Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ





ГЛАВА 1

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Виды транспортных организаций и их специализация

 

Транспорт – совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое. Термин транспорт происходит от лат. trans («через») и лат. portare («нести»).

Транспорт делится на три категории: транспорт общего пользования, транспорт специального пользования и личный или индивидуальный транспорт. Транспорт общего пользования не следует путать с общественным транспортом (общественный транспорт является подкатегорией транспорта общего пользования). Транспорт общего пользования обслуживает торговлю (перевозит товары) и население (пассажирские перевозки). Транспорт специального пользования – внутрипроизводственный и внутриведомственный транспорт. Наконец, личный транспорт – это легковые автомобили, велосипеды, яхты, частные самолёты.

Персональный автоматический транспорт образует новую категорию, так как соединяет в себе черты городского общественного транспорта и личного автотранспорта.

 

Автомобильный транспорт и дорожное хозяйство

 

Автомобильный транспорт сейчас – самый распространённый вид транспорта.

Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века. После Второй мировой войны автомобильный транспорт начал составлять конкуренцию железной дороге.

Преимущества автомобильного транспорта – маневренность, гибкость, скорость. Грузовые автомобили перевозят сейчас практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов, для которых критична скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов.

Абсолютное большинство на данный момент существующих автомобилей – автомобили индивидуального пользования (легковые). Их используют, как правило, для поездок на расстояния до двухсот километров.

Наиболее широко распространены автобусы (многоместные пассажирские автомобили с вместимостью от 10 пассажиров). Для эксплуатации в городах и пригородах на данный момент используются преимущественно низкопольные городские автобусы, а для междугородных и международных рейсовых и туристических перевозок – междугородные и туристические лайнеры. В связи с повышением в конце XX века комфортности туристических автобусов, они вполне успешно конкурируют в области перевозки туристов с железными дорогами.

В крупных городах распространён автомобильный общественный транспорт с электрическим приводом – троллейбус.

Преимущества автомобильного транспорта: быстрое передвижение из одной точки окрестности(и не только) в другую.



Несмотря на преимущества, автомобильный транспорт имеет много недостатков. Легковые автомобили – самый расточительный транспорт по сравнению с другими видами транспорта в пересчёте на затраты, необходимые на перемещение одного пассажира. Основная доля (63 %) экологического ущерба планете связана с автотранспортом. Значительный экологический ущерб наносится окружающей среде и обществу на всех стадиях производства, эксплуатации и утилизации автомобилей, топлива, масел, покрышек, строительства дорог и других объектов автомобильной инфраструктуры.

Автомобильный транспорт требует хороших дорог. Сейчас в развитых странах существует сеть автомагистралей – многополосных дорог без перекрёстков, допускающих скорости движения свыше ста километров в час.

 

Автомобильный транспорт РБ

Одним из направлений государственного регулирования и управления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь является автомобильный транспорт и дорожное хозяйство, в том числе деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих:

– перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность;

– работы (услуги), связанные с обслуживанием пассажиров, грузов, транспортных средств, ремонтом транспортных средств и технологического оборудования;

– обследование, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт, содержание республиканских автомобильных дорог;

– научные исследования;

– подготовку кадров;

– информационное обеспечение;

– иные работы в этой области.

Транспортный комплекс, является важнейшим звеном экономико-социальной инфраструктуры республики.

Выгодное геополитическое положение Республики Беларусь способствует развитию грузовых перевозок как в международном, так и во внутриреспубликанском сообщении, а также дальнейшему развитию пограничного сервиса.

Относительно небольшая протяженность территории Республики Беларусь как с севера на юг, так и с запада на восток, а также превалирование в общей массе грузов большого количества мелких партий, востребованное заказчиками автомобильных перевозок во внутриреспубликанском сообщении, способствовало тому, что на этих перевозках занято около 90% всего подвижного состава республики.

Организациями автомобильного транспорта, подведомственными Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, обеспечиваются перевозки пассажиров автобусами по регулярным маршрутам в городском, пригородном, междугородном и международном сообщениях. Парк автобусов этих организаций насчитывает 5,9 тыс. ед., а с учетом КУП «Минсктранс» – 7,8 тыс. ед.

Перевозка пассажиров автобусами осуществляется по 5826 регулярным маршрутам. Городская автобусная маршрутная сеть республики насчитывает 1435 маршрута, пригородная – 3467 маршрута, междугородная – 843 маршрута и международная – 81 маршрут.

Водный транспорт

 

Водный транспорт — самый древний вид транспорта. Как минимум до появления трансконтинентальных железных дорог (вторая половина XIX века) оставался важнейшим видом транспорта. Даже самое примитивное парусное судно за сутки преодолевало в четыре-пять раз большее расстояние, чем караван. Перевозимый груз был большим, расходы на эксплуатацию – меньше.

Водный транспорт до сих пор сохраняет важную роль. Благодаря своим преимуществам (водный транспорт – самый дешёвый после трубопроводного), водный транспорт сейчас охватывает 60 – 67 % всего мирового грузооборота. По внутренним водным путям перевозят в основном массовые грузы – строительные материалы, уголь, руду – перевозка которых не требует высокой скорости (здесь сказывается конкуренция с более быстрыми автомобильным и железнодорожным транспортом). На перевозках через моря и океаны у водного транспорта конкурентов нет (авиаперевозки очень дороги, и их суммарная доля в грузоперевозках низка), поэтому морские суда перевозят самые разные виды товаров, но большую часть грузов составляют нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, уголь, руда.

Водный транспорт РБ

В системе водного транспорта работают 10 речных портов (Бобруйск, Брест, Гомель, Микашевичи, Могилев, Мозырь, Пинск, Речица, Витебск, Гродно), 4 предприятия водных путей (Гомель, Пинск, Мозырь, Бобруйск), обслуживающие водные пути на реках Днепр, Березина, Сож, Припять, Западная Двина, Неман, Муховец и Днепро-Бугском канале.

Организации водного транспорта осуществляют проектирование, строительство и ремонт судов, перевозку грузов (в том числе добычу и перевозку песка и песчано-гравийной смеси) по рекам Республики Беларусь и в международном сообщении по р. Днепр в черноморские порты.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт – самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта – пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Во многих труднодоступных районах (в горах, районах Крайнего Севера) воздушному транспорту нет альтернатив. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе. Большая проблема современных самолётов – шум, производимый ими при взлёте, который значительно портит качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.

В настоящее время понятия авиация и воздушный транспорт фактически стали синонимами, так как воздушные перевозки осуществляются исключительно воздушными судами тяжелее воздуха. Однако первые воздушные суда были легче воздуха. В 1709 году был запущен первый воздушный шар. Впрочем, воздушные шары были неуправляемы. К концу XIX века доминировать в воздухе стали огромные воздушные корабли – дирижабли. Их золотой век пришёлся на первую половину XX века, когда пассажирские дирижабли совершали регулярные перелёты между Европой и Америкой. Эпоха дирижаблей кончилась в 1937 году, когда прямо в аэропорту Нью-Йорка сгорел немецкий пассажирский дирижабль-лайнер «Гинденбург». В конце XX века возобновился интерес к дирижаблям: теперь вместо взрывоопасного водорода применяется инертный гелий, дирижабли хоть и много медленнее самолётов, но зато намного экономичнее. Тем не менее до сих пор сфера их применения остаётся маргинальной: рекламные и увеселительные полёты, наблюдение за дорожным движением. Дирижабли также предлагаются в качестве климатически приемлемой альтернативы самолётам.

 

Воздушный транспорт РБ

 

Воздушный транспорт Республики Беларусь представляет собой комплекс предприятий, организаций, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов по воздуху как в республике, так и за ее пределами. Все они являются государственными учреждениями и организационно входят в Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

В его состав входят предприятия и организации:

– Республиканское унитарное предприятие «Национальная авиакомпания «Белавиа»;

– Республиканское унитарное предприятие «Авиакомпания Трансавиаэкспорт»;

– Республиканское авиационное унитарное предприятие «Аэропорт Гомельавиа»;

– Республиканское унитарное предприятие «Авиакомпания Гродно»;

– Республиканское унитарное предприятие «Национальный аэропорт Минск»;

– Республиканское унитарное предприятие по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация»;

– Республиканское унитарное предприятие «Аэропорт Минск-1»;

– Республиканское унитарное предприятие «Минский авиаремонтный завод»;

– Республиканское унитарное предприятие «Оршанский авиаремонтный завод»;

– Республиканское унитарное предприятие «Центральное агентство воздушных сообщений»;

– Республиканское унитарное предприятие «Информационно-вычислительный центр авиации»;

– Производственно-торговое республиканское унитарное предприятие «Ресторан Аэропорт-1»;

– Республиканское унитарное предприятие «Торговый комплекс «Аэродромный»;

– Государственное учреждение «Медико-санитарная часть»;

–Государственное учреждение образования «Учебный центр по подготовке, переподготовке и повышения квалификации авиаперсонала»;

– Учреждение образования «Минский государственный высший авиационный колледж».

Железнодорожный транспорт

 

Железнодорожный транспорт был одновременно и продуктом, и мотором промышленной революции. Возникнув в начале XIX века (первый паровоз был построен в 1804 году), к середине того же века он стал самым важным транспортом промышленных стран того времени. К концу XIX века суммарная длина железных дорог перевалила за миллион километров. Железные дороги связали внутренние промышленные районы с морскими портами. Вдоль железных дорог вырастали новые промышленные города. Однако после Второй мировой войны железные дороги начали терять своё значение. На грузовых перевозках она не выдерживала конкуренции автомобильного транспорта, на пассажирских – самолётов (на больших расстояниях) и личного автомобиля (на коротких расстояниях). Однако коллапса железных дорог, как предсказывали многие в пятидесятых-шестидесятых годах, не произошло. Железные дороги имеют много преимуществ – высокую грузоподъёмность, надёжность, сравнительно высокую скорость. Сейчас по железным дорогам перевозят самые разные грузы, но в основном – массовые, такие как сырьё, сельхозпродукция. Введение контейнеров, облегчающих перегрузку, также повысило конкурентоспособность железных дорог. На сегодняшний день самой длинной протяженностью железных дорог обладают США, а самой густой сетью (км железной дороги на квадратный км территории) обладает Германия.

Более того, начиная с последнего десятилетия XX века, железные дороги переживают своеобразный ренессанс. Сначала в Японии, а теперь и в Европе была создана система скоростных железных дорог, допускающих движение со скоростями до трёхсот километров в час. Такие железные дороги стали серьёзным конкурентом авиалиний на небольших расстояниях. По-прежнему высока роль пригородных железных дорог и метрополитенов. Электрифицированные железные дороги (а к настоящему времени большинство железных дорог с интенсивным движением электрифицировано) намного экологичнее автомобильного транспорта.

Дорога имеет необходимые проектные мощности (институт «Белжелдорпроект») и свою строительную индустрию (УП «Дорстроймонтажтрест»), осуществляющие проектирование и строительство на дороге объектов производственного и социального назначения.

Правовые, экономические и организационные основы деятельности железнодорожного транспорта Республики Беларусь, его взаимоотношения с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными органами, потребителями работ и услуг транспорта регламентированы Законом Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте», действующем с 1 июля 1999 года.

Отношения, возникающие между Белорусской железной дорогой и ее предприятиями или грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, физическими и юридическими лицами при пользовании ими услугами железнодорожного транспорта общего пользования, их права, обязанности и ответственность регулируются Уставом железнодорожного транспорта общего пользования Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999г. №1196.

ГЛАВА 1

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.