Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристика факторов, обусловливающих преступность в сфере экономической деятельности





Характеристика факторов преступности в сфере экономической деятельности в значительной степени зависит от общих оценок и процессов социального развития. На определение факторов преступности в сфере экономической деятельности влияет тип экономики, рынок, происходящие политические, экономические, социальные противоречия и многие другие обстоятельства.

Рассмотрим более подробно отдельные обстоятельства, обусловившие существование и появление новых преступлений в сфере экономической деятельности.

Переход к рынку в нашей стране в самом начале реформ (начало 90-х годов) бьш связан с тем, что экономические отношения в отдельных случаях подвергались процессу деструктивности. Отсутствие четкой программы социально-экономических преобразований и ряд других обстоятельств обусловили возникновение и воспроизводство в сфере экономической деятельности безнормности поведения как устойчивого и массового явления. Периоды коренных социальных изменений всегда характеризовались большим ростом преступности. Выдающийся социолог и криминолог Э. Дюркгейм объяснял этот феномен проявлением аномии, т.е. безнормности (безнормативности) поведения. Именно во времена социальных переворотов в значительной мере ослабевает чувство ответственности перед обществом. В такой ситуации человек не признает ограничений, установленных государством. Он склоняется к выполнению своих притязаний часто противозаконными методами[4]. В этой связи велико воздействие так называемого субъективного фактора на ход всех российских социальных преобразований.

О субъективном характере свидетельствует тот факт, что лица, находящиеся у власти, располагали возможностью выбора с учетом объективных реалий вариантов развития российского общества при обязательном использовании элементов рыночных отношений. Один из вариантов основан на принципах социального реформизма, предполагающего, что в связи с изменением социально-экономического устройства, а значит, переделом отношений собственности (в данном случае — введением рыночного типа отношений в стране, где более 70 лет существовали иные социально-экономические отношения, иные отношения собственности, иные ценности) необходимо создание определенных предпосылок гражданского общества и правового государства. Провозгласив курс на переход к рыночной экономике, государство в лице новой политической власти оказалось неспособным наладить действенное регулирование социально-экономических процессов, включая решение ряда принципиально важных с позиции сохранения экономического и социального равновесия задач.

Массовый характер стали приобретать такие виды криминального предпринимательства, как хищения денежных средств по подложным платежным документам, незаконное получение и нецелевое использование льготных кредитов, валютные спекуляции на бирже, перевод капиталов в теневую экономику и зарубежные банки для последующей их легализации (отмывания).



Наряду с этим в огромных масштабах расхищалось государственное имущество совместными усилиями чиновников аппарата государственной власти. «Уже в годы реформ при участии или непростительном бездействии органов государственной власти появились новые способы перетекания богатства к избранным — перепродажа бюджетных средств и льготных централизованных кредитов, присвоение чужих денег через механизм неплатежей, фактически захват пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, и т.п.»[5]

Проводимый процесс приватизации предоставил частным лицам возможность бесконтрольно распоряжаться огромной массой национального имущества в своих личных интересах. Фактически первый этап приватизации легализовал и узаконил теневое распределение капитала. В результате этого были созданы беспрецедентные условия для внедрения в экономические отношения преступных элементов, подкупа служащих аппарата государственной власти и управления, колоссальный всплеск коррупционных взаимоотношений.

«Буквально на глазах приходила в упадок финансовая система. В этом, конечно, нет прямой вины тех, кто в те годы руководил Министерством финансов и Центральным банком. Командная система была устроена так, что бездарно и расточительно распоряжалась ресурсами и финансами. Эти и иные процессы, были свойственны распаду тоталитарной системы и ее замене экономическими методами регулирования, создание основ рыночной инфраструктуры, приватизации»[6]. Авторами также указывается то обстоятельство, что реформы носили вынужденный характер и без них Россия стояла бы перед угрозой полного разрушения экономики

«Новая российская элита», осознавая происхождение своих капиталов, вывозила их за рубеж, тем самым инвестируя западную экономику и получая там свою прибыль. «Страна несет потери из-за слабого контроля над вывозом ресурсов. Сказываются общая экономическая неустойчивость и прорехи в валютном контроле, из-чего значительная часть экспортной выручки оседает за рубежом на счетах российских предприятий»[7]. Вместе с тем необходимо указать, что на смену планово-распределительной системе экономики пришел механизм финансово-экономического регулирования товарно-денежных отношений, усилился инвестиционный процесс, укрепились позиции рубля, который стал надежным платежным средством для осуществления внутригосударственных и внешнеэкономических сделок.

Непринятие при введении рыночных отношений необходимых мер, которые могли бы противодействовать преступности в сфере экономической деятельности, в частности несформированность адекватной правовой среды как механизма защиты самих рыночных ценностей, привело к вышеуказанным негативным обстоятельствам.

Раскрывая причинный комплекс, необходимо отметить, что преступления в сфере экономической деятельности в целом детерминированы системой общих факторов, а также обладают собственным комплексом причин и условий, влияющих на противоправные посягательства в области экономических отношений.

Характеристика причинного комплекса преступлений в сфере экономической деятельности обладает следующим комплексом факторов на основе разделения их на экономические, политические, правовые, психологические. При этом необходимо отметить, что данные сферы социальной жизни тесным образом взаимосвязаны и не существуют в изолированном друг от друга виде.

Социально-экономические.

• Отсутствие развитости экономических отношений.

• Криминализация экономических отношений, связанная с существованием теневой экономики.

• Вывоз капитала («утечка капитала», «бегство капитала»).

• Существование офшорных финансовых юрисдикции.

• Расслоение населения по уровню доходов и низкий уровень жизни большей части населения России.

• Отсутствие системы социальных гарантий и социального обеспечения.

Социально-экономические факторы выступают детерминантой прежде всего правовых норм и всей правовой системы в целом, поскольку правовые нормы возникают на основе уже сложившихся социальных отношений; при этом они должны преобразовывать эти отношения, не вступая в противоречия с объективными тенденциями их развития, т.е. уголовно-правовые запреты должны быть социально обусловленными и реальными.

Социально-политические.

Связь между политикой и преступностью в сфере экономической деятельности более тесная, чем предполагается большинством криминологов. Это объясняется прежде всего тем, что в годы экономической стабильности связь политики с преступностью практически не заметна и становится очевидной в период экономического хаоса, бесконтрольности и беззакония[8].

В современной России ведущим криминогенным фактором следует признать деградацию политической власти, которая выражается в криминальности политической элиты.

Выделим наиболее существенные факторы.

• Отсутствие стабильной политической власти.

• Коррупция в государственных органах, в частности в органах финансового контроля.

• Инвестирование коммерческих структур за счет бюджета в ущерб интересам государства и граждан.

• Необоснованная и убыточная для общества передача государственного имущества в управление коммерческим структурам.

• Совмещение государственной службы с управлением коммерческими организациями.

• Политизация экономической организованной преступности.

Социально-правовые.

Определенное влияние на рассматриваемый вид преступности оказывают проблемы законодательства, недостатки правоприменительной деятельности и другие факторы, действующие в правовой сфере, к таковым следует отнести:

• отсутствие в течение длительного времени нормативной правовой базы, представленной в виде пакета законодательных актов, предусматривающих пути выявления и пресечения фактов совершения преступлений в сфере экономической деятельности;

• недооценка общественной опасности экономических преступлений, заключающаяся в недостаточной проработанности ряда положений уголовного закона;

• наличие значительного количества конкурирующих уголовно-правовых, гражданско-правовых норм.

Рассматривая особенности правовой детерминации преступлений в сфере экономической деятельности, необходимо более подробно остановиться на проблемах, связанных с реформированием уголовного законодательства, которые возникли в связи с событиями, происходящими в политической и экономической жизни страны. Новая экономическая политика нашла свое выражение в форме принятия ряда законодательных актов, регулирующих экономические отношения в России. Принятые законодательные акты содержали переоценку социально-экономических приоритетов, это в свою очередь не только изменило правовое регулирование экономических отношений, но и предопределило новый подход к уголовно-правовой охране данных отношений, потребовало переосмысления всей системы преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности.

Преобразования в политической и экономической сферах повлекли за собой порождение новых видов общественно опасного экономического поведения, что потребовало установления дополнительных уголовно-правовых запретов.

Именно в этот период важнейшей задачей уголовной политики в России явилось проведение коренной реформы уголовного законодательства. Это было вызвано также и тем, что уголовный закон как средство осуществления уголовной политики неразрывно связан с адекватным отражением правовой нормой действительности, правильным определением критериев социальной обусловленности уголовно-правового запрета, которые должны основываться на объективных возможностях права при постоянных изменениях в развитии общества.

Начинались процессы криминализации и декриминализации, т.е. одни общественные отношения брались под уголовно-правовую охрану, а другие из-под нее выводились.

Несмотря на то что перечисленные новации привели к кардинальным изменениям в сфере уголовно-правовой охраны экономических отношений, они не отвечали требованиям современности.

Следует отметить, что на момент внесения изменений в уголовное законодательство и принятия нового УК РФ в его нормах отражались как объективные изменения экономических отношений в нашей стране, так и субъективные. Вместе с тем в УК РФ не удалось избежать бланкетных диспозиций, так как соответствующие правила и нормы ведения экономической деятельности, нарушение которых влечет уголовную ответственность, должны быть установлены в федеральных законах. С одной стороны, бланкетность диспозиций осложняет раскрытие содержания состава преступления в сфере экономической деятельности, так как требует глубокого и всестороннего анализа многочисленных норм гражданского, финансового, таможенного, налогового законодательства и других нормативных актов и вызывает значительные трудности при применении соответствующих норм в следственной и судебной практике. С другой стороны, применение бланкетных норм в конструкции состава преступления позволяет сделать уголовный закон более гибким и повысит его стабильность. Так, при разумном использовании в конструкции состава преступления бланкетных признаков можно избежать необходимости изменять уголовный закон всегда, когда изменяются те нормативно-правовые акты, в которых эти признаки раскрываются[9]. Отказ от бланкетной диспозиции привел бы к большим сложностям при привлечении виновных к уголовной ответственности.

Особенность преступлений в сфере экономической деятельности проявляется в переходе экономического проступка в преступление. Критерием преступного и непреступного является степень общественной опасности содеянного, которая зависит от характера и размера последствий, предусмотренных в уголовном законе. Вместе с тем законодательная техника построения уголовно-правовых норм очень сложна, в них включены оценочные признаки, которые можно рассматривать как с положительной, так и с отрицательной стороны[10]. Оценочные критерии таят в себе возможность судебных ошибок, так как при применении таких норм важна роль индивидуального правосознания следователя и судьи[11]. В этой ситуации следователь, дознаватель или судья осуществляют две функции, сравнивая рассматриваемое явление (устанавливая, например, стоимостное выражение ущерба) с общим понятием (значительный, крупный ущерб, существенный вред, тяжкие последствия), они также формируют содержание самого этого понятия. Это зачастую приводит к неодинаковой оценке правоприменителем одних и тех же деяний, что в свою очередь приводит к ошибочным решениям по конкретным уголовным делам.

Изменения экономических отношений и их законодательная регламентация продолжают вызывать потребность в изменении уголовного законодательства. Свидетельством этому является принятие ряда законов о внесении изменений и дополнений в гл. 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности».

Социально-психологические.

• Психологическая неподготовленность населения к проводимым социально-экономическим реформам.

• Распространение представлений о возможности легко достигнуть благополучия обманным путем, незаконными операциями, участием в преступной деятельности.

• Недоверие к государственным институтам, неверие в способность власти обеспечить нормальную жизнь общества, правопорядок, защиту прав и интересов личности[12].

• Иные факторы.

Кроме рассмотренных существует ряд других факторов.

• Интенсификация миграции населения за последнее время в определенной степени определяет количественный рост и качественное изменение легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, несмотря на имеющиеся позитивные процессы этого явления в целом. Например, миграционный процесс из Чеченской Республики позволил прочно осесть беженцам этой республики и заниматься преступной деятельностью (ввоз и продажа оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, захват заложников, продажа людей и другие преступления) на всей территории Российской Федерации.

• Один из наиболее существенных факторов — растущая профессионализация лиц, совершающих преступления в данной сфере экономических отношений. В данном случае речь идет фактически о создании определенной группы специалистов, в которую входят представители различных профессий — банкиры, юристы, менеджеры, бухгалтеры и другие лица, выполняющие различные функции при совершении преступных посягательств.

• Следующим специальным фактором, воздействующим на преступность в сфере экономической деятельности, является расширяющаяся интернационализация преступной деятельности, вызванная интеграцией финансовых и товарных рынков России в мировую экономику.

• При рассмотрении этого вопроса необходимо не забывать и о недостаточной профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов, призванных выявлять, пресекать и расследовать преступления данной направленности, вследствие этого низкий уровень раскрываемости большинства преступлений; неэффективное взаимодействие правоохранительных органов.

Некоторые из перечисленных условий в различные периоды действуют с большей или меньшей силой. Однако их составляющая постоянно оказывает ощутимое воздействие на существование такого феномена, как преступность в сфере экономической деятельности.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.