Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФАКТОРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ И СБЕРЕЖЕНИЙ,





НЕ СВЯЗАННЫЕ С ДОХОДОМ

Уровень дохода после уплаты налогов является основным фактором, определяющим величину потребления и сбережений в домохозяйствах, точно так же, как цена является основным фактором, определяющим спрос на отдельный продукт. Вспомним, что изменения других факторов, кроме цены, таких, как вкусы потребителей, доходы и т. д. (гл. 4), приводят к смещению кривой спроса на данный продукт. Аналогичным образом, помимо дохода существуют и другие факторы, которые побуждают домохозяйства потреблять меньше или больше при каждом возможном уровне. При этом положение графиков потребления и сбережений изменятся. Эти факторы нам уже известны: мы упоминали о них в другом контексте при анализе совокупного спроса (гл. 11). Там мы концентрировали внимание на отрицательном наклоне кривой совокупного спроса и факторах, вызывающих перемещение этой кривой. Здесь же нас интересует, как эти факторы воздействуют на взаимозависимость между потреблением и доходом после уплаты налогов, а также между сбережениями и доходом после уплаты налогов.

1. Богатство. Вообще говоря, чем больше накопленного богатства домохозяйства, тем больше величина потребления и меньше величина сбережений
при любом уровне текущего дохода. Под богатством мы подразумеваем как недвижимое имущество (дом, автомобили, телевизоры и другие предметы длительного пользования), так и финансовые средства (наличные деньги, сбережения на счетах, акции, облигации, страховые полисы, пенсии), которыми обладает домохозяйство. Домохозяйства сберегают, воздерживаясь от потребления, чтобы накапливать богатство. При прочих равных условиях, чем больше богатства накопили домохозяйства, тем слабее у них будет стимул для сбережений, чтобы накапливать дополнительное богатство. Говоря иначе, увеличение богатства смещает график сбережении вниз, а график потребления вверх.

Пример: в результате разыгравшейся в 1929 г. драмы — кризиса на фондовой бирже — финансовое благосостояние многих семей было значительно подорвано всего за одну ночь. Это, несомненно, явилось фактором снижения уровня потребления в кризисные 30-е годы. В основном же, однако, величина богатства домохозяйств изменяется из года в год незначительно и потому обычно не вызывает серьезных сдвигов в графиках потребления и сбережений.

2. Уровень цен. Возрастание уровня цен ведет к смещению графика потребления вниз, а снижение уровня цен — к смещению вверх. Этот вывод имеет прямое отношение к нашему анализу богатства как фактора потребления, поскольку изменения уровня цен изменяют реальную стоимость, или покупательную способность, некоторых видов богатства. Точнее говоря, реальная стоимость финансовых средств, номинальная стоимость которых выражается в деньгах, будет обратно пропорциональна изменениям уровня цен. Это и есть эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков, с которым мы уже встречались в главе 11. Пример: предположим, у вас есть государственная облигация на 10 тыс. дол. Если уровень цен повышается, скажем, на 10%, то реальная стоимость ваших финансовых средств снизится приблизительно на 10%. Поскольку ваше реальное финансовое богатство уменьшилось, вы менее склонны к потреблению текущего дохода. На оборот, снижение уровня цен увеличит ваше реальное финансовое богатство и будет побуждать вас потреблять большую часть вашего текущего дохода.

Отсюда следует заслуживающий внимания вывод: где бы на рисунке 12-4 мы ни проводили (помещали) кривые уровня потребления или сбережения, мы считаем, что уровень цен постоянный. Это означает, что по оси ординат на данном графике откладывается реальный, а не номинальный (денежный) доход после уплаты налогов[6].

3. Ожидания. Ожидания домохозяйства, связанные с будущими ценами, денежными доходами и наличием товаров, могут оказать существенное воз-


действие на текущие расходы и сбережения. Ожидания повышения цен и дефицита товаров ведут к повышению текущих расходов и снижению сбережений. То есть к смещению графика потребления вверх, а графика сбережений вниз. Почему? Потому что для потребителей естественно стремление избегать уплаты более высоких цен или жить по принципу "обойдусь без этого". Ожидаемая инфляция и ожидаемые дефициты побуждают людей "покупать впрок" во избежание более высоких будущих цен и пустых полок. Ожидание прироста денежных доходов в будущем, в свою очередь, ведет к тому, что потребители поступают более вольно со своими текущими расходами. Наоборот, ожидаемое падение цен, предчувствие снижения доходов, ощущения того, что товары будут в изобилии, может побудить потребителей сокращать потребление и увеличивать сбережения.

4. Потребительская задолженность. Можно ожидать, что и уровень потребительской задолженности вызовет у домохозяйств желание направлять текущий доход либо на потребление, либо на сбережение. Если задолженность домохозяйств достигла та кой величины, что, скажем, 20 или 25% их текущих доходов отчисляется для уплаты очередных взносов по предыдущим закупкам, то потребители будут вынуждены сокращать текущее потребление, чтобы снизить задолженность. Наоборот, если потребительская задолженность относительно низка, то уровень сбережений домохозяйств может необычно повыситься, что приведет к возрастанию их задолженности.

5. Налогообложение. В главе 14, где будет рас сматриваться взаимосвязь потребления и дохода до уплаты налогов, мы увидим, что изменения в налогах приведут к смещению графиков потребления и сбережений. Так, мы обнаружим, что налоги выплачиваются частично за счет потребления и частично за счет сбережений. Поэтому рост налогов переместит как график потребления, так и график сбережений вниз. Наоборот, доля дохода, полученная от снижения налогов, будет частично потребляться и частично идти на сбережения домохозяйств. Таким образом, снижение налогов вызовет сдвиг как графика потребления, так и графика сбережений вверх.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.