|
Производство и потребности. Проблема ограниченности ресурсов. Кривая производственных возможностей ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Производство и потребности. В зарубежной экономической теории под производством понимается процесс создания благ и оказания полезных прямых и косвенных услуг потребителю. Причем производство идет и при потреблении производственных ресурсов (благ и услуг). Марксистская трактовка состоит в том, что производство — это процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества. Многие экономисты определяют производство как целесообразную деятельность людей, направленную на удовлетворение их пот- ' ребностей. Удовлетворение человеческих потребностей является целью любого производства. Оно определяет направленность производства и реализуется в специальных социально-экономических программах. Цели могут взаимно дополнять или исключать друг друга, быть средством достижения одна другой или вступать в противоречие. Поэтому общество должно разработать систему приоритетов в реализации определяемых целей. В экономической литературе существуют разные определения сущности потребностей. Одни авторы считают, что потребности — это осознанные запросы или нужды в чем-либо (достижение объективно необходимых условий материальной и духовной жизни); другие рассматривают их как объективно необходимые условия жизни, как выражение этих условий или как необходимость их достижения; третьи представляют потребности как отношение человека к миру вещей или к внешнему материальному миру; четвертые рассматривают потребность как состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или как некое состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить. На основе изложенного можно сделать заключение, что потребность — это объективное состояние человека, выражающее противоречие между имеющимся и необходимым и побуждающее его к действию. Связь между потребностями и производством носит взаимозависимый характер. С одной стороны, потребность представляет собой внутренний побуждающий мотив производства; с другой ■— производство, создавая конкретные виды материальных и духовных благ, порождает конкретную потребность в них. Потребности зарождаются отнюдь не произвольно, не из фантазий или прихотей человека. Их появление обусловлено самим производством. Например, общественная потребность в телевизорах и магнитофонах возникла лишь в результате их создания и организации массового производства. Взаимосвязь экономических потребностей с производством отражает динамику целей и средств, которые в реальной жизни могут меняться местами. Производство формирует общие объективные условия, в которых возникают и развиваются потребности, а потребности ориентируют воспроизводственную деятельность общества, отдельных людей, социальных групп. Структура потребностей. По отношению к масштабам и структуре производства экономические потребности подразделяются на абсолютные, перспективные, выражающие потребительскую силу общества (максимальный объем освоенных производством благ, который мог бы быть потреблен обществом, если бы был в наличии); действительные, необходимые, которые могут быть удовлетворены при достигнутом уровне развития производства, оптимальном ходе воспроизводства; подлежащие удовлетворению, которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства с учетом отклонений от оптимума; фактически удовлетворяемые. В условиях товарного производства подлежащие удовлетворению потребности выступают в форме платежеспособного спроса, а фактически удовлетворяемые — в форме удовлетворенного спроса. В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы различают физические, интеллектуальные и социальные потребности. С точки зрения уровня развития общества потребности подразделяются иа элементарные (физические) и высшие (социальные). В зависимости от социальной структуры выделяют потребности общества в целом; потребности классов, социальных групп; потребности отдельных людей. В современной экономической литературе чаще встречается деление потребностей на первичные (необходимые) и вторичные (избыточные). Первичные потребности — это потребности в еде, питье, одежде и т.д., т.е. самые насущные потребности человека. Вторичные потребности связаны преимущественно с духовной, интеллектуальной деятельностью человека. Это потребности в образовании, искусстве, развлечениях и т.д. Они удовлетворяются после первичных. Первичные потребности не могут быть замещены одни другими. Потребность в еде и потребность в питье должны быть удовлетворены каждая в отдельности. Вторичные потребности могут быть заменены одна другой. Так, человек может сходить вместо театра в кино. Деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого человека; для некоторых чтение — первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей (хотя бы частично) в одежде или жилище. Потребности подразделяются на эластичные и неэластичные. Первичные потребности неэластичные, более жесткие, вторичные тяготеют к эластичным. Жесткие не отменяются в течение длительного времени, но быстро снимаются, как только появляются средства, необходимые для их удовлетворения (потребность в питье). Удовлетворение потребности в развлечениях можно отложить. Экономические потребности имеют исторический характер. Они органически связаны с условиями существования общества, социальных групп и отдельных людей. Экономические потребности динамичны. Они изменяются в результате прогресса общества. В соответствии с законом возвышения потребностей происходит их постоянный количественный и качественный рост. Закон возвышения потребностей означает стремление не только к количественному возрастанию потребления, но и в не меньшей степени к изменению структуры потребностей, расширению их круга, разнообразию, смещению приоритетов, развитию взаимозаменяемости, качественному совершенствованию. Проблема ограниченности ресурсов. Все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных стран, предприятий, семей, ограничены и в количественном, и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов. Производство автомобилей в мире растет с каждым годом, однако желающих приобрести их значительно больше. Для увеличения производства автомобилей требуется больше металла, резины, двигателей и т.д., а имеющиеся ресурсы ограничены. Ограниченность ресурсов, с помощью которых осуществляется процесс производства различных товаров, вынуждает делать выбор между относительно редкими их видами. Поэтому необходимо принимать решение о том, какие товары и услуги производить, а от производства каких следует отказаться. Проблема выбора сложна тем, что, отдавая предпочтение одному виду благ, мы одновременно отказываемся от потребления других. Например, человек, скопивший деньги на покупку видеомагнитофона, в последний момент решает, что в преддверии зимы лучше купить себе шубу. Купив ее, он отказывается от реализации своего первого желания. Вопрос о том, как распределить имеющиеся ограниченные ресурсы, стоит не только перед каждым отдельным человеком, но и перед предприятием, перед правительством любой страны. Предположим, что экономика сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами: производить, скажем, продукт А — средства производства или продукт Б — предметы потребления. Всякое увеличение производства продукта А потребует изъятия их части из производства продукта Б и наоборот. Рассмотрим на условном примере альтернативные комбинации продуктов А и Б, которые общество может выбирать. Возможности производства продукта А и Б при полном использовании ресурсов, тыс. шт.: Производственные альтернативы А Б В Г Д 10 9 7 4 О 0 12 3 4 Согласно альтернативе А все ресурсы будут направлены на производство продукта А, т.е. товаров производственного назначения, а при альтернативе Д они используются для производства продукта Б, или предметов потребления. По мере продвижения от альтернативы А к Д производство предметов потребления увеличивается за счет переключения ресурсов из производства средств производства. Двигаясь в этом направлении, общество удовлетворяет свои текущие потребности. Напротив, двигаясь от альтернативы Д к А, общество выбирает политику воздержания от текущего потребления, направляет ресурсы на увеличение производства средств производства. Из приведенного примера следует, что экономические ресурсы редки. Этот факт не позволяет экономике увеличивать одновременно производство продуктов А и Б. Производственные возможности экономики и их границы. Закон вмененных издержек. Общество стремится использовать свои редкие ресурсы эффективно, т.е. оно желает получить максимальное количество полезных товаров и услуг, произведенных из ограниченного числа ресурсов. Для того чтобы этого добиться, оно должно обеспечить и полную занятость населения, и полный объем производства. Для углубленного понимания содержания производственных возможностей используем предыдущий пример и представим его графически, отложив по вертикали данные о производстве продукта А, а по горизонтали — продукта Б. Получим кривую производственных возможностей, каждая точка на которой — это максимальный объем производства двух продуктов (рис. В.1). Все сочетания на кривой двух продуктов отвечают их максимальным количествам, которые могут быть получены в результате эффективного использования имеющихся ресурсов. Точки, находящиеся вне кривой производственных возможностей, противоречат принятому условию. Если точка К расположена правее данной кривой, это означает, что такие параметры недостижимы при имеющейся технологии производства, если левее — наблюдается недоиспользование имеющихся ресурсов. На основе приведенных данных можно сказать, что большее количество продукта Б можно произвести только за счет уменьшения производства других продуктов, отказаться от них для того, чтобы получить какое-то количество любого данного продукта, называемое вмененными издержками производства этого продукта. В нашем примере количество продукта А (средства производства), от которого придется отказаться, чтобы получить дополнительную единицу продукта Б (предметы потребления), и есть вмененные, или альтернативные, издержки.
Передвигаясь по кривой производственных возможностей от А к Б, устанавливаем, что издержки производства одной единицы продукта Б (предметы потребления) равны издержкам производства одной единицы продукта А (средства производства). Однако по мере перехода к дополнительным производственным возможностям — от Б к В, от В к Г и т.д. —■ нам открывается важный экономический принцип, заключающийся в том, что стоимость средств производства, которыми приходится жертвовать ради получения дополнительной единицы предметов потребления, возрастает. Если при переходе от А к Б для получения одной дополнительной единицы продукта Б приносится в жертву одна единица продукта А, то при переходе от Б к В для получения одной дополнительной единицы предметов потребления приходится жертвовать уже двумя единицами средств производства, одной единицы продукта Б — тремя единицами продукта А. Эта же закономерность проявляется и при движении от Д к А, так как видно, что издержки на производство дополнительной единицы продукта А (средств производства) равны издержкам на производство 1/4, 1/3, 1/2 и 1 продукта Б для каждого из четырех перемещений. Это явление получило название закона возрастающих вмененных издержек. Закон возрастающих вмененных издержек (дополнительных затрат) отражает свойство рыночной экономики, согласно которому для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится расплачиваться потерей всевозрастающего количества других товаров.
Вопросы для самостоятельной работы 1. Каковы основные этапы развития экономической науки? 2. В чем проявляются характерные черты меркантилизма? 3. Каковы основные идеи английской классической политэкономии? 4. Каковы основные черты экономического учения К. Маркса? 5. Какой вклад в экономическую науку внесли А. Маршалл и Дж. Кейнс?
6. Охарактеризуйте основные экономические цели общества.По отношению к каким целям можно применить количественные параметры? 7. Чем отличаются экономическая политика и политическая экономия? 8. Чем отличаются предмет общей экономической теории и предмет изучения конкретных экономических наук? 9. Какие проблемы изучаются в микро- и макроэкономике? 10. Что отражает кривая производственных возможностей? Тесты. 1. Сформулируйте определение предмета экономической теории в соответствии со взглядами: а) меркантилистов; б) английской классической школы; в) марксистов; г) кембриджской школы, выбирая одно или несколько из следующих положений: богатство нации; производственные отношения; производство, распределение, обмен, потребление; экономические законы; обмен, внешняя торговля; ограниченные ресурсы; труд в материальном производстве; производство благ; удовлетворение потребностей. 2. Предметом исследования общей экономической теории являются: а) принципы экономики; б) функциональные связи в экономике; в) объективные экономические законы; г) субъективные психологические законы, определяющие экономическое поведение людей; з) неограниченные ресурсы; е) различные способы производства; ж) различные способы удовлетворения безграничных потребностей с помощью производства, обмена, распределения экономических благ и услуг. 3. Первичность экономических интересов: а) характерна для общества в целом, но может быть нехарактерна для отдельной личности; б) характерна для прошлого и настоящего этапов развития общества; в) рассматривалась в теории Маркса как важный аргумент ма 4. Экономика — это: а) хозяйственная практика; б) наука; в) материальное производство; г) любая деятельность человека; д) только те сферы деятельности, которые связаны с обменом и 5. В материальное производство не включают: а) промышленность и сельское хозяйство; б) строительство; в) торговлю; г) общественное питание; е) образование; ж)транспорт и связь. 6. Термин "меркантилизм" происходит от слова: а) денежный; б) выгодный; в) экономный. 7. Термин "физиократия" означает: а) производство; б) земля (природа); в) власть земли (природы); г) власть техники. 8. Политэкономию считали наукой о богатстве и его источни а) физиократы; б) меркантилисты; в) марксисты; г) А. Смит и Д. Рикардо; д) А. Маршалл и Дж. Кейнс. 9. Термин "политическая экономия": а) стали использовать в XVII в. меркантилисты; б) ввел в научный оборот А. Монкретьен; в) ввел в научный оборот К. Маркс; г) использовали классики и марксисты;, д) перестали использовать в конце XIX в. некоторые школы, 10. Представители физиократов: а) Ф. Кенэ и Ж. Тюрго; б) А. Смит и Д. Рикардо; в) А. Маршалл и Дж. Кейнс; г) К. Маркс и Ф. Энгельс. 11. Основные идеи английской классической политэкономии были а) Франсуа Кенэ;
б) Уильяма Петти;
в) Адама Смита; г) Давида Рикардо; д) Джеймса Милля. 12. Физиократы изучали: а) проблемы воспроизводства; б) прибавочный продукт; в) сельское хозяйство как источник национального богатства; 13. Представители английской классической политэкономии: а) считали, что источником богатства является сельское хозяйство; б) считали, что источником богатства является производство; в) считали, что главным фактором производства, создающим богатство, является труд; г) изучали функции рынка; д) считали, что рыночная экономика должна быть свободной. 14. К современным направлениям развития экономической науки относятся: а) классическое; б) неоклассическое; в) неокейнсианское; г) институционализм; д) маржинализм. 15. Если ученый изучает условия максимизации прибыли и минимизации убытков отдельной фирмой, то его анализ является: а) нормативным; б) кейнсианским; в) микроэкономическим; г) неоклассическим; д) макроэкономическим. 16. Если ученый изучает поведение потребителя в рыночной экономике, то его анализ является: а) микроэкономическим; б) макроэкономическим; в) позитивным; г) нормативным. 17. В макроэкономике изучаются проблемы: а) преодоления экономических кризисов и безработицы; б) инфляции; в) измерения результатов национального производства; г) реализации макроэкономической политики; д) равновесия в отрасли; е) равновесия на всех товарных рынках страны; ж) равновесия фирмы при найме ресурсов. 18. В микроэкономике изучаются: а) проблемы национального воспроизводства; б) регулирование деятельности монополий; в) законы поведения потребителя; г) законы поведения фирмы; д) конкуренция производителей в отрасли; е) конкуренция между продавцами и покупателями; ж) проблемы денежного рынка и инфляции; з) проблемы измерения валютного курса; и) влияние мирового рынка на национальную экономику. 19. Если учепый.-жономист отстаивает идеи свободного предпринимательства и невмешательства в рыночную экономику, то его исследования относятся к: а) неоклассическому направлению; б) неокейнсианству; в) позитивному анализу; г) нормативному анализу. 20. К нормативным относятся следующие положения: а) безработица в Республике Беларусь очень высока; б) безработица в Республике Беларусь слишком низка; в) безработица в Республике Беларусь составляет 2—3 % трудоспособиого населения и может повыситься при переходе от малой к большой приватизации; г) за девять месяцев 2000 г. уровень инфляции в Беларуси составил около 170 %. 21. Количественно измеримыми являются следующие экономические цели общества' а) экономическая эффективность; б) полная занятость ресурсов; в) социальная справедливость в распределении доходов; г) экономический рост. 22. Какие из перечисленных экономических целей могут противоречить друг другу, поэтому не могут одновременно быть целями одной и той же правительственной программы: а) социальная справедливость в распределении; б) стабильность цен; в) экономическая эффективность; г) экономическая безопасность; д) полная занятость ресурсов. Ответ поясните. 23. Экономические законы (принципы): а) действуют объективно; б) предполагают существование устойчивых, существенных,повторяющихся причинно-следственных связей в экономике; б) являются предметом изучения экономической науки; г) сталкиваются с противоречивыми факторами, в результатечего их действие проявляется скрыто, завуалировано, в виде тенденций; д) предполагают связи между людьми, экономическими субъектами. 24. Исторический характер экономических законов означает,что они: а) действуют объективно, т.е. независимо от воли и желаний от б) могут действовать на одних исторических этапах и не прояв 25. Экономическая политика изучается в разделе: а) микроэкономики; б) макроэкономики; в) мировой экономики; г) все ответы верны. 26. Соотнесите методы исследований в экономической науке иих определения: а) индукция; а) изучение явлений в развитии, взаимосвязи б) дедукция; с другими явлениями; в) диалектика; б) выделение главного, существенного в явлс- г) абстракция; нии, отвлечение от второстепенных, случай- д) синтез; ных связей и факторов, использование допу- е) анализ; щений; в) формулировка гипотезы и проверка ее на фактическом материале, движение познания от общего к частному; г) разделение изучаемого явления на отдельные элементы, части, стороны и изучение к аждой из них. 27. Экономические прогнозы: а) обладают высокой степенью точности; б) не могут иметь высокой степени точности; в) строятся на основе изучения экономических тенденций про г) могут быть основаны на неверной теории; д) могут не подтверждаться на практике вследствие действия 28. Экономическая модель: а) является инструментом научного познания; б) используется для включения в исследование более значитель в) является упрощенным отражением действительности, в котором не учитывается действие ряда факторов. 29. Общим свойством экономических ресурсов является их: а) редкость; б) полезность (производительность); в) цена. 30. Точки на кривой производственных возможностей отражают: а) все возможные альтернативы производства двух продуктовпри заданных условиях; б) максимально возможный объем производства соответствующих продуктов при заданных ресурсах и технологиях; в) полные занятость ресурсов и объем производства; г) эффективность производства; д) границу производственных возможностей страны, но не все производственные альтернативы при заданных условиях. 31. Каждая точка левее кривой производственных возможностей означает, что: а) ресурсы используются недостаточно эффективно; б) ресурсы использованы неполно; в) производство невозможно при существующих ресурсах и технологиях; г) а) или б). 32. Отрицательный наклон кривой производственных возможностей объясняется: а) законом ограниченности ресурсов; б) законом вмененных издержек; в) законом убывающей производительности ресурсов. 33. Нисходящий характер кривой производственных возможностей объясняется: а) падением эффективности; б) существованием вмененных издержек; в) непостоянством потребностей в двух продуктах. 34. Проблема выбора связана с решением вопросов: а) справедливости в распределении продуктов и доходов; б) экономического роста и занятости; в) какие товары производить и от производства каких отказаться; г) какие потребности должны быть удовлетворены в первую очередь; д) чему отдать предпочтение — текущему или будущему потреблению. 35. Проблема выбора стоит перед: а) экономикой страны в целом; б) правительством страны; в) каждым отдельным человеком. 36. Вмененные (альтернативные) издержки появляются тогда, когда: а) существует множество вариантов решения какого-либо вопроса; б) необходимо сделать выбор из множества альтернатив; в) выбор из множества альтернатив уже сделан. 37. Суть закона возрастающих вмененных издержек состоит в: а) росте затрат на производство по мере расширения выпуска б продукта; б) уменьшении производительности труда по мере наращивания производства; в) увеличении количества товара, которым необходимо пожертвовать при производстве дополнительной единицы другого. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|