Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Родительские собрания инновационного типа





 

Родительские собрания - традиционная форма работы с родителями. Мы стремимся сделать их новыми, неожиданными, обеспечивающими активную позицию родителей, участие в решении проблем, коллективном размышлении.

Мы тщательно готовимся к ним. Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Подбираем музыку, готовим пригласительные билеты. Вошло в традицию, рассаживать родителей на те места, где сидит их ребенок. Это рационально: родитель наглядно узнает, где сидит его ребенок, видит его рабочее место, аккуратно ли оно содержится, знакомится с родителями соседа по столу. Создаем в группе уют и теплоту. В практику вошел такой опыт – проводить собрания за кружечкой чая, это сближает родителей. Родители с радостью идут на родительские собрания, так как знают, что будет что-то интересное, игровое: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях. В информации о ходе учебно-воспитательной работы услышат магнитофонную запись ответов детей, их высказывания, мнения. С интересом относятся родители к текстовым материалам, рекомендациям, советам. Как правило, они небольшого объема и носят характер краткой памятки. Родители знают, что не услышат упреков и неудовольствия воспитателей. Наоборот, вместе мы находим ответы на волнующие темы, обсуждаем педагогические ситуации, на что надо обратить внимание и каким образом помочь ребенку.

Активность родителей может быть повышена, если воспитатель своевременно попросит отдельных родителей рассказать о своем опыте в данном направлении, о возникающих трудностях и путях их разрешения.

Родительские собрания сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

Между тем методика проведения собраний нуждается в совершенствовании. Один из подходов к организации родительских собраний - проблемная формулировка тем собраний.

Как было указано выше, по результатам анкетирования была определена следующая тема родительского собрания: «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитывать детей?». При этом была не только сформулирована проблемная формулировка, но и организовано заинтересованное проведение собрания.

Этому помог заранее составленный вопросник. Родителям было предложено в анонимной форме ответить на следующие вопросы:

- Припомните, какие жизненные трудности закаляли ваш характер, вырабатывали волю.

- Припомните и охарактеризуйте состояние вашего ребенка (речь, поступки, чувства и настроение, результаты действия), когда он столкнулся с настоящей трудностью.

- Часто ли вы видите своего ребенка в ситуации преодоления трудностей?

- Какие трудности чаще побеждает ваш ребенок, с какими не справляется?

- Как ваш ребенок относится к избавлению от трудностей в семье?

- Какими чувствами и мыслями вы руководствуетесь, когда видите, что ребенок борется с трудностями, но преодолеть их не может?

Поскольку изначально было задумано, что групповая работа будет одной из форм проведения родительского собрания, были разработаны общие положения для воспитателей, как работать в родительских группах, исходя из которых:

1. Определяем тему разговора.

2. Работаем в малых группах (4 - 5 человек).

3. Обсуждаем наработанные в группах материалы. Записываем на доске, что помогает решить проблему и, что мешает.

4. Делаем выводы после обсуждения, даем рекомендации родителям.

5. По кругу проговариваем, оправдались ли ожидания, связанные с обсуждением данного вопроса (рефлексия).

Приводим пример из данного родительского собрания (работа в группах).

Предварительные замечания.

 

Поскольку речь идет о подготовительной группе, то одной из проблем, несомненно волнующих родителей, является проблема подготовки к школе, а конкретнее – обучение детей чтению (Высокую тревожность родителей по этому вопросу выявила оригинальная анкета). Поэтому в качестве одной из тем для обсуждения в группах стал вопрос: «Читательские интересы моего ребенка». Цели обсуждения данной темы:

1. Позволить родителям лучше узнать читательские интересы их детей.

2. Дать советы родителям, как вызвать у детей интерес к чтению.

3. Ознакомить с правилами для читателя и с памяткой “Как обсуждать с ребенком прочитанное”.

Организация обсуждения:

В зале, где проводится родительское собрание, организована выставка детских книг для ознакомления с ними родителей и выставка детских рисунков на тему “Моя любимая книга”, которая позволит родителям лучше узнать читательские интересы своих детей. Перед началом обсуждения в группах на видном месте вывешивается плакат с советами родителям “ Как вызвать интерес у детей интерес к чтению?”

Читайте своим детям и вместе с ними не более 15 минут, но каждый день. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы. Если ребенок устал, сделайте физкультурную паузу. Не бойтесь хвалить ребенка.

Второй плакат - с правилами для читателя:

Старайтесь читать вслух, не торопитесь, глубже вникай в смысл прочитанного. Обрати внимание на то, как ведут себя герой книг, учись у них хорошему. Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила. Умей беречь книгу.

Раздаются заранее подготовленные для родителей отпечатанные памятки “Как обсуждать с ребенком прочитанное”:

Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите у ребенка: Понравилось ли ему прочитанное? Чем? Что нового он узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

Группам предлагается ответить на любой из вопросов:

1) Любит ли ваш ребенок читать?

2) Читаете ли Вы ребенку?

3) Обсуждаете ли прочитанное? Как?

4) Можно ли увлечь ребенка чтением? Как?

5) Как вы поступаете, если ребенок не хочет читать или, прочитав немного, говорит, что устал?

В ходе подготовки к собранию воспитатель задает несколько вопросов детям и записывает ответы на магнитофон:

- Что вы больше любите – читать или слушать чтение взрослых?

- Читают ли в вашей семье книги вслух по вечерам, для всех?

- Хвалят или ругают вас родители, когда вы читаете?

Ход обсуждения

1. Организационный момент

Перед началом обсуждения родители рассматривают выставки, обсуждают увиденное, слушают тихо звучащую музыку, занимают места за столами, поставленными по кругу. На них лежат памятки, листы бумаги, рисунки детей по прочитанным на занятиях книгам.

2. Выступление воспитателя

Уже скоро ваши дети выйдут из стен ДОУ и поступят в школу. Первое и главное, чему они должны научиться – читать. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга и учитель, и воспитатель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. “ Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение”. (А.П.Чехов) На занятиях в детском саду наши воспитатели и педагоги уже готовят детей к этому увлекательному, но нелегкому процессу. Многие дети уже знакомы с основами грамоты и чтения. Но дети находятся еще только в самом начале пути.

3. Беседа с родителями

Затем воспитатель обращает внимание родителей на правила для читателя, предлагает прочитать их и вспомнить, какие из них выполняет их ребенок, какие - нет. Обобщая высказывание родителей, учитель должен постараться убедить их в том, что сейчас, когда их дети постигают азы чтения, необходимо помочь им научиться читать бегло, грамотно, выразительно, так как неумение читать сказывается не только на успеваемости в школе, но и на общем развитии детей.

4. Работа родителей в группах. Обсуждение выбранного вопроса. Итоговые высказывания родителей.

5. Прослушивание ответов детей (в магнитофонной записи) на вопрос:

- Какую книгу вы читали недавно дома, с кем?

- И вслед за этим сами родители получают вопрос:

- Читаете ли вы книги своим детям?

- Бывают ли в вашем доме семейные чтения по выходным или вечером?

- Возможно, ли семейное чтение и нужно ли оно?

6. Выступление воспитателя: «Давно замечено: пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книжку. Но вот ребенок пошел в школу, и родители вздыхают с облегчением: теперь сам будет читать. А спустя 8–10 лет мы часто становимся участниками диалога:

- Ну, как книга?

- Ничего, нормально, - безразлично отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания. Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время его мать и отец открываются для ребенка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг открывают, что дети стали намного взрослее, чем казалось, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.

Вечер, вся семья в сборе. Все сидят на любимых местах, в комнате покой и уют. Кто-то из членов семьи читает в слух книгу или журнал. Какую книгу читать? Как долго читать? Все зависит от обстоятельств. Важна атмосфера чтения и слушания. В такие вечера в гостях могут быть и друзья детей.

Музыкальная пауза позволяет перейти к следующему этапу:

7. Знакомство с памяткой “Как обсуждать с ребенком прочитанное?”

8. Психологический практикум

Включается магнитофонная запись с ответами детей на вопрос: хвалят или ругают вас родители во время чтения?

Вслед за этим обсуждаем ситуацию:

Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: “Сколько я тебя учила, разве так читают? Смотри как надо!” А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой - обижается, вообще отказывается читать, третий - становится равнодушным к чтению.

Как вы оцениваете поведение матери?

9. Работа родителей в группах. Обсуждение выбранного вопроса. Итоговые высказывания родителей.

10. Выслушав ответы родителей, делаем вывод: будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут и ошибаться, и читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту “простоту” ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

10. Обсуждение вопроса: “Как вы считаете, от чего зависит ясное, четкое, выразительное чтение?”

Воспитатель рассказывает о необходимости грамотного, выразительного чтения, о том, какие трудности ждут ребят в дальнейшем, если они неуверенно читают; напоминает о своевременном обращении к логопеду. В заключении родители прослушивают запись различного уровня чтения детей.

11. Выступления приглашенного библиотекаря

Библиотекарь дает советы, что читать детям 5 - 6 лет, как создать домашнюю детскую библиотечку, на какие издания подписаться всей семье, как пользоваться книгами из библиотеки.

12. Подведение итогов, выводы, решение родительского собрания

Вручение благодарностей родителям, которые активно принимали участие в обсуждении.

Конкурс “Чтобы это значило?”: на картинке изображена полка с книгами до потолка, родителям предлагается по возможности остроумно, ответить на вопрос: что это значит?

Победителю вручается приз ”Самому остроумному”.

Решение родительского собрания: учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставить себе цель – читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты. Для преодоления утомляемости во время чтения использовать игровые приемы, физминутки. В общении с ребенком помнить народную мудрость: “Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью”. Найти время и возможности для семейного чтения (полчаса в неделю). Оказывать детям помощь в оформлении читательских тетрадей. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные, понравившиеся мысли из прочитанного. Объявить конкурс на лучшую читательскую тетрадь. На итоговом собрании в конце года победителю вручить приз.

Пожелание воспитателя родителям: пусть ваши старания, силы, труд, направленные на воспитания у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы, и чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!

Другой пример родительского собрания - «Родительское собрание отцов», содержание которого приведено ниже.

Родительское собрание отцов

Один отец значит больше,

чем сто учителей

Д. Герберт

Подготовительная работа

1. Предложить отцам ответить на вопросы анкеты (это может быть, например, дедушка, если он принимает активное участие в воспитании ребенка, а отца нет) ответить письменно (дома) на вопросы анкеты. Полученные ответы проанализировать.

· В чем, по-Вашему, заключается функция отца в семье

обеспечивать семью материально

принимать активное участие в воспитании детей

· Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком?

· Просит ли ребенок Вас поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо? Как Вы поступаете, если не можете выполнить его просьбу?

· Кто укладывает ребенка спать, кто будит его по утрам?

· Ругаете ли Вы ребенка при посторонних?

· Является ли строгость Вашим помощником в воспитании?

· Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?

2. Объявить конкурс на лучшую игрушку сделанную отцом совместно с ребенком (за две-три недели до собрания).

3. Организовать встречи детей с папами – представителями разных профессий

4. Вместе с детьми подготовить приглашение отцам на собрание.

5. Предложить детям подготовить рисунки для выставки на тему «Мой папа».

6. Разучить с детьми несколько стихотворений и песен и т.п. для небольшого концерта перед собранием.

7. Подготовить видеозапись ответов детей на следующие вопросы. (Дети должны знать, сто эту видеозапись увидят их папы.)

· За что ты любишь своего папу?

· Кем работает папа? Он рассказывает тебе о своей работе?

· О чем вы разговариваете с папой?

· Чему тебя научил папа?

· Чем ты занимаешься в свободное время с папой?

· Что бы ты хотел делать вместе с папой?

· Строгий ли у тебя папа?

· Что тебе говорит папа, когда ты себя плохо ведешь?

Ход собрания

В помещении, где будет проводиться собрание, оформлена выставка детских рисунков на тему «Мой папа», на столах размещены подготовленные к конкурсу поделки. Воспитатель приглашает пап и детей посмотреть выставку, подвести итоги конкурса на лучшую поделку. Победителям вручается приз.

Папы рассаживаются по местам, проводится небольшой концерт. (Дети поют, читают стихи и т.п.; затем уходят. Если дети остаются на собрании, то следует более внимательно отнестись к их ответам, чтобы не ущемлять достоинство отцов. Не следует также забывать, что на собрании присутствуют и другие родители.)

Воспитатель. Мужчина и женщина предлагают ребенку разные модели поведения, и каждая из них влияет на его эмоциональное развитие. Матери по результатам наблюдений, когда их дитя сталкивается с чем-то (кем-то) непривычным, будь то незнакомый человек, собака или новая игрушка, инстинктивно стараются оказаться поближе, как бы показывая, что ребенок находится под защитой. Отцы в таких случаях не вмешиваются, давая ребенку, возможность познакомится и освоиться.

Исследования показали, что дети, чьи отцы принимали активное участие в их воспитании, реже плакали при разлуке с близкими или при появлении незнакомого человека. У таких детей реже наблюдаются вспышки немотивированной ярости, выше интеллектуальные способности, они лучше владеют собой, и легче адаптируются в обществе, то есть все показатели душевного здоровья ребенка выше.

В идеале родители представляют собой пару: мама олицетворяет детство – уютный мир, где всегда угадываются и исполняются все желания, где ничего не требуют и всегда помогут, а папа – посланец другого, взрослого мира, где каждый человек отвечает за себя, где есть неизвестность, риск, но в этом мире детям предстоит жить и добиваться успеха, когда они вырастут. Поэтому от вас, от вашего общения с ребенком зависит, каким он войдет в этот взрослый мир.

Удовлетворена ли потребность ребенка в общении с вами, знаете ли вы, как оценивают вас дети?

Воспитатель предлагает посмотреть видеозапись с ответами детей на вопрос «За что ты любишь своего папу?». После просмотра – высказать свое мнение о том, что они считают главным в воспитании ребенка. (Здесь и далее в ходе беседы педагог зачитывает ответы на вопросы из анкеты.)

Воспитатель. В любых отношениях очень важно взаимное доверие, особенно – в отношениях с близкими людьми. Многих проблем, которые возникают у подростков и молодежи, можно было бы избежать, если бы родители и дети с самого начала с вниманием относились друг к другу, обсуждали свои дела и поступки, сохраняя терпимость и уважение к чужому мнению.

Вечером вам хочется отдохнуть после тяжелого трудового дня, а не вникать в кажущиеся такими мелкими и неинтересными проблемы ребенка, отвечать на его бесконечные вопросы. Но спустя много лет вы можете с удивлением обнаружить, что рядом живет совершенно незнакомый человек. Чтобы этого не случилось, нужно завоевать доверие ребенка. Но это возможно лишь в том случае, если вы сами идете ему на встречу: искренни и честны с ним, делитесь своими заботами и мыслями. Говорите с ребенком обо всем: о своей работе, планах на выходной день, о хоккейном матче. Не думайте, что он мал и ничего не поймет. Он почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему как к равному. Расспрашивайте его о прошедшем дне, играх, друзьях. Не смейтесь над его интересами, какими бы глупыми они не казались. Вспомните себя в детстве – что вы тогда считали важным и интересным?

Просмотр и обсуждение видеозаписи с ответами детей на вопросы «Кем работает папа?», «Он рассказывает тебе о своей работе?», «О чем ты разговариваешь с папой?»

Воспитатель. Наверное, все отцы хотят, чтобы их дети были трудолюбивыми, целеустремленными, настойчивыми, смелыми. Но добиться этого словами, какими бы правильными они не были, нельзя. Ребенок должен видеть, как поступаете вы, его папа, в той или иной ситуации, – в игре, в работе, в отношениях с близкими и посторонними людьми. Поэтому там, где и когда это возможно, он с самого раннего детства должен быть рядом с вами. Он может просто наблюдать или принимать участие в ваших делах, оказывать посильную помощь. Конечно, поначалу чаще он будет только мешать, а не помогать, но постепенно все изменится и ваше терпение будет вознаграждено, когда из него вырастет не посторонний человек, а друг и помощник.

Просмотр видеозаписи с ответами детей на вопросы «Чему тебя научил папа?», «Чем ты занимаешься в свободное время с папой?», «Что бы ты хотел делать вместе с папой?» Обсуждение темы. Папы могут поделиться своим опытом общения с детьми.

Воспитатель. И взаимопонимание, и совместная деятельность возможны и приносят удовольствие и пользу только тогда, когда люди уважают друг друга. Если ребенок боится отца, отношения не будут искренними. Разумная строгость необходима в воспитании, но ребенок должен понимать те требования, которые вы к нему предъявляете. Это касается и наказания. Если ребенок не понимает своей вины, наказание ничему его не научит, но может озлобить. А.С. Макаренко писал, то не самодурство, не гнев, не крик, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение должно определять отношения в семье.

Просмотр и обсуждение видеозаписи с ответами детей на вопросы «Строгий ли у тебя папа?», «Что тебе говорит папа, когда ты плохо себя ведешь?»

Воспитатель. Не только мы воспитываем своих детей, но и они воспитывают нас. Показывая себя ребенку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотим передать ему, мы сами начинаем себя больше уважать, и даем ребенку возможность гордиться нами, а гордость за своих родителей – прекрасный фундамент для развития личности.

Мой папа – красивый и сильный такой!

Мой папочка – самый-пресамый!

Он шляпу всегда приподнимет рукой,

Встречаясь на улице с дамой. С. Миллиган

Желание разобраться во влиянии трудностей привело к появлению ещё одного вида собрания, на котором мы рассматривали трудности родителей, возникающие в различных ситуациях общения с ребёнком – практикум по решению трудных ситуаций.

На практикуме, во время которого методом групп рассматривались проблемные ситуации в семье, родители продемонстрировали высокий уровень педагогической грамотности и зрелые суждения, способность к эмпатии и развитую рефлексию.

Проблемные ситуации для обсуждения на тренинги были позаимствованы нами из работы В.Н. Рябковой [39].







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.