Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Производство и потребности. Проблема ограниченности ресурсов. Кривая производственных возможностей





Производство и потребности. В зарубежной экономической те­ории под производством понимается процесс создания благ и оказания полезных прямых и косвенных услуг потребителю. Причем производство идет и при потреблении производственных ресурсов (благ и услуг).

Марксистская трактовка состоит в том, что производство — это процесс воздействия человека на вещество природы в целях созда­ния материальных благ, необходимых для существования и разви­тия общества.

Многие экономисты определяют производство как целесообраз­ную деятельность людей, направленную на удовлетворение их пот- ' ребностей.

Удовлетворение человеческих потребностей является целью любого производства. Оно определяет направленность производ­ства и реализуется в специальных социально-экономических про­граммах. Цели могут взаимно дополнять или исключать друг дру­га, быть средством достижения одна другой или вступать в проти­воречие. Поэтому общество должно разработать систему приорите­тов в реализации определяемых целей.

В экономической литературе существуют разные определения сущности потребностей. Одни авторы считают, что потребности — это осознанные запросы или нужды в чем-либо (достижение объек­тивно необходимых условий материальной и духовной жизни); другие рассматривают их как объективно необходимые условия жизни, как выражение этих условий или как необходимость их достижения; третьи представляют потребности как отношение че­ловека к миру вещей или к внешнему материальному миру; четвер­тые рассматривают потребность как состояние неудовлетвореннос­ти, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или как некое состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить. На основе изложенного можно сделать заключение, что потребность — это объективное состояние человека, выражающее противоречие между имеющимся и необходимым и побуждающее его к действию.

Связь между потребностями и производством носит взаимоза­висимый характер. С одной стороны, потребность представляет со­бой внутренний побуждающий мотив производства; с другой ■— производство, создавая конкретные виды материальных и духов­ных благ, порождает конкретную потребность в них. Потребности зарождаются отнюдь не произвольно, не из фантазий или прихотей человека. Их появление обусловлено самим производством. Напри­мер, общественная потребность в телевизорах и магнитофонах воз­никла лишь в результате их создания и организации массового про­изводства.

Взаимосвязь экономических потребностей с производством от­ражает динамику целей и средств, которые в реальной жизни могут меняться местами. Производство формирует общие объективные условия, в которых возникают и развиваются потребности, а пот­ребности ориентируют воспроизводственную деятельность общес­тва, отдельных людей, социальных групп.

Структура потребностей. По отношению к масштабам и струк­туре производства экономические потребности подразделяются на абсолютные, перспективные, выражающие потребительскую силу общества (максимальный объем освоенных производством благ, ко­торый мог бы быть потреблен обществом, если бы был в наличии); действительные, необходимые, которые могут быть удовлетворены при достигнутом уровне развития производства, оптимальном ходе воспроизводства; подлежащие удовлетворению, которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства с учетом отклонений от оптимума; фактически удовлетворяемые.

В условиях товарного производства подлежащие удовлетворе­нию потребности выступают в форме платежеспособного спроса, а фактически удовлетворяемые — в форме удовлетворенного спроса. В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы различа­ют физические, интеллектуальные и социальные потребности.

С точки зрения уровня развития общества потребности подраз­деляются иа элементарные (физические) и высшие (социальные). В зависимости от социальной структуры выделяют потребности общества в целом; потребности классов, социальных групп; потреб­ности отдельных людей.

В современной экономической литературе чаще встречается деле­ние потребностей на первичные (необходимые) и вторичные (избыточ­ные). Первичные потребности — это потребности в еде, питье, одежде и т.д., т.е. самые насущные потребности человека. Вторичные пот­ребности связаны преимущественно с духовной, интеллектуальной деятельностью человека. Это потребности в образовании, искусстве, развлечениях и т.д. Они удовлетворяются после первичных. Пер­вичные потребности не могут быть замещены одни другими. Потреб­ность в еде и потребность в питье должны быть удовлетворены каж­дая в отдельности. Вторичные потребности могут быть заменены од­на другой. Так, человек может сходить вместо театра в кино. Деле­ние потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого человека; для некоторых чтение — первичная потреб­ность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении пот­ребностей (хотя бы частично) в одежде или жилище.

Потребности подразделяются на эластичные и неэластичные. Первичные потребности неэластичные, более жесткие, вторичные тяготеют к эластичным. Жесткие не отменяются в течение длитель­ного времени, но быстро снимаются, как только появляются сред­ства, необходимые для их удовлетворения (потребность в питье). Удовлетворение потребности в развлечениях можно отложить.

Экономические потребности имеют исторический характер. Они органически связаны с условиями существования общества, социальных групп и отдельных людей.

Экономические потребности динамичны. Они изменяются в ре­зультате прогресса общества. В соответствии с законом возвышения потребностей происходит их постоянный количественный и ка­чественный рост. Закон возвышения потребностей означает стрем­ление не только к количественному возрастанию потребления, но и в не меньшей степени к изменению структуры потребностей, рас­ширению их круга, разнообразию, смещению приоритетов, разви­тию взаимозаменяемости, качественному совершенствованию.

Проблема ограниченности ресурсов. Все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, от­дельных стран, предприятий, семей, ограничены и в количествен­ном, и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов. Произ­водство автомобилей в мире растет с каждым годом, однако желаю­щих приобрести их значительно больше. Для увеличения произ­водства автомобилей требуется больше металла, резины, двигате­лей и т.д., а имеющиеся ресурсы ограничены.

Ограниченность ресурсов, с помощью которых осуществляется процесс производства различных товаров, вынуждает делать выбор между относительно редкими их видами. Поэтому необходимо при­нимать решение о том, какие товары и услуги производить, а от производства каких следует отказаться.

Проблема выбора сложна тем, что, отдавая предпочтение одно­му виду благ, мы одновременно отказываемся от потребления дру­гих. Например, человек, скопивший деньги на покупку видеомаг­нитофона, в последний момент решает, что в преддверии зимы луч­ше купить себе шубу. Купив ее, он отказывается от реализации сво­его первого желания. Вопрос о том, как распределить имеющиеся ограниченные ресурсы, стоит не только перед каждым отдельным человеком, но и перед предприятием, перед правительством любой страны.

Предположим, что экономика сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами: производить, скажем, продукт А — средства производства или продукт Б — предметы потребле­ния. Всякое увеличение производства продукта А потребует изъя­тия их части из производства продукта Б и наоборот.

Рассмотрим на условном примере альтернативные комбинации продуктов А и Б, которые общество может выбирать.

Возможности производства продукта А и Б при полном исполь­зовании ресурсов, тыс. шт.:

Производственные альтернативы

А Б В Г Д

10 9 7 4 О

0 12 3 4

Согласно альтернативе А все ресурсы будут направлены на про­изводство продукта А, т.е. товаров производственного назначения, а при альтернативе Д они используются для производства продукта Б, или предметов потребления. По мере продвижения от альтернативы А к Д производство предметов потребления увеличивается за счет переключения ресурсов из производства средств производства. Дви­гаясь в этом направлении, общество удовлетворяет свои текущие потребности. Напротив, двигаясь от альтернативы Д к А, общество выбирает политику воздержания от текущего потребления, направ­ляет ресурсы на увеличение производства средств производства. Из приведенного примера следует, что экономические ресурсы редки. Этот факт не позволяет экономике увеличивать одновремен­но производство продуктов А и Б. Производственные возможности экономики и их границы. За­кон вмененных издержек. Общество стремится использовать свои редкие ресурсы эффективно, т.е. оно желает получить максималь­ное количество полезных товаров и услуг, произведенных из огра­ниченного числа ресурсов. Для того чтобы этого добиться, оно дол­жно обеспечить и полную занятость населения, и полный объем производства. Для углубленного понимания содержания производ­ственных возможностей используем предыдущий пример и пред­ставим его графически, отложив по вертикали данные о производ­стве продукта А, а по горизонтали — продукта Б. Получим кривую производственных возможностей, каждая точка на которой — это максимальный объем производства двух продуктов (рис. В.1). Все сочетания на кривой двух продуктов отвечают их максимальным количествам, которые могут быть получены в результате эффек­тивного использования имеющихся ресурсов. Точки, находящиеся вне кривой производственных возможностей, противоречат приня­тому условию. Если точка К расположена правее данной кривой, это означает, что такие параметры недостижимы при имеющейся технологии производства, если левее — наблюдается недоисполь­зование имеющихся ресурсов.

На основе приведенных данных можно сказать, что большее ко­личество продукта Б можно произвести только за счет уменьшения производства других продуктов, отказаться от них для того, чтобы получить какое-то количество любого данного продукта, называе­мое вмененными издержками производства этого продукта. В на­шем примере количество продукта А (средства производства), от которого придется отказаться, чтобы получить дополнительную единицу продукта Б (предметы потребления), и есть вмененные, или альтернативные, издержки.

 

Передвигаясь по кривой про­изводственных возможностей от А к Б, устанавливаем, что из­держки производства одной единицы продукта Б (предметы потребления) равны издержкам производства одной единицы продукта А (средства производ­ства). Однако по мере перехода к дополнительным производ­ственным возможностям — от Б к В, от В к Г и т.д. —■ нам от­крывается важный экономичес­кий принцип, заключающийся в том, что стоимость средств производства, которыми прихо­дится жертвовать ради получения дополнительной единицы предметов потребления, возрастает. Если при переходе от А к Б для получения одной дополнительной единицы продукта Б приносится в жертву одна единица продукта А, то при переходе от Б к В для получения одной дополнительной единицы предметов потребления приходится жертвовать уже дву­мя единицами средств производства, одной единицы продукта Б — тремя единицами продукта А. Эта же закономерность проявляется и при движении от Д к А, так как видно, что издержки на производ­ство дополнительной единицы продукта А (средств производства) равны издержкам на производство 1/4, 1/3, 1/2 и 1 продукта Б для каждого из четырех перемещений. Это явление получило название закона возрастающих вмененных издержек.

Закон возрастающих вмененных издержек (дополнительных затрат) отражает свойство рыночной экономики, согласно которо­му для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится расплачиваться потерей всевозрастающего количества других товаров.


 

Вопросы для самостоятельной работы

1. Каковы основные этапы развития экономической науки?

2. В чем проявляются характерные черты меркантилизма?

3. Каковы основные идеи английской классической политэкономии?

4. Каковы основные черты экономического учения К. Маркса?

5. Какой вклад в экономическую науку внесли А. Маршалл и Дж. Кейнс?

 

6. Охарактеризуйте основные экономические цели общества.По отношению к каким целям можно применить количественные параметры?

7. Чем отличаются экономическая политика и политическая экономия?

8. Чем отличаются предмет общей экономической теории и предмет изучения конкретных экономических наук?

9. Какие проблемы изучаются в микро- и макроэкономике?

10. Что отражает кривая производственных возможностей?

Тесты.

1. Сформулируйте определение предмета экономической тео­рии в соответствии со взглядами: а) меркантилистов; б) англий­ской классической школы; в) марксистов; г) кембриджской шко­лы, выбирая одно или несколько из следующих положений:

богатство нации;

производственные отношения;

производство, распределение, обмен, потребление;

экономические законы;

обмен, внешняя торговля;

ограниченные ресурсы;

труд в материальном производстве; производство благ; удовлетворение потребностей.

2. Предметом исследования общей экономической теории явля­ются:

а) принципы экономики;

б) функциональные связи в экономике;

в) объективные экономические законы;

г) субъективные психологические законы, определяющие экономическое поведение людей;

з) неограниченные ресурсы;

е) различные способы производства;

ж) различные способы удовлетворения безграничных потребностей с помощью производства, обмена, распределения экономических благ и услуг.

3. Первичность экономических интересов:

а) характерна для общества в целом, но может быть нехарактерна для отдельной личности;

б) характерна для прошлого и настоящего этапов развития общества;

в) рассматривалась в теории Маркса как важный аргумент ма­
териалистического понимания истории.

4. Экономикаэто:

а) хозяйственная практика;

б) наука;

в) материальное производство;

г) любая деятельность человека;

д) только те сферы деятельности, которые связаны с обменом и
деньгами.

5. В материальное производство не включают:

а) промышленность и сельское хозяйство;

б) строительство;

в) торговлю;

г) общественное питание;
д)здравоохранение;

е) образование;

ж)транспорт и связь.

6. Термин "меркантилизм" происходит от слова:

а) денежный;

б) выгодный;

в) экономный.

7. Термин "физиократия" означает:

а) производство;

б) земля (природа);

в) власть земли (природы);

г) власть техники.

8. Политэкономию считали наукой о богатстве и его источни­
ках:

а) физиократы;

б) меркантилисты;

в) марксисты;

г) А. Смит и Д. Рикардо;

д) А. Маршалл и Дж. Кейнс.

9. Термин "политическая экономия":

а) стали использовать в XVII в. меркантилисты;

б) ввел в научный оборот А. Монкретьен;

в) ввел в научный оборот К. Маркс;

г) использовали классики и марксисты;,

д) перестали использовать в конце XIX в. некоторые школы,
представители направления экономике.

10. Представители физиократов:

а) Ф. Кенэ и Ж. Тюрго;

б) А. Смит и Д. Рикардо;

в) А. Маршалл и Дж. Кейнс;

г) К. Маркс и Ф. Энгельс.

11. Основные идеи английской классической политэкономии были
развиты и популяризованы в работах экономистов Х\Ч1-Х1Х вв.:

а) Франсуа Кенэ;

 

 

б) Уильяма Петти;

.

в) Адама Смита;

г) Давида Рикардо;

д) Джеймса Милля.

12. Физиократы изучали:

а) проблемы воспроизводства;

б) прибавочный продукт;

в) сельское хозяйство как источник национального богатства;
д) рыночную экономику.

13. Представители английской классической политэкономии:

а) считали, что источником богатства является сельское хозяйство;

б) считали, что источником богатства является производство;

в) считали, что главным фактором производства, создающим богатство, является труд;

г) изучали функции рынка;

д) считали, что рыночная экономика должна быть свободной.

14. К современным направлениям развития экономической науки относятся:

а) классическое;

б) неоклассическое;

в) неокейнсианское;

г) институционализм;

д) маржинализм.

15. Если ученый изучает условия максимизации прибыли и минимизации убытков отдельной фирмой, то его анализ является:

а) нормативным;

б) кейнсианским;

в) микроэкономическим;

г) неоклассическим;

д) макроэкономическим.

16. Если ученый изучает поведение потребителя в рыночной экономике, то его анализ является:

а) микроэкономическим;

б) макроэкономическим;

в) позитивным;

г) нормативным.

17. В макроэкономике изучаются проблемы:

а) преодоления экономических кризисов и безработицы;

б) инфляции;

в) измерения результатов национального производства;

г) реализации макроэкономической политики;

д) равновесия в отрасли;

е) равновесия на всех товарных рынках страны;

ж) равновесия фирмы при найме ресурсов.

18. В микроэкономике изучаются:

а) проблемы национального воспроизводства;

б) регулирование деятельности монополий;

в) законы поведения потребителя;

г) законы поведения фирмы;

д) конкуренция производителей в отрасли;

е) конкуренция между продавцами и покупателями;

ж) проблемы денежного рынка и инфляции;

з) проблемы измерения валютного курса;

и) влияние мирового рынка на национальную экономику.

19. Если учепый.-жономист отстаивает идеи свободного предпринимательства и невмешательства в рыночную экономику, то его исследования относятся к:

а) неоклассическому направлению;

б) неокейнсианству;

в) позитивному анализу;

г) нормативному анализу.

20. К нормативным относятся следующие положения:

а) безработица в Республике Беларусь очень высока;

б) безработица в Республике Беларусь слишком низка;

в) безработица в Республике Беларусь составляет 2—3 % трудоспособиого населения и может повыситься при переходе от малой к большой приватизации;

г) за девять месяцев 2000 г. уровень инфляции в Беларуси составил около 170 %.

21. Количественно измеримыми являются следующие экономические цели общества'

а) экономическая эффективность;

б) полная занятость ресурсов;

в) социальная справедливость в распределении доходов;

г) экономический рост.

22. Какие из перечисленных экономических целей могут противоречить друг другу, поэтому не могут одновременно быть целями одной и той же правительственной программы:

а) социальная справедливость в распределении;

б) стабильность цен;

в) экономическая эффективность;

г) экономическая безопасность;

д) полная занятость ресурсов. Ответ поясните.

23. Экономические законы (принципы):

а) действуют объективно;

б) предполагают существование устойчивых, существенных,повторяющихся причинно-следственных связей в экономике;

б) являются предметом изучения экономической науки;

г) сталкиваются с противоречивыми факторами, в результатечего их действие проявляется скрыто, завуалировано, в виде тенденций;

д) предполагают связи между людьми, экономическими субъектами.

24. Исторический характер экономических законов означает,что они:

а) действуют объективно, т.е. независимо от воли и желаний от­
дельных людей или групп людей;

б) могут действовать на одних исторических этапах и не прояв­
ляться на других.

25. Экономическая политика изучается в разделе:

а) микроэкономики;

б) макроэкономики;

в) мировой экономики;

г) все ответы верны.

26. Соотнесите методы исследований в экономической науке иих определения:

а) индукция; а) изучение явлений в развитии, взаимосвязи

б) дедукция; с другими явлениями;

в) диалектика; б) выделение главного, существенного в явлс-

г) абстракция; нии, отвлечение от второстепенных, случай-

д) синтез; ных связей и факторов, использование допу-

е) анализ; щений;

в) формулировка гипотезы и проверка ее на фактическом материале, движение познания от общего к частному;

г) разделение изучаемого явления на отдельные элементы, части, стороны и изучение к аждой из них.

27. Экономические прогнозы:

а) обладают высокой степенью точности;

б) не могут иметь высокой степени точности;

в) строятся на основе изучения экономических тенденций про­
шедших периодов;

г) могут быть основаны на неверной теории;

д) могут не подтверждаться на практике вследствие действия
неучтенных факторов.

28. Экономическая модель:

а) является инструментом научного познания;

б) используется для включения в исследование более значитель­
ного количества рассматриваемых факторов, влияющих на данное
явление;

в) является упрощенным отражением действительности, в кото­ром не учитывается действие ряда факторов.

29. Общим свойством экономических ресурсов является их:

а) редкость;

б) полезность (производительность);

в) цена.

30. Точки на кривой производственных возможностей отражают:

а) все возможные альтернативы производства двух продуктовпри заданных условиях;

б) максимально возможный объем производства соответствующих продуктов при заданных ресурсах и технологиях;

в) полные занятость ресурсов и объем производства;

г) эффективность производства;

д) границу производственных возможностей страны, но не все производственные альтернативы при заданных условиях.

31. Каждая точка левее кривой производственных возможностей означает, что:

а) ресурсы используются недостаточно эффективно;

б) ресурсы использованы неполно;

в) производство невозможно при существующих ресурсах и технологиях;

г) а) или б).

32. Отрицательный наклон кривой производственных возможностей объясняется:

а) законом ограниченности ресурсов;

б) законом вмененных издержек;

в) законом убывающей производительности ресурсов.

33. Нисходящий характер кривой производственных возможностей объясняется:

а) падением эффективности;

б) существованием вмененных издержек;

в) непостоянством потребностей в двух продуктах.

34. Проблема выбора связана с решением вопросов:

а) справедливости в распределении продуктов и доходов;

б) экономического роста и занятости;

в) какие товары производить и от производства каких отказаться;

г) какие потребности должны быть удовлетворены в первую очередь;

д) чему отдать предпочтение — текущему или будущему потреблению.

35. Проблема выбора стоит перед:

а) экономикой страны в целом;

б) правительством страны;

в) каждым отдельным человеком.

36. Вмененные (альтернативные) издержки появляются тогда, когда:

а) существует множество вариантов решения какого-либо воп­роса;

б) необходимо сделать выбор из множества альтернатив;

в) выбор из множества альтернатив уже сделан.

37. Суть закона возрастающих вмененных издержек состоит в:

а) росте затрат на производство по мере расширения выпуска б продукта;

б) уменьшении производительности труда по мере наращивания производства;

в) увеличении количества товара, которым необходимо пожертвовать при производстве дополнительной единицы другого.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.