Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ





Несоблюдение целого ряда норм, регулирующих предвыборную агитацию, может привести к отмене судом регистрации кандидата (списка кандидатов) по заявлению зарегистрировавшей его комиссии. Нормы эти таковы:

♦ использование кандидатами, руководителями избирательных объединений, избирательных блоков преимуществ должностного или служебного положения;

♦ установление фактов подкупа избирателей;

♦ злоупотребление кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком свободой массовой информации;

♦ установление факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости или наличии гражданства иностранного государства (установление факта в отношении кандидата из списка кандидатов может служить только основанием для исключения данного кандидата из списка кандидатов).

По тем же основаниям, за исключением последнего, суд может отменить уже состоявшееся решение избирательной комиссии о результатах выборов, если будет признано, что «указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей».

Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и о принятых мерах.

Систематизации ответственности за правонарушения в агитационной деятельности послужило и принятие нового Кодекса об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г.). В частности, ст. 5.10 посвящена санкциям за нарушение ограничений по месту и времени проведения предвыборной агитации. Нарушителю грозит штраф, взыскиваемый по суду избиркомом или органами внутренних дел. Статья 5.9 устанавливает кару конкретно за нарушение предусмотренных законодательством о выборах условий рекламы, причем обязанность фиксировать это правонарушение возложена только на избирательные комиссии, но не на милицию.

На деле привлечь к ответственности нарушителей избирательного законодательства чрезвычайно сложно. Представители избирательных комиссий бесконечно сетуют на «черный PR», который и в самом деле не только активно злоупотребляет предоставленными правами, но и нарушает их самыми изощренными способами. Так, в день голосования на выборах в Кирове в общежитии Вятской сельхозакадемии распространялись презервативы с надписью «Бабошин ЗА»[33]. Нарушение законодательства в данном случае не так очевидно, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, еще надо выяснить, за что именно «ЗА» кандидат Бабошин; во-вторых, даже если это не он «за», а «за» него (т. е. нарушен запрет на агитацию в день выборов), то непросто было бы доказать, что произошел подкуп избирателей. Наконец, неясно, Бабошин ли распространял презервативы или его соперники пытались спровоцировать избирательную комиссию на резкие действия.

 

 

Случай из практики

Анализ агитационного обращения

 
 

Принадлежность данного агитационного материала к так называемому «черному PR» не вызывает сомнений. Однако для правового разрешения ситуации необходимо выявить конкретные нарушения, имеющие место в данном случае.

1. Унижение чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК). Агитационный материал, отпечатанный тиражом 50 000 экземпляров, является способом распространения информации. О нарушении норм морали и права говорят сведения в отношении Сергея Беляева («жулик», «наворовавший миллионы»), Андрея Бенина («сделал свое состояние на незаконной торговле лесом»), Владимира Юдина («стукачок»), ТОО «Модус» («где отмываются деньги "бандитского Петербурга"»). Отметим, что сведениями, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию, суд может не признать оценку С. Андреева как «швондера», В. Юдина как «слабого» для борьбы с олигархами, утверждение о том, что М. Мирилашвили является учредителем ТОО «Модус».

2. Тем не менее все упомянутые в листовке лица могут требовать компенсации морального вреда, нанесенного им данной публикацией.

3. Согласно ст. 48 п. 9 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме», использование изображения физического лица в агитационных материалах кандидатов возможно только с письменного согласия данного физического лица. Сомнительно наличие у А. Беляева разрешений маршалов России на использование их образов. Если же такое разрешение имелось, то и в этом случае следует признать фотографическое изображение незаконным. Подпункт «б» п. 7 ст. 48 того же закона запрещает участие в предвыборной агитации военнослужащим.

4. Националистическая направленность обращения, содержащегося в листовке, вероятно, не может стать основанием наступления юридической ответственности. Упоминания в тексте различных национальностей (чеченцев, евреев, «непонятных») не содержит признаков правонарушения, поскольку не разжигает межнациональную рознь и не унижает достоинства ни одной из названных национальностей. Единственная национальность, по отношению к которой текст листовки нарушает ст. 282 Уголовного кодекса, — это русские, поскольку отождествление понятий «русские» и «бедные» (в партийном слогане, и еще более явнов фразе «Я такой же бедный и такой же русский»), можно квалифицировать как публичную пропаганду неполноценности граждан по национальной принадлежности.

5. Сведениями относительно соблюдения при распространении листовки требований п. 3 ст. 54, устанавливающего необходимость предоставления экземпляра печатных агитационных материалов до начала их распространения в соответствующую избирательную комиссию, мы не располагаем.

Предварительные выводы

Рассматриваемый агитационный материал может служить основанием для подачи гражданского иска, возбуждения уголовного дела, а при подтверждении отсутствия разрешения на использование образов третьих лиц и/или непредоставления экземпляра листовки в избирательную комиссию распространение листовки должно быть запрещено по п. 6 ст. 54 Закона «Об основных гарантиях...». Иной ответственности за указанные правонарушения законодательство Российской Федерации не содержит. В частности, по основаниям, приведенным в ст. 76 Закона «Об основных гарантиях...», регистрация кандидата не может быть отменена при совершении им подобных правонарушений.

Дополнительный анализ агитационного обращения

Обратим внимание на дополнительные обязательные сведения, содержащиеся в листовке, т. е. необходимые в силу п. 2 ст. 54 наименование и юридический адрес организации (фамилия, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилия, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов. Данные о лице, изготовившем листовку, присутствуют в полном объеме; данные о лице, заказавшем листовку, содержатся во фразе «Оплачено из избирательного фонда кандидата в депутаты по Адмиралтейскому округу № 206 Андреева Сергея Юрьевича». Таким образом, налицо нарушение п. 5 ст. 48 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме», предусматривающего, что расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов. Агитация за кандидата, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, запрещается.

Привлечение средств помимо средств избирательного фонда может повлечь отмену регистрации кандидата на основании подпункта «б» п. 5 ст. 76 Закона «Об основных гарантиях...». Независимо от этого основания наступает административная ответственность согласно ст. 5.18 за использование денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда в виде штрафа в размере до 25 МРОТ.

С другой стороны, кандидат Андреев также оказывается виновным лицом, поскольку нарушает как п. 5 ст. 48, так и п. 2 ст. 59 Закона «Об основных гарантиях...». Согласно последнему средства избирательных фондов могут использоваться кандидатами только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании. А по Кодексу об административных правонарушениях оказание запрещенной законом материальной поддержки избирательной кампании кандидата влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 15 МРОТ (ст. 5.20).

Окончательные выводы

Представленная листовка, которая, как показал опыт, многими избирателями принималась «за чистую монету», на самом деле является провокацией, направленной как против кандидата А. Беляева, так и против кандидата С. Андреева. Нам остается лишь догадываться, кому это было выгодно, и надеяться на правоохранительные органы, в которые могут обратиться заинтересованные лица для защиты своих интересов. Данная ситуация типична для предвыборной борьбы, но нам неизвестны случаи обнаружения виновных.

 

 

ПРАВО И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ

Позиционирование с использованием государственного наименования и символики

В начале 90-х гг. стало очень популярным позиционирование фирм путем включения в их названия слов «русский», «российский», «Россия»; в товарные знаки включались изображения трехцветного флага и двуглавого орла. Правотворческие органы откликнулись принятием нормативных актов. Верховный Совет Российской Федерации 14 февраля 1992 г. принял Постановление «О порядке использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур», согласно которому до принятия и введения в действие Закона Российской Федерации «О государственной символике» наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания в названиях государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и других структур (за исключением общественных и религиозных объединений) используются только с согласия Правительства Российской Федерации и в соответствии с принятыми законодательными актами Российской Федерации.

Жизнь повернулась иначе, чем предполагали депутаты Верховного Совета. Закон «О государственной символике» так и не был принят. Отношениям, которые он должен был в первую очередь регулировать, посвящено сегодня три самостоятельных законодательных акта. В то же время использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний с 24 апреля 1993 г. упорядочивается Законом РФ «О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний»[34].

Закон «О сборе за использование наименований...» исходит из того, что любая организация вправе свободно присвоить себе соответствующе название, но при этом она должна на регулярной основе (ежеквартально или ежегодно — в зависимости от формы организации) уплачивать государственный сбор. Закон устанавливает, что плательщиками сбора не являются:

♦ федеральные органы государственной (законодательной, исполнительной и судебной) власти;

♦ Центральный Банк Российской Федерации и его учреждения;

♦ государственные внебюджетные фонды Российской Федерации;

♦ бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из республиканского бюджета Российской Федерации;

♦ редакции средств массовой информации (кроме рекламных и эротических изданий);

♦ общероссийские общественные объединения, а также религиозные объединения;

♦ сельскохозяйственные товаропроизводители (к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкие артели (колхозы), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которых составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции).

Использование государственной символики чрезвычайно подробно регламентировано нормативными актами. 25 декабря 2000 г. был, наконец, подписан пакет федеральных конституционных законов: «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации», «О Государственном гимне Российской Федерации».

Закон «О Государственном флаге Российской Федерации» среди прочего устанавливает, что флаг обязательно поднимается (устанавливается) во время официальных церемоний и других торжественных мероприятий, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Он может быть поднят (установлен) во время торжественных мероприятий, проводимых общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также во время семейных торжеств.

Государственный флаг не может быть использован в качестве флага иного субъекта, а также не может служить геральдической основой для иного флага за исключением флагов федеральных органов исполнительной власти. Закон, впрочем, не устанавливает, что изображение Государственного флага не может использоваться в эмблемах и иных случаях другими субъектами, тем более не оговариваются ограничения на использование цветов Государственного флага. Это открывает довольно широкие перспективы перед субъектами, желающими позиционировать себя как причастных российской государственности.

При одновременном подъеме (размещении) Государственного и иного флагов флаг Российской Федерации располагается с левой стороны, если стоять к ним лицом; при одновременном подъеме (размещении) нечетного числа флагов Государственный флаг Российской Федерации располагается в центре, а при подъеме (размещении) четного числа флагов (но более двух) — левее центра. В этом случае другой флаг не может быть больше по размеру и не может быть поднят выше, чем Государственный. (Хотя при перечислении видов иных флагов законодатель забывает здесь о личных флагах, совершенно очевидно, что их эта норма тоже касается.)

Список мест, где обязательно или возможно размещение герба, Закон «О Государственном гербе Российской Федерации» определяет довольно точно: после их перечня указывается, что «иные случаи использования Государственного герба Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации» (ст. 7). Впрочем, тут же оговаривается, кому Президент даже при всем желании не сможет разрешить использовать герб в своих интересах. Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Российской Федерации и не могут использоваться в качестве геральдической основы. Так что простора для творчества у Президента практически не остается.

Таким образом, большинство сотрудников PR-служб сталкиваются с использованием Государственного герба лишь опосредованно. В связи с этим особое значение приобретает ст. 9, регулирующая использование гербов иных организаций вместе с гербом России. При их одно-, временном размещении Государственный герб Российской Федерации располагается с левой стороны от другого герба, если стоять к ним лицом; при одновременном размещении нечетного числа гербов Государственный герб Российской Федерации располагается в центре, а при размещении четного — левее центра. Разумеется, размер другого герба не может превышать размер Государственного, и первый не может располагаться выше последнего.

Исполнение Государственного гимна урегулировано менее отчетливо. Список случаев, предполагающих его обязательное исполнение, содержит указание на «другие официальные церемонии». Под понятие «официальной церемонии» можно подвести все что угодно, а ведь закон предписывает обязательное исполнение гимна в этом случае. Таким образом, руководителю организации, открывающему корпоративное состязание по шахматам или пинг-понгу, следует иметь в виду, что звучание гимна в этом случае абсолютно необходимо, тем более что официальные церемонии открытия спортивных состязаний даже вынесены почему-то из общего списка в отдельную статью. Что касается возможного исполнения гимна, то оно законом практически не лимитировано: гимн может исполняться во время торжественных мероприятий, проводимых как государственными, так и негосударственными организациями. Понятие негосударственной организации российским законодательством не проясняется, так что фактически запрещается лишь исполнение гимна в полном одиночестве, которое уж никак не выдашь за «организацию».

При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов. Выражение почтения снятием головного убора на самом деле вовсе не столь очевидно, как показалось команде Президента, внесшего законопроект в Думу, и депутатам, которые его приняли. Главный раввин России Берл Лазар отмечает: «В традиции нашей иудейской религии, в традициях восточной культуры вообще ношение головных уборов имеет иной смысл, чем в европейской культуре: это как раз знак уважения к Богу, символ уважения, поклонения и страха. Исходя из представлений и норм традиционной для нашего народа религии и культуры, мне кажется, что раввины не должны снимать головные уборы, слушая российский гимн»[35]. Неясно, почему только раввины, по мнению Лазара, не должны снимать головные уборы, если их ношение имеет одинаковый смысл для всех иудеев; что касается православных священников, проблема точно такая же. «Но с военными есть еще одна проблема: по уставу они не имеют права снимать форменные головные уборы. И потом, отдавая честь, военные прикладывают руку к козырьку. К чему они будут прикладывать руку, сняв фуражку?» — вторил раввину депутат Госдумы Сергей Юшенков[36].

В случае если исполнение Государственного гимна Российской Федерации сопровождается поднятием Государственного флага Российской Федерации, присутствующие поворачиваются к нему лицом. Обозреватель «Власти» Д. Люкайтис справедливо задает вопрос, как можно выполнить это требование, например, в ситуации многих спортивных соревнований. «Получается, что каждый раз, когда российские спортсмены будут занимать призовые места, все остальные атлеты (если соревнования проходят в России. — А. Д.) должны вставать и равняться на российский стяг, даже если они в это время бегут стометровку, прыгают с шестом или метают молот»[37].

Политические мотивы, заставившие Президента спешить с принятием государственной символики, что привело к многочисленным нелепостям, вводить разным порядком две части единого гимна и т. д., понятны. Однако в результате, как это слишком часто бывает в России, пострадало право, и было проявлено неуважение к самим государственным символам. Не случайно мы постоянно сталкиваемся с нарушением указанных законов на всех уровнях социальной жизни. А ведь за их несоблюдение предусмотрена юридическая ответственность: ст. 17.10 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает штраф за использование Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна в нарушение установленных правил.

 

Фирменное наименование

Согласно гражданскому праву однородные объекты на рынке различаются с помощью средств индивидуализации. В качестве таковых рассматриваются средства индивидуализации участников гражданского оборота — фирменное наименование и средства индивидуализации продукции, работ и услуг: товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров. Средство индивидуализации является одним из важнейших способов позиционирования. Кроме того, многие (если не большинство) агенты рынка стремятся не просто иметь отличительный знак, но и сделать его понятным, запоминающимся и привлекательным. Таким образом, на практике средства индивидуализации приобретают не одну, а несколько черт средства позиционирования.

Специального современного закона о фирменном наименовании в России не существует. В числе актов, регулирующих этот вопрос, следует выделить прежде всего ГК РФ и Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»; однако положения, касающиеся этого вопроса, содержатся и в ряде других документов. В этой связи возникают определенные проблемы и пробелы. Так, несмотря на то что значимость фирменного наименования (или просто фирмы) была осознана в России еще сто лет назад[38], а действующее законодательство включает в себя элементы правового регулирования еще времен нэпа[39], определения фирмы современный отечественный законодатель (в отличие от дореволюционного) так и не дал. Юридическая литература присвоила понятию фирмы следующее содержание: это наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует это лицо в ряду других участников гражданского оборота.

Фирменное наименование включает обязательные и факультативные элементы. К первым относятся указание на организационно-правовую форму предприятия (государственное унитарное предприятие — ГУП, общество с ограниченной ответственностью — ООО, открытое акционерное общество — ОАО и т. д.[40]); тип и предмет деятельности (производственное, научное, коммерческое и т. д.); специальное наименование предприятия («Русские самоцветы», «Полюстрово» и т. д.). Факультативные элементы — это добавления типа указаний «универсальный», «центральный» и т. п., в том числе сокращенное наименование фирмы. Положение о фирме (п. 7) запрещает включать в фирменное наименование обозначения, способные ввести в заблуждение (так называемый принцип истинности фирмы). Так, владелец частного предприятия не может избрать в качестве наименования обозначение, указывающее или даже просто ассоциирующееся с государственной принадлежностью предприятия. К сожалению, это положение не всегда соблюдается при регистрации, причем некоторое время была распространена мимикрия коммерческих организаций под общественные, вплоть до весьма сомнительного с указанной точки зрения наименования «Общественное (!) российское телевидение»[41].

Другим способом введения потребителя в заблуждение может стать использование одного и того же названия лицами, имеющими разную организационную структуру. В этом случае полное фирменное наименование будет отличаться несколькими буквами, что формально вполне допустимо[42], но ставит под сомнение выполнение основного предназначения фирмы — служить средством индивидуализации. Так, вполне законным является существование двух конкурирующих производителей алкогольной продукции под фирменными наименованиями ЗАО (закрытое акционерное общество) «Союзплодимпорт» и ФКП (федеральное казенное предприятие) «Союзплодимпорт». С другой стороны, профессор А. П. Сергеев полагает, что «если предприниматели действуют в совершенно различных и не пересекающихся друг с другом сферах (как деловых, так и территориальных), они вполне могут пользоваться сходными и даже тождественными наименованиями, так как здесь нет опасности введения в заблуждение контрагентов и потребителей»[43]. Действительно, существует достаточ ное количество примеров того, что сходными или даже тождественными фирменными наименованиями пользуются предприятия, действующие в разных сегментах рынка и не вступающие друг с другом в прямую конкурентную борьбу. Так, рекламные услуги предоставляются совершенно разными юридическими лицами с названием ArtCraft в Петербурге, Москве и США. По заявлению генерального директора одного из них И. Кайбанова, такая ситуация его совершенно не тревожит[44]. С другой стороны, расширение деятельности какого-либо из одноименных субъектов может привести к столкновению интересов и последующим судебным разбирательствам. Минимизировать возможность судебных тяжб путем введения запрета на регистрацию одинаковых фирм (т. е. проведения экспертизы по заявке, аналогичной экспертизе заявки на регистрацию товарного знака, см. далее) вряд ли возможно. Во всяком случае, введение заявительной регистрации юридических лиц в 2002 г. исходит из противоположных принципов и делает подобные относительно длительные процедуры фактически невозможными.

Правом на фирму обладают коммерческие юридические лица (п. 4 ст. 54 ГК), и это право возникает у них с момента государственной регистрации юридического лица. Никакой специальной регистрации фирменного наименования законодательством не предусматривается. Некоммерческие юридические лица не имеют фирменных наименований; задача индивидуализации возлагается в этом случае на официальное наименование. Субъекты, не являющиеся юридическими лицами, несмотря на коммерческий характер своей деятельности также не пользуются нравом на фирму. Так, физическое лицо, даже если оно является частным предпринимателем, не нуждается в фирменном наименовании, поскольку его собственное имя служит вполне достаточным средством индивидуализации например индивидуальный предприниматель Бочкарев. По букве и духу закона не могут иметь фирменного наименования также обособленные подразделения юридических лиц, в том числе филиалы и представительства, что не всегда соблюдается на практике.

Право на фирму — это личное неимущественное исключительное право: оно органически связано с деловой репутацией юридического лица; никто, кроме правообладателя, не может выступать в гражданском обороте под данным наименованием. Особенностью права на фирму является то, что одновременно оно выступает в качестве обязанности: в установленном порядке юридическое лицо обязано зарегистрировать свое фирменное наименование. С этой точки зрения как нарушение законодательства следует рассматривать анонимное выступление юридических лиц в гражданском обороте, например помещение в печати объявлений о реализации товаров и услуг, найме персонала и т. п. без указания фирменного наименования.

Право на фирму может перейти к новому обладателю предприятия (при условии согласия прежнего владельца и указания преемственности через добавление к фирменному наименованию) и может быть уступлено по договору коммерческой концессии (более подробно об этом см. в разделе о товарных знаках).

Право на фирменное наименование прекращается с ликвидацией юридического лица, однако возможны случаи его досрочного прекращения:

¨ фирмовладелец сам вправе в любой момент отказаться от права на пользование конкретным фирменным наименованием;

¨ при переходе предприятия к новому владельцу, если условия такой передачи не предусматривают сохранение за предприятием прежнего фирменного наименования;

¨ при изменении организационно-правовой формы и иной реорганизации юридического лица;

¨ по решению суда.

Правообладатель, полагающий свое право на фирму нарушенным, может обратиться в антимонопольный орган с заявлением, к которому прилагаются документы, свидетельствующие о нарушении права. Если антимонопольный орган признает факт нарушения, он выдает нарушителю предписание о прекращении нарушения, устранении его последствий и восстановлении первоначального положения. В случае уклонения от исполнения предписания нарушителю грозит штраф и судебное разбирательство. Разумеется, все заинтересованные стороны имеют право на защиту в судебном порядке.

Потерпевший может требовать, чтобы ему были возмещены все убытки, понесенные им в результате нарушения его прав. В качестве реального ущерба в данном случае могут выступать затраты, связанные с переменой скомпрометированного названия, расходы на дополнительную рекламную кампанию и публикации, разъясняющие создавшуюся ситуацию, и т. д.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.