Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Инновационный процесс: ПОНЯТИЯ, ЗАКОНЫ, ЦИКЛИЧНОСТЬ





 

Высказывая различные точки зрения по поводу термина «инновация», ученые и экономисты почти единодушны в определении сущности инновационного процесса и рассматривают его как совокупность этапов, стадий, мероприятий, связанных с зарождением, подготовкой и выпуском новой продукции, а также ее потреблением, созданием и практической реализацией новшеств, приводящих к коммерческому успеху на рынке, с созданием, распространением и применением продукции и технологий, обладающих научно-технологической новизной и удовлетворяющих новые общественные потребности, созданием и продвижением новшеств производителями в целях получения прибыли к их потребителям. Таким образом, инновационный процесс представляет собой реализацию совокупности изменений в продукте, технике и технологии, основанных на радикальных инновациях, влекущих за собой появление качественно новых продуктов, а также изменение структуры издержек, условий производства, потребления.

Применительно к жизненному циклу конкретного новшества инновационный процесс можно трактовать как цепь событий по реализации изменения, формулирующего новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей. Инновационный процесс складывается из взаимосвязанных и взаимообусловленных отдельных элементов, которые образуют единое комплексное целое. Результатом этого процесса является новшество как реализованное, использованное изменение.

В зарубежной литературе различают четыре последовательных модели инновационного процесса. В 50-е гг. в наиболее развитых странах мирового сообщества господствовала модель «технологический толчок», основанная на понимании инновационного процесса как процесса, который начинался этапом НИР и заканчивался сбытом нового продукта. Эту модель сменила в 60-е гг. модель «рынок (потребности) - движущая сила», отличающаяся от первой большим акцентом на этап сбыта новой продукции. В обеих моделях НИР рассматривались как основной побуждающий фактор, а рынок - как пассивный элемент [18].

В 70-е гг. под влиянием технологических сдвигов, повышения значения маркетинга для инновационного процесса сформировалась новая модель – «объединяющая модель» как комбинация двух первых моделей, в которой этапы НИР и маркетинга взаимоуравновешены. Согласно этой модели, инновационный процесс - логически последовательный, хотя и необязательно непрерывный процесс, который подразделяется на функционально различные, не взаимодействующие и независимые стадии. При этом инновационный процесс представляет собой сложную совокупность внутри- и межорганизационных связей, объединяющих функционально различные подразделения внутри предприятия и эти подразделения с научно-техническим сообществом в целом и с рынком. Таким путем обеспечивается слияние технологических возможностей организации и потребностей рынка. В этой модели технологии не являются главным элементом: технологическая инновация должна сопровождаться инновациями в области управления, производства, маркетинга, финансов, информации и др.

В конце 80-х гг. возникла «интегрированная модель», в которой инновационный процесс рассматривается не как последовательный, а как параллельный, когда этапы НИР, разработки прототипа или образца, производства и другие осуществляются одновременно. Особый акцент при этом делается на вертикальных связях между поставщиками и потребителями и на горизонтальном сотрудничестве. Лидером в переходе к указанной модели стали корпорации Японии, где инновации возникают все в большей мере в случае взаимодействия многих компаний в самых различных областях и формах. Стратегическую роль в этих сетях компаний играет компания, занятая окончательной сборкой продукта. В Японии, например, такие сети объединяют крупные организации и множество мелких поставщиков-подрядчиков.

Россия, значительно отстав в своем развитии от большинства зарубежных стран, только подходит к осмыслению инновационного процесса как необходимого условия дальнейшего развития экономики на основе рыночных отношений. Большинство ученых в своих исследованиях ориентируются на первую модель инновационного процесса, модель «технологического толчка», зарождающегося в сфере науки, а завершающегося в сфере потребления, вызывая в ней прогрессивные изменения.

Инновационный процесс часто связывается с научно-техническим прогрессом, признанным во всем мире важнейшим фактором социально-экономического развития. Как соотносятся эти два понятия? Понятие «научно-технический прогресс», несомненно, имеет более широкий охват по сравнению с понятием «инновационный процесс». Научно-технический прогресс, как известно, представляет собой совокупность научного прогресса техники и технологии.

Технический прогресс состоит в совершенствовании средств производства, технологических процессов и предметов потребления в целях получения народнохозяйственного эффекта и более полного удовлетворения потребностей. Технический прогресс представляет собой совокупность инновационных процессов, связанных с продуктовыми и технологическими нововведениями. Это тот случай, когда количество обеспечивает качество. Чем больше инновационных процессов в определенном промежутке времени, тем о более высоких темпах технического прогресса можно говорить. Глобальные, радикальные инновации обеспечивают революционный скачок в технике и технологии.

Саморегулирование инновационных процессов. Для того чтобы Россия смогла занять достойное место на рынке высокотехнологичной продукции, необходимо ускоренное научно-техническое развитие с целью создания новой экономики, материального благополучия и полноценного внутреннего рынка.

Рыночное регулирование имеет базовое значение в развертывании инновационных процессов. Ключевым элементом их регулирования выступает рынок. Во-первых, он является синонимом сферы обращения. Во-вторых, используется в качестве экономической категории, выражающей определенные общественные отношения, базирующиеся на принципах свободного предпринимательства, эквивалентности обмена по ценам соглашения, на разнообразии форм собственности. Рынок продавца формирует систему ценностей общества, основанных на доступе к дефициту. Рынок покупателя становится источником стимулирования инноваций, решительно воздействует на производство новых товаров. На появление новшеств, связанных с потреблением рынка, влияют следующие факторы: появление новых групп потребностей, насыщенный спрос, моральный износ изделий, сложности сбыта продукции. Ведущую роль среди этих факторов играет появление новых групп потребителей и потребностей, которые обусловливают более 40% товарных инноваций. Новшества, возникающие в результате воздействия рынка, характеризуются более высоким уровнем современности, чем новации, связанные с потребностями производственного процесса. Следует отметить, что новинки, создаваемые в результате научных исследований, обладают значительно большей степенью оригинальности по сравнению с инновациями, вызываемыми спросом.

Успешное участие в конкурентной борьбе связано с умением обходить соперника по уровню издержек производства и скорости приспособления к постоянно меняющемуся спросу, позволяет товаропроизводителю использовать научно-технический прогресс. Используя научно-технические знания как уникальное условие производства, любой индивидуальный производитель независимо от размера организации может претендовать на монополию, на новизну и, соответственно, на дополнительный доход. Сама уникальность научных знаний дает ему эту возможность, так как с их помощью производятся товары, не имеющие аналогов на рынке, разрабатываются новые, более эффективные технологии. Выпуск нового продукта позволяет производителю на время оказаться в положении монополиста.

Специфическая роль инновации как средства конкурентной борьбы, особое место организаций-новаторов получили теоретическое обобщение в концепции «предпринимательской конкуренции» Й. Шумпетера [25].

Опыт развития наукоемких отраслей в экономике развитых стран показывает, что именно конкуренция есть тот главный рычаг, который заставляет производителей создавать новую продукцию и применять новые технологии. Опаздывать с нововведением - значит обречь себя на разорение. Поэтому чем острее конкуренция, тем меньше у производителей отложенных на завтра научных идей и технических решений, тем короче путь «идея – потребление» [31].

Состояние, при котором сохраняется конкуренция, а основные соперники располагают значительными финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, считается наиболее благоприятным условием для высокой инновационной активности.

Научно-технический прогресс есть средство понижения издержек на единицу продукции и, таким образом, увеличения прибыли. При этом рост прибыли не будет носить временного характера, поскольку барьеры для вступления в отрасль защищают монополиста от посягательства на прибыль конкурентов. Следовательно, технические усовершенствования выгодны монополисту и будут приняты. Научно-исследовательская работа и технические нововведения могут быть одним из монополистических барьеров для вступления в отрасль, следовательно, монополист должен настойчиво добиваться успехов в этой области или сделаться жертвой новых конкурентов. Как только какая-либо организация начинает получать монопольную сверхприбыль, на рынок, где она действует монопольно, устремляются конкуренты, которые стремятся перераспределить эту прибыль в свою пользу. Относительная простота перелива капитала из отрасли в отрасль и из страны в страну немало тому способствует. Да и действие антитрестовского законодательства во многих странах препятствует монополизации тех или иных рынков.

Российское народное хозяйство, хотя и не характеризуется развитыми рыночными отношениями, имеет достаточно устойчивую олигополистическую структуру. Ряд ученых в своих исследованиях переходного периода непременным условием дальнейшего развития считает демонополизацию крупных предприятий-монополистов вплоть до деления их на мелкие и средние. А так ли это необходимо? Ведь создать конкурентную среду можно и другим способом - содействием развитию малого предпринимательства. Это содействие должно оказывать не только государство, как это происходит в настоящее время, но и наше олигополистическое производство. На наш взгляд, нет необходимости искусственно разрушать ту производственную базу, которую имеет российское общество. К тому же, если рассматривать производство в отраслевом разрезе, видно, что каждая отрасль имеет небольшое количество крупных и средних предприятий, обслуживающих конкретную потребность. Монополизировали их деятельность отраслевые министерства, ликвидация которых и процесс приватизации превращает их в самостоятельных хозяйственников и конкурентов. Таким образом, уже налицо формирование конкурентной среды - двигателя инновационных процессов. Развитие конкуренции сдерживается кризисом кредитно-денежной системы и неспособностью ряда руководителей понять, что рынок продавца превращается в рынок покупателей. А это требует определенных затрат на изучение потребительского спроса, рыночной ситуации, оценки своих конкурентных позиций.

Таким образом, в качестве позитивных моментов конкуренции, играющей решающую роль в стимулировании инновационной активности, можно назвать следующие. Во-первых, содействие преодолению застоя, присущего бюрократическому управлению крупных товаропроизводителей, и подталкивание к риску нововведений в целях сохранения рынков сбыта и устойчивого финансового положения. Во-вторых, стимулирование параллелизма в исследованиях и разработках, когда одновременно в процессе эксплуатации и опытно-экспериментальной проверки находится множество конкурирующих друг с другом новшеств, из которых широкое распространение получают лишь немногие. Окончательный выбор наиболее эффективных научно-технических разработок и их распространение обеспечивает рынок, где главной фигурой является конечный потребитель.

Говоря о конкурентной борьбе, некоторые авторы указывают, что рыночное саморегулирование, побуждающее производителя широко использовать инновации для выпуска продукции, обеспечивающее современную ее поставку с учетом меняющегося спроса, а также оценку этой продукции с позиции потребителя, с его привязкой к краткосрочному финансовому эффекту, не способно обеспечивать развитие фундаментальных исследований, выполнение всего объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, связанных с высокой степенью риска и неопределенностью, с огромными затратами. Рыночное саморегулирование исключает возможность решения ряда социальных и экологических проблем. Это связано с неполной координированностью определенных инноваций в рамках частного предпринимательства, народнохозяйственной значимости и нужной направленности научно-технических проектов. Поэтому и возникает необходимость параллельного и осуществляемого на базе рыночных сил государственного регулирования.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.