Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общедозволительный тип правового регулирования информационной сферы





Огромная роль информации в современной культуре приводит к неизбежной мифологизации этого явления[2]. Хрестоматийным стало логически ошибочное, но тем и привлекательное определение Н. Винера: «Информация есть информация, а не материя и не энергия»[3]. Юридическая действительность по своей природе не может обходиться мифологическими фигурами, ее понятийный инструментарий должен быть строго определен. Поэтому последуем определению Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»[4] (далее в тексте — Закон «Об информации»): информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст. 2). Область человеческого поведения, в которой происходит производство и обмен информацией, называется информационной сферой. Информационная сфера (среда) — это сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации (Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», ст. 2).

Право на информацию, согласно Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., относится к числу фундаментальных прав и формулируется как право свободно искать, получать и распространять информацию (ст. 19). Права и свободы человека могут подвергаться только таким ограничениям, «которые установлены законом исключительно в целях обеспечения безопасности, должного признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетворения требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе» (ст. 29.2). Всеобщей декларации вторит Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации (от 22 ноября 1991 г.): «...каждый человек имеет право искать, получать и свободно распространять информацию, ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности» (ст. 13.2).

Таким образом, сегодня общепризнано, что первичным механизмом правового регулирования в информационной сфере является предоставление права, а его ограничения носят вторичный характер. Такой порядок регулирования получил в юриспруденции название общедозволительного типа правового регулирования и выражается простейшим образом в формуле «дозволено все, кроме запрещенного». Согласно общепринятому мнению1, в правовом государстве именно этот тип действует в отношении граждан. В этом случае роль законодателя сводится преимущественно к определению запретов, так как ясно, что вся оставшаяся сфера неопределенности — это область дозволенного. С другой стороны, деятельность государственных органов регулируется в рамках разрешительного типа — по формуле «запрещено все, кроме разрешенного». На долю законодателя тогда выпадает установление не запретов, а обязываний и дозволений. Сам разрешительный тип носит лишь вторичный характер, он рассматривается как некоторое исключение из правила — общедозволительного порядка правового регулирования, а право в целом, по образному выражению В. С. Нерсесянца, понимается как «математика свободы»[5]. Тип правового регулирования — не просто абстракция реальных правоотношений или обобщение действующих правовых норм, это инструмент разрешения спорных, не урегулированных напрямую ситуаций, а кроме того, и показатель правового развития общества.

Конституция Российской Федерации вводит общедозволительный порядок регулирования информационной сферы. Статья 29 гласит: «4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.... 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Конкретизация пункта 4 содержится в Законе «Об информации». Статья 12 определяет равенство всех субъектов при доступе к информации, собственником которой является государство. При этом собственник информации не вправе требовать обоснования необходимости получения запрашиваемой информации. Более того, согласно ст. 13 государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступность для каждого своих информационных ресурсов.

Однако реальных юридических гарантий права на информацию отечественное законодательство не содержит. В 2002 г. Государственная Дума Российской Федерации заблокировала рассмотрение законопроекта «О праве на информацию». Комитет по информационной политике Думы вынес отрицательное заключение по проекту закона, подготовленному независимыми депутатами В. Похмелкиным и С. Юшенковым. Комитет усмотрел в этом фундаментальном праве возможность для иностранных спецслужб получать информацию «с последующим ее использованием в ущерб интересам РФ»[6], а член этого комитета Б. Резник вступился за деньги налогоплательщиков: «Какой же надо содержать штат чиновников, чтобы выдавать любую информацию по первому требованию!».[7] Поэтому ни конкретный порядок получения информации, ни исчерпывающий перечень мер ответственности за нарушение права на информацию в настоящий момент не определены.

Преступлениям против конституционных прав и свобод человека и гражданина посвящена глава 19 Уголовного кодекса. Но она не содержит статьи, устанавливающей ответственность за нарушение свободы мысли и слова в общем случае, хотя отдельные виды нарушений этой конституционной свободы определяются как в Уголовном кодексе, так и в других нормативных актах. Существование таких частных статей вряд ли может служить достаточной компенсацией, ведь наличие, например, в том же УК ст. 126 «Похищение человека», 128 «Незаконное помещение в психиатрический стационар» и 301 «Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей» не исключает наличия ст. 127 «Незаконное лишение свободы». Нет в уголовном или административном законодательстве России также и наказания за нарушение права гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию (ст. 29 Конституции).

Статья 140 «Отказ в предоставлении гражданину информации» определяет гарантии соблюдения части 2 ст. 24 Конституции: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». Согласно Уголовному кодексу наказывается неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина (запрашивающего информацию!), либо предложение гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан. Таким образом, наказание должно последовать лишь в том случае, если будет доказан вред, причиненный непредоставлением информации, причем бремя доказывания ложится на плечи стороны, конституционные права которой ущемлены. Облегчает ситуацию искателя информации ст. 5.39 нового Кодекса об административных правонарушениях с названием и содержанием, аналогичными статье УК. Принципиальное отличие заключается в том, что для наступления административной ответственности нанесение вреда не является обязательным условием.

Статья 144 посвящена воспрепятствованию законной деятельности журналистов, гарантируя, таким образом, свободу массовой информации (ст. 29 ч. 5 Конституции). Уголовный кодекс (УК РФ) определяет кару за принуждение журналистов к распространению либо к отказу от распространения информации, причем использование служебного положения отягчает ответственность лица, совершившего это правонарушение.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.