|
Тема: Барьеры в деловом общении.Цель: Практическое использование методов и способов направленных на выставление и преодоление барьеров возникающих при взаимодействии в деловом общении. Основные понятия: Эстетический барьер, интеллектуальный барьер, мотивационный барьер, моральный барьер, эмоциональный барьер. Теоретическая часть: 1. Барьеры общения и качество личности важное для общения. 2. Виды барьеров. 3. Барьеры, непреодолимые для партнера по общению. Методические рекомендации: Общение - совокупность связей и взаимовлияния людей складывающихся в их совместной деятельности. Оно предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Каждый человек выполняет определенную роль в обществе. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевые конфликты. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается межличностным конфликтом. В деятельности причины конфликта: предметно-деловые разногласия, расхождения личностных интересов. Причина возникновения конфликта - не преодоленные смысловые барьеры в общении. Конфликт - это предельный случай обострения противоречий. Это явление закономерное - им можно и нужно управлять. Существует барьер общения полезных контактов. Нельзя быть совершенным человеком и показывать себя с хорошей стороны. Можно сократить дистанцию. (Заняться вместе каким-нибудь видом деятельности, сближают людей и стрессовые ситуации, можно показать собеседнику в чем вы достигли успеха). Качества личности важные для общения. 1. Фасцинация (основа обаяния). 2. Прямой и лучистый взгляд, голос, богатый в тембровом отношении. 3. Импровизационный ум. 4. Эмпатия (способность поставить себя на место другого). 5. Доброжелательность. 6. Аутентичность (умение быть собой). 7. Инициативность в общении. 8. Непосредственность. 9. Принятие своих и чужих без страха. 10. Стремление к самопознанию. Барьерами в деловой коммуникации могут быть: Эстетический барьер Интеллектуальные барьеры Мотивационные барьеры Моральные барьеры Эмоциональные барьеры Практическая часть: Задание 1 Определите, владеете ли вы навыками человека, приятного в общении: - Умеете ли вы поздороваться так, чтобы вам улыбнулись в ответ? - Умеете ли вы так прервать затянувшийся разговор, чтобы собеседник на вас не обиделся? - Умеете ли вы шуткой разрядить обстановку, остудить закипевшие страсти? - Умеете ли вы так отказать человеку, обратившемуся к вам с бестактной или несвоевременной просьбой, чтобы не прервать с ним отношения? - Если с вами грубы, можете ли вы не отвечать грубостью? Способны ли вы спокойно ответить грубияну или другим способом осадить его? - Умеете ли вы попрощаться так, чтобы вас захотелось увидеть снова? Задание 2 Расскажите о своем опыте преодоления барьеров в общении. Проблемные ситуации обсудите. Задание 3 Эвфемизмы – мягкие эквиваленты достаточно резких слов или выражений, которые предпочтительно завуалировать, например, вместо «он умер» – «он ушел из жизни», «бедный» – «нуждающийся», «старый человек» – «человек преклонного возраста» и т.п. Придумайте не менее 10 слов, неприятных для партнера, и подберите к ним эвфемизмы. Задание 4 Назовите вежливые формы обращения с просьбой (прошу вас, будьте так любезны и т.п.), затем вежливые формы отказа (к сожалению, не смогу вам помочь; это не в моих силах и т.п.) Вспомните о предпочтительности в определенных ситуациях просьбы в сослагательном наклонении (хотелось бы), ответа по формуле да, но…. Найдите формулы просьбы и отказа, уместные в общении с коллегой, с вышестоящим лицом, с клиентом фирмы. Задание 5 Разбейтесь на пары. Один партнер должен придумать бестактную просьбу, другой – отказать в этой просьбе, но так, чтобы не прослыть занудой и не прервать отношения с человеком. Задание 6 Работа над правильностью речи. 1. Прокомментируйте ошибки в выражениях: криминальное преступление, свободная вакансия, прейскурант цен, памятный сувенир, будущие перспективы, смелый риск, первая премьера, моя автобиография, первое боевое крещение, хронометраж времени. 2. Устраните многословие в выражениях: каждая минута времени, отступать назад, в декабре месяце, впервые познакомиться, завещать в наследство, в летний период времени, ошибочное заблуждение. 3. Объясните значения слов-паронимов и придумайте обороты со словами: сравнять и сравнить; надевать и одевать; эффектный и эффективный; экономный и экономичный; невежа и невежда; ванна и ванная; одинарный и ординарный; апробировать и опробовать; представить и предоставить; акционерный и акционерский; планировка и планирование; абонент и абонемент; хозяйничать и хозяйствовать; адресат и адресант; парламентер и парламентарий. 4. Объясните значение слов: импортировать, приоритет, гармонировать, конфиденциально, пролонгация, легитимность, адекватный, консенсус, менталитет, реноме, дивиденд, плебисцит. Задание 7 1. Проспрягайте глаголы понять, начать, принять в прошедшем временем, а глагол хотеть – в настоящем времени. 2. Как правильно: так много или столько много, очки надеть или одеть, осмеять или обсмеять? 3. Исправьте выражения: говорить про жизнь, ходить по дорогам, мы с Толем. 4. Просклоняйте существительные: выборы, средства. 5. Просклоняйте словосочетания: 127 человек, 8 марта, сколько рублей. 6. Исправить выражения: более красивее, более легче, более лучше, более дешевле. Задание 8 Отредактируйте фразы, объясните ошибку в построении предложения. 1. Встреча прошла с большим интересом. 2. Я заметил характерную ему ошибку. 3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее оказали внимание нашей организации. 4. Он попытался предостеречь неверный шаг директора. 5. На встрече присутствовал и представитель с завода. 6. Обработав эти данные, выяснилась полная картина состояния дел. 7. Мое мнение к нему как к человеку неплохое. 8. Прочитав рекомендованную преподавателем литературу, студентам стали ясны многие сложные вопросы. 9. На повестке дня стоял вопрос о ресурсах. 10. Поднимаясь по лестнице, в глаза мне бросилось странное объявление. 11. Мне надоело тратить нервы на этот вопрос. 12. Я понял, какой намек мне дали. 13. У нас самая дешевая стоимость товаров. 14. Я не хочу нагнетать обстановку. 15. Николай ждал меня на коридоре. 16. Я не раз отмечал о том, что необходимо соблюдать инструкцию. 17. Все это сказывается на работу. 18. Разрешите поднять этот тост за наши успехи. Задание для самостоятельной работы студентов: Задание 1 Проработайте возможные орфоэпические ошибки в словах: 1) каталог, квартал, красивее, аристократия; 2) товарищеская ответственность, задолго, партнер; 3) осведомиться, эксперт, феномен, созыв сессии; 4) упрочение, обеспечение, хозяева, украинец; 5) оптовые цены, валовой доход, перспектива; 6) безудержный, начать, бряцать, газопровод, нефтепровод; 7) хозяева, мельком, тяжба, тесно; 8) звонит, загнутый, намерение, ходатай; 9) ходатайствовать, осведомиться, кладовая; 10) языковая колбаса, языковая ошибка, воры, в спину, вы правы; 11) одновременный, углубить, опошлить, нормировать; 12) ножницы, прочитанный, светло, некоторые; 13) намереваться, принять, в голову; 14) формировать, хаос, прибывший, давнишний; 15) истекший, бытие, дебаты, фарватер; 16) тест, темп, диспансер, демагогия; 17) тенденция, претензия, претендент, декольте; 18) компетентный (или [пент]), констатировать (или [стант]), эскорт (или экскорт), юрисконсульт (или юристконсульт), беспрецедентный (или [ценд]). Задание 2 Объясните смысл крылатых выражений и фразеологизмов: яблоко раздора, сизифов труд, гордиев узел, авгиевы конюшни, играть первую скрипку, вариться в собственном соку, снять стружку, через пень-колоду, зубы заговаривать, водить за нос, поставить на карту. Рекомендуемая литература Основная литература: 1. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009. - 544 с.: ил. - (Мастера психологии).Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Управление персоналом" / - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 424 с Дополнительная литература: 1. Анцупов А.Я. Конфликтология. Новые способы и приемы профилактики и разрешения конфликтов: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2009. - 512 с. 2. Зарецкая Е.Н. Деловое общение. - М., 2002. 3. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник / Г. М. Шеламова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2002. - 128с.
ЗАНЯТИЕ № 6 Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|