|
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТ ИЛИ СЛУЧАЙ: ПРИНЦИП ОЦЕНКИСтр 1 из 6Следующая ⇒ ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТ ИЛИ СЛУЧАЙ: ПРИНЦИП ОЦЕНКИ Оценка, диагностика и экспертиза в области психического здоровья • Клинические методы диагностики психических нарушений • Основы патопсихологического исследования • Примеры патопсихологических методик • Составление психологических заключений • Оценка психического здоровья в исследовательской практике социальной работы • Психосоциальная оценка и оценка ресурсов в социальной работе • Модуль оценки социального функционирования и качества жизни больных • Социальный паспорт как психосоциальное заключение. Основы патопсихологического исследования Патопсихологическое обследование в российской психиатрической традиции занимает значительное место. Оно не ограничивается ролью вспомогательных методов, но претендует на высокий статус и признание своих выводов. Профессиональная квалификация патопсихологов является чрезвычайно важной, так как диагностика составляет наибольшую сферу их практической деятельности в стационарах и диспансерных учреждениях. В результате диагностических процедур создаются детализованные обобщения об отклонениях от нормального психического функционирования. Общими ориентирами в патопсихологической диагностике являются критерии неадекватности, отсутствия критичности и непродуктивности. Неадекватность может проявляться в эмоциональных реакциях, поступках, поведении в целом. Об адекватности обычно говорят в том случае, если реакция на раздражитель соответствует его величине и особенностям, т.е. существует объективная причина для изменения эмоционального состояния, отношения к окружающим людям и к действительности. Если же причина длительной депрессии или аффективного поведения не ясна или не оправдывает столь сильную реакцию, то адекватность психического реагирования ставится под сомнение. Нарушение или отсутствие критичности подразумевает нарушение способности человека к рефлексии и осознанию своих поступков, своего физического и психического состояния, поведения, высказываний, результатов деятельности. Можно выделить несколько видов критичности: критичное отношение к своим суждениям, действиям и высказываниям; критичное отношение к себе, к оценке своей личности; критичное отношение к своим психопатологическим переживаниям. Относительно психического здоровья в диагностике особое значение приобретает отказ признавать болезненное состояние, прислушиваться к мнениям окружающих людей, полное отрицание болезни. Непродуктивность деятельности характеризует варианты поведения, когда действия не носят характер осмысленных и целенаправленных или не приводят к какому-либо результату. В таких случаях человек ориентирован либо на процесс, например может писать труды, а затем их уничтожать, никому не показывая; либо на планирование будущей активной работы. Так или иначе, продукт деятельности не является целью индивида и не представляет для него интерес. Таким образом, клинические психологи при оценке психических отклонений обращают внимание на критерии неадекватности, отсутствия критичности, непродуктивности. Обычно наличие двух или трех из этих признаков является основанием для проведения углубленного исследования. Патопсихологическое исследование в клинике преследует несколько задач, и первичная диагностика является только одной из них. Как правило, диагностика с применением методов психологии помогает уточнить клинический диагноз. На этом пути проблема может возникнуть в связи с сомнительным отнесением признаков патологии к одному определенному виду синдромов. Поэтому принято говорить о дифференциальной диагностике, т.е. о проведении различий между похожими болезнями, или более четкой их спецификации, например между шизофренией и шизотим-ной психопатией, циклоидной шизофренией и маниакально-депрессивным психозом и т.д. Другими задачами психологического исследования являются изучение динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией, помощь в экспертной работе и экспертизах, участие в реабилитационной работе, исследование малоизученных психических заболеваний, участие в психотерапии. На вооружении патопсихологов находится множество экспериментальных методик, которые предназначены для исследования психических процессов и состояний. Основоположником отечественной патопсихологии по праву считается Б. В.Зейгарник, основавшая московскую школу патопсихологов. Зачастую процесс исследования приобретает характер опыта, патопсихологического жсперимента. При его проведении моделируется некоторая ситуация, носящая проблемный характер и требующая включения раз-1 личных психических функций, которые в свою очередь и являются предметом исследования. Именно совокупность методик, направленных на изучение психических функций и состояний, представляет собой экспериментальный метод патопсихологии. Как и любое другое серьезное исследование, патопсихологический эксперимент подчиняется строгой методологии. Так, его эффективность оценивается с помощью понятий надежности (стабильности результатов) и валидности (соответствия цели исследования). Можно выделить несколько видов методик экспериментального исследования: вербальные и невербальные, качественные и психометрические, бланковые и проективные и др. Одно из наиболее ключевых делений связано с адаптацией зарубежных тестов к отечественной патопсихологии и установлением различий между психологическим тестированием, направленность которого заключается во внимании к личностным особенностям, и патопсихологическим экспериментом, измеряющим функции психики. Последний вариант методик долгое время назывался функциональными пробами. Тесты разработаны в основном для исследования интеллекта, интересов, знаний и умений, специальных способностей, характера. Психологических же тестов, измеряющих частные психические состояния и функции, крайне мало. Психологический тест - стандартизованная процедура для изучения основная реакции личности на стимулы. Суть различий между тестами и функциональными пробами составляет специализацию патопсихологии и отличает ее от других психологических направлений. Тем не менее тесты широко применяются для оценки личностных особенностей при невротических и психопатических нарушениях. Наиболее известными являются тесты Айзенка, Роршаха, Леонгарда, Векслера, ТАТ, MMPI и некоторые другие. ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТ ИЛИ СЛУЧАЙ: ПРИНЦИП ОЦЕНКИ Оценка, диагностика и экспертиза в области психического здоровья • Клинические методы диагностики психических нарушений • Основы патопсихологического исследования • Примеры патопсихологических методик • Составление психологических заключений • Оценка психического здоровья в исследовательской практике социальной работы • Психосоциальная оценка и оценка ресурсов в социальной работе • Модуль оценки социального функционирования и качества жизни больных • Социальный паспорт как психосоциальное заключение. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|