Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Практикум: обсуждаем проблемные ситуации.





Как положительный результат проведения родительских собраний инновационного типа можно рассматривать само желание, готовность активное участие родителей в практикуме родительских отношений, участие в котором требовало от родителей активной позиции, открытости, желания размышлять. Оценивая сам практикум, родители говорили об очень высокой практической значимости и о том, что им было интересно думать сообща и находить продуктивный путь решения.

При проведении родительских собраний обнаружилось, что практически любые вопросы и проблемы, возникающие в группе ДОУ, можно решить в родительских группах.

Предлагая высказать родителям свое мнение о проведенном собрании, мы одновременно формулируем положения, которые вносятся в решение родительского собрания.

Подводя итоги собраний, мы неоднократно подчеркивали, что в каждой семье есть проблемы, и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует их решать. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, мы просто усугубляем ситуацию.

После проведения цикла собраний каждый родитель анонимно оценивал уровень качества и эффективности родительских собраний по пятибалльной шкале. Критерии для оценки приведены в таблице. В анкетировании приняло участие 18 человек, в таблице приведены усреднённые данные.

Таблица. Средние показатели оценки собраний (по 5-бальной шкале)

Тематика собрания Содержательность Интерес Активность участия Полезность
«Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитывать детей?». 4,5 4,6 4,6 4,7
«Читательские интересы моего ребенка». 4,9 4,7 4,9 4,8
Родительское собрание отцов 4,4 4,6 4,3 4,4
Практикум по решению трудных ситуаций.   4,5 4,9 4,9 4,9
Среднее 4,57 4,7 4,68 4,77

 

Полученный средний балл для эффективности– 4, 77.

Таким образом, мы видим, что проведённые собрания нравятся родителям, они дают им высокую позитивную оценку. По всем позициям оценка выше 4 баллов. Можно заметить, что чем выше уровень активности родителей, тем выше и эффективность родительского собрания, что подчёркивает необходимость проведения собраний интерактивного типа.

Когда мы начинали такую работу, то были опасения, что родители могут не принять новую форму работы, но они с удовольствием работали в группах и говорили нам, что именно такая работа позволяет высказываться, лучше узнать друг друга, посмотреть на многие трудности другими глазами. И это радует. И пусть в обычной жизни родителям не всегда удается выполнять все наши рекомендации, но после этих встреч они становятся немного другими, начинают лучше понимать своих детей. А это самое главное.

Родительское собрание, отрывок из которого приведен выше, может быть алгоритмом для проведения подобной работы с разными возрастными группами, а также для решения любых проблемных вопросов.

Разработана образовательная Программа для родителей, куда включены мероприятия по повышению социально – педагогической культуры родителей. Она включает в себя План проведения родительских собраний, Банка консультаций – цикла бесед психолога с родителями по наиболее сложным вопросам воспитания и развития детей, и картотеки литературы по повышению педагогической культуры родителей.

План проведения родительских собраний разрабатывается не больше, чем на три месяца вперед на основе результатов анкетирования. Дело в том, что в процессе работы с родителями, интересы родителей меняются, и повторное Анкетирование демонстрирует смещение интересов родителей с одной педагогической проблемы на другую.

Для закрепления достигнутых результатов в ДОУ составлена картотека литературы по повышению педагогической культуры родителей. Это книги известных педагогов, психологов, исследователей в области воспитания родителей. В картотеке не только указаны авторы и их книги, но и даны краткие аннотации, а также адреса библиотек, где их можно почитать (Приложение 4).

Для отслеживания результативности родительских собраний нами была дважды проведена диагностика степени участия родителей в воспитатетельном процессе: до начала экспериментальной работы и после. В анкетировании участвовало 16 человек. Полученные данные представлены в таблице.

Таблица. Выявления степени участия родителей

В воспитательном процессе (в процентах).

Вопросы Почти всегда Иногда Никогда
  до после до после до после
1. Нравится ли Вам Ваш малыш?         - -
2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?         - -
3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?         - -
4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит? -          
5. Поправляете ли Вы речь ребенка?            
6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?            
7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли его?            
8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом?            
9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?            
10. Играете ли Вы с малышом в какие-либо игры?           -
11. Поощряете ли Вы ребенка в его интересах и увлечениях?            
12. Есть ли у ребенка одна или две собственные книги?            
13. Есть ли у ребенка хотя бы одно место дома (уголок, полка и пр.), которое отведено только ему?            
14. Стараетесь ли Вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?            
15. Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное из прочитанных книг с ребенком?            
16. Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком?            
17. Задаете ли Вы ребенку вопросы о смысле увиденного по телевизору?            
18. Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор?            
19. Есть ли у ребенка возможность играть, лепить, рисовать, мастерить, заниматься рукоделием?            
20. Стараетесь ли Вы ходить с ребенком на прогулку; устраиваете ли семейные походы в лес, парк, на реку?            
21. Посещали ли Вы с ребенком картинную галерею, краеведческий музей, парк культуры и отдыха?            

Закончить таблицу, вписав разумные цифры. Если мы анкетировали 16 человек, то один человек – 6 %

В таблице мы видим позитивную динамику в системе взаимодействия родителей со своим ребёнком. Особенно заметна позитивная динамика по вопросам 1-4 и 6-7, которые кажутся нам особенно значимыми для характеристики оптимальных отношений к ребёнку. То есть в процессе занятий родители осмысливали значение понимания ребёнка, внимания к нему и его переживаниям и т.д.

В конце года на последнем собрании воспитатели совместно с родительским комитетом отмечают благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одной из актуальнейших проблем, подлежащих изучению, является проблема определения роли семьи, точнее, педагогической культуры родителей в реализации развития гармоничной личности ребенка. Именно в данной области родители и воспитатели нуждаются в помощи. Как показало теоретическое исследование, одним из методов повышения социально – педагогической культуры семьи является обучение родителей. Однако практика показывает, что директивные методы (лекции) малоэффективны. Кроме того, такие методы не дают обратной связи, поэтому педагогам трудно быстро оценить эффективность приложенных усилий. Необходимо искать новые, интерактивные методы обучения родителей.

Рассмотрев теоретические основы повышения социально-педагогической культуры родителей дошкольников, мы установили, что педагогическая культура родителей как системное образование может представлять собой единство педагогических ценностей родителей, свойственных им процессов решения педагогических задач, личностных особенностей родителей, направленных на реализацию процесса воспитания в разнообразных видах деятельности. В структуре педагогической культуры родителей можно выделить следующие компоненты: когнитивный, поведенческий и эмоциональный.

Теоретический анализ показал, что на современном этапе одним из наиболее эффективных методов повышения социально – педагогической культуры родителей является совместная деятельность воспитателей и родителей по формированию личности дошкольника.

Важная задача педагогов заключается в том, чтобы обеспечить семьи практическими знаниями и умениями, которые бы усваивались непосредственно в определённым образом организованной теоретической и практической деятельности. Если правильно организовать педагогическое взаимодействие, то участие родителей в воспитании ребёнка станет активнее. Воспитатели и родители как партнёры в воспитании дополняют друг друга.

В родительских собраниях мы стремились обеспечить активное участие каждого родителя, использовали работу микрогрупп, в выборе тематики опирались на интересы родителей, ставили проблемы, обсуждали, а не предлагали готовый опыт, включали в собрание диагностический материал (данные исследования состояния и детей, и родителей), использовали формы активной работы.

Проведённые собрания нравятся родителям, родители дают им высокую позитивную оценку. Можно заметить, что чем выше уровень активности родителей на собрании, тем выше по их оценке и эффективность родительского собрания, что подчёркивает необходимость проведения собраний интерактивного типа. Опрос близости семейных отношений показал, что после проведения родительских собраний инновационного типа произошло обогащение общения с ребёнком, внимания к его внутреннему миру, его проблемам, совместной деятельности с ребёнком, что подтвердило эффективность эксперимента.

Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что родительские собрания инновационного типа, обеспечивающее активную позицию родителей, обмен педагогическим опытом, выявление и уточнение собственной позиции по вопросам воспитания, способствуют повышению социально – педагогической культуры родителей дошкольников, подтвердилась.

В качестве основных выводов из анализа работы с родителями на родительских собраниях, мы можем назвать правило никогда не превращать родительское собрание в формальное информирование. Наоборот, необходимо вместе находить ответы на животрепещущие вопросы, корректировать тематику собраний под запросы одиелей. Такая система проведения собраний приносит пользу и родителям, и воспитателям, и, конечно, детям. Родители видят в воспитателе помощника. Родители хорошо знают друг друга, активно предлагают свою помощь. И нет такого, чтобы все взваливалось на одних и тех же людей, все выполняют что-то посильное для себя.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Адлер А. Индивидуальная психология. – М.: Олимп, 1997.

2. Ананьев Б.Г. Проблемы человекознания. – М.: МПСИ, 1999.

3. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника.- М.: 1994.

4. Ахметшина В.А. Психолого-педагогические аспекты работы с родителями. // Научно-практический журнал “Управление образовательным учреждением”, 2005. - № 4.

5. Баркан А. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка.

6. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. – М.: 1991.

7. Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А. “Работа с родителями в ДОУ”// Научно-практический журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением”, 2004 г. № 5.

8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 352 с.

9. Воспитательная работа с учащимися вне школы. / Под ред. Л.М. Николаевой. - М.: 1981.

10. Выготский Л.С. Избр. Труды. В 3-х т. – СПб.: Речь, 2004.

11. Гребенщикова Е.А. История дошкольной педагогики в России. – М.: Педагогика, 2000.

12. Гречко С.А. Формирование личности ребенка младшего школьного возраста в условиях семьи.//

13. Гумилев Л. От Руси до России. – М.: 2001.

14. Денисенкова Н.С. Педагогический коллектив школы. - М.: 1984.

15. Джон Алан. Ландшафт детской души. – М.: 2000.

16. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

17. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями учащихся. - М.: 1980.

18. Карпова С.В. Подготовка студентов к психолого – педагогическому просвещению родителей.//Дисс. на соискание уч. степени кпн. – Петрозаводск, 2007.

19. Кемпбелл Р. Как на самом деле любить детей./ Пер. с английского. – М.: 1992.

20. Кларин В.М., Джуринский А.Н. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1987.

21. Клещина Т.В. Педагогические размышления на тему: "Взаимодействие взрослых в деле воспитания дошкольника".// Научно-практический журнал “Управление ДОУ”, (приложение к журналу “Управление ДОУ”). М.: Творческий центр “Сфера”, 2005 г.

22. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: 1988.

23. Коменский Я. Великая дидактика. / Хрестоматия по истории зарубежной педагогики - М.: 1981. - С. 163-195.

24. Летвиненине Ю.П. Ребенок в неполной семье. // Дошкольное воспитание. - 1984. - №7.

25. Локк Дж. “Мысли о воспитании”/Хрестоматия по истории зарубежной педагогики - М.: 1981. - С. 163-195.

26. Лунегова Л.В. Анализ детско-родительских отношений и развитие личности ребенка-дошкольника.//

27. Лупан Сесиль. Поверь в свое дитя./ Пер. с французского. – М.: 1993.

28. Макаренко А.С. Книга для родителей // Соч.: В 7 т. - М., 1957. - Т. 4.

29. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. - М.: 1992.

30. Мудрость воспитания: Книга для родителей. / Сост. Б.М. Бим-Бад и др. - М.: 1987.

31. Орлова Л.Ю. Семья и детский сад. //Газета Детский сад. Управление. - №6. - 2003.

32. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. - М.: 1990.

33. Панкова Л.М. Семья – основа нравственного прогресса общества.// Семья в зеркале социально-культурной деятельности. – СПб.: Специальная литература, 2004.

34. Пинт А.О. Это вам, родители. - М.: 1964.

35. Пискунов А.И. История педагогики./часть 2. - М.: 1997. - С. 33-39.

36. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. - М.: 1992.

37. Райгородский Д.Я. Родители и дети. – М.: 2007.

38. Росс К. Как на самом деле любить детей. – СПб.: Питер, 2000.

39. Рябкова В.Н. Родительское собрание на тему: «Нравственные отношения в семье и в детском саду».//Фестиваль 1-е Сентября. – 2006. - № 4.

40. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. - М.: 1992.

41. Седова Н.В. Воспитательная система как условие социальной защиты детства: [Реализация программы воспитания «Петербургская концепция» в шк. Санкт- Петербурга] // Обучение с целью уменьшения насилия. - СПб., 2002. - C. 122- 134.

42. Семья как специфическая педагогическая система.// Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. - М.: 1992.

43. Симонович А.С. Кто может быть воспитателем./Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1976.

44. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

45. С.Л. Соловейчик Педагогика для всех. М.: “Первое сентября”, 2000.

46. Спиваковская А. Психотерапия: игра, семья, детство. – СПб. Речь, 2004.

47. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях в воспитании. - М.: 2002.

48. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: 1973.

49. Титов Б.А. Ребенок – семья – общество: социально – психологический анализ.//Семья в зеркале социально-культурной деятельности. – СПб.: Специальная литература, 2004.

50. Ушинский К.Д.

51. Фесюкова Л.Б. От трех до семи. (Семейный альбом) – СПб.: 1996.

52. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: Учеб. пособие. - М.: 1986.

53. Хьелл, Зиглер. Теории личности. – СПб.: Питер, 1998.

54. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. – М.: Педагогика, 1993.

55. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. – СПб.: 2002.

56. Шульгина В.П. 25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя – Ростов на/Д: “Феникс”, 2002.

57. БСЭ. В 2-х т. Т. 2. – М.: Советская энциклопедия, 1991. – С. 568.

 

Приложения

Приложение 1







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.