясняется:

а) законом ограниченности ресурсов;

б) законом вмененных издержек;

в) законом убывающей производительности ресурсов.

33. Нисходящий характер кривой производственных возможностей объясняется:

а) падением эффективности;

б) существованием вмененных издержек;

в) непостоянством потребностей в двух продуктах.

34. Проблема выбора связана с решением вопросов:

а) справедливости в распределении продуктов и доходов;

б) экономического роста и занятости;

в) какие товары производить и от производства каких отказаться;

г) какие потребности должны быть удовлетворены в первую очередь;

д) чему отдать предпочтение — текущему или будущему потреблению.

35. Проблема выбора стоит перед:

а) экономикой страны в целом;

б) правительством страны;

в) каждым отдельным человеком.

36. Вмененные (альтернативные) издержки появляются тогда, когда:

а) существует множество вариантов решения какого-либо воп­роса;

б) необходимо сделать выбор из множества альтернатив;

в) выбор из множества альтернатив уже сделан.

37. Суть закона возрастающих вмененных издержек состоит в:

а) росте затрат на производство по мере расширения выпуска б продукта;

б) уменьшении производительности труда по мере наращивания производства;

в) увеличении количества товара, которым необходимо пожертвовать при производстве дополнительной единицы другого.

Литература

Аникин А. Юность науки. М., 1985.

Муталимов М.Г. Экономическая теория. Вводный курс. Мн., 1997.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. М., 1992. Т.1.

Пе.ченти А. Очерки политической экономии капитализма. М., 1976. Т. 2.

Теория национальной экономики /Под ред. И.М. Лемешевско-го. Мн., 1994. 4.1.

 

ВВЕДЕНИЕ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА.

1. Сущность экономической теории и ее связь с другими общественными и конкретными экономическими науками

2. Зарождение и основные этапы развития экономи­ческой теории

3. Общество и экономика. Экономическая роль че­ловека в обществе

4. Экономическая теория и политэкономия. Струк­тура экономической теории

5. Функции экономической теории. Экономическаятеория и экономическая полити

6. Производство и потребности. Проблема ограничен­ности ресурсов. Кривая производственных возможностей

Вопросы для самостоятельной работы

Тесты

Задачи и проблемные ситуации

Литература







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.