Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правила построения организационных процедур





Организационные процедуры определяются Положе­нием об организации, инструкциями, приказами, распо­ряжениями и регламентируют процессы подготовки управленческих решений. Процесс подготовки любого управленческого решения независимо от количества до­кументов, необходимых для его утверждения, и количе­ства исполнителей может быть представлен в виде орга­низационной процедуры.

При построении процедур используются следующие основные понятия.

1. Организационная операция — технологически нерас­членимый процесс обработки экономической информа­ции (документов), осуществляемый конкретным сотруд­ником на рабочем месте.

Примерами операций являются: «утверждение (подпи­сание) приказа», «утверждение отчета по теме», «согласо­вание (визирование) документа», «утверждение сметы рас­ходов», «утверждение финансового плана» и т.д.

2. Комплекс взаимосвязанных организационных опе­раций, определяющих процесс подготовки конкретного управленческого решения, называется организационной процедурой.

Примерами организационных процедур могут быть: «подготовка и утверждение отчета о выполненной ра­боте». В данной процедуре участвуют сотрудники ап­парата управления, которые готовят и оформляют от­чет, руководители или их заместители, которые согла­совывают отчет и руководители подразделений, утвер­ждающие отчет.

Организационная процедура включает 3 элемента:

1. Схему организационной процедуры.

2. Описание организационной процедуры.

3. Перечень документов, действующих в организаци­онной процедуре.

Рассмотрим их подробнее.

Схема организационной процедуры строится на основе изучения регламентирующей документации и сущест­вующего распределения обязанностей в подразделении по следующим правилам (см. рис. 1).

Рис. 1. Схема, иллюстрирующая правила построения организационных процедур

Правило 1. Организационная операция (этап работы) на схеме изображается в виде прямоугольника, располо­женного в разрезе осевой линии.

Правило 2. Наименование подразделения (исполните­ли), выполняющего организационную операцию, пишет­ся слева над осевой линией.

Правило 3. Документы, необходимые для выполнения организационной операции (документ № 1, № 2) изо­бражаются в виде прямоугольников, расположенных в разрезе стрелок, входящих в прямоугольник, изобра­жающий этап работы. Документы, извлекаемые из архи­ва, обозначаются звездочкой (документ № 2).

Правило 4. Итог выполнения организационной опе­рации также оформляется в виде документов, распо­ложенных в разрезе стрелок, выходящих из прямо­угольника изображающего этапы работы (документы № 1,2, 3).

Правило 5. Если в результате выполнения операции некоторые документы остаются у исполнителя, то они изображаются в виде прямоугольников, расположенных справа под осевой линией (это могут быть документы, отправляемые в архив, например документ № 3).

Описание организационной процедуры выполняется по следующей форме.

Таблица 1

В гр. 1 указываются порядковые номера выполняе­мых организационных операций; в гр. 2 — наименова­ния этапов работ и их подробное описание; в гр. 3 — документы, необходимые для выполнения данного этапа работы; в гр. 4 — исполнители, ответственные за подго­товку данного этапа работы.

1. Пример построения действующей процедуры принятия решения

Процедура 1. (ПР-1). «Утверждение отчета о выпол­ненной работе» (см. рис. 2).

по назначению

Рис. 2. Процедура принятия решений:

«Утверждение отчета о выполненной работе»

 

Описание действующей процедуры принятия решений «Утверждение отчета» производится по форме (см. табл. 2):

Таблица 2

 


Окончание табл. 2

Перечень документов, действующих в процедуре:

№ Документа

1. План работы отдела — 1

2. Отчет о выполненной работе за прошлый период — 2

3. Текущая нормативно-справочная информация (данные для отчета) — 3

4. Инструкции по составлению отчета (действующая регламентирующая документация)

— 4

5. Распоряжение начальника подразделения о составлении отчета — 5

6. Отчет о выполненной работе (требуемый) — 6

 

2. Построение функциональной блок-схемы принятия решений в подразделении

Схема принятия решений должна быть построена для того, чтобы обосновать состав решений, в подготовке которых принимает участие данное подразделение. Если все решения никак не связаны между собой, их можно готовить в любых разных подразделениях. Если решения взаимосвязаны (готовятся на основании одних и тех же документов), то эти связи можно проследить, построив блок-схему процесса принятия решений. Таким образом обосновать список решений, которые готовятся в дан­ном подразделении, можно только построив функцио­нальную блок-схему.

При построении функциональной блок-схемы ис­пользуются следующие правила.

Указанные правила иллюстрирует рис. 3.

Рис. 3. Функциональная схема принятия управленческих решений в подразделении

Правило 1. Организационная процедура как элемент блок-схемы изображается в виде прямоугольника, в ко­тором указывается ее наименование.

Правило 2. Все действующие в данном подразделении организационные процедуры изображаются на листе бу­маги в виде прямоугольников в порядке возрастания:

номера процедуры и стрелки указывают взаимосвязи процедур.

Правило 3. Если для реализации процедуры требуют­ся документы из внешних организаций, то в блок-схеме стрелкой указываются место входа внешнего документа и его наименование или номер.

Правило 4. Если в результате реализации процедуры выявляются документы, отправляемые во внешнюю ор­ганизацию, то в блок-схеме стрелкой указывается место выхода документа и его наименование или номер.

3. Построение схемы принятия решений в подразделении

Схема принятия решений представляет собой струк­турную «фотографию» всех процессов подготовки и при­нятия управленческих решений, которые осуществляют­ся в данном подразделении. Для этого вычерчиваются горизонтальные линии в количестве, равном наименова­нию должностей данного подразделения по штатному расписанию. Каждая линия соответствует определенной должности. Так образуются уровни управления. Затем на эти уровни в порядке, указанном функциональной блок-схемой, наносятся схемы всех организационных проце­дур, действующих в подразделении. В данном случае та­ких процедур будет пять (столько, сколько вы выбрали для анализа), поэтому правомерно говорить о фрагменте схемы принятия решений.

Предположим, в подразделении согласно штатному расписанию существуют следующие должности:

1. Начальник отдела.

2. Заместитель начальника отдела.

3. Главный специалист.

4. Старший экономист.

5. Техник.

В порядке примера рассмотрим одну лишь процеду­ру: «Утверждение отчета о выполненной работе». Тогда фрагмент схемы принятия решений в подразделении может быть представлен следующим образом (рис. 4).

Рис. 4. Принятие решений в подразделении (фрагмент)

4. Анализ схемы принятия решений и разработка предложений по совершенствованию управления в подразделении

На заключительном этапе необходимо произвести неформальную оценку управленческих процессов в под­разделении. Обосновать, кто и как готовит и утверждает конкретные управленческие решения, какие документы необходимы для подготовки каждого решения, каковы уровни их подготовки и уровни окончательного утвер­ждения решений.

Можно говорить о степени загруженности сотрудни­ков и при необходимости внести предложения по пере­распределению обязанностей. Полученный фактологиче­ский материал позволяет судить о необходимости введе­ния дополнительной штатной единицы, либо о ее сокра­щении. В итоге можно дать оценку эффективности функ­ционирования подразделения, определить пути наилуч­шего достижения поставленных целей и грамотно исполь­зовать методы мотивации сотрудников.

Все предложения должны быть отражены в разрабо­танном новом варианте схемы принятия решений и долж­ностных инструкций.

В заключении хочется отметить следующее. Освоение и практическое использование данного подхода поможет вам стать настоящими менеджерами - исследователями своей организации, облегчит поиск путей и методов ее совершенствования и в итоге поможет добиться устой­чивого конкурентного преимущества.

Авторы искренне желают вам успехов в столь важном и не менее интересном творчестве.

 

Тесты

Выберите правильные ответы:

1. Система управления — это:

1) совокупность действий, определяющих направле­ние управленческой деятельности;

2) совокупность взаимосвязанных элементов в про­странстве;

3) субъект управления организацией, имеющей ие­рархическое строение.

2. Системный анализ - это:

1) конструктивное направление исследования про­цессов управления;

2) совокупность методов и моделей, направленных на решение задач исследования организации;

3) методы изучения задач системы управления.

3. Комплексное исследование систем управления предполагает:

1) изучение условий и факторов деятельности системы;

2) изучение механизма функционирования системы;

3) изучение схемы управления системы.

4. Исследование систем управления как систем принятия решений осуществляется:

1) параметрическим исследованием;

2) экспертным методом;

3) организационным моделированием;

4) факторным анализом.

5. Глобальная цель функционирования - это:

1) цель всей организации;

2) цель отдельного структурного подразделения;

3) цель отдельного руководителя.

6. Критический путь сетевой модели — это:

1) самый длинный путь;

2) самый короткий путь.

7. Эффективность управления - это:

1) одни из итоговых характеристик управления;

2) соотношение результата управленческой деятель­ности и затраченных ресурсов;

3) показатель деятельности отдельных исполнителей и руководителей.

8. Исследование организационных структур предполагает:

1) исследование функционального разделения труда;

2) исследование технологии принятия управленческих решений;

3) исследование состава и численности структурных подразделений на каждом уровне управления.

9. Проектирование систем управления осуществляется с целью:

1) анализа систем управления;

2) оптимизации систем управления;

3) изменения штатного расписания.

10. Проектирование управленческих решений необходимо в связи с:

1) совершенствованием организационной технологии;

2) исследованием целей организации;

3) мотивацией сотрудников.

 

Список литературы

1. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология. — М.: ИНФРА-М, 2000.

2. Валуев С.А., Волкова В.Н., Игнатьева А.В. и др. Системный анализ в экономике и организации производства. - Л.: По­литехника, 1991.

3. Валуев С.А; Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. — М.: Машиностроение, 1993.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ.1995.

5. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. — М.: Экономика,1993.

6. Коротков Э.М. Исследование систем управления. — М.: «ДеКА», 2000.

7. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. — М.: «ДеКА, 1996.

8. Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. и др. Ме­неджмент, М.: ЮНИТИ, 1998.

9. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. Учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

10. Poманов А.И. и др. Маркетинг. - М.: Банки и маркетинг, ЮНИТИ, 1995.

11. Словарь-справочник менеджера. /Под ред. М.Г. Лапусты. — М.: ИНФРА, 1996.

12. Скоун Т. Управленческий учет./Пер. с англ. под ред. Н.Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ, 1997.

13. Справочник директора предприятия. /Под ред. М.Г. Ла­пусты. — М.: ИНФРА, 1998.

14. Смолким A.M. Менеджмент: основы организации. — М.: ИНФРА-М, 1999.

15. Управление организацией. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. —М.: ИНФРА-М, 1999.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Роль исследования в развитии организации....................................................................................................... 4

1.1. Система управления как объект, исследования............................................................................................................................ 4

1.2. Исследование как составная часть менеджмента организации......................................................................................... 7

1.3. Характеристика исследования систем управления.................................................................................................................... 9

глава 2. Системный анализ в исследовании управления............................................................................................... 11

2.1. Системный анализ — конструктивное направление исследования процессов управления................................ 11

2.2. Основные подходы в системном исследовании........................................................................................................................ 14

глава 3. Методологические положения исследования систем управления................................................... 18

3.1. Методология и организация исследования систем управления........................................................................................ 18

3.2. Разработка концепции исследования систем управления.................................................................................................... 19

3.3. Характеристика этапов проведения исследований.................................................................................................................. 22

3.4. Источники получения сведений о деятельности организации............................................................................................ 25

глава 4. Методы проведения исследования систем управления.............................................................................. 26

4.1. Структуризация методов исследования систем управления............................................................................................... 26

4.2. Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов............................................................... 28

4.3. Методы формализованного представления систем управления....................................................................................... 32

4.4. Методы исследования информационных потоков................................................................................................................... 36

глава 5. Методы исследования и проектирования целей и функций управления........................................ 37

5.1. Исследование и проектирование целей управления................................................................................................................. 37

5.2. Исследование и проектирование функций управления........................................................................................................... 43

глава 6. Исследование и проектирование организационных структур управления и систем принятия решений.................................................................................................................................................................................................................... 46

6.1. Исследование и проектирование структур управления........................................................................................................... 46

6.2. Исследование и проектирование управленческих решений................................................................................................. 52

глава 7. Прикладные направления исследования систем управления............................................................... 58

7.1. Маркетинговые исследования............................................................................................................................................................. 58

7.2. Управленческий учет в системном исследовании.................................................................................................................... 59

Приложение........................................................................................................................................................................................................... 62

Исследование и оценка деятельности конкретного подразделения в системе управления........... 62

Тесты........................................................................................................................................................................................................................... 67

Список использованной литературы............................................................................................................................................. 67

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.