Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Инновации: Понятие, виды, КЛАССИФИКАЦИЯ





 

Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovato», что означает обновление или улучшение. В самом общем плане инновацию можно понимать как особую культурную ценность - материальную или нематериальную, которая в данное время и в данном месте воспринимается как новая. Только в начале ХХ в. стали изучаться закономерности технических нововведений.

Классическим примером считается позиция английского экономиста Й. Шумпетера, который в 1911 г. в работе «Теория экономического развития» [25] говорил о процессе внедрения новых комбинаций в пяти следующих случаях:

введение нового товара, т. е. либо товара, незнакомого потребителям, либо нового вида товара;

внедрение нового метода производства продукции, т. е. метода, который практически не использовался в данной отрасли промышленности;

открытие нового рынка, на котором данная отрасль промышленности конкретной страны ранее не была представлена;

завоевание нового источника сырья или полуфабрикатов также без учета более раннего существования этого источника;

внедрение новой организационной структуры в промышленности, например, оседание монополистической ситуации или, наоборот, ее ликвидация.

Большинство авторов склоняются к более узкому пониманию инновации, учитывающему только научно-технический аспект, касающийся создания и производства новой продукции, нововведений в технологии. Происходящие в сфере производства организационные изменения чаще всего рассматриваются вместе с техническими изменениями. Как нам кажется, ограничение предметной области инноваций научно-техническими проблемами обусловлено, прежде всего, той огромной ролью, которую данные изменения играют в хозяйственных процессах и социально-экономическом развитии как общества в целом, так и отдельно взятого предприятия. Немаловажное значение имеет и большая простота достижения экономического эффекта при внедрении технических инноваций по сравнению с организационными, экономическими и социальными, а также более широкая и глубокая проработка наукой проблем технических изменений.

В литературе наиболее распространены две точки зрения: в одном случае инновация представляется как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих, в другом - как результат творческого процесса в виде новой техники, технологии, метода и т.д. [11; 21; 24].

Понятие «инновация» с точки зрения рыночных отношений советской плановой экономике было незнакомо. Управление научно-техническим прогрессом ограничивалось созданием и внедрением новой техники и технологии, а также проведением фундаментальных научно-исследовательских работ. При этом не ставился вопрос о коммерциализации результатов научно-технической деятельности, поскольку не существовало рынка научно-технической продукции и рынка средств производства.

Из множества определений инновации наиболее убедительным выглядит определение, данное Й. Шумпетером, признающим инновацией целевые изменения в функционировании системы [25]. Эти изменения могут происходить в различных системах: политических, технических и т.д. Однако нас интересует только один аспект инновационной теории - изменения в технике, технологии и промышленной продукции (преимущественно машиностроительной). В то же время нельзя отрицать, что исследование продуктовых и технологических инноваций в конечном итоге приводит к инновациям организационным, связанным с внесением изменений в механизм регулирования процессов создания новых товаров и технологий.

Применительно к производственной сфере, главным условием развития которой выступает прогресс науки и техники, следует привести более узкую, уточненную трактовку термина «инновация»: это изменение в продукте, технологии и организации производства, в котором материализуется новое научное знание, формирующее новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей либо создающее новые.

Синонимом термина «инновация» выступает термин «нововведение», трактуемый в отечественной и зарубежной литературе в большинстве случаев как внедрение технических или иных новшеств в производственный процесс либо хозяйственную систему, а также как освоение новой техники, улучшение методов управленческой деятельности. Термин «нововведение» говорит сам за себя: это введение чего-либо нового в ранее существующую систему, а следовательно, ее изменение. Изменение, как мы уже успели определиться, подразумевает инновацию [17].

Можно выделить много разных оснований классификации инноваций, создающих целую систему в зависимости от решаемых задач. Именно поэтому ученые и предлагают множество классификаций, использующих различные наборы переменных. Некоторые специалисты предлагают 25 оснований, структурирующих инновации. В качестве основных признаков (критериев) классификации используются: уровень новизны или степень радикальности, сфера применения или предметное содержание, масштабность и степень воздействия на эффективность инновационных процессов, характер использования, роль в воспроизводственном процессе, назначение, уровень регуляции и управления, характер общественных целей, стимул появления, характер инновации и др.

На рис. 1 представлен один из вариантов классификации инноваций [31].


 

 

 


Рис. 1. Классификация инноваций

Однако и в рамках одного критерия ученые видят разные типы нововведений. К примеру, по уровню новизны различают инновации: новые, усовершенствованные и требующие капитальных вложений; базисные, улучшающие и псевдоинновации; радикальные, ординарные, усовершенствующие. В зависимости от сферы применения выделяют: товарные, технологические, организационные, экономические, общественные, технические, социальные, правовые, политические, управленческие и др.

Исходя из того, в какой области осуществляются изменения, можно выделить инновации продуктовые, технологические и управленческие. Продуктовые инновации связаны с изменениями, вносимыми в продукцию, производимую в сфере материального производства и потребляемую в качестве средств производства либо предметов потребления. Технологические инновации затрагивают изменения в технологии (способах) создания, производства и потребления выпускаемой или новой продукции. Управленческие инновации связаны с внедрением новых методов создания каких-либо систем деятельности и процессов управления ими.

По степени новизны следует различать радикальные и имитирующие инновации. Радикальные инновации определяют повторные точки в циклическом развитии и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники и технологии.

По масштабам распространения нововведения можно подразделить на глобальные и локальные. Глобальные изменения составляют основу революционных преобразований в обществе, когда происходят коренные, качественные перемены в средствах производства и предметах потребления, частичные или общие научно-технические революции, означающие переход к новым технологическим принципам, которые затем распространяются эволюционно, представляя локальные изменения. Локальные инновации не оказывают принципиального влияния на экономику, организацию и социальные условия жизнедеятельности общества.

Локальные нововведения могут касаться отдельных видов техники, технологии, отдельных производителей и потребителей, отдельных рынков сбыта.

Инновации могут носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Инновация прогрессивна, когда она является результатом целенаправленной, сознательной деятельности людей, обеспечивающей поступательное развитие той или иной системы. Инновация регрессивна, когда в хозяйственном организме происходят процессы дегенерации, выступающие тормозом общественного развития.

Импульсом возникновения и развертывания инноваций выступают как известные законы прибыли и диверсификации потребностей, так и достижения фундаментальных наук. Погоня за прибылью, стремление обеспечить себе монопольное рыночное положение, острота конкурентной борьбы, хозяйственная деятельность государства в значительной степени определяют расширенное воспроизводство нововведений в странах рыночной экономики.

В условиях существования товарно-денежных отношений для получения прибыли необходимо придать новшеству товарный вид, пропустить его через сферу обращения, обменять на деньги. Тут, однако, есть существенное ограничение: владелец денег должен признать полезность предлагаемой ему вещи или услуги и актом купли товара подтвердить, что товар достаточно адекватен предъявляемым к нему требованиям.

Очевиден тот факт, что наука и технология способны оказывать глубокое воздействие на условия жизни общества и на его экономическое развитие.

Заключительным классификационным признаком следует считать конечную ориентацию производственных изменений. В тех случаях, когда инновации ориентированы на средства и способы производства, можно говорить о производственных нововведениях. Изменения, вносимые в товары, удовлетворяющие потребности человека, относят к потребительским инновациям.

Исходя из предложенной классификации, необходимо уточнить качественные характеристики предмета исследования. Итак, в настоящей работе будем рассматривать инновации продуктовые и технологические, глобальные и локальные, радикальные и улучшенные, прогрессивные и регрессивные, обусловленные любой потребностью или являющиеся результатом творческой мысли человека, производственные и потребительские. Вместе с тем, конечный результат исследования будет представлен управленческими нововведениями. Несмотря на ограничение, следует констатировать, что инновации многообразны и различны по содержанию.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.