Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Защита авторских и смежных прав





Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду. Если автор не представил заказное произведение в соответствии с условиями договора заказа, он обязан возместить реальный ущерб, причиненный заказчику.

Санкции за нарушение норм законодательства об авторских и смежных правах содержатся как в самом Законе, так и в иных нормативных актах. Через суд и иные правоохранительные органы правообладатели могут требовать:

1) признания прав;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению, в том числе конфискации и уничтожения или передачи потерпевшему контрафактных (изготовленных или распространяемых с нарушением Закона) экземпляров;

3) возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

4) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;

5) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода.

Указанные в п. 3, 4, 5 меры применяются по выбору обладателя авторских и смежных прав.

УК РФ устанавливает также, что нарушения авторских и смежных прав, повлекшие крупный ущерб, наказываются также штрафом и даже лишением свободы. Отягчающим обстоятельством является неоднократное совершение нарушений группой лиц по предварительному сговору (ст. 146). Кодекс об административных правонарушениях содержит введенную после принятия Закона об авторском и смежных правах ст. 150.4, которая за незаконное использование в коммерческих целях произведений или фонограмм предусматривает ответственность в виде наложения штрафов и конфискации контрафактных экземпляров, уничтожения или изменения знаков защиты авторского или смежных прав.

Очевидно, что защита авторских прав требует немалой активности пострадавшей стороны, поэтому, чтобы можно было говорить об эффективности существующего законодательства, и сама защита, и добровольное соблюдение авторских прав должны войти в общественную привычку. Пока же остается приводить примеры, являющиеся скорее исключением, чем правилом. Так, известный петербургский юморист К. Мелихан предложил редакции «Аргументов и фактов» выплатить ему 10 000 руб. за публикацию его афоризмов под чужими фамилиями в обмен на отказ автора обращаться в суд. Газета на угрозу внимания не обратила и вскоре пожалела об этом. К. Мелихан обратился в Басманный районный суд с иском на 500 000 руб. Только тогда представители газеты заключили с истцом мировое соглашение и выплатили-таки ему 10 000 руб., но благодаря этому делу уже «засветились» как в суде, так и в прессе[78]. Кстати, опрос, проведенный в связи с этим «Коммерсантомъ», показал, что некоторым (и весьма ответственным) деятелям СМИ неизвестно даже о наличии в России законодательства об авторском праве[79].

Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10% от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.

 

Случай из практики

Ситуация

В рекламном агентстве был создан рисунок, правами на который оно обладало как на служебное произведение. Однако агентство не успело использовать рисунок в своей деятельности, когда он появился на витрине некоего магазина. Агентство обладало необходимыми документами, подтверждающими его права, но у него не было никаких доказательств наличия убытков в результате неправомерных действий магазина.

Действия сторон

Рекламное агентство обратилось в арбитражный суд с иском к собственнику магазина о взыскании с ответчика компенсации в сумме 2000 минимальных размеров оплаты труда на основании подпункта 5 п. 1 ст. 49 Закона «Об авторском праве», устанавливающего возможность выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда вместо возмещения убытков или взыскания дохода в случае нарушения авторских или смежных прав.

Поскольку истец не доказал, что имел намерение использовать произведение в предпринимательской деятельности и понес из-за использования ответчиком рисунка расходы или утратил возможность получения реальных доходов, судом в иске было отказано. При этом суд сослался на ст. 49 Закона «Об авторском праве», предусматривающую обязанность нарушителя авторских прав возместить правообладателю понесенные неправомерными действиями убытки, включая упущенную выгоду (подпункт 3 п. 1).

Впрочем, агентство не остановилось на этом, обжаловав решение суда первой инстанции.

Решение суда второй инстанции

Суд второй инстанции отменил первое решение. При этом было указано, что установленная подпунктом 5 п. 1 ст. 49 Закона «Об авторском праве» мера ответственности применяется по выбору истца вместо возмещения убытков или взыскания дохода. Требование об уплате компенсации могло быть удовлетворено при наличии доказательств только несанкционированного использования произведения, т. е. факта правонарушения. Размер компенсации определяется судом исходя из конкретных обстоятельств.

Комментарий

Следует обратить внимание, что для разрешения этой ситуации в гражданском процессе совершенно неважным представляется способ приобретения магазином рисунка. Так, если он был похищен у правообладателя, может быть возбуждено уголовное дело. Но даже если акта хищения не было, правомерное приобретение материального носителя никак не связано с приобретением авторских прав на произведение. Передача последних, как указывалось, передается на основании отдельного договора. Поэтому возможной представляется ситуация, когда магазин являлся правомерным обладателем рисунка, но не имел права им пользоваться как авторским произведением.

Приложение

ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ

В настоящем приложении приводятся образцы некоторых документов, которые могут понадобиться специалисту по связям с общественностью в его работе. Речь ни в коем случае не идет об исчерпывающем наборе и об абсолютной обязательности предлагаемых формул. Здесь представлены тексты, ориентируясь на которые при необходимости можно будет составить документ, отвечающий конкретным задачам профессиональной деятельности. В ряде случаев представлялось нецелесообразным повторять отдельные элементы в каждом из приведенных договоров: так, лишь однажды в образце указано место печати; не всегда приводятся и раскрываются условия, касающиеся форс-мажорных обстоятельств, и т. д. Важнее казалось показать возможные варианты. Поэтому при использовании материалов Приложения желательно предварительно ознакомиться со всеми включенными в него текстами.

При работе над Приложением были использованы «Сборник договоров (более 400 документов)» (М., 2001); справочник «Правовой статус общественных объединений в Российской Федерации» (М., 2000), а также электронное издание «Ваша юридическая консультация. Домашний юрист». Автор выражает признательность рекламному холдингу «ArtCraft», предоставившему текст договора о спонсорском участии, и благодарит всех сотрудников холдинга и лично генерального директора И. В. Кайбанова за содействие, оказанное при подготовке издания. В качестве первого образца приводится Положение об Управлении юридической информации и связей с общественностью Министерства юстиции Российской Федерации, которое вполне может служить ориентиром при составлении подобного положения в любой организации.


[1] Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-кор. РАН, д-ра юрид. наук проф. В. С. Нерсесянца. М., 1999. С. 192.

[2] См., например, Блюменау Д. И. Информация: миф или реальность?// Научно-техническая информация. Сер. 2. 1985. № 2. С. 1-4.

[3] Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М.,1968. С. 201.

[4] Практика специального законодательного регулирования информационной сферы широко распространена в мире. Так, в США первый закон о защите информации был принят еще в 1906 г., вслед за ним последовали федеральные законы «О свободе информации» (1967 г.), «Об охране личности» (1974 г.), Закон под условным названием «Правительство при свете дня», Закон «О разоблачителях» (1978 г.), «Билль о правах в эру информации» (1990 г.) и др.; во Франции действует Закон «Об информатике, картотеках и свободах» (1978 г.)

и т. д.

[5] Нерсесянц В. С. Право — математика свободы. М., 1996.

[6] Коммерсантъ-Власть. 26 марта 2002 г. С. 32

[7] Там же. С. 31.

[8] О целях защиты информации см. также Закон «Об информации, информатизации и защите информации», ст. 20.

[9] Энциклопедия промышленного шпионажа / Под общ. ред. Е. В. Куренкова. СПб., 1999. С. 203.

[10] Российская газета от 28 сентября 2000 г.

[11] Статьей 11 Закона «О государственной тайне»; Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 и измененным Указом от 24.01.98 г. № 61; Перечнем должностных лиц органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в последней редакции утвержденным Распоряжением Исполняющего обязанности Президента Российской Федерации от 17.01.2000 г. и другими актами.

[12] См.: Гудимов В. Ответственность за разглашение коммерческой тайны. Публикация в справочной системе «Гарант».

[13] Государственная тайна в Российской Федерации: Учебно-методическое пособие/ Под ред. М. А. Вуса. Изд. 2-е. СПб., 2000. С. 70. Следует отметить, что некоторое время активно обсуждался вопрос о принятии специального закона «О коммерческой тайне». См. об этом: Волчинская Е. К., Карелина М. М., Терещенко Л. К. Институт коммерческой тайны (проблемы правового регулирования) // Юридический консультант. 1997. № 9. С. 12-19; Яковлева В. Ф.,Тарасенко К. А. Обсуждение проекта закона «О коммерческой тайне» //

Правоведение. 1997. С. 177-179 и др. В 1999 г. Президент наложил вето на принятый Государственной Думой Закон «О коммерческой тайне», и вопрос был снят с повестки дня.

[14] См.: Коломиец А. Условия о неразглашении коммерческой тайны в трудовом договоре (контракте) // Хозяйство и право. 1998. № 5. С. 32-37. Ныне действующий Трудовой кодекс не знает понятия «контракт».

[15] См.: Лесняк В. В. Защита чести, достоинства и деловой репутации в гражданском законодательстве России // Юрист. 1999. № 1. С. 52; Комментарии К. Б. Ярошенко к ст. 152 в Комментарии к ч. 1 Гражданского кодекса для предпринимателей под общ. ред. В. Д. Карповича и Постатейном комментарии к ч. 1 Гражданского кодекса под ред. О. П. Садикова и др. См. существенно иное толкование понятия «деловая репутация»: КостюкВ.Д. Нематериальные блага. Защита чести, достоинства и деловой репутации. М., 2002 (особенно с. 35-36).

[16] Костюк В. Д. Указ. соч. С. 41.

[17] Постановление Пленума Верховного Суда России № 11 от 18.08.93 г., с изменениями на 25.08.95 г. «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».

[18] Воробьев А. Выбор оружия для защиты // PR-диалог. 2000. № 3 (8). С. 54.

[19] См.: Костюк В. Д. Указ. соч. С. 68-70.

[20] Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2001. № 4. С. 20.

[21] Исключением из общего порядка опровержения порочащих сведений является их распространение в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других официальных документах, для обжалования которых предусмотрен иной установленный законом порядок.

[22] См.: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 сентября 1999 г. № 46 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации».

[23] Костюк В. Д. Указ. соч. С. 172.

[24] См. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июня 1997 г. № 3819/96.

[25] Представляется, что ничего не мешает выдавать этот акт и по просьбе самого журналиста, а названное положение может быть оспорено как не соответствующее Закону «О СМИ». Тем не менее порядок на сегодняшний день таков.

[26] Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах работы арбитражных судов Российской Федерации по взаимодействию со средствами массовой информации» от 27.09.98 г. № cl-7/cl-392. Аналогичный порядок действует и в судах общей юрисдикции.

[27] Федотов М. А. Право массовой информации в Российской Федерации. М., 2002. С. 323.

[28] 1 См.: Федотов М. А. Право массовой информации в Российской Федерации. М, 2002. С. 309.

[29] Представляется, что в ситуации, когда не все зарезервированное время или площади были куплены, государство должно возмещать СМИ понесенный ущерб.

[30] Блондье Л. Изучение общественного мнения // Политика и общество во Франции. М., 1993. С. 42.

[31] Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996.

[32] Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М„ 1999. С. 779.

[33] Коммерсантъ-Власть. 10 апреля 2001 г. С. 35.

[34] В соответствии с этим законом налоговое ведомство разрабатывает инструкции. Последняя — «О порядке исчисления и уплаты в бюджет сбора за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний» — утверждена приказом МНС РФ от 29 июня 2000 г. № БГ-3-02/246.

[35] Коммерсантъ-Власть. 2000. 19 декабря. С. 19.

[36] Там же

[37] Там же. Можно было бы сослаться на международный опыт: во многом аналогичная ситуация существует, например, в США. Однако есть ли смысл оправдывать собственные недоработки тем, что мы не единственные, кто «недорабатывает»?

[38] «Ценность предприятия заключается не столько в помещении, находящемся, может быть, на самом бойком месте, не в количестве сложенных в его подвалах и складах товаров, сколько в известности фирмы», — писал русский юрист Г. Ф. Шершеневич {Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. СПб., 1908. Т. 1. С. 185)

[39] Положение о фирме 1927 г.

[40] О формах предприятия и связанных с этим особенностях его деятельности см.: Гражданский кодекс РФ. Гл. 4. Юридические лица.

[41] Однако переименование последнего в «Первый канал» именно по указанным соображениям является одним из симптомов существенного улучшения обстановки на российском рынке.

[42] Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 мая 1992 г. № С-13/ОПИ-112 «Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике».

[43] Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М, 2001. С. 572

[44] Выступление перед студентами, получающими образование по специальности «Связи с общественностью» в РГПУ им. А. И. Герцена. Октябрь 2001 г.

[45] См., например, Виноградов А. Защита от подделок и имитаций брендов // Бренд-менеджмент. 2001. № 1. С. 57

[46] Рыкова И. В. Товарный знак как способ защиты прав, торговая марка как средство продвижения. История и перспективы развития // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 3 (29). С. 99-100. Впрочем, хотя автор приводит замечательные иллюстрации и схемы, различие терминов именно на понятийном уровне остается неясным.

[47] По материалам сайта Ermakova, Stoliarova & Associates.

[48] Борисов Б. Л. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие. М., 2001. С. 162.

[49] Формы заявок приведены в приложениях к Правилам составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденным Роспатентом 5 марта 2003 г.

[50] Чармэссон Г. Торговая марка: Как создать имя, которое принесет миллионы. СПб.—М.—Харьков—Минск, 2000. С. 31. Можно заметить, что в России этот знак не подлежит защите сразу по двум основаниям, в США же товарные знаки не подлежат регистрации, поэтому их правомерность выясняется только судом в случае конфликта.

[51] Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные Роспатентом 5 марта 2003 г.

[52] Рыбак С. Обломова признали достоянием общества // Ведомости. № 70 (393). 19 апреля 2001 г. С. Б1.

[53] См., например, Виноградов А. Защита от подделок и имитаций брендов // Бренд-Менеджмент. 2001. № 1. С. 60-61.

[54] Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

[55] Ср. противоположную точку зрения: Воробьев А. Реклама или информация? // PR-диалог. 2001. № 1. С. 52-54

[56] Вестник ВАС России. 2001. № 1. С. 45-47.

[57] Следует отметить, что Законом «О рынке ценных бумаг» прямо установлено, что любая информация о выпуске эмитентом ценных бумаг и начисленных и/или выплаченных дивидендах является рекламой (ст. 35).

[58] Горячева Ю. Ю. Разграничение рекламы и информации нерекламного характера // Законодательство. 2000. № 5.

[59] Однако законодательство многих субъектов РФ по ряду пунктов фактически приравнивает вывеску (обязательную информацию) к рекламе (см., например, Дорский А. Ю. Правовое регулирование рекламной деятельности в Санкт-Петербурге // Герценовские чтения. 2003. Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 2003. С. 269-278).

[60] Гаврилова А. От Марии Мироновой // Панорама TV. 2004. № 18 (562). С. 17.

[61] 1 6 сентября 1995 г. Главной государственной автомобильной инспекцией РФ были утверждены Временные требования к размещению рекламы на автомобильных дорогах и улицах по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (для практического использования подразделениями дорожной инспекции и организации движения Госавтоинспекции). Однако этот документ не зарегистрирован в Министерстве юстиции и поэтому не может применяться.

[62] См. также устанавливающий детальные требования Приказ МВД РФ от 7 июля 1998 г. № 410 «Об утверждении Инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах».

[63] Интересно, что Кодекс об административных правонарушениях в некоторых случаях под алкогольной продукцией понимает только ту, что содержит более 12% спирта (ст. 20.20). В других же случаях это остается невыясненным.

[64] Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которые отпускаются без рецепта врача и которые можно рекламировать в любых средствах массовой информации, был утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 18 марта 1997 г. № 79 «О перечне лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, для аптечных управлений, обслуживания амбулаторных больных в Российской Федерации».

[65] Списки утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.98 г. «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».

[66] Этот вопрос регулируется также Письмом ЦБР от 30 декабря 1997 г. № 73-Т «О рекламе кредитных организаций Российской Федерации и банков-нерезидентов». В целом этот документ вторит соответствующим положениям Закона. Удивляют лишь постоянные ссылки на Указ Президента от 10 июня 1994 г. «О защите прав потребителей от недобросовестной рекламы», который утратил силу в связи с введением в действие Закона «О рекламе». (Впрочем, это обстоятельство не учитывается многими юристами.)

[67] 1 См.: Вольдман Ю. Указ. Соч.

[68] Впрочем, сегодня у всех интересующихся есть возможность ознакомиться со всеми нюансами как одного, так и другого вида деятельности благодаря книге А. Векслер и Г. Тульчинского «Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность» (Н. Новгород, 2002).

[69] Туркин С. Льготы, совесть... Да чепуха все это // Советник. 1999. № 7 (43).

[70] Горячева Ю. Ю. Разграничение рекламы и информации нерекламного характера//Законодательство. 2000. № 5.

[71] Рихтер А. Авторское право на продукцию агентств новостей // Законодательство и практика средств массовой информации. 1995. № 7-8. С. 18.

[72] Права организаций кабельного вещания и права организаций эфирного вещания одинаковы по своему содержанию. Поэтому можно говорить о единой категории смежных прав организаций эфирного и кабельного вещания на их передачи.

[73] Право интеллектуальной собственности (конспект лекций в схемах). М., 1999. С. 24.

[74] Этот пример из московской судебной практики приводит Э. П. Гаврилов в Постатейном комментарии Закона «О защите авторского и смежных прав». Следует, впрочем, отметить, что Л. Петерсон было нарушено право на имя (ст. 150 ГК РФ), что давало основание наследнику правообладателя обращаться в суд. Не исключено, что деяние Л. Петерсон можно квалифицировать также как распространение.

[75] Аналогичные организации действуют и во многих других странах мира: в США — SESAC и BMI, в Великобритании — PRS, в Германии — GEMA и т. д.

[76] Митчнер Б. Писатели требуют денег с компьютеров // Ведомости. 9 апреля 2001 г. С. Б5.

[77] См.: Авторское право в шоу-бизнесе: Нормативные акты и комментарии /, Автор-составитель И. А. Силонов. М., 2001. С. 24-33 и 38-43.

[78] Коммерсанта. № 71. 20 апреля 2001 г. С. 19.

[79] Там же. С. 20.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.