Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Цикличность распространения инноваций. Этапы и жизненный цикл инновационного процесса.





Динамика инноваций носит цикличный характер (рис. 15.4), который связан с волнообразной формой НТП и жизненным циклом продукции (рис. 15.1; 15.3).

 

 

Рис. 15.1 Жизненный цикл продукции (V – объем продаж, ден. ед.)

 

Жизненный цикл продукции – одна из наиболее распространенных моделей, применяемых для анализа последовательных стадий в развитии деловой активности производства какого-либо вида продукта или изделия. Обычно он представляется в виде кривой продаж, рассматриваемой на временном отрезке, охватывающем период от запуска изделия в производство до его «ухода» с рынка. Жизненный цикл продукции обычно подразделяется на 5 основных этапов (рис. 5.1):

1) внедрение;

2) начальный рост (в некоторых учебниках – фаза роста);

3) последующий рост (фаза созревания);

4) зрелость (насыщение);

5) спад.

Мероприятия НТП относятся к одной из главных составляющих внешней среды косвенного воздействия, оказывающей влияние на функционирование предприятия. Научно-технические разработки на первоначальных этапах жизненного цикла товаров предполагают нарастающее увеличение затрат на НТП при отрицательных или малых позитивных результатах (рис. 15.2; 15.3).

 

 

Рис. 15.2. Схема объема продаж и прибылей в рамках жизненного цикла товара (ден.ед.)

 

Представленная на рис. 15.2 взаимосвязь мероприятий НТП и жизненного цикла товара обусловливают цикличность и форму НТП (рис. 15.3), где V – объем продаж; 1 – разработка товара, 2 – выведение на рынок, 3 – рост, 4 – рост, 5 – зрелость, 6 – спад. Дополнительный этап роста (3,4 – рис. 15.2) связан с различной степенью интенсивности освоения предприятие рынка, а следовательно, и различным объемом финансирования инновационных разработок.

Целесообразность инвестирования в продукт А (процесс А) обусловлена соотношением результатов и затрат [X1;X2]>[Y1;Y2], следовательно, эффект от мероприятий НТП в продукт А – отрицателен. Знание технологического предела позволяет избежать необоснованных затрат (рис. 15.3).

Б

 

 

Рис. 15.3. Волнообразная форма НТП

 

 

 

Рис. 15.4. Волны инноваций

 

Технологический предел – невозможность (или нецелесообразность) улучшения количественных и качественных параметров продукта (процесса) за счет мероприятий НТП.

Технологический предел обусловливает необходимость перехода к новому изделию (процессу) на базе новых знаний (следующая волна НТП).

Технологический разрыв – промежуток между смежными парами волн НТП, характеризующий переход от одной технологии к другой.

Таблица 15.2.

Характеристика цикличности НТП и инноваций.

Этап цикла НТП Характеристика Обозначение на схеме (рис. 15.3) Этап инновационного цикла Обозначение на схеме (рис. 15.4) Виды инноваций
А          
I Накопление технологического потенциала 0 – Н1 - 0 – И2 Базисные – регулируют крупнейшие изобретения (формируются новые направления, создаются новые отрасли)
II Начальный рост результатов, первое применение новой технологии Н1 – Н2 I – базисные и крупные инновации [0; Р2 ]>[0; И2 ] Крупные – формирование новых поколений техники в рамках разработанного направления
III Рост результатов, утверждение технологии как доминирующей Н2 – Х1 II – мелкие и средние инновации И2 – И3 [И2; И3]<[Р2; Р3] 1 Средние – реализация базового направления (изобретения) через создание новых моделей и модификаций данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными
Продолжение табл. 15.2
А          
IV Затраты в утвердившееся направление НТП превышают результаты Х1 – Х2 III – сокращение числа инноваций и параллельное зарождение нового цикла 4; И5]>[Р3; Р4] не соблюдены критерии Мелкие – улучшения потребительских и производственных параметров выпускаемой модели техники

Цикличность распространения инноваций отражается в инновационном процессе представляющем собой преобразование научного знания в инновацию.

Совокупность этапов инновационного процесса называется его жизненным циклом (рис. 15.5).

 

 

Рис. 15.5. Основные этапы инновационного процесса []


Таблица 15.2.

Характеристика этапов жизненного цикла инновационного

Процесса

Этап Краткая характеристика этапа
I.Фундаментальные исследования На данном этапе проводятся теоретико-экспериментальные работы, разрабатываются концепции и дается оценка их технической осуществляемости. Основным источником финансирования первого этапа выступают средства государственного бюджета на безвозвратной основе
II.Прикладные исследования Моделирование, конструкторская разработка новшества, лабораторные испытания, разработка действующих моделей, создание опытных образцов. Мероприятия данного этапа финансируются как за счет бюджета (государственные научные программы или на конкурсной основе), так и за счет заказчиков. Инвестирование данного этапа связано с повышенным риском. Организации, осуществляющие рискоинвестиции называются венчурными
III.Опытно-конструкторские и экспериментальные разработки Практическая реализация данного этапа осуществляется в специализированных лабораториях, конструкторских бюро, опытных производствах, в научно-производственных подразделениях промышленной организации. Источники финансирования: средства государственного бюджета, заказчиков, собственные средства
IV. Коммерциализация новшества и диффузия инновации Превращение новшества в инновацию посредством его внедрения на рынок, коммерческого использования и получения экономического эффекта. Выход на рынок осуществляется по этапам жизненного цикла продукта. Процесс масштабного распространения и использования инновации в различных отраслях экономики называется диффузией

 

Важной характеристикой жизненного цикла инновационного процесса является его скорость – инновационный лаг, представляющий собой временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций (получение положительной прибыли).

Анализ этапов жизненного цикла инновационного процесса позволяет определить период совпадения роста производства и минимальных затрат, сопоставлять жизненный цикл инновации с жизненным циклом изделия, прогнозировать тенденции в динамике выпуска продукции с учетом цикличности распространения инноваций.


Инновационная деятельность

 

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на создание, реализацию и коммерческое применение новшеств, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. К основным видам инновационной деятельности относятся:

- научные исследования, особенно с обязательным переходом к прикладным;

- разработка идеи новшества и инновации;

- стратегический анализ и разработка на его основе стратегического плана инновационной деятельности;

- опытно-конструкторские разработки для практического применения;

- проектный анализ реализуемости новшеств и инноваций, т.е. маркетинговый анализ инновации; производственный анализ исполнения инновации; технико-экономический анализ инновации; управленческий анализ осуществимости инновации менеджментом организации или предприятия; анализ рисков инновации; финансовый и инвестиционный анализ прогнозируемой, планируемой, программируемой инновационной деятельности;

- предвнедренческая подготовка новшества для трансформации его в инновацию или нововведение;

- подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для создания нового технологического процесса;

- предпроизводственные разработки, включающие в себя модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования;

- маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, в том числе предварительное исследование рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания;

- приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

- покупка овеществленной технологии – машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций;

- производственное проектирование, включающее в себя подготовку планов и чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций;

- разработка бизнес-плана проведения конкретных инноваций с выделением плана маркетинга, производственного, организационного планов, риск-плана, финансового и инвестиционного планов;

- контроль хода процесса осуществления инновационной деятельности и корректировка отдельных мероприятий в этой деятельности по план-факт отклонению.

Объектами инновационной деятельности являются новшества и инновации.

Субъектами инновационной деятельности являются инновационные организации, непосредственно занимающиеся инновационной деятельностью или способствующие ей:

- научные организации – научно-исследовательские институты; научно-исследовательские подразделения университетов, промышленных организаций;

- инженерные организации – конструкторские и технологические бюро; конструкторско-технологические подразделения научных организаций, университетов, производственных фирм;

- производственные организации – отдельные организации и их объединения; производственные подразделения научных, инженерных организаций и университетов;

- коммерческие организации – хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, унитарные предприятия, производственные кооперативы;

- специализированные малые инновационные организации – научно-технические, консультативно-экспертные и лизинговые организации;

- специализированные инновационные комплексы – инновационные инкубаторы, научные и технологические парки, технополисы;

- специализированные организации по распространению инноваций – центры трансфера технологий.


 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.