Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика обучения грамоте младших школьников.





Методика обучения грамоте младших школьников.

Чтение и письмо – сложные психические процессы. «Поле чтения» начинающего читателя ограничено – одна буква, поэтому учащийся испытывает при обучении чтению немалые трудности. Для прочтения нужно произвести столько актов восприятия и узнавания, сколько букв в слоге, слогов в слове. Кроме того, глаза начинающего читателя теряют строчку, так как глаз не приучен двигаться строго параллельно строке. Не всегда первоклассник понимает прочитанное, поэтому повторяет слоги или слова по два и более раз.

У первоклассника процесс письма распадается на множество самостоятельных действий. Он должен следить за положением руки и тетради, вспомнить письменную букву, соответствующую звуку или печатной букве, разместить ее на строчке, соединить с другими. Это не только замедляет темп письма, но и утомляет ребенка умственно и физически. Обучение грамоте требует большой и систематической работы по развитию фонематического слуха.

Педагогикой определяются содержание и методы обучения, которые должны соответствовать возрастным возможностям учащихся. В процессе обучения грамоте учитывается неустойчивость внимания первоклассника, особенности памяти (преобладание наглядных образов над словесными), восприятия (предмет воспринимается в целом, а не его части), абстрактного мышления (первоклассник мыслит конкретными образами). Отсюда конкретные педагогические требования: мотивация каждого этапа урока и задания; конкретность и краткость формулировки заданий; фронтальная, общеклассная форма работы; на уроке чтения много читают, а на уроке письма – пишут; смена видов деятельности; наглядность в обучении; учет подготовленности класса и каждого ученика; предпочтение методам поощрения.

К лингвистическим основам методики обучения грамоте относятся следующие положения: русское письмо – звуковое (фонемное), поэтому методика обучения грамоте основывается на фонетической и графической системах; в основе русской графики лежит слоговой принцип, поэтому в основе методики обучения грамоте действует принцип слогового (позиционного) чтения; построение слога в большинстве случаев подчинено закону восходящей звучности.

Современный метод обучения грамоте – аналитико-синтетический, основа метода – изучение живого произношения слова. В связи с этим был выработан типовой план изучения нового звука и буквы в букварный период, предполагающий смену аналитических и синтетических упражнений в структуре урока грамоты. Анализ: выделение из речи предложений; деление предложений на слова; выделение из предложений (или по картинке, загадке) слова для анализа; деление слова на слоги, установление их количества; выделение и изучение нового звука из слога (слова), установление его характеристики: гласный или согласный, твердый или мягкий согласный; установление места данного звука в звуковой структуре слова; обозначение выделенного звука буквой. Синтез: составление слогов и слов из разрезной азбуки (печатание); чтение и преобразование слогов на передвижной азбуке или по слоговым таблицам; чтение слов по таблице, букварю с опорой на дополнительные пометы; чтение предложений и связных текстов.

Процесс обучения грамоте имеет два периода: подготовительный (цели: приобщение детей к учебной деятельности, усвоение звуков в результате анализа звучащей речи, подготовка к чтению и письму, выявление степени готовности учащихся к обучению), основной (цели: изучение всех букв, усвоение сочетаний букв, практическое усвоение правил графики, выработка навыка плавного слогового с переходом на целые слова чтения, развитие интереса к чтению, литературе, развитие мышления и речи).

В настоящее время обучение грамоте осуществляется по различным УМК, поскольку официально в школьной практике действуют несколько вариативных образовательных программ, которые предлагают свои учебные книги и тетради для обучения первоклассников чтению и письму:

1) «Школа России» - «Русская азбука» В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф.Шанько, В.Д. Берестова; «Прописи» №1, №2, №3 В.Г.Горецкого,

2) «Начальная школа XXI века» - «Букварь» в 2-х частях Л.Е.Журовой, М.И. Кузнецовой, тетради «Прописи» №1, №2, №3 М.М.Безруких.

3) развивающая система Л.В.Занкова – «Азбука» Н.В. Нечаевой, К.Е.Белорусец; тетради по письму Н.А. Андрияновой.

Материалы страниц учебных книг объединены темой, которая определяется последовательностью изучения звуков и букв. Такая последовательность в каждой учебной книге своя. Например, в «Русской азбуке» (В.Г.Горецкого и др.) она основывается на принципе частотности употребления звуков (букв) в русском языке: сначала используются наиболее употребительные (исключение сделано для гласных ы и у), затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребительных. Это позволяет значительно обогатить лексику учащихся и ускорить процесс становления техники чтения.

С первых страниц учебные книги по обучению грамоте предлагают богатый иллюстративный материал: предметные и сюжетные картинки. Работа с ним направлена на систематизацию представлений у детей об окружающей действительности, на развитие речи и мышления учащихся.

Общедидактические требования к урокам грамоты - воспитывающий характер урока; ясность учебной цели; преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими уроками, его место в цепи уроков по данной теме, по данному разделу программы; разнообразие выбираемых на урок методических средств и приемов работы; организация работы всех учащихся в соответствии с их возможностями; дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе урока; наличие обратной связи на всех этапах урока; обучение детей приемов умственного труда.

Конкретно-методические: речевая среда; работа по развитию речи на всех уроках по обучению грамоте; на каждом уроке – приемы звукового и буквенного анализа и синтеза; работа по формированию навыков чтения и письма должна занимать на уроке 2/3 урока.

Вопросы для самопроверки обучаемых по изученным разделам

1. Охарактеризуйте современный метод обучения грамоте.

2. Назовите современные вариативные образовательные программы, по которым обучаются русскому языку младшие школьники.

3. Охарактеризуйте этапы формирования читательской самостоятельности в начальной школе.

4. Проанализируйте художественный текст, взятый из учебника по литературному чтению (по любой программе) в соответствии со схемой целостного анализа художественного произведения.

5. Назовите основные характеристики речи младшего школьника.

6. Охарактеризуйте уровни развития речи учащихся начальных классов.

7. Дайте определения понятиям «речь», «язык»,«речевая деятельность», «текст».

8. Назовите этапы работы над сочинением (изложением).

9. Назовите принципы орфографии и методы ее усвоения.

10. Что обеспечивает орфографическую грамотность учащихся?

11. Какие методические условия обеспечивают эффективное усвоение грамматических понятий?

12. Какие этапы выделяются в системе формирования навыка чтения?

 

 

Темы для самостоятельной исследовательской работы студентов:

1. Личностно-ориентированная направленность в развитии творческих способностей младших школьников на уроках родного языка.

2. Формирование эстетических чувств у младших школьников в процессе обучения созданию текстов-описаний.

3. Формирование творческих умений у младших школьников на основе иллюстративного материала учебных книг по русскому языку.

4. Использование этнокультурных текстов при изучении имен числительных в начальных классах.

5. Совершенствование культуры речи младших школьников в процессе работы над предложением.

6.Обучение младших школьников использованию эпитетов в текстах-описаниях (на материале репродукций картин русских художников)

7. Совершенствование навыков речевой деятельности младших школьников в процессе работы над предложением.

8. Развитие интеллектуальных умений младших школьников в процессе работы над текстом на уроках русского языка.

9. Совершенствование культуры речи младших школьников в процессе обучения редактированию письменных высказываний.

10. Формирование культуры речевого общения в младшем школьном возрасте (на материале русских народных сказок)

11. Совершенствование интонационных умений младших школьников при работе над предложением.

12. Этнокультурологическая направленность в работе над словарем младших школьников.

Литература:

1. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. – М., 1991.

2. Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики. – М.,1997.

3. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие. – М., 1998.

4. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. - М., 1990.

5. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Рамзаева Т.Г., Сосновская Н.Н. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2003.

6. Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка. – М.,1997.

7. Львов М.Р. Правописание в начальных классах.- М.,1998.

8. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. / Составитель Т.П.Сальникова. – М., 2001.

9. Методика обучения грамоте / Составитель Т.П.Сальникова. – М., 2001.

10. Методика обучения чтению / Составитель Т.П.Сальникова. – М., 2001.

11. Рождественская Р.Л.Обучение грамоте в начальных классах.- Белгород,2007.

12. Рождественская Р.Л. Обучение каллиграфии в начальной школе. – Белгород, 2009.

13. Рождественская Р.Л. Первые дни ребенка в школе. – Белгород, 2001.

14.Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. - М., 2002.

15. Эльконини Д.Б. Как учить детей читать. – М., 1991.

 

Методика обучения грамоте младших школьников.

Чтение и письмо – сложные психические процессы. «Поле чтения» начинающего читателя ограничено – одна буква, поэтому учащийся испытывает при обучении чтению немалые трудности. Для прочтения нужно произвести столько актов восприятия и узнавания, сколько букв в слоге, слогов в слове. Кроме того, глаза начинающего читателя теряют строчку, так как глаз не приучен двигаться строго параллельно строке. Не всегда первоклассник понимает прочитанное, поэтому повторяет слоги или слова по два и более раз.

У первоклассника процесс письма распадается на множество самостоятельных действий. Он должен следить за положением руки и тетради, вспомнить письменную букву, соответствующую звуку или печатной букве, разместить ее на строчке, соединить с другими. Это не только замедляет темп письма, но и утомляет ребенка умственно и физически. Обучение грамоте требует большой и систематической работы по развитию фонематического слуха.

Педагогикой определяются содержание и методы обучения, которые должны соответствовать возрастным возможностям учащихся. В процессе обучения грамоте учитывается неустойчивость внимания первоклассника, особенности памяти (преобладание наглядных образов над словесными), восприятия (предмет воспринимается в целом, а не его части), абстрактного мышления (первоклассник мыслит конкретными образами). Отсюда конкретные педагогические требования: мотивация каждого этапа урока и задания; конкретность и краткость формулировки заданий; фронтальная, общеклассная форма работы; на уроке чтения много читают, а на уроке письма – пишут; смена видов деятельности; наглядность в обучении; учет подготовленности класса и каждого ученика; предпочтение методам поощрения.

К лингвистическим основам методики обучения грамоте относятся следующие положения: русское письмо – звуковое (фонемное), поэтому методика обучения грамоте основывается на фонетической и графической системах; в основе русской графики лежит слоговой принцип, поэтому в основе методики обучения грамоте действует принцип слогового (позиционного) чтения; построение слога в большинстве случаев подчинено закону восходящей звучности.

Современный метод обучения грамоте – аналитико-синтетический, основа метода – изучение живого произношения слова. В связи с этим был выработан типовой план изучения нового звука и буквы в букварный период, предполагающий смену аналитических и синтетических упражнений в структуре урока грамоты. Анализ: выделение из речи предложений; деление предложений на слова; выделение из предложений (или по картинке, загадке) слова для анализа; деление слова на слоги, установление их количества; выделение и изучение нового звука из слога (слова), установление его характеристики: гласный или согласный, твердый или мягкий согласный; установление места данного звука в звуковой структуре слова; обозначение выделенного звука буквой. Синтез: составление слогов и слов из разрезной азбуки (печатание); чтение и преобразование слогов на передвижной азбуке или по слоговым таблицам; чтение слов по таблице, букварю с опорой на дополнительные пометы; чтение предложений и связных текстов.

Процесс обучения грамоте имеет два периода: подготовительный (цели: приобщение детей к учебной деятельности, усвоение звуков в результате анализа звучащей речи, подготовка к чтению и письму, выявление степени готовности учащихся к обучению), основной (цели: изучение всех букв, усвоение сочетаний букв, практическое усвоение правил графики, выработка навыка плавного слогового с переходом на целые слова чтения, развитие интереса к чтению, литературе, развитие мышления и речи).

В настоящее время обучение грамоте осуществляется по различным УМК, поскольку официально в школьной практике действуют несколько вариативных образовательных программ, которые предлагают свои учебные книги и тетради для обучения первоклассников чтению и письму:

1) «Школа России» - «Русская азбука» В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф.Шанько, В.Д. Берестова; «Прописи» №1, №2, №3 В.Г.Горецкого,

2) «Начальная школа XXI века» - «Букварь» в 2-х частях Л.Е.Журовой, М.И. Кузнецовой, тетради «Прописи» №1, №2, №3 М.М.Безруких.

3) развивающая система Л.В.Занкова – «Азбука» Н.В. Нечаевой, К.Е.Белорусец; тетради по письму Н.А. Андрияновой.

Материалы страниц учебных книг объединены темой, которая определяется последовательностью изучения звуков и букв. Такая последовательность в каждой учебной книге своя. Например, в «Русской азбуке» (В.Г.Горецкого и др.) она основывается на принципе частотности употребления звуков (букв) в русском языке: сначала используются наиболее употребительные (исключение сделано для гласных ы и у), затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребительных. Это позволяет значительно обогатить лексику учащихся и ускорить процесс становления техники чтения.

С первых страниц учебные книги по обучению грамоте предлагают богатый иллюстративный материал: предметные и сюжетные картинки. Работа с ним направлена на систематизацию представлений у детей об окружающей действительности, на развитие речи и мышления учащихся.

Общедидактические требования к урокам грамоты - воспитывающий характер урока; ясность учебной цели; преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими уроками, его место в цепи уроков по данной теме, по данному разделу программы; разнообразие выбираемых на урок методических средств и приемов работы; организация работы всех учащихся в соответствии с их возможностями; дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе урока; наличие обратной связи на всех этапах урока; обучение детей приемов умственного труда.

Конкретно-методические: речевая среда; работа по развитию речи на всех уроках по обучению грамоте; на каждом уроке – приемы звукового и буквенного анализа и синтеза; работа по формированию навыков чтения и письма должна занимать на уроке 2/3 урока.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.