Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: Культура речи делового человека. Публичные выступления.





Цель: Объяснить основные алгоритмы публичного выступления; объяснить основные принципы культуры речи делового человека.

Основные понятия: Речевые барьеры общения, культура речи,этический аспект,коммуникативный аспект.

Теоретическая часть:

1. Культура речи.

2. Нормативный аспект культуры речи.

3. Разновидности языка (функциональные стили).

4. Специфика деловой устной речи.

5. Самые распространенные художественные средства для украшения речи.

6. Как преодолеть страх перед публичным выступлением.

7. Как лучше себя вести, находясь на трибуне, за столом, у микрофона.

Методические рекомендации

Для подготовки к занятию, необходимо познакомиться с основными понятиями

нормативного аспекта культуры речи, которыйнеотделим от понятия языковая норма. Языковая норма– это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, принятые в данное время данным языковым коллективом в качестве образцовых или предпочтительных. Языковая норма – отличительный признак литературного языка. Основное свойство норм – их обязательность для всех говорящих и пишущих на русском языке.

Знаит и уметь применять:

разновидности языка (функциональные стили)

– разговорный (функция общения);

– научный и официально-деловой (функция сообщения);

– публицистический и литературно-художественный (функция воздействия).

специфику деловой устной речи:

Для бесед, встреч, переговоров, выступлений на собраниях характерны:

– короткие, емкие фразы:

– прямые и риторические (не подразумевающие прямого ответа) вопросы к слушателям;

– непосредственное обращение к слушателям;

– нейтральная лексика;

– строгий отбор слов при выделении мыслей.

и самые распространенные художественные средства для украшения речи:

– сравнение; – эпитет; – метафора; – гипербола; – преуменьшение; – риторические восклицания; – риторический вопрос; – повтор; – цитирование; – противопоставление; – намек; – пословицы, поговорки и др.

Практическая часть:

Задание 1

Тест «Умеете ли вы выступать?»

Отвечать на вопросы нужно «да» или «нет». При положительном ответе засчитайте себе 2 очка.

1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к выступлению в зависимости от состава аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?

2. Чувствуете ли вы себя после выступления «выжатым», ощущаете ли резкое падение работоспособности?

 

1. Всегда ли одинаково начинаете выступление?

2. Волнуетесь ли перед выступлением настолько, что должны преодолевать себя?

3. Приходите ли задолго до начала выступления?

4. Нужны ли вам 3-5 минут, чтобы установить первоначальный контакт с аудиторией и заставить внимательно вас выслушать?

5. Стремитесь ли вы говорить строго по намеченному плану?

6. Любите ли вы во время выступления двигаться?

7. Отвечаете ли на замечания по ходу их поступления, не группируя их?

8. Успеваете ли во время выступления пошутить?

Ответы

Более 12 баллов – вы умеете подчинить себе аудиторию, не допускаете вольностей в поведении на трибуне и в речи, но излишняя независимость от аудитории может сделать вас нечувствительным к интересам слушателей

Менее 12 баллов – вы сами подчиняетесь аудитории, ориентируясь на ее реакцию, но стремление во всем следовать за ней может привести к потере авторитета и эффекта от сказанного.

Вспомните слова Ф.Ларошфуко: «В то время как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить – и ничего не сказать».

Задание 2

Подберите антонимы к прилагательным в следующих сочетаниях:

низкие цены, низкое сословие, низкий поступок, низкий поклон;

общее мнение, общая кухня, общее благо, общий наркоз, общее представление;

прямая линия, прямое сообщение, прямой налог, прямой вызов, прямой характер, прямая речь, прямой угол.

Задание 2

Распределите следующие слова на группы с положительной и отрицательной эмоциональной окраской:

похождения, подвиги, преступления, труженики, деляги, расправляться, содружество, сборище, ограбление, нападение, единомышленник, тупик, связаться, нашествие, соучастник, проделки, сотрудничество, инцидент, сокрушать, толпа, кризис.

Задание 3

Составьте предложения со следующими омонимами:

среда (день недели) и среда (окружающая обстановка, общество);

повод (предлог, причина) и повод (ремень);

свет (лучистая энергия, испускаемая каким-либо телом) и свет (земной шар, Земля со всем существующим на ней).

Задание 4

Выберите наугад любую букву. В течение пяти минут сочините рассказ, все слова которого начинаются с этой буквы.

Задание 6. «Опоздавший»

Разделитесь на пары. В паре один – «руководитель», другой – «подчиненный». Задача «подчиненного» объяснить, что у него не было другого выхода, что он не специально опоздал, или разжалобить «начальника», придумав соответствующую историю. Задача «начальника» – логично доказать «подчиненному», что его увертки не имеют под собой реальной почвы. «Начальник» умышленно усиливает конфликтную ситуацию, дающую ему право на отказ. «Подчиненный» не должен поддаваться на провокацию.

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. «Дополни пословицу»

Возьмите начало известной вам пословицы и придумайте ей новые окончания. Дайте как можно больше вариантов.

2. Представьте, что вы продавец на базаре. Зазывая покупателей, нужно продать:

а) ласты;

б) самовар;

в) учебник по культуре делового общения;

г) большой оранжевый зонт.

3. Составить кроссворд по изученным вопросам темы.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Голуб О.Ю., Тихонова СВ. Теория коммуникации: учебник / Голуб О.Ю., Тихонова СВ.- Дашков и К, 2012.- 388 С

 

Дополнительная литература:

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: пособие для студентов экономических и технических специальностей вузов / Г. В. Бороздина. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 224 с.

2. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. Успешность речевого взаимодействия:. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 320 с.

3. Титова Л.Г. Деловое общение: Учеб. пособие для студентов вузов / Л. Г. Титова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 271с.

4. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник / Г. М. Шеламова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2002. - 128с.

ЗАНЯТИЕ № 9

Тема: Слагаемые деловых коммуникаций. Критика и комплементы в деловом общении.

Цель: Ознакомится сприемами и средствами воздействия на человека. Обучить использованию комплимента; адекватному восприятию критики и снижению негативного воздействия.

Основные понятия: аттракция,рефлексия,заряжение, эмпатия, идентификация, убеждение, подражание, комплимент, критика, приемы снижения негативного воздействия замечаний.

Теоретическая часть:

1. Слагаемые эффективного делового общения

2. Механизмы воздействия в процессе общения.

3. Пути повышения эффективности общения.

4. Комплименты в деловой коммуникации.

5. Критика в деловой коммуникации.

6. Позитивные установки на восприятие критики.

Методические рекомендации

При подготовке к занятию определить слагаемые эффективного делового общения.

Помнить, что деловое общение требует от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны деловых отношений.

Изучить механизмы воздействия в процессе общения

- идентификация (отождествление, уподобление) – это уподобление самому себе, попытка поставить себя на место собеседника;

- эмпатия (сопереживание) это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания;

- рефлексия (обращение назад) – это не просто знание или понимание партнера, а и знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Способы воздействия партнеров друг на друга

- заряжение – это бессознательная, невольная подверженность человека определенному психологическому состоянию; проявляется через передачу определенного эмоционального состояния или психологического настроя.

- внушение – это целенаправленное неаргументированное воздействие; это эмоционально-волевое воздействие одного человека на другого.

- убеждение – это интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению; это логически обоснованная информация, с помощью которой добиваются получения согласия.

- подражание – это (в отличие от заряжения и внушения) не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образцов демонстрируемого поведения; это подражание или конкретному человеку или нормам поведения, выработанным группой.

Помнить о препятствиях эффективном деловом общении и рассмотреть пути повышения эффективности общения.

Практическая часть:

Задание 1

Психотренинг

Манипуляции – достойный отпор

Три правила общения с манипулятором

1. Держи себя уверенно, спокойно и достойно.

2.Не бойся попасть в неловкое положение.

3. Не забывай, что и манипулятору приятно уважение.

Для этого надо сделать шесть психологически верных шагов:

Шаг 1. Зарядись доброй (!) злостью, пытаясь призвать к порядку нарушителя общепринятых или приемлемых для тебя норм поведения.

Шаг 2. Не иди на конфронтацию, на обострение отношений.

Шаг 3. Наращивай ответное давление на манипулятора мягко, вежливо, постепенно.

Шаг 4. Прояви при наращивании ответного давления свое миролюбие.

Включайся в конфликт последним

Шаг 5. Мягкое противостояние манипулятору сопроводи конструктивным предложением.

Шаг 6. Если и конструктив тебе не помогает, вступай в бой, но сражайся элегантно.

Задание 2

По кругу в произвольном порядке передается какой-нибудь предмет. Участник, передающий предмет, должен назвать качество, которое объединяет его с тем человеком, которому он передает предмет.

При этом он начинает свою фразу словами: «Имя, я думаю, нас с тобой объединяет…» и называет это качество, например: «Мы с тобой одинаково общительны».

Тот, кто получает предмет, отвечает: «Я согласен», если он согласен, или «Я подумаю», если не согласен. Даже если вы не согласны, что у вас есть это качество, все равно то, что сообщает партнер, несет в себе определенную полезную информацию о том, как мы выглядим в глазах других людей.

Задание 3

По кругу в произвольном порядке передается какой-нибудь предмет. Участник, передающий предмет, должен назвать качество, которое объединяет его с тем человеком, которому он передает предмет.

При этом он начинает свою фразу словами: «Имя, я думаю, нас с тобой объединяет…» и называет это качество, например: «Мы с тобой одинаково общительны».

Тот, кто получает предмет, отвечает: «Я согласен», если он согласен, или «Я подумаю», если не согласен. Даже если вы не согласны, что у вас есть это качество, все равно то, что сообщает партнер, несет в себе определенную полезную информацию о том, как мы выглядим в глазах других людей.

Задание 4

Проанализируйте ситуации, разработайте механизм критики для каждой ситуации, проведите дискуссию по обсуждению предлагаемых вариантов критики, выберите наиболее конструктивные приемы.

Пример ситуации: Подчиненный вам работник, талантливый специалист творческого типа, в возрасте, обладает статусом и личностными достижениями, пользуется большой популярностью у деловых партнеров, решает любые проблемы и великолепно взаимодействует. Вместе с тем, у вас не сложились отношения с этим работником. Он не воспринимает вас как руководителя, ведет себя достаточно самоуверенно и амбициозно. В его работе вы нашли некоторые недочеты и решили высказать ему критические замечания, однако ваш предыдущий опыт свидетельствует о его негативной реакции на критику: он становится раздражительным и настороженным. Как вести себя?

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

Конспектирование источника:

1. Титова Л.Г. Деловое общение. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.С.17-28.

2. Разработать ситуационные задачи для анализа.

 

Ре комендуемая литература

Основная литература:

1. Голуб О.Ю., Тихонова СВ. Теория коммуникации: учебник / Голуб О.Ю., Тихонова СВ.- Дашков и К, 2012.- 388 С

Дополнительная литература:

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: пособие для студентов экономических и технических специальностей вузов / Г. В. Бороздина. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 224 с.

2. Вацлавик П., Бивин Дж., Джекмон Д. Психология межличностной коммуникации. – СПб., 2000.

3. Кораблева Е. В., Деловой этикет в бизнес-коммуникации. – М., 2005.

4. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник / Г. М. Шеламова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2002. - 128с.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.