Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МОДУЛЬ 2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МАКРОЭКОНОМИКИ





Тема 2.1. Экономическое развитие и экологический фактор

2.1.1. Техногенный тип экономического развития

2.1.2. Концепции мирового развития с учетом экологических ограничений

2.1.3. Сущность устойчивого экономического развития.

2.1.4. Сущность и виды экстерналий

2.1.5. Необходимость учета общественных издержек

Выводы

Контрольные вопросы

Тема 2.2. Экологизация экономики и конечные результаты

2.2.1. Определение конечных результатов с учетом природопользования. Природно-продуктовые вертикали

2.2.2. Природоемкость

Выводы

Контрольные вопросы

Тема 2.3. Экономическая ценность природы. Эффективность природопользования

2.3.1. Необходимость определения экономической ценности природы

2.3.2. Оценка природных благ

2.3.3. Основы экономической эффективности природопользования

2.3.4. Об оценке экологического воздействия и ущерба

Выводы

Контрольные вопросы

Тема 2.4. Основные направления экологизации экономического развития и перехода к устойчивому развитию

2.4.1. Ограничение техногенного типа экономического развития

2.4.2. Направления экологизации экономического развития

2.4.3. Технологические изменения. Введение малоотходных, безотходных, ресурсосберегающих технологий

2.4.4. Прямые природоохранные мероприятия

Выводы

Контрольные вопросы

Тема 2.5. Экологизация развития комплексов

2.5.1. Аграрно-промышленный комплекс

2.5.2. Топливно-энергетический комплекс

Выводы

Контрольные вопросы

Тема 2.6. Государство и рынок в охране окружающей среды

2.6.1. О неэффективности рынка и государства в охране окружающей среды

2.6.2. Макроэкономическая политика и экологический фактор

2.6.3. Типы экономического механизма природопользования и проблема их формирования

2.6.4. Экологический маркетинг

2.6.5. Экологическое право

Выводы

Контрольные вопросы

Тема 2.7. Экологизация экономики и выход из экологических кризисов

2.7.1. Экологические кризисы и характер их протекания

2.7.2. Последствия экологических кризисов

Выводы

Контрольные вопросы

Термины и понятия

Сноски

 

МОДУЛЬ 3. УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

Тема 3.1. Экономическая оценка ущербов, причиняемых загрязнением окружающей среды

3.1.1. Методические вопросы экономической оценки ущербов от загрязнения природной среды

3.1.2. Экономическая оценка ущерба от загрязнения атмосферного воздуха и водоемов

3.1.3. Экономическая оценка ущерба от загрязнения окружающей среды физическими факторами

3.1.4. Экономическая оценка ущерба от загрязнения земель

Выводы

Контрольные вопросы

Тема 3.2. Методы регулирования загрязнения окружающей среды

3.2.1. Методы управления охраной окружающей среды

3.2.2. Система платежей за загрязнение окружающей среды в России

3.2.3. Плата за загрязнение атмосферы стационарными и передвижными источниками

Выводы

Контрольные вопросы

Тема 3.3. Методы управления рациональным природопользованием

3.3.1. Экономический механизм землепользования

3.3.2. Экономический механизм водопользования

3.3.3. Экономический механизм недропользования

3.3.4. Экономический механизм лесопользования

3.3.5. Экономический механизм пользования животным миром

Выводы

Контрольные вопросы

Тема 3.4. Эффективность природоохранных мероприятий

3.4.1. Территориальный подход при решении природоохранных проблем

3.4.2. Системный анализ и структуризация региональных проблем охраны окружающей среды

3.4.3. Экспертные оценки на целевой стадии разработки программы

3.4.4. Экономическая оценка предотвращаемого ущерба от реализации природоохранных мероприятий

3.4.5. Показатели экономической эффективности природоохранных мероприятий

3.4.6. Оптимизация набора краткосрочных природоохранных мероприятий

Выводы

Контрольные вопросы

Термины и понятия

Сноски

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Тест самоконтроля 1

Тест самоконтроля 2

Словарь терминов и понятий

Литература

Законодательные акты


ВВЕДЕНИЕ

За всю историю человек никогда не жил в согласии с природой, в приспособлении к ней. Напротив, только в противостоянии природе, в постоянной борьбе с ней и преобразовании природы соответственно своим потребностям мог сформироваться человек.

Сегодня экологическая проблема приобрела характер экологического кризиса, и стали появляться признаки экологической катастрофы.

Поэтому, чтобы сохранить биосферу, надо знать и использовать ее законы, проявлять умеренность в потреблении природных ресурсов, мирно сосуществовать между собой, иначе говоря, совершить переход к законоупорядоченному и нормативно организованному использованию биосферы.

Люди являются частью биосферы, и потому они должны вписаться своей деятельностью в сложившиеся в ее структуре круговороты обмена веществом, энергией и информацией и стать необходимым звеном передачи этих процессов между компонентами биосферы.

Представить в системном единстве социальные и природные феномены может социальная экология. Для наглядности изобразим на рисунке классификацию видов социально-экологического знания (рис. 1).

Рис. 1.

Сегодня ясно, чтобы человеку сохраниться, ему нужно сохранить среду жизни. А для этого требуется новая система образования и воспитания человека экологической эпохи.

Экология первоначально возникла во 2-й половине XIX века как биологическая наука, изучающая биологические сообщества, однако в последние 20-30 лет сложилось более широкое ее толкование как науки о развитии биосферы, и в этом качестве экология - комплекс наук, отражающий различные философские, исторические, социальные, правовые, естественнонаучные, технические, экономические аспекты биосферного развития. Причем эколого-экономические аспекты этого комплекса знаний являются в настоящее время особенно актуальными. Нынешнее поколение людей несет особую ответственность в обеспечении перехода к новому обществу, поскольку только оно еще располагает временем для выполнения подобной задачи. Человеку, чтобы не ошибиться в подборе вариантов и решений экологических проблем, нужно хорошо знать, прежде всего, что представляет биосфера по своей структуре и функционированию, каковы основные законы ее эволюции. Этим вопросам посвящен первый модуль учебного пособия.

Во втором модуле речь пойдет о тех задачах, которые стоят пред современным обществом в плане обеспечения его биосферосовместимости и перехода его к новой системе развития (экоразвития).

Третий модуль учебного пособия посвящен анализу проблем экологизации экономики и управленческой сферы, эффективности природоохранных мероприятий.

Сложный процесс экологических преобразований современного общества всесторонне представлен в учебнике "Экология и экономика природопользования" / Под ред. проф. Э.В. Гирусова, проф. В.Н. Лопатина. М., 2002. Названный учебник для вузов составил основу данного учебного пособия.








Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.