Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРОБЛЕМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ





ПРАВО: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Под правовым регулированием того или иного процесса могут пониматься довольно различные действия, выражающие спектр принципов от «по праву ты должен вести себя так-то, потому что так записано в законе» до «я право имею на то-то и на то-то, потому что мне этого очень хочется». Последнее утверждение ничуть не более наивно, чем первое, — все дело в понимании права как такового. Для целей настоящего издания под правом целесообразно понимать систему официально установленных и обеспеченных государственной защитой социальных норм, соответствующую принципу формального равенства [1]. В основу правового регулирования общественных отношений положен принцип юридического равенства. Очевидно, что люди различаются между собой самым существенным образом: по биологическим, интеллектуальным, социальным характеристикам. У них разные взгляды и пристрастия. Однако принцип юридического равенства означает, что в идеальном случае эти различия утрачивают значение. Они не исчезают — они игнорируются при установлении правил поведения. И в силу этого впервые получают право на существование. Человек может быть не таким, как все, потому что на его правовом положении это не сказывается. Возьмем, например, важнейшее различие между мужчиной и женщиной. Если это различие приобретает статус общеобязательного ориентира в жизни общества, то возникает представление о «мужских» и «женских» профессиях, избирательном праве как мужской привилегии и т. д. И с известных позиций это будет оправдано. Но как быть с теми женщинами и мужчинами, которые хотят заниматься профессиями, не «соответствующими» их полу; как быть с теми женщинами, которым управление великими государствами удается не хуже, чем мужчинам; как быть с теми и тем, кто не похож на тех, на кого быть похож вроде бы обязан? Решение этой проблемы и предлагает право, для которого все одинаковы, и поэтому каждый может культивировать свою индивидуальность до тех пределов, за которыми начинается индивидуальность другого. Приводя всех к «одному знаменателю», право тем самым предоставляет всем возможность быть разными.

Право — это социальный регулятор, в природе которого заложено признание непохожести людей друг на друга, а следовательно, необходимость толерантного отношения к ценностным ориентациям того, кто на тебя не похож. Не случайно первым правовым принципом Нового времени становится принцип свободы совести. Поскольку фактически оказалось, что верить можно по-разному, и столь же фактически выяснилось, что разные верования не устраняют необходимости совместной жизни, то потребовался принцип формального — юридического — равенства католиков и протестантов самых разных толков. Религиозные войны могли утихнуть только благодаря принятию этого принципа. Право, таким образом, — это результат общественного компромисса и его условие.

В качестве результата общественного компромисса право закрепляется в нормативных актах — законах, указах, постановлениях и других официальных документах, созданных управомоченными органами или прямым народным изъявлением и содержащих общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Актом высшей юридической силы является закон. В России федеральные законы принимаются Государственной Думой, утверждаются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом. Президент и исполнительные органы также могут принимать нормативные акты — указы (Президент), постановления (Правительство), приказы и другие акты (министерства). Следует иметь в виду, что круг вопросов, по которым федеральные органы могут принимать нормативные акты, определен Конституцией (ст. 71,72 и др.). Иные вопросы относятся к компетенции субъектов Российской Федерации, каждый из которых может принимать как соответствующие законы, так и акты органов исполнительной власти.

Однако созданием нормативных актов деятельность государственных органов по реализации права не исчерпывается: ведь общее правило нужно как-то применять в каждом конкретном случае. Поэтому на органы исполнительной власти как на уровне Федерации, так и на уровне ее субъектов возложена задача принимать правоприменительные акты. Акт применения права — это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений. К правоприменительным актам относятся также постановления судов. Правоприменительные акты не могут противоречить положениям нормативных документов, в противном случае можно добиваться их отмены.

Разумеется, реализация права не может ограничиваться деятельностью государственных органов. Сама эта деятельность должна служить интересам иных участников общественных отношений, общества в целом. Различают индивидуальных и коллективных, субъектов правоотношений. К индивидуальным субъектам, т. е. к физическим лицам, относятся граждане Российской Федерации, иностранцы, лица без гражданства и лица с двойным гражданством. Среди коллективных субъектов выделяются юридические лица, для которых характерна обособленность имущества, способность от своего имени приобретать права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Существуют и иные коллективные субъекты, в том числе и сами государственные органы, которые не обладают тем или иным из указанных признаков. Права и обязанности этих субъектов существенно различаются. Так, в частности, дела, участниками которых являются юридические лица, рассматриваются арбитражными судами; если же хотя бы одним из участников является иной субъект, дело, как правило, оказывается подведомственно судам общей юрисдикции. Как в этом, так и в ряде других случаев для заинтересованных лиц является принципиально важным правильно определить субъектный состав участников.

При всей значимости правового регулирования общественной жизни право не является, не может и не должно быть единственным и абсолютным социальным регулятором. Сложилось достаточно распространенное и неплохо работающее деление социальных норм на правовые, обычные, корпоративные и нравственные. Обычаи представляют собой общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей2. Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества. Под нравственностью будем понимать мысли, чувства и дела, которыми человек ценностно соотносит себя с действительностью. У разных социальных норм разные формы фиксации, механизмы реализации, меры ответственности, возникающей в случае их нарушения. Так, если мы говорим о привычке здороваться с коллегами (преимущественно мужского пола) за руку, то это правило обычного характера. Его несоблюдение наверняка повлечет настороженное отношение ближайшего окружения, слухи, пересуды, а в пределе — и исключение из сообщества. Однако никому и в голову не придет подавать на такого «недотрогу» в суд. Более того, если уволенный окажется в состоянии доказать, что был уволен именно за отсутствие привычки подавать руку, он сможет восстановиться на работе по решению суда. Нельзя будет пожаловаться в суд и на нарушение зафиксированных документально, так называемых «норм корпоративной этики» — записанных в принятых данным профессиональным сообществом этических кодексах. Так, юридическая ответственность не наступит за нарушение многочисленных рекламистских, журналистских и прочих кодексов. Если кого-то исключат из Российской ассоциации коммуникативных агентств за несоблюдение принятых в ней норм, жаловаться в суд или в прокуратору ему не придется, но и права заниматься рекламной деятельностью у него никто таким образом не отнимет.

Различные социальные нормы дополняют друг друга. Многие проблемы общественной жизни возникают именно из-за неоправданных попыток отнести в сферу правового регулирования то, что по своей природе должно регулироваться корпоративными нормами, или, напротив, из-за слишком поспешного отнесения в сферу корпоративного регулирования того, что на сегодняшний день нуждается (возможно, лишь пока нуждается) в юридическом вмешательстве. Эта книга посвящена только правовому регулированию деятельности по связям с общественностью, поэтому многие важнейшие документы и принципы этой деятельности здесь рассматриваться не будут. Однако мы не раз столкнемся с пограничными ситуациями, которые придется отмечать специально.

 

Государственная тайна

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что субъектами отношений, возникающих в сфере государственной тайны, является относительно небольшая группа лиц. В отношении физических лиц это означает, что ответственность за неразглашение государственной тайны несут только должностные лица и граждане Российской Федерации, добровольно вступившие с государством в правоотношения по защите государственной тайны. К этой категории могут быть отнесены служащие военных ведомств, работники закрытых предприятий, участники судебных процессов, в ходе которых возникла необходимость в раскрытии секретной информации, переводчики в той же ситуации и т. д. Разглашение государственной тайны пресс-секретарем соответствующих структур, безусловно, должно повлечь его ответственность, но распространение этой информации журналистом уже не является правона рушением. Это положение особенно важно для толкования ст. 4 Закона «О СМИ», которая устанавливает недопустимость использования СМИ для разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

Так, В. Познер, обучая студентов, предлагает им выбрать вариант «правильного» поведения в следующей ситуации. Журналист берет интервью у министра обороны, неожиданно у того возникает необходимость покинуть кабинет, в котором он оставляет журналиста. Оставшись один, интервьюер замечает на столе чиновника секретный документ, в котором говорится о скором вступлении страны в военные действия. С точки зрения В. Познера, профессиональный долг журналиста состоит в немедленном сообщении этой информации обществу. Не комментируя этический аспект этих действий, отметим, что позиция мэтра отечественного телевидения вполне соответствует цивилизованному правомерному толкованию Закона «О государственной тайне», Уголовного кодекса и Закона «О СМИ». Иное дело, если речь идет об аккредитованном (см. с. 54 наст, изд.) при Министерстве обороны журналисте. Скорее всего, правилами аккредитации, которые он добровольно обязуется исполнять, предусмотрена невозможность разглашения ставшей ему известной государственной тайны. В этом случае при обнародовании им содержания указанного документа ответственность должна наступить в полной мере.

Статья 283 Уголовного кодекса определяет мер}' ответственности за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения были правомерно получены разгласившим их лицом, а при разглашении отсутствуют признаки государственной измены. При этом первая часть статьи устанавливает наказание за разглашение государственной тайны, не повлекшее за собой никаких последствий, и лишь вторая — наказание за разглашение, по неосторожности повлекшее тяжкие последствия.

УК РФ предусматривает также ответственность за разглашение данных предварительного расследования (ст. 310), а также сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311) и в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320). Эти сведения, хотя и не всегда относятся к государственной тайне, несомненно, являются предметом государственного интереса.

Закон «Об информации» устанавливает список сведений, не подлежащих отнесению к информации с ограниченным доступом:

¨ законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

¨ документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

¨ документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением отнесенных к государственной тайне;

¨ документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Аналогичный список с поправкой на специфику регулируемого предмета содержит ст. 7 Закона «О государственной тайне». Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

¨ о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

¨ о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

¨ о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

¨ о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

¨ о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

¨ о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

¨ о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Неправомерное отнесение информации к государственной тайне может повлечь кару по ст. 237 Уголовного кодекса. Она определяет ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, которые создают опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, если сокрытие и искажение информации совершены лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией (от штрафа в 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) до лишения свободы на срок до пяти лет). Впрочем, под действие этой статьи подпадают лишь нарушения в отношении двух первых пунктов списка сведений, не подлежащих засекречиванию, содержащегося в ст. 7 Закона «О государственной тайне», а статьи, регулирующей эту ситуацию в общем случае, в Уголовном кодексе нет.

 

Конфиденциальная информация

Вопрос сведений о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющих идентифицировать его личность (персональные данные), регулируется различными нормативными актами.

Статья 137 УК посвящена нарушению неприкосновенности частной жизни. Состав преступления определяется здесь следующим образом: это незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан. Так же, как и в случае с отказом в предоставлении информации, следует отметить, что для привлечения нарушителя конституционной нормы к ответственности необходимо еще доказать, что его действия преследовали некоторую выгоду и причинили вред правам и законным интересам граждан. При отсутствии хотя бы одного из этих условий юридические гарантии соблюдения конституционного права не обнаруживаются.

Статья 138 УК определяет наказание за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан. Представляется, что формулировка статьи необоснованно сужает круг потенциальных потерпевших, поскольку адресантами сообщений вполне могут являться юридические лица. В качестве положительного момента подчеркнем, что при нарушении тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений не требуется ни доказательства заинтересованности виновного, ни наличия вреда для какого-либо конкретного лица. В самом деле, в этом случае действия виновного являются посягательством на основы конституционного строя, и поэтому в них наличествует состав уголовно наказуемого деяния. Но ведь то же самое можно сказать и о нарушении права на неприкосновенность частной жизни!

Кроме того, УК РФ предусматривает ответственность за разглашение тайны усыновления/удочерения (ст. 155).

Солидный вклад в дело защиты персональных данных внес Трудовой кодекс, в котором этому вопросу посвящена глава 14 (ст. 85-90).. Здесь, в частности, устанавливаются ограничения на сбор сведений о работнике его работодателем; необходимость под расписку ознакомить работника с порядком сбора и обработки персональных данных, принятых в организации, и т. д. Работодатель может сообщать ставшие ему известными персональные данные работника третьим лицам лишь в трех случаях:

¨ для предупреждения угрозы жизни и здоровью данного работника;

¨ в случаях, установленных федеральным законом (например по решению суда);

¨ при наличии письменного согласия работника (ст. 88).

Ответственность за сохранность предоставленных ему персональных данных возлагается на работодателя. Таким образом, следует иметь в виду, что простое сообщение номера домашнего телефона или даты рождения работника третьим лицам или не слишком тщательное сохранение их в тайне может повлечь наказание. Административная ответственность за нарушения предусмотренных в ТК обязанностей наступает по статьям Кодекса об административных правонарушениях. Статья 13.11 «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)» определяет в качестве мер ответственности предупреждение или штраф до 10 МРОТ для должностных лиц. Статья 13.14 «Разглашение информации с ограниченным доступом» устанавливает штраф до 50 МРОТ. Впрочем, эти меры ответственности не исключают для пострадавшего возможности требовать компенсации понесенного ущерба в гражданско-правовом порядке.

Гражданский кодекс (ГК РФ) определяет коммерческую и служебную тайны как одно и то же понятие: «Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности» (ст. 139.1). Отметим, что признак коммерческой ценности довольно четко отличает коммерческую и служебную тайну от государственной, определяемой на основании военной безопасности. Вместе с тем в литературе высказывалось мнение, что служебная тайна должна определяться иными условиями. Так, сведения о системе организации охраны на предприятии должны входить в перечень информации, содержащей служебную тайну: вряд ли организация охраны представляет коммерческий интерес для других предприятий. Но конкретный порядок и правила, применяемые на данном предприятии для обеспечения и сохранности материальных и нематериальных ценностей, не должны быть известны даже собственным работникам, за исключением сведений о тех объектах, которые охраняются ими непосредственно[12]. Нельзя не согласиться с резким замечанием авторов комментария к Закону «О государственной тайне»: «Заложенное в статье 139 Гражданского кодекса фактическое отождествление понятий служебной и коммерческой тайны ничего, кроме путаницы, не внесло»[13].

Согласно второй части той же ст. 139 лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту[14], и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. Кроме того, согласно ст. 81 п. 6 в Трудового кодекса РФ работодатель может расторгнуть трудовой договор в случае разглашения работником охраняемой законом тайны, ставшей ему известной в связи с, исполнением трудовых обязанностей. Но при этом работодатель должен быть готов доказать, что работник знал о факте охраны.

Статья 727 Гражданского кодекса устанавливает, что, если сторона благодаря исполнению своего обязательства по договору подряда получила от другой стороны сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна, сторона, получившая такую информацию, не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны. Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон. Охране конфиденциальной информации посвящены ст. ГК 857 «Банковская тайна» и 946 «Тайна страхования».

Сведения, относимые к конфиденциальной информации, могут стать известными государственным органам в силу исполнения ими своих функций. В связи с этим законодательство определяет недопустимость разглашения или использования для деятельности, не связанной с несением государственной службы, сведений, ставших известными указанным путем. Характерна в этом отношении ст. 102 Налогового кодекса. Налоговая тайна определяется ею как любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами.

Налоговая тайна не подлежит разглашению за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например по решению суда).

Кроме того, собственник информации может обжаловать действия государственного органа или органа местного самоуправления, если предполагает, что они выходят за пределы компетенции последнего.

Наконец, ст. 183 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну. Поскольку в данном случае речь идет об уголовном преследовании, действует презумпция невиновности, т. е. обвинителю еще предстоит доказать, что обвиняемый получил доступ к информации, используя способы, которые либо прямо запрещены законом (проникновение в жилище, вскрытие корреспонденции и т. д.), либо противоречат общим принципам добросовестной конкуренции (например приобретение информации у контрагента обладателя права на коммерческую тайну). Привлечение к уголовной ответственности конкретных виновников преступления не исключает заявления потерпевшим гражданско-правовых требований о возмещении причиненного вреда. В частности, в тех случаях, когда сведения, составляющие коммерческую тайну, были разглашены или незаконно использованы государственными служащими, соответствующие требования могут быть адресованы прямо государству (ст. 16 ГК РФ).

Для всех шести видов конфиденциальной информации списков сведений, которые не могут быть засекречены, не существует. Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. утвержден лишь список сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним относятся:

♦ учредительные документы;

♦ документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;

♦ сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

♦ документы о платежеспособности;

♦ сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда;

♦ документы об уплате налогов и других обязательных платежей;

♦ сведения о загрязнении окружающей среды, несоблюдении, безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения.

Раскрытие этой информации регламентируется целым рядом законов и подзаконных актов. Так, например, ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» устанавливает обязанность раскрыть некоторую информацию в отчете для Федеральной комиссии по ценным бумагам; Налоговый кодекс (НК РФ) устанавливает штраф за непредставление налоговому органу необходимых сведений в размере от 50 руб. за каждый непредставленный документ до 5000 руб. в зависимости от состава правонарушения (ст. 126); согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденному Министерством финансов 29 июля 1998 г., годовая бухгалтерская отчетность должна предоставляться по требованию всех заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.

Вместе с тем представляется, что законодательство в этом вопросе не вполне отвечает уровню современных потребностей. С одной стороны, не все исключения из режима коммерческой тайны выглядят оправданными: вред, который может принести разглашение информации о заработной плате и условиях труда, можно было наблюдать в апреле 2001 г., когда органы прокуратуры оповестили всю страну о размерах кредита, предоставлявшегося работникам НТВ для приобретения жилья. Сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, относятся законодательством к налоговой тайне; таким образом, налицо противоречие, которое должно разрешаться в пользу Налогового кодекса (см. с. 32-33 наст. изд.). С другой стороны, действующее регулирование позволяет российским предприятиям не отвечать одному из важнейших показателей развитой экономики — открытости.

 

 

Случай из практики

В качестве практической ситуации в конце главы о правовом режиме информационной сферы автор — единственный раз в книге — решил привести случай из американской жизни. Почему? Потому что достаточно сесть в вагон метро, чтобы вам предложили купить CD с персональными данными, о способах получения которых мы можем делать довольно правдоподобные предположения. С другой же стороны, использование общедоступной информации, как, например, чтение газет, может привести вас за решетку (см. дела Гр. Пасько, А. Никитина, И. Сутягина — список, кажется, не закрыт).

Ситуация

Скандал Клинтон—Левински начался с передачи в прокуратуру кассеты с записью признаний Моники ее подруге Линде Трипг;. Журналисты, освещавшие скандал, обратились в Пентагон, чтобы поподробнее узнать о его сотруднице Трипп, и Пентагон поделился имевшейся у него информацией. В результате журнал New Yorker рассказал всему свету, что во время учебы в школе Линда имела привод в полицию за воровство.

Действия сторон

Линда Трипп обратилась в суд с иском к оборонному ведомству США с требованием компенсации морального ущерба в связи с нравственными страданиями, причиненными ей фактом распространения персональных данных.

Пентагон предпочел не доводить дело до вынесения судебного решения и выплатил Трипп компенсацию в размере $590 000 (!).

Комментарий

Теоретически подобные действия сторон возможны и в России. Кроме того, за разглашение отделом кадров персональных сведений должна наступать административная и дисциплинарная ответственность.

 

ПРАВО И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ

Позиционирование с использованием государственного наименования и символики

В начале 90-х гг. стало очень популярным позиционирование фирм путем включения в их названия слов «русский», «российский», «Россия»; в товарные знаки включались изображения трехцветного флага и двуглавого орла. Правотворческие органы откликнулись принятием нормативных актов. Верховный Совет Российской Федерации 14 февраля 1992 г. принял Постановление «О порядке использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур», согласно которому до принятия и введения в действие Закона Российской Федерации «О государственной символике» наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания в названиях государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и других структур (за исключением общественных и религиозных объединений) используются только с согласия Правительства Российской Федерации и в соответствии с принятыми законодательными актами Российской Федерации.

Жизнь повернулась иначе, чем предполагали депутаты Верховного Совета. Закон «О государственной символике» так и не был принят. Отношениям, которые он должен был в первую очередь регулировать, посвящено сегодня три самостоятельных законодательных акта. В то же время использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний с 24 апреля 1993 г. упорядочивается Законом РФ «О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний»[34].

Закон «О сборе за использование наименований...» исходит из того, что любая организация вправе свободно присвоить себе соответствующе название, но при этом она должна на регулярной основе (ежеквартально или ежегодно — в зависимости от формы организации) уплачивать государственный сбор. Закон устанавливает, что плательщиками сбора не являются:

♦ федеральные органы государственной (законодательной, исполнительной и судебной) власти;

♦ Центральный Банк Российской Федерации и его учреждения;

♦ государственные внебюджетные фонды Российской Федерации;

♦ бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из республиканского бюджета Российской Федерации;

♦ редакции средств массовой информации (кроме рекламных и эротических изданий);

♦ общероссийские общественные объединения, а также религиозные объединения;

♦ сельскохозяйственные товаропроизводители (к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкие артели (колхозы), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которых составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции).

Использование государственной символики чрезвычайно подробно регламентировано нормативными актами. 25 декабря 2000 г. был, наконец, подписан пакет федеральных конституционных законов: «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации», «О Государственном гимне Российской Федерации».

Закон «О Государственном флаге Российской Федерации» среди прочего устанавливает, что флаг обязательно поднимается (устанавливается) во время официальных церемоний и других торжественных мероприятий, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Он может быть поднят (установлен) во время торжественных мероприятий, проводимых общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также во время семейных торжеств.

Государственный флаг не может быть использован в качестве флага иного субъекта, а также не может служить геральдической основой для иного флага за исключением флагов федеральных органов исполнительной власти. Закон, впрочем, не устанавливает, что изображение Государственного флага не может использоваться в эмблемах и иных случаях другими субъектами, тем более не оговариваются ограничения на использование цветов Государственного флага. Это открывает довольно широкие перспективы перед субъектами, желающими позиционировать себя как причастных российской государственности.

При одновременном подъеме (размещении) Государственного и иного флагов флаг Российской Федерации располагается с левой стороны, если стоять к ним лицом; при одновременном подъеме (размещении) нечетного числа флагов Государственный флаг Российской Федерации располагается в центре, а при подъеме (размещении) четного числа флагов (но более двух) — левее центра. В этом случае другой флаг не может быть больше по размеру и не может быть поднят выше, чем Государственный. (Хотя при перечислении видов иных флагов законодатель забывает здесь о личных флагах, совершенно очевидно, что их эта норма тоже касается.)

Список мест, где обязательно или возможно размещение герба, Закон «О Государственном гербе Российской Федерации» определяет довольно точно: после их перечня указывается, что «иные случаи использования Государственного герба Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации» (ст. 7). Впрочем, тут же оговаривается, кому Президент даже при всем желании не сможет разрешить использовать герб в своих интересах. Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Российской Федерации и не могут использоваться в качестве геральдической основы. Так что простора для творчества у Президента практически не остается.

Таким образом, большинство сотрудников PR-служб сталкиваются с использованием Государственного герба лишь опосредованно. В связи с этим особое значение приобретает ст. 9, регулирующая использование гербов иных организаций вместе с гербом России. При их одно-, временном размещении Государственный герб Российской Федерации располагается с левой стороны от другого герба, если стоять к ним лицом; при одновременном размещении нечетного числа гербов Государственный герб Российской Федерации располагается в центре, а при размещении четного — левее центра. Разумеется, размер другого герба не может превышать размер Государственного, и первый не может располагаться выше последнего.

Исполнение Государственного гимна урегулировано менее отчетливо. Список случаев, предполагающих его обязательное исполнение, содержит указание на «другие официальные церемонии». Под понятие «официальной церемонии» можно подвести все что угодно, а ведь закон предписывает обязательное исполнение гимна в этом случае. Таким образом, руководителю организации, открывающему корпоративное состязание по шахматам или пинг-понгу, следует иметь в виду, что звучание гимна в этом случае абсолютно необходимо, тем более что официальные церемонии открытия спортивных состязаний даже вынесены почему-то из общего списка в отдельную статью. Что касается возможного исполнения гимна, то оно законом практически не лимитировано: гимн может исполняться во время торжественных мероприятий, проводимых как государственными, так и негосударственными организациями. Понятие негосударственной организации российским законодательством не проясняет







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.