Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Массовая культура. Субкультуры. Контркультура.





 

Массовая культура – это состояние, а ещё точнее, культурная ситуация, соответствующая определённой форме социального устроения, иначе говоря, культура «в присутствии масс» (Х.Ортега-и-Гассет «Восстание масс»). Она является эволюционным этапом, к которому новоевропейская культура подошла на рубеже XIX – XX вв. и который стал преобладающим во второй половине XX в. Чтобы говорить о наличии массовой культуры, необходимо, чтобы на историческую явился её презентант – историческая общность, именуемая массой, а также чтобы доминирующее значение обрёл соответствующий тип сознания – массовое сознание. Массовая культура выполняет очень важное социальное задание, связанное с реальным устранением массы, нейтрализацией исходящей от неё угрозы, её рассечением и рассредоточением. Массовая культура ориентируется в первую очередь на коммерческие цели, предполагает её пассивное потребление, а потому способна выступать средством манипулирования сознанием потребителя. Массовая культура может стать и становится инструментом внедрения в массовое сознание желательных для определённых социальных групп стереотипов поведения, может стимулировать у «массы» новые, неведомые ей ранее потребности, формировать определённые стандарты эстетического вкуса.

С помощью категории «субкультура» (от лат. Sub – под) мы констатируем, что внутри целостного господствующего образования всегда присутствуют некие суверенные культурные опыты, отличающие от него строем, обычаями, нормами и др. Субкультурные образования отражают социальные, этнические, демографические особенности развития культуры. Традиционно в рамках культурологии проблема субкультур рассматривается в рамках социализации и отражает сложный процесс интеграции культурных ценностей различными слоями общества. Приобщение к ведущему культурному стандарту эпохи, вхождение в систему господствующих культурных ценностей, идентификация себя с крупномасштабным культурным комплексом – процессы сложные и часто болезненные как для отдельных людей, так и для целых групп. Это и подпитывает субкультуры. Характерными чертами субкультуры являются: «стиль», предполагающий создание и поддержание определённого образа (костюм, причёска и т. д.). Задача стиля состоит в том, чтобы отделить данную субкультуру от остальных субкультур и культуры в целом; манеры поведения (походка, мимика, своеобразная жестикуляция и т. д.); жаргон. Спектр современных субкультурных вариаций: этнические, корпоративные, религиозные. При определённых условиях субкультура переходит в контркультуру (от лат. Contra – против).

Под контркультурой понимают совокупность социально–культурных установок, крайне негативно ориентированных по отношению к ценностям господствующей культуры и даже противостоящих этой культуре. Сам термин введён в научный оборот американским социологом Т.Роззаком. Сторонники концепции контркультуры отрицают стержневой принцип западной культуры – индивидуально – личностный принцип – в качестве высшей ценности, отказываются от христианской строгости в области семейно–брачных отношений, снимают запреты с эротической сферы, возводят в культ созерцательность и бесцельное времяпрепровождение. Основные элементы контркультуры: «наркотическая культура»; «восточная мистика»; «оккультизм»; «сексуально–революционная мистика тела». Носителями контркультуры оказалась молодёжь индустриально развитых стран, а наиболее известные представители контркультуры – «хиппи», «панки» - вошли в историю как яркие примеры молодёжного протеста против «массовой культуры», которой на деле чаще всего был лишь инфантильным протестом против «культуры взрослых», требующей труда и ответственности.

 

 

Проблема типологии культур.

 

Чтобы разобраться в многообразии культур с одной стороны, необходимо их феноменологическое описание, т. е. описание реальных, конкретных культур как особых социально–исторических феноменов, с другой – типологическое описание, которое предполагает выяснение сходства и различия между культурами и создание их типологии, т. е. разделение их на различные типы. Если феноменологическое описание характеризует конкретные культуры, то типологическое – типы культур. К определённому типу могут относиться и много культур, и всего одна. Тип – это идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщённом, схематизированном виде выражает некоторые существенные («типичные») черты культур, отвлекаясь от их специфических особенностей.

Традиционная и инновационная культуры. Отличительной чертой традиционной культуры является неукоснительное следование воспринятым от предшествующих поколений образцам поведения – обычаям, ритуалам, способам и приёмам деятельности. Подражание и послушание – важнейшие условия, обеспечивающие их сохранение и трансляцию от поколения к поколению. Традиционной культуре присущ высокий уровень нормативности. Инновационная культура восприимчива к новациям и динамична. Она не озабочена бережным сохранением идущих от прошлого традиций и легко допускает разного рода отступления от них. Это ведёт к ослаблению нормативности культуры, размыванию шкалы жизненных ценностей, появлению разнообразных девиаций поведения, которые не встречают особого негодования в обществе. В результате расшатывается мораль, происходит падение нравственности. Коллективистское начало уступает место индивидуализму. Личность обретает автономию и получает возможность более или менее самостоятельно определять свои жизненные цели, идеалы, формы и средства деятельности.

Этническая типология культур. Этнические (народные) культуры возникли в древности вместе с этносами. Их исторически первая форма – племенная культура. Этническая культура несёт в себе традиции предков, охватывающие главным образом сферу труда и быта. Обычно она складывается как культура устная, но с распространением грамотности постепенно облекается в письменные формы.

Специфика этнической культуры в значительной мере обусловлена природной средой. В наше время сохранилась она больше в деревне, чем в городе. Консерватизм, переемственность, берущая начало в далёком прошлом, ориентация на сохранение «корней» - характерные черты этнической культуры.

Региональная типологизация культуры.Самыми крупномасштабными регионами Земли, в которых исторически сложились культуры, значительно различающиеся между собой, являются Запад и Восток, а также Север и Юг.

Понятие «Восток» и «Запад» не имеют чётко определённого смысла. Чаще всего под «Востоком» понимают Азию, а под «Западом» - Европу и Северную Америку. Различие между Востоком и Западом интересует культурологию как различие между двумя типами культур. О чертах, отличающих их друг от друга, можно говорить лишь с большей или меньшей долей условности.

Во-первых, потому что культуры эти неоднородны по своему содержанию, и если характеризовать их обобщенно, отвлекаясь от специфики включённых в них национальных культур, то такая характеристика будет весьма бедной.

Во-вторых, потому что восточная культура неоднородна в гораздо большей степени, чем западная: есть Восток буддийский, Восток мусульманский, Восток арабский; существует большая разница в образе жизни народов таких стран, как Индия, Китай, Япония, Иран, тогда как культура Запада объединяется одной религией – христианством, и несходство в образе жизни между западными странами не столь разительно, как на Востоке. Поэтому называют культуру Востока «горизонтальной», а Запада – «вертикальной». Восток и Запад – это две мощные ветви человеческой культуры, развивающиеся одновременно, но по-разному.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.