|
З. Общество и экономика. Экономическая роль человека в обществеОбщество и его цели. Общество — это совокупность людей, объединенных на конкретной ступени исторического развития произ во детве иными отношениями, определяющими другие общественные отношения. В более узком смысле под обществом понимается добровольное, постоянно действующее объединение людей для достижения какой-нибудь цели или круг людей, связанных общностью положения, происхождения, интересов и т.д. Экономическая жизнь общества состоит иа разнообразных явлений и процессов. Их сущность не лежит на поверхности восприятия явлений, объяснение многих явлений и процессов следует искать в общественном производстве. Экономические цели общества можно сформулировать следующим образом: 1) экономический рост (обеспечение производства большего количества и лучшего качества товаров услуг, т.е. создание болеевысокого уровня жизни); 2) рациональная занятость (обеспечение работой тех, кто желает и может работать);
3) экономическая эффективность (достижение максимальной отдачи при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов); 4) стабильный уровень цен (умение избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен — низкие цены хороши для потребителя, высокие стимулируют производство, но снижают 5) экономическая свобода (обеспечение производителям и потребителям в экономической деятельности высокой степени свободы); 6) справедливое распределение доходов (ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете); 7) экономическая обеспеченность (помощь социально не защищенным слоям общества — больным, нетрудоспособным, престарелым и т.д.);
8) торговый баланс (достижение относительного равновесиямежду экспортом и импортом, стабильный обмен курса национальной валюты на валюты других стран); 9) экономическая защита общества. Что такое экономика? Существуют разные подходы к определению содержания этого понятия. Во-первых, экономика рассматривается как совокупность отраслей и видов материального производства и непроизводственной сферы. В ней создаются блага и услуги, без которых человеческое общество не может существовать и развиваться. Во-вторых, С экономикой обычно ассоциируется совокупность экономических отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Эти отношения образуют экономический базис общества, над которым располагается идеологическая и политическая надстройка. В-третьих, под экономикой понимается отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений. В-четвертых, исследователи имеют в виду экономику, когда выделяют микро- и макроэкономический уровни производства и интерэкономику. Микроэкономика выступает как обособленное производство или предприятие, макроэкономика предстает как национальная экономика, интерэкономика характеризует закономерности возникновения и развития мирового хозяйства. В-пятых, выделяют различные формы экономики: рыночную, смешанную и др. Экономика рассматривается как хозяйство района, страны, группы стран или всего мира (мировое хозяйство). Экономика занимает ведущее место в системе общественных отношений. Она определяет содержание политической, правовой, духовной и других сфер общественной жизни. Например, экономическая политика представляет собой концентрированное выражение экономики. Это значит, что с генетической точки зрения политика порождается экономикой. Политические же взгляды, учреждения и отношения являются вторичными, производными от экономических отношений, определяются ими и служат им. В свою очередь политика также играет исключительную роль в общественном развитии. Ей принадлежит первенство во взаимоотношениях с экономикой. К решению хозяйственных вопросов необходим прежде всего политический подход. Без проведения правильной политики возможны стихийность, самотек в общественном развитии. Через политику осуществляется использование экономических законов. Материальное и нематериальное производство. Человек может жить и заниматься каким-либо делом, если у него есть пища, одежда, жилище и многие другие материальные блага. Эти блага производятся людьми не в одиночку, а сообща. Даже самая примитивная форма производства первобытных людей — охота — была возможна только при условии объединения усилий многих. Поэтому производство всегда выступает как общественное производство. Общественное производство имеет две взаимосвязанные стороны: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы выражают отношение людей к природе, их воздействие на природу с целью приспособить ее элементы для удовлетворения своих потребностей. Производственные отношения — это совокупность отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Основу производственных отношений составляют отношения собственности. В экономической литературе нет единого подхода к вопросу о содержании общественного производства, однако можно выделить некоторые из них: общественное производство отождествляется с материальным производством; общественное производство отождествляется со способом производства; общественное производство охватывает наряду с материальным духовное производство и производство самого человека; общественное производство включает в себя материальное и нематериальное производство. Наиболее правомерным представляется последний подход. Основной сферой общественного производства является материальноепроизводство, ибо человечество получает от него необходимые средства существования; материальное производство составляет основу любого иного вида деятельности, в том числе нематериального производства; материальное производство обеспечивает поступательное развитие общества, его прогресс. Материальное производство включает в себя производство материальных благ и материальных услуг. К первому относятся: промышленность, сельское хозяйство, строительство; ко второму — транспорт и торговля, обеспечивающие движение продуктов от, производителя до потребителя, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание (ремонт и пошив одежды, стирка, химчистка и т.д.). В современных условиях возросла и все более возрастает роль непроизводственной сферы, что является общей закономерностью социально-экономического развития всех стран. Так, в настоящее время в развитых странах 50 и более процентов трудоспособного населения занято в отраслях нематериального производства. Нематериальное производство включает в себя производство нематериальных благ и нематериальных услуг. Нематериальные, блага — это духовные ценности, а нематериальные услуги — услуги здравоохранения, образования, научное консультирование и т.п. Повышение роли непроизводственной сферы вызвано тем, что государство берет на себя значительную часть расходов, связанных с развитием этой сферы: возросли расходы на рекламу, расширились научные исследования и затраты на них. Кроме того, существует возможность ускоренного развития непроизводственной сферы. Во-первых, это связано с научно-техническим прогрессом, который значительно расширяет границы повышения производительности труда. Во-вторых, снижение фондо- и материалоемкости производства позволяет увеличить его при меньшем расходовании средств производства, а поэтому относительно большую часть средств можно направить в непроизводственную сферу. Экономическая роль человека в обществе. В процессе общественного развития, становления и функционирования различных типов экономических систем менялись взгляды относительно влияния человека на прогресс общества. Прежде всего шло сопоставление приоритетов между материально-вещественной и личностной сторонами общественного производства. Соотношение здесь строилось таким образом, что ведущая роль в развитии общества отводилась производительным силам. Они двигают за собой производственные отношения. В свою очередь внутри производительных сил наиболее революционной стороной выступают орудия труда. Человек с его навыками и способностями ставился как бы на второй план. Однако постепенно, особенно по мере выхода па ведущие позиции в развитии экономики науки, роль человека начинает оцениваться более высоко, экономическая наука уже начинает исследовать не просто рабочую силу как способность человека к труду, а человеческий фактор в производстве. Этим самым подчеркивается приоритет личностного фактора в системе производительных сил Во второй половине XX в. первоначально в зарубежной, а затем и в отечественной экономической литературе получила распространение категория "человеческий капитал". В США оформилась целая школа исследователей человеческого капитала: Т. Шульц (Чикагский университет), Г. Беккер и Д. Минцер (Колумбийский университет), Л. Тароу (Массачусетский технологический институт), Б. Вэйсброд (Вашингтонский университет) и др. В состав понятия "человеческий капитал" представители данной школы включают знания, навыки, опыт, здоровье и т.д., которыми обладает работник и которые могут быть использованы для производства благ и услуг и должны находить отражение в повышении производительности труда и росте уровня заработной платы. Одновременно формируется осознание того, что "вложения в человека" носят не только чисто затратный характер, это в большой степени есть долговременные инвестиции, обладающие мультипликационным эффектом. За человеком закрепляется статус ведущего элемента производства, определяющего динамику и эффективность экономического развития. С вхождением общества в информационную стадию формируется "гуманистическая экономика", ориентирующаяся на социум, общество в целом, а человек в нем является конечной целью прогресса.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|