Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА I. Теоретические основы повышения социально-педагогической культуры родителей дошкольников





Введение

 

Перемены, происходящие в нашей стране, глубоко затронули духовную сферу общества. Происходит сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социальных ценностей. В наиболее затруднительном положении оказалось молодое поколение, растущее в ситуации, когда старые, десятилетиями неоспоримые ценности были отвергнуты, а новые, к которым общество стремится перейти, еще не полностью определены.

Для решения важной педагогической проблемы - развития личности ребенка необходимо обращение к семье, а особенно к педагогической культуре родителей. В последние годы проблема обостряется, во-первых, потому, что возникли новые системы ценностей на фоне прогрессирующей деидеологизации общества и образования, а также кризиса прежних систем ценностей; во-вторых, по нарастающей усиливаются процессы регионализации воспитания и образования, что не могло, не отразиться на каждой семье, и родители к такой работе должны быть готовы; в-третьих, низкий уровень знаний родителей, недостаточность их педагогической культуры, ухудшение материального положения в семьях настоятельно требуют изменений в постановке вопроса.
Что же касается такого вопроса, как степень взаимодействия субъектов образовательного процесса влияет на эффективность воспитательного процесса, то он, на наш взгляд, нуждается в более глубоком и тщательном исследовании. Одной из актуальнейших проблем, подлежащих такому изучению, является проблема определения роли семьи, точнее, педагогической культуры родителей в реализации указанной цели.

Постоянная угроза возникновения психологических коллизий в межличностных отношениях в семье вызывает у части родителей и воспитателей состояние нервного постоянного напряжения. Такое положение мешает воспитателю сосредоточиться на личности ребенка с его неповторимыми индивидуальными особенностями. Следовательно, именно в данной области родители и воспитатели нуждаются в помощи.

Исследования показывают, что две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, наличие проблем в общении с детьми, необходимость в специализированной профессиональной помощи.

Одним из методов повышения социально – педагогической культуры семьи является обучение родителей. Однако практика показывает, что директивные методы (лекции) малоэффективны. Кроме того, такие методы не дают обратной связи, поэтому педагогам трудно быстро оценить эффективность приложенных усилий. Необходимо искать новые, интерактивные методы обучения родителей. Одним из таких методов является родительское собрание. Именно этим и обусловлен выбор темы исследования.

Цель исследования – изучить возможности повышения социально - педагогической культуры родителей дошкольников на родительских собраниях инновационного типа.

Объект исследования – социально – педагогическая культура родителей дошкольников.

Предмет исследования – повышение социально – педагогической культуры родителей дошкольников на родительских собраниях инновационного типа в ДОУ.

Гипотеза исследования: родительские собрания инновационного типа, обеспечивающее активную позицию родителей, обмен педагогическим опытом, выявление и уточнение собственной позиции по вопросам воспитания, способствуют повышению социально – педагогической культуры родителей дошкольников.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы повышения социально-педагогической культуры родителей дошкольников.

2. Рассмотреть примеры родительских собраний инновационного типа.

3. Проанализировать возможности повышения социально – педагогической культуры родителей дошкольников на родительских собраниях инновационного типа.

4. Составить программу для формирования социально – педагогической культуры родителей дошкольников.

База исследования - ГДОУ д/сад №71 г. Санкт-Петербурга.

Теоретическая основа исследования сложилась из психологической теории личности (К.С. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский и др.), теории общения и отношений (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, В.Н. Мясищев, А.В. Мудрик, Л.П. Петровский и др.).

Концептуальное значение в исследовании имели положения о психологических основах детско-родительских отношений (А.Я. Варга, А.Г. Лидерс,
А.С. Спиваковская, В.В. Столетова и др.), о педагогике воспитания детей в семье и путях совершенствования педагогической культуры родителей (И.А. Арабов, Г.Н. Волков, И.В. Гребенников, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчев, В.К. Шаповалов, Е.Н. Шиянов, И.А. Шоров и др.)

Методы исследования:

- методы теоретического анализа философской, социологической, педагогической литературы;

- диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование;
- праксиметрические методы (анализ продуктов деятельности детей, родителей);
- словесные методы (занятия-семинары, лекции, дискуссии, беседы).

 

 

ГЛАВА I. Теоретические основы повышения социально-педагогической культуры родителей дошкольников

 

Однако эффективность просвещения родителей была недостаточно высока из-за преобладания теоретического материала и лекционных форм просвещения над практическим.

Глава II. Повышение социально-педагогической культуры родителей дошкольников на родительских собраниях инновационного типа

 

Проблемы и запросы современных родителей

Для выявления запросов родителей в вопросах повышения их педагогической культуры мы регулярно проводим анкетирование родителей по различным вопросам.

Родительское собрание отцов

Один отец значит больше,

чем сто учителей

Д. Герберт

Подготовительная работа

1. Предложить отцам ответить на вопросы анкеты (это может быть, например, дедушка, если он принимает активное участие в воспитании ребенка, а отца нет) ответить письменно (дома) на вопросы анкеты. Полученные ответы проанализировать.

· В чем, по-Вашему, заключается функция отца в семье

обеспечивать семью материально

принимать активное участие в воспитании детей

· Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком?

· Просит ли ребенок Вас поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо? Как Вы поступаете, если не можете выполнить его просьбу?

· Кто укладывает ребенка спать, кто будит его по утрам?

· Ругаете ли Вы ребенка при посторонних?

· Является ли строгость Вашим помощником в воспитании?

· Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?

2. Объявить конкурс на лучшую игрушку сделанную отцом совместно с ребенком (за две-три недели до собрания).

3. Организовать встречи детей с папами – представителями разных профессий

4. Вместе с детьми подготовить приглашение отцам на собрание.

5. Предложить детям подготовить рисунки для выставки на тему «Мой папа».

6. Разучить с детьми несколько стихотворений и песен и т.п. для небольшого концерта перед собранием.

7. Подготовить видеозапись ответов детей на следующие вопросы. (Дети должны знать, сто эту видеозапись увидят их папы.)

· За что ты любишь своего папу?

· Кем работает папа? Он рассказывает тебе о своей работе?

· О чем вы разговариваете с папой?

· Чему тебя научил папа?

· Чем ты занимаешься в свободное время с папой?

· Что бы ты хотел делать вместе с папой?

· Строгий ли у тебя папа?

· Что тебе говорит папа, когда ты себя плохо ведешь?

Ход собрания

В помещении, где будет проводиться собрание, оформлена выставка детских рисунков на тему «Мой папа», на столах размещены подготовленные к конкурсу поделки. Воспитатель приглашает пап и детей посмотреть выставку, подвести итоги конкурса на лучшую поделку. Победителям вручается приз.

Папы рассаживаются по местам, проводится небольшой концерт. (Дети поют, читают стихи и т.п.; затем уходят. Если дети остаются на собрании, то следует более внимательно отнестись к их ответам, чтобы не ущемлять достоинство отцов. Не следует также забывать, что на собрании присутствуют и другие родители.)

Воспитатель. Мужчина и женщина предлагают ребенку разные модели поведения, и каждая из них влияет на его эмоциональное развитие. Матери по результатам наблюдений, когда их дитя сталкивается с чем-то (кем-то) непривычным, будь то незнакомый человек, собака или новая игрушка, инстинктивно стараются оказаться поближе, как бы показывая, что ребенок находится под защитой. Отцы в таких случаях не вмешиваются, давая ребенку, возможность познакомится и освоиться.

Исследования показали, что дети, чьи отцы принимали активное участие в их воспитании, реже плакали при разлуке с близкими или при появлении незнакомого человека. У таких детей реже наблюдаются вспышки немотивированной ярости, выше интеллектуальные способности, они лучше владеют собой, и легче адаптируются в обществе, то есть все показатели душевного здоровья ребенка выше.

В идеале родители представляют собой пару: мама олицетворяет детство – уютный мир, где всегда угадываются и исполняются все желания, где ничего не требуют и всегда помогут, а папа – посланец другого, взрослого мира, где каждый человек отвечает за себя, где есть неизвестность, риск, но в этом мире детям предстоит жить и добиваться успеха, когда они вырастут. Поэтому от вас, от вашего общения с ребенком зависит, каким он войдет в этот взрослый мир.

Удовлетворена ли потребность ребенка в общении с вами, знаете ли вы, как оценивают вас дети?

Воспитатель предлагает посмотреть видеозапись с ответами детей на вопрос «За что ты любишь своего папу?». После просмотра – высказать свое мнение о том, что они считают главным в воспитании ребенка. (Здесь и далее в ходе беседы педагог зачитывает ответы на вопросы из анкеты.)

Воспитатель. В любых отношениях очень важно взаимное доверие, особенно – в отношениях с близкими людьми. Многих проблем, которые возникают у подростков и молодежи, можно было бы избежать, если бы родители и дети с самого начала с вниманием относились друг к другу, обсуждали свои дела и поступки, сохраняя терпимость и уважение к чужому мнению.

Вечером вам хочется отдохнуть после тяжелого трудового дня, а не вникать в кажущиеся такими мелкими и неинтересными проблемы ребенка, отвечать на его бесконечные вопросы. Но спустя много лет вы можете с удивлением обнаружить, что рядом живет совершенно незнакомый человек. Чтобы этого не случилось, нужно завоевать доверие ребенка. Но это возможно лишь в том случае, если вы сами идете ему на встречу: искренни и честны с ним, делитесь своими заботами и мыслями. Говорите с ребенком обо всем: о своей работе, планах на выходной день, о хоккейном матче. Не думайте, что он мал и ничего не поймет. Он почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему как к равному. Расспрашивайте его о прошедшем дне, играх, друзьях. Не смейтесь над его интересами, какими бы глупыми они не казались. Вспомните себя в детстве – что вы тогда считали важным и интересным?

Просмотр и обсуждение видеозаписи с ответами детей на вопросы «Кем работает папа?», «Он рассказывает тебе о своей работе?», «О чем ты разговариваешь с папой?»

Воспитатель. Наверное, все отцы хотят, чтобы их дети были трудолюбивыми, целеустремленными, настойчивыми, смелыми. Но добиться этого словами, какими бы правильными они не были, нельзя. Ребенок должен видеть, как поступаете вы, его папа, в той или иной ситуации, – в игре, в работе, в отношениях с близкими и посторонними людьми. Поэтому там, где и когда это возможно, он с самого раннего детства должен быть рядом с вами. Он может просто наблюдать или принимать участие в ваших делах, оказывать посильную помощь. Конечно, поначалу чаще он будет только мешать, а не помогать, но постепенно все изменится и ваше терпение будет вознаграждено, когда из него вырастет не посторонний человек, а друг и помощник.

Просмотр видеозаписи с ответами детей на вопросы «Чему тебя научил папа?», «Чем ты занимаешься в свободное время с папой?», «Что бы ты хотел делать вместе с папой?» Обсуждение темы. Папы могут поделиться своим опытом общения с детьми.

Воспитатель. И взаимопонимание, и совместная деятельность возможны и приносят удовольствие и пользу только тогда, когда люди уважают друг друга. Если ребенок боится отца, отношения не будут искренними. Разумная строгость необходима в воспитании, но ребенок должен понимать те требования, которые вы к нему предъявляете. Это касается и наказания. Если ребенок не понимает своей вины, наказание ничему его не научит, но может озлобить. А.С. Макаренко писал, то не самодурство, не гнев, не крик, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение должно определять отношения в семье.

Просмотр и обсуждение видеозаписи с ответами детей на вопросы «Строгий ли у тебя папа?», «Что тебе говорит папа, когда ты плохо себя ведешь?»

Воспитатель. Не только мы воспитываем своих детей, но и они воспитывают нас. Показывая себя ребенку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотим передать ему, мы сами начинаем себя больше уважать, и даем ребенку возможность гордиться нами, а гордость за своих родителей – прекрасный фундамент для развития личности.

Мой папа – красивый и сильный такой!

Мой папочка – самый-пресамый!

Он шляпу всегда приподнимет рукой,

Встречаясь на улице с дамой. С. Миллиган

Желание разобраться во влиянии трудностей привело к появлению ещё одного вида собрания, на котором мы рассматривали трудности родителей, возникающие в различных ситуациях общения с ребёнком – практикум по решению трудных ситуаций.

На практикуме, во время которого методом групп рассматривались проблемные ситуации в семье, родители продемонстрировали высокий уровень педагогической грамотности и зрелые суждения, способность к эмпатии и развитую рефлексию.

Проблемные ситуации для обсуждения на тренинги были позаимствованы нами из работы В.Н. Рябковой [39].

Таблица. Выявления степени участия родителей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одной из актуальнейших проблем, подлежащих изучению, является проблема определения роли семьи, точнее, педагогической культуры родителей в реализации развития гармоничной личности ребенка. Именно в данной области родители и воспитатели нуждаются в помощи. Как показало теоретическое исследование, одним из методов повышения социально – педагогической культуры семьи является обучение родителей. Однако практика показывает, что директивные методы (лекции) малоэффективны. Кроме того, такие методы не дают обратной связи, поэтому педагогам трудно быстро оценить эффективность приложенных усилий. Необходимо искать новые, интерактивные методы обучения родителей.

Рассмотрев теоретические основы повышения социально-педагогической культуры родителей дошкольников, мы установили, что педагогическая культура родителей как системное образование может представлять собой единство педагогических ценностей родителей, свойственных им процессов решения педагогических задач, личностных особенностей родителей, направленных на реализацию процесса воспитания в разнообразных видах деятельности. В структуре педагогической культуры родителей можно выделить следующие компоненты: когнитивный, поведенческий и эмоциональный.

Теоретический анализ показал, что на современном этапе одним из наиболее эффективных методов повышения социально – педагогической культуры родителей является совместная деятельность воспитателей и родителей по формированию личности дошкольника.

Важная задача педагогов заключается в том, чтобы обеспечить семьи практическими знаниями и умениями, которые бы усваивались непосредственно в определённым образом организованной теоретической и практической деятельности. Если правильно организовать педагогическое взаимодействие, то участие родителей в воспитании ребёнка станет активнее. Воспитатели и родители как партнёры в воспитании дополняют друг друга.

В родительских собраниях мы стремились обеспечить активное участие каждого родителя, использовали работу микрогрупп, в выборе тематики опирались на интересы родителей, ставили проблемы, обсуждали, а не предлагали готовый опыт, включали в собрание диагностический материал (данные исследования состояния и детей, и родителей), использовали формы активной работы.

Проведённые собрания нравятся родителям, родители дают им высокую позитивную оценку. Можно заметить, что чем выше уровень активности родителей на собрании, тем выше по их оценке и эффективность родительского собрания, что подчёркивает необходимость проведения собраний интерактивного типа. Опрос близости семейных отношений показал, что после проведения родительских собраний инновационного типа произошло обогащение общения с ребёнком, внимания к его внутреннему миру, его проблемам, совместной деятельности с ребёнком, что подтвердило эффективность эксперимента.

Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что родительские собрания инновационного типа, обеспечивающее активную позицию родителей, обмен педагогическим опытом, выявление и уточнение собственной позиции по вопросам воспитания, способствуют повышению социально – педагогической культуры родителей дошкольников, подтвердилась.

В качестве основных выводов из анализа работы с родителями на родительских собраниях, мы можем назвать правило никогда не превращать родительское собрание в формальное информирование. Наоборот, необходимо вместе находить ответы на животрепещущие вопросы, корректировать тематику собраний под запросы одиелей. Такая система проведения собраний приносит пользу и родителям, и воспитателям, и, конечно, детям. Родители видят в воспитателе помощника. Родители хорошо знают друг друга, активно предлагают свою помощь. И нет такого, чтобы все взваливалось на одних и тех же людей, все выполняют что-то посильное для себя.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Адлер А. Индивидуальная психология. – М.: Олимп, 1997.

2. Ананьев Б.Г. Проблемы человекознания. – М.: МПСИ, 1999.

3. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника.- М.: 1994.

4. Ахметшина В.А. Психолого-педагогические аспекты работы с родителями. // Научно-практический журнал “Управление образовательным учреждением”, 2005. - № 4.

5. Баркан А. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка.

6. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. – М.: 1991.

7. Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А. “Работа с родителями в ДОУ”// Научно-практический журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением”, 2004 г. № 5.

8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 352 с.

9. Воспитательная работа с учащимися вне школы. / Под ред. Л.М. Николаевой. - М.: 1981.

10. Выготский Л.С. Избр. Труды. В 3-х т. – СПб.: Речь, 2004.

11. Гребенщикова Е.А. История дошкольной педагогики в России. – М.: Педагогика, 2000.

12. Гречко С.А. Формирование личности ребенка младшего школьного возраста в условиях семьи.//

13. Гумилев Л. От Руси до России. – М.: 2001.

14. Денисенкова Н.С. Педагогический коллектив школы. - М.: 1984.

15. Джон Алан. Ландшафт детской души. – М.: 2000.

16. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

17. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями учащихся. - М.: 1980.

18. Карпова С.В. Подготовка студентов к психолого – педагогическому просвещению родителей.//Дисс. на соискание уч. степени кпн. – Петрозаводск, 2007.

19. Кемпбелл Р. Как на самом деле любить детей./ Пер. с английского. – М.: 1992.

20. Кларин В.М., Джуринский А.Н. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1987.

21. Клещина Т.В. Педагогические размышления на тему: "Взаимодействие взрослых в деле воспитания дошкольника".// Научно-практический журнал “Управление ДОУ”, (приложение к журналу “Управление ДОУ”). М.: Творческий центр “Сфера”, 2005 г.

22. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: 1988.

23. Коменский Я. Великая дидактика. / Хрестоматия по истории зарубежной педагогики - М.: 1981. - С. 163-195.

24. Летвиненине Ю.П. Ребенок в неполной семье. // Дошкольное воспитание. - 1984. - №7.

25. Локк Дж. “Мысли о воспитании”/Хрестоматия по истории зарубежной педагогики - М.: 1981. - С. 163-195.

26. Лунегова Л.В. Анализ детско-родительских отношений и развитие личности ребенка-дошкольника.//

27. Лупан Сесиль. Поверь в свое дитя./ Пер. с французского. – М.: 1993.

28. Макаренко А.С. Книга для родителей // Соч.: В 7 т. - М., 1957. - Т. 4.

29. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. - М.: 1992.

30. Мудрость воспитания: Книга для родителей. / Сост. Б.М. Бим-Бад и др. - М.: 1987.

31. Орлова Л.Ю. Семья и детский сад. //Газета Детский сад. Управление. - №6. - 2003.

32. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. - М.: 1990.

33. Панкова Л.М. Семья – основа нравственного прогресса общества.// Семья в зеркале социально-культурной деятельности. – СПб.: Специальная литература, 2004.

34. Пинт А.О. Это вам, родители. - М.: 1964.

35. Пискунов А.И. История педагогики./часть 2. - М.: 1997. - С. 33-39.

36. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. - М.: 1992.

37. Райгородский Д.Я. Родители и дети. – М.: 2007.

38. Росс К. Как на самом деле любить детей. – СПб.: Питер, 2000.

39. Рябкова В.Н. Родительское собрание на тему: «Нравственные отношения в семье и в детском саду».//Фестиваль 1-е Сентября. – 2006. - № 4.

40. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. - М.: 1992.

41. Седова Н.В. Воспитательная система как условие социальной защиты детства: [Реализация программы воспитания «Петербургская концепция» в шк. Санкт- Петербурга] // Обучение с целью уменьшения насилия. - СПб., 2002. - C. 122- 134.

42. Семья как специфическая педагогическая система.// Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. - М.: 1992.

43. Симонович А.С. Кто может быть воспитателем./Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1976.

44. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

45. С.Л. Соловейчик Педагогика для всех. М.: “Первое сентября”, 2000.

46. Спиваковская А. Психотерапия: игра, семья, детство. – СПб. Речь, 2004.

47. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях в воспитании. - М.: 2002.

48. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: 1973.

49. Титов Б.А. Ребенок – семья – общество: социально – психологический анализ.//Семья в зеркале социально-культурной деятельности. – СПб.: Специальная литература, 2004.

50. Ушинский К.Д.

51. Фесюкова Л.Б. От трех до семи. (Семейный альбом) – СПб.: 1996.

52. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: Учеб. пособие. - М.: 1986.

53. Хьелл, Зиглер. Теории личности. – СПб.: Питер, 1998.

54. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. – М.: Педагогика, 1993.

55. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. – СПб.: 2002.

56. Шульгина В.П. 25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя – Ростов на/Д: “Феникс”, 2002.

57. БСЭ. В 2-х т. Т. 2. – М.: Советская энциклопедия, 1991. – С. 568.

 

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых ниже. Мы очень надеемся, что на основании ваших ответов мы могли бы оказать вам педагогическую поддержку в воспитании ваших детей. Для заполнения анкеты, пожалуйста, обведите нужный номер ответа или допишите свой.

1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

1. Да 2. Нет 3. Не вполне

2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?

­ СМИ (радио, ТВ, газеты, журналы);

­ специальные книги о педагогике;

­ беседы с друзьями и знакомыми;

­ беседы с педагогами;

3. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании:

­ взаимное непонимание детей и взрослых;

­ непослушание;

­ бездуховность;

­ лень;

4. Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?

5. Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему?

6. С кем вы говорили о вашей проблеме?

1 - ___________________________________

2 - ни с кем

7. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?

­ психолога,

­ педагога,

­ врача,

8. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка – семья или детский сад?

­ безусловно, семья;

­ в большей мере семья;

­ в равной степени и семья, и детский сад;

­ детский сад, так как там ребенок проводит много времени;

9. В какой форме детский сад мог бы помочь вам в решении ваших проблем?

­ лекциями о воспитании;

­ специальными практическими занятиями;

­ информацией об особенностях развития моего ребенка;

­ информацией о том, что можно почитать по моей проблеме;

10. Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической компетентности, если для вас в нашем детском саду будут организованы специальные занятия?

­ не более одного часа в неделю;

­ примерно пару часов в месяц;

­ трудно сказать.

11. Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о своей семье: Ваш возраст лет

Возраст ваших детей_____________________

Ваше образование_______________________

 

Спасибо за ответы.

 

Приложение 3

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Данные ребенка

Фамилия, имя, отчество, возраст.

Данные членов семьи

Фамилия, имя, отчество родителей, бабушек, дедушек и т.д.

Жилищно-бытовые условия

Количество комнат, их благоустройство (отдельная квартира, дом, совместное проживание нескольких семей), центральное отопление, отсутствие водопровода и т.д. Есть ли у ребенка своя комната, место для игр, своя кровать, уголок для занятий и т. д.

Культурный уровень семьи

Характеристика интересов родителей (путешествия, вязание, театр и т.д.), организация семейного досуга (активный, пассивный), проведение отпуска, культурные традиции семьи (совместные празднования, дни рождения, обсуждение новых книг, фильмов, спектаклей). Наличие в доме библиотеки, фонотеки, видеотеки.

Приложение 6

Приложение 7

Тестирование родителей “Мой стиль воспитания ребенка в семье”

Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

а) дадите ребенку другое блюдо;

б) разрешите выйти из-за стола;

в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;

б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;

в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.

3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

а) без слов выключите телевизор;

б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;

в) пристыдите ребенка за несобранность.

4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;

б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”;

в) накажите ребенка лишением игрушек.

5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:

а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;

б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;

в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме. “А” - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей. “Б” - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки. “В” - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.

Приложение 8

Картотека литературы

Приложение 9

Приложение 10

Родительские клубы.

В организации просветительской направленности во взаимодействии семьи и детского сада наряду с традиционными формами (лекции, конференции, “круглые столы”) положительно зарекомендовали себя родительские (или как их еще называют “семейные”) клубы.

Работа семейного клуба “Родительский дом - начало начал” строит общение участников клуба на принципах добровольности, демократичности; личной заинтересованности (в отличие от устаревших форм типа родительских собраний, где общение основано по схеме назидательно-поучительной). Выбор тематики заседаний подтверждает эту позицию: “Семья - убежище души”, “У свечи” (из опыта семейного воспитания); “Встреча с выпускниками детского сада прошлых лет и их родителями”, “Семейные традиции из поколения в поколение” и др. На заседании клуба поднимаются вопросы, волнующие родителей, в частности гендерного воспитания детей

Семейные клубы - структура динамичная, они могут сливаться в один или дробиться. Все зависит от тематики, замысла устроителей. Все направлено на максимальную результативность встречи для всех участников. Родители постепенно начинают понимать меру своей ответственности, когда видят результаты своих нелегких усилий. Работа клубов способствует установлению в детском саду домашней атмосферы, отношений искренних и доброжелательных.

 

Введение

 

Перемены, происходящие в нашей стране, глубоко затронули духовную сферу общества. Происходит сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социальных ценностей. В наиболее затруднительном положении оказалось молодое поколение, растущее в ситуации, когда старые, десятилетиями неоспоримые ценности были отвергнуты, а новые, к которым общество стремится перейти, еще не полностью определены.

Для решения важной педагогической проблемы - развития личности ребенка необходимо обращение к семье, а особенно к педагогической культуре родителей. В последние годы проблема обостряется, во-первых, потому, что возникли новые системы ценностей на фоне прогрессирующей деидеологизации общества и образования, а также кризиса прежних систем ценностей; во-вторых, по нарастающей усиливаются процессы регионализации воспитания и образования, что не могло, не отразиться на каждой семье, и родители к такой работе должны быть готовы; в-третьих, низкий уровень знаний родителей, недостаточность их педагогической культуры, ухудшение материального положения в семьях настоятельно требуют изменений в постановке вопроса.
Что же касается такого вопроса, как степень взаимодействия субъектов образовательного процесса влияет на эффективность воспитательного процесса, то он, на наш взгляд, нуждается в более глубоком и тщательном исследовании. Одной из актуальнейших проблем, подлежащих такому изучению, является проблема определения роли семьи, точнее, педагогической культуры родителей в реализации указанной цели.

Постоянная угроза возникновения психологических коллизий в межличностных отношениях в семье вызывает у части родителей и воспитателей состояние нервного постоянного напряжения. Такое положение мешает воспитателю сосредоточиться на личности ребенка с его неповторимыми индивидуальными особенностями. Следовательно, именно в данной области родители и воспитатели нуждаются в помощи.

Исследования показывают, что две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, наличие проблем в общении с детьми, необходимость в специализированной профессиональной помощи.

Одним из методов повышения социально – педагогической культуры семьи является обучение родителей. Однако практика показывает, что директивные методы (лекции) малоэффективны. Кроме того, такие методы не дают обратной связи, поэтому педагогам трудно быстро оценить эффективность приложенных усилий. Необходимо искать новые, интерактивные методы обучения родителей. Одним из таких методов является родительское собрание. Именно этим и обусловлен выбор темы исследования.

Цель исследования – изучить возможности повышения социально - педагогической культуры родителей дошкольников на родительских собраниях инновационного типа.

Объект исследования – социально – педагогическая культура родителей дошкольников.

Предмет исследования – повышение социально – педагогической культуры родителей дошкольников на родительских собраниях инновационного типа в ДОУ.

Гипотеза исследования: родительские собрания инновационного типа, обеспечивающее активную позицию родителей, обмен педагогическим опытом, выявление и уточнение собственной позиции по вопросам воспитания, способствуют повышению социально – педагогической культуры родителей дошкольников.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы повышения социально-педагогической культуры родителей дошкольников.

2. Рассмотреть примеры родительских собраний инновационного типа.

3. Проанализировать возможности повышения социально – педагогической культуры родителей дошкольников на родительских собраниях инновационного типа.

4. Составить программу для формирования социально – педагогической культуры родителей дошкольников.

База исследования - ГДОУ д/сад №71 г. Санкт-Петербурга.

Теоретическая основа исследования сложилась из психологической теории личности (К.С. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский и др.), теории общения и отношений (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, В.Н. Мясищев, А.В. Мудрик, Л.П. Петровский и др.).

Концептуальное значение в исследовании имели положения о психологических основах детско-родительских отношений (А.Я. Варга, А.Г. Лидерс,
А.С. Спиваковская, В.В. Столетова и др.), о педагогике воспитания детей в семье и путях совершенствования педагогической культуры родителей (И.А. Арабов, Г.Н. Волков, И.В. Гребенников, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчев, В.К. Шаповалов, Е.Н. Шиянов, И.А. Шоров и др.)

Методы исследования:

- методы теоретического анализа философской, социологической, педагогической литературы;

- диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование;
- праксиметрические методы (анализ продуктов деятельности детей, родителей);
- словесные методы (занятия-семинары, лекции, дискуссии, беседы).

 

 

ГЛАВА I. Теоретические основы повышения социально-педагогической культуры родителей дошкольников

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.