Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Причины и условия преступности несовершеннолетних





Американский ученый 3. Уилсон отмечал, что социальное поведение можно рассматривать с точки зрения биологических законов, воплотившихся в дарвинском учении о естественном отборе[20]. (Сам Ч. Дарвин утверждал, что и особенности поведения, как и физические особенности организма, должны иметь биологическое объяснение.) Особенности поведения, по мнению Уилсона, — это фактор, обеспечивающий их носителю какие-то репродуктивные или адаптивные преимущества, точно так же, как физические особенности организма. Например, он утверждал, что черты нашей общественной жизни — нуклеарная семья, взаимоотношения мужчин и женщин, родителей и детей, агрессивность и альтруизм, склонность к объединению усилий и многое, многое другое — все это можно объяснить одним-единственным фактором — биологическим воспроизводством[21]. Именно в этом смысле все мы — марионетки своих генов. Однако со всей ответственностью следует сказать, что биологический взгляд на человеческие поступки не только недостаточен, но в определенных отношениях опасно искажает картину.

Теоретически, когда каждый находится в абсолютно идентичной среде, все различия будут обусловлены генетическими факторами. И наоборот, в группе генетически идентичных лиц (что, в общем-то, очень сложно представить) все различия должны быть связаны с влиянием окружающей среды. Применяя эти теоретические соображения к реальной жизни, можно утверждать, что в тех случаях, когда люди живут в абсолютно разных условиях, влияние генетических факторов будет меньше, чем когда условия жизни людей одинаковы. Об этом свидетельствуют данные, полученные в результате наблюдения за многодетными семьями. В одинаковых условиях воспитывались дети, но вырастали и вступали в жизнь разные по существу юноши и девушки, некоторые из них уже имели преступный опыт.

Генетические факторы и факторы внешней среды взаимодействуют друг с другом, и их нельзя рассматривать изолированно. Кроме того, влияния окружающей среды могут, по существу, изменить биологические конституциональные моменты. Окружающая среда может замедлить или, наоборот, облегчить реализацию внутренней предрасположенности индивида, его потенциальную возможность. И в то же время внутренняя потенциальная возможность претерпевает изменения, возникшие в результате взаимодействия со средой. Иными словами, генетически заданные свойства в большинстве случаев играют роль основного фактора в генезисе преступного поведения. Однако сила этого фактора будет изменяться в зависимости от уровня влияния окружающей среды, и в каждый момент развития эти взаимные влияния ведут к изменениям внутренней предрасположенности, которые в свою очередь будут сказываться на последующих взаимодействиях (но уже в других поколениях).

Таким образом, можно сделать вывод, что причины преступного поведения несовершеннолетних всегда лежат в плоскости психического и детерминированы они в первую очередь внутренней потенцией (возможностью) среагировать на ту или иную жизненную ситуацию определенным образом. Но это вовсе не означает, что негативные свойства и качества человека, данные ему природой (биологически), непременно (т.е. причинно) приведут к преступному поведению (возможность — это не неизбежность!). Поэтому возникает крамольная мысль: а есть ли причины преступного поведения вообще? Потому что, согласившись с мнением, что в основе преступного поведения лежит причинность, мы вынуждены признать, что возникает роковая неизбежность, так как эти причины есть у каждого из нас, условиями всегда богата наша действительность: значит, преступность объективна и неистребима. Но мы не хотим так думать и считаем, что в механизме любого поведенческого акта (и конечно же преступного) задействована свобода воли личности, благодаря которой человек поступает иногда иррационально, вопреки логике и природным инстинктам.

Говоря об условиях, способствующих преступности несовершеннолетних, в первую очередь следует обратить внимание на следующие обстоятельства.

1. Общее ухудшение экономического положения страны привело к тому, что в последние годы негативные процессы социального и экономического характера, сопровождающие преобразования, проводимые в стране, существенно ослабили прежде всего родительскую семью как социальный институт, ранее наиболее последовательно защищавший жизнь и здоровье детей и подростков, обеспечивающий хоть как-то их развитие.

За время реформ уровень жизни населения России, и без того, мягко говоря, невысокий, сократился на 30%, что существенно увеличило число семей, оказавшихся в условиях абсолютной бедноты, имеющих доходы значительно ниже прожиточного минимума. В настоящее время до 40% всех детей живут в бедных семьях[22].

2. Социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизации, особенно женщин, привели к увеличению числа детей, находящихся в опасных для них условиях жизни. Только органы МВД РФ ежегодно направляют в суды почти 23 тыс. дел о лишении родительских прав. Примерно столько же — органы опеки и попечительства.

Наблюдается рост жестокого обращения с детьми; унижение человеческого достоинства, психическое и физическое насилие все чаще прослеживаются как в семьях, так и в дошкольных учреждениях, учебных заведениях, детских домах и интернатах, специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа (70% всех детских травм — семейно-бытового характера). Ежегодно, спасаясь от жестокого обращения, кончают жизнь самоубийством примерно 2 тыс. детей и подростков, около 30 тыс. уходят из семьи, 6 тыс. из детских домов и школ-интернатов. Примерно 25—27 тыс. подростков становятся жертвами преступных посягательств. Органами внутренних дел ежегодно разыскиваются более 24 тыс. без вести пропавших несовершеннолетних.

Ухудшение экономического положения привело к тому, что отрасли обслуживающей сферы постоянно снижают объемы представляемых семьям социальных услуг. Они становятся практически недоступными из-за их платности и роста цен. Дети не "могут посещать клубы, спортивные секции, кружки, отдыхать в оздоровительных лагерях и санаториях. В итоге их досуговая сфера все чаще приобретает криминальные формы. В этой связи в криминологической литературе прочно прижился такой термин, как «досуговая преступность». Криминологические исследования свидетельствуют, что с 16 до 24 часов совершается свыше 80% всех «досуговых» правонарушений.

4. Следующие условия, способствующие совершению правонарушений несовершеннолетними, — бесконтрольность родителей за поведением своих детей, предоставление ребенка самому себе, равнодушие к его интересам, неучастие в его учебном процессе и многое другое — все это формирует «трудного» в педагогическом смысле подростка, который может проявить склонность вначале к мелким (игре в карты на деньги, выпивке и пробованию наркотиков, краже и т.д.), а затем к более серьезным правонарушениям. В связи с этим криминологи отмечают, что образ жизни, поведение и отношение самих родителей к своим обязанностям являются одним из важных факторов в формировании и воспитании личности несовершеннолетних.

5. Условием, способствующим правонарушениям несовершеннолетних, могут быть недостатки и просчеты в деятельности органов внутренних дел, в первую очередь тех подразделений, на которые непосредственно возложены задачи профилактики преступлений среди молодежи. Это прежде всего недостатки в организации подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел по своевременному выявлению подростков-правонарушителей, неблагополучных семей; просчеты и откровенно слабая работа оперативных аппаратов криминальной милиции по своевременному выявлению преступлений несовершеннолетних, разложению антиобщественных группировок подростков; недостатки в планировании мероприятий, направленных на раннее предупреждение правонарушений несовершеннолетних; слабое взаимодействие органов внутренних дел с государственными органами и общественными организациями.

6. Некоторые криминологи относят второгодничество к причине противоправного поведения несовершеннолетних. Эта позиция в корне ошибочна. Второгодничество как следствие действия многих причин и условий (психофизических и социальных) не может объективно продуцировать преступное поведение. Однако нет сомнения, что неуспеваемость присуща правонарушителям, но является ли она условием проступков и преступлений? На наш взгляд, плохая учеба не может способствовать правонарушениям, наоборот, противоправное поведение подростков способствует неуспеваемости и второгодничеству.

7. Психологи отмечают, что в ранние годы дети ищут себе кумиров, стараясь на них походить не только внешне (одеваться, подражать манерам и т.п.), но и поступками. Культивируют этих героев в основном средства массовой коммуникации (телевидение, видеофильмы и т.д.), отрицательное влияние которых очевидно. Думается, что их разрушительная сила природных задатков, индивидуальности в личности не соотносима ни с чем.

8. Подражание в поведении криминальным авторитетам, слепое копирование их норм поведения, манер общения являются одним из элементов комплекса условий противоправного поведения несовершеннолетних.

Показатели уголовной статистики свидетельствуют, что в городах совершается преступлений несовершеннолетними почти в 2 раза больше, чем в сельской местности, и этому способствуют следующие условия:

1) ослабление семейных связей и отсутствие возможности у родителей, длительное время находящихся на работе, в полной мере контролировать поведение детей;

2) концентрация в городах преступных элементов, чья деятельность направлена и на вовлечение подростков в преступные занятия;

3) в городах больше возможности для установления связей между лицами с антиобщественным поведением, объединение их в группы;

4) характерная для несовершеннолетних «анонимность» от взрослых времяпрепровождения;

5) легкость смены местонахождения в черте города, привлекательность этих обстоятельств для концентрации антиобщественных элементов в городах;

6) несовпадение предпочитаемого места проведения досуга и места постоянного проживания, особенно это обстоятельство проявляется при массовом расселении семей, дети которых возвращаются к прежним местам жительства для проведения досуга;

7) наличие в городах широких возможностей добыть материальные средства противоправным путем;

8) расположение и сосредоточение в городе «злачных» мест, которые провоцируют и соблазняют подростков на противоправное поведение;

9) отсутствие присущей сельскому жителю близости к природе, подростки вырастают более «черствыми», безжалостными, без сострадания к окружающим их сверстникам;

 

10) недостаточная зависимость от мнения окружающих, что в большей мере выражено в деревнях, селах;

11) город требует больших затрат на организацию досуга несовершеннолетних, чем село, отсутствие индустрии времяпрепровождения несовершеннолетних также способствует их правонарушающему поведению.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.