Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТ ИЛИ СЛУЧАЙ: ПРИНЦИП ОЦЕНКИ





ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТ ИЛИ СЛУЧАЙ: ПРИНЦИП ОЦЕНКИ

Оценка, диагностика и экспертиза в области психического здоровья • Кли­нические методы диагностики психических нарушений • Основы патопси­хологического исследования • Примеры патопсихологических методик • Со­ставление психологических заключений • Оценка психического здоровья в исследовательской практике социальной работы • Психосоциальная оцен­ка и оценка ресурсов в социальной работе • Модуль оценки социального функционирования и качества жизни больных • Социальный паспорт как психосоциальное заключение.

Основы патопсихологического исследования

Патопсихологическое обследование в российской психиатри­ческой традиции занимает значительное место. Оно не ограничи­вается ролью вспомогательных методов, но претендует на высо­кий статус и признание своих выводов. Профессиональная квали­фикация патопсихологов является чрезвычайно важной, так как диагностика составляет наибольшую сферу их практической дея­тельности в стационарах и диспансерных учреждениях. В результа­те диагностических процедур создаются детализованные обобще­ния об отклонениях от нормального психического функциониро­вания. Общими ориентирами в патопсихологической диагностике являются критерии неадекватности, отсутствия критичности и не­продуктивности.

Неадекватность может проявляться в эмоциональных реакци­ях, поступках, поведении в целом. Об адекватности обычно гово­рят в том случае, если реакция на раздражитель соответствует его величине и особенностям, т.е. существует объективная причина для изменения эмоционального состояния, отношения к окружа­ющим людям и к действительности. Если же причина длительной депрессии или аффективного поведения не ясна или не оправдывает столь сильную реакцию, то адекватность психического реа­гирования ставится под сомнение.

Нарушение или отсутствие критичности подразумевает нару­шение способности человека к рефлексии и осознанию своих по­ступков, своего физического и психического состояния, поведе­ния, высказываний, результатов деятельности. Можно выделить несколько видов критичности: критичное отношение к сво­им суждениям, действиям и высказываниям; критичное отноше­ние к себе, к оценке своей личности; критичное отношение к своим психопатологическим переживаниям. Относительно психи­ческого здоровья в диагностике особое значение приобретает от­каз признавать болезненное состояние, прислушиваться к мнени­ям окружающих людей, полное отрицание болезни.

Непродуктивность деятельности характеризует варианты пове­дения, когда действия не носят характер осмысленных и целенап­равленных или не приводят к какому-либо результату. В таких слу­чаях человек ориентирован либо на процесс, например может писать труды, а затем их уничтожать, никому не показывая; либо на планирование будущей активной работы. Так или иначе, про­дукт деятельности не является целью индивида и не представляет для него интерес.

Таким образом, клинические психологи при оценке психиче­ских отклонений обращают внимание на критерии неадекватно­сти, отсутствия критичности, непродуктивности. Обычно нали­чие двух или трех из этих признаков является основанием для проведения углубленного исследования.

Патопсихологическое исследование в клинике преследует не­сколько задач, и первичная диагностика является только одной из них. Как правило, диагностика с применением методов психо­логии помогает уточнить клинический диагноз. На этом пути про­блема может возникнуть в связи с сомнительным отнесением при­знаков патологии к одному определенному виду синдромов. По­этому принято говорить о дифференциальной диагностике, т.е. о проведении различий между похожими болезнями, или более чет­кой их спецификации, например между шизофренией и шизотим-ной психопатией, циклоидной шизофренией и маниакально-де­прессивным психозом и т.д. Другими задачами психологического исследования являются изучение динамики психических наруше­ний в связи с проводимой терапией, помощь в экспертной работе и экспертизах, участие в реабилитационной работе, исследование малоизученных психических заболеваний, участие в психотерапии.

На вооружении патопсихологов находится множество экспе­риментальных методик, которые предназначены для исследова­ния психических процессов и состояний. Основоположником оте­чественной патопсихологии по праву считается Б. В.Зейгарник, основавшая московскую школу патопсихологов. Зачастую процесс исследования приобретает характер опыта, патопсихологического жсперимента. При его проведении моделируется некоторая ситу­ация, носящая проблемный характер и требующая включения раз-1 личных психических функций, которые в свою очередь и явля­ются предметом исследования. Именно совокупность методик, на­правленных на изучение психических функций и состояний, пред­ставляет собой экспериментальный метод патопсихологии. Как и любое другое серьезное исследование, патопсихологический экс­перимент подчиняется строгой методологии. Так, его эффектив­ность оценивается с помощью понятий надежности (стабильности результатов) и валидности (соответствия цели исследования).

Можно выделить несколько видов методик экспериментального исследования: вербальные и невербальные, качественные и психометрические, бланковые и проективные и др. Одно из наиболее ключевых делений связано с адаптацией зарубежных тестов к отечественной патопсихологии и установлением различий между психологическим тестированием, направленность которого заключается во внимании к личностным особенностям, и патопсихологическим экспери­ментом, измеряющим функции психики. Последний вариант ме­тодик долгое время назывался функциональными пробами. Тесты разработаны в основном для исследования интеллекта, интере­сов, знаний и умений, специальных способностей, характера. Психологических же тестов, измеряющих частные психические состояния и функции, крайне мало.

Психологический тест - стандартизованная процедура для изучения основная реакции личности на стимулы.

Суть различий между тестами и функциональными пробами составляет специализацию патопсихологии и отличает ее от дру­гих психологических направлений. Тем не менее тесты широко применяются для оценки личностных особенностей при невроти­ческих и психопатических нарушениях. Наиболее известными яв­ляются тесты Айзенка, Роршаха, Леонгарда, Векслера, ТАТ, MMPI и некоторые другие.

ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТ ИЛИ СЛУЧАЙ: ПРИНЦИП ОЦЕНКИ

Оценка, диагностика и экспертиза в области психического здоровья • Кли­нические методы диагностики психических нарушений • Основы патопси­хологического исследования • Примеры патопсихологических методик • Со­ставление психологических заключений • Оценка психического здоровья в исследовательской практике социальной работы • Психосоциальная оцен­ка и оценка ресурсов в социальной работе • Модуль оценки социального функционирования и качества жизни больных • Социальный паспорт как психосоциальное заключение.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.