Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МГПИ становится университетом





1999 г. для МГПИ стал годом особенным, поистине историческим. Выдержав успешно государственную аттестацию в конце 1998 г. и получив высочайшую оценку Коллегии Министерства образования России, а затем, объективно оценив свои возможности, набравшись смелости и в какой-то мере известной доли дерзости, ректорат подготовил необходимые документы и 10 ноября 1999 г. решением Аккредитационной коллегии Министерства образования институт получил статус университета. 7 декабря данное решение было оформлено соответствующим приказом, а 28 декабря 1999 г. приказом Министерства образования России на основе постановления правительства МГПИ официально был переименован в Магнитогорский государственный университет.

Однако формальное признание вуза университетом еще не означало фактического его перерождения в университет классического типа. Процесс реального становления университета оказался сложным.

Современное общее и профессиональное образование представляет собой разветвленную саморазвивающуюся систему. При этом традиционные принципы ее организации все более уступают место новаторско-аналитическому подходу, обеспечивая устойчивую позитивную динамику в условиях жесткой конкуренции. Постепенно утрачивают актуальность некогда незыблемые принципы территориальной закрепленности тех или иных высших учебных заведений. Так, университет прежде рассматривался как часть социальной инфраструктуры федерального подчинения и потому должен был располагаться только в центральном городе субъекта федерации; причем в каждом областном или региональном центре мог быть только один университет. Вместе с тем, пример Челябинской области, где наряду с Челябинский госуниверситетом, ныне сосуществуют Южно-Уральский, а теперь еще и Магнитогорский госуниверситеты – следствие новых позитивных перемен в системе образования. Тенденции развития и трансформации образовательных учреждений сегодня определяются не централизованными административно-командными методами (из Москвы), а ориентацией на социальную востребованность образования и способностью администрации и коллектива вуза удовлетворить эту потребность.

При рассмотрении вопроса о статусе вуза Коллегия Министерства образования России учитывала следующие показатели:

– наличие основных образовательных программ по специальностям и профилям подготовки (гуманитарный и социально-экономический, естественнонаучный и математический, технический, другие профили);

– соответствие профессиональных образовательных программ, учебно-информационного обеспечения, качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов (ГОС);

– наличие программ послевузовского образования и качественные характеристики деятельности аспирантуры, докторантуры и диссертационных советов;

– наличие программ дополнительного образования и качественные характеристики деятельности по переподготовке и повышению квалификации;

– качественный состав научно-педагогических кадров;

– эффективность фундаментальных и прикладных научных исследований (но в первую очередь – фундаментальных);

– наличие основных научных направлений и школ;

– результативность научно-методической работы;

– организацию довузовской подготовки и востребованность выпускников.

Уже этот перечень показателей свидетельствует о большой роли научной деятельности в системе университетского образования. Концептуальное отличие университета от института и профильного университета (академии) просматривается уже в самом его определении.

Университет – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественнонаучных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры.

К государственной аккредитации было представлено 13 профессиональных образовательных программ. Как программы педагогического профиля они целиком соответствовали специфике МГПИ. Однако аккредитационная коллегия сочла возможным рассмотреть их в перспективе в качестве университетских, тем более, что институт был готов к лицензированию целого ряда специальностей университетского стандарта.

После аккредитации ректоратом и руководством факультетов и кафедр было введено около 20 университетских специальностей, с учётом того, что они будут лицензированы в ближайшие два-три года. В 1999 г. подписан приказ о лицензировании трех специальностей из этого перечня: «психология», «социальная работа» и «информационные системы в экономике». А в 2000 г. уже были лицензированы, помимо перечисленных выше, следующие университетские специальности: прикладная информатика в экономике, культурология, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, дизайн, менеджмент организации, математические методы в экономике. В 2002 г. уже прошел набор студентов по таким специальностям университетского профиля, как прикладная математика и информатика, журналистика, лингвистика и межкультурная коммуникация, филология, социология, история, реклама, технология художественной обработки материалов, технология и конструирование изделий легкой промышленности. К аттестации 2004 г. будет представлено с учетом педагогического профиля более 30 образовательных программ.

Но лицензирование новых специальностей – лишь первый этап на пути подлинного превращения пединститута в университет. Необходимо обеспечить студентов адекватной научной и учебно-информационной базами. Большая работа в этом отношении предстоит отделу комплектования библиотеки, издательству, и, конечно же, кафедрам, в творческие планы которых необходимо включать подготовку учебно-методических комплексов для обеспечения открываемых специальностей.

В 2002 г. в университете ведется подготовка аспирантов уже по 16 специальностям (матанализ, политэкономия, онтология и теория познания, русская литература, литература народов РФ, русский язык, всеобщая история, педагогика и др.). Кроме того, успешно работает докторантура по педагогике.

Одним из факторов, определяющих не только реальный статус вуза, но и перспективы его развития в области кадровой политики является наличие диссертационных советов. В МаГУ функционирует три кандидатских диссертационных совета по четырем специальностям: общая педагогика, теория и методика профессионального образования, русская литература, онтология и теория познания.

Диссертационный совет К 212.112.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальностям 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 – теория и методика профессионального образования был открыт 1 октября 1996 г. на основании решения Президиума ВАК РФ от 20.09.1996 г. пр. № 133 – кс. Председателем совета является доктор филос. наук, проф. Валентин Федорович Романов. Ученый секретарь совета – канд. пед. наук, проф. Николай Яковлевич Сайгушев. В составе совета 17 человек.

Диссертационный совет К 212.112.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.01 – онтология и теория познания был открыт 1 декабря 1997 г. на основании решения Президиума ВАК РФ от 27.11.1997 г. пр. № 708 – в. Председатель совета – доктор филос. наук, проф. Валентин Федорович Романов. Ученый секретарь – канд. филос. наук, проф. Евгений Владимирович Дегтярев. В составе совета 14 человек.

Диссертационный совет К 212.112.02. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.01 – русская литература был открыт 28 июля 1997 г. на основании решения Президиума ВАК РФ от 18.07.1997 г. пр. № 147 – кс. Председатель совета – доктор филол. наук, проф. Александр Петрович Власкин. Ученый секретарь совета – канд. филол. наук, проф. Татьяна Ивановна Рожкова. В составе совета 14 человек.

Решением Президиума ВАК России от 19 января 2001 г. в Магнитогорском государственном университете утвержден диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 – теория и методика профессионального образования под председательством ректора вуза В. Ф. Романова. Открытие других советов, как, впрочем, и расширение аспирантуры и докторантуры вуза, напрямую связано с повышением научной квалификации профессорско-преподавательского состава. К настоящему времени в МаГУ готовы лицензировать открытие аспирантуры по специальностям: «гигиена», «теория и методика профессионального образования», «теория и методика обучения физике», «зарубежная литература». Есть основания и для открытия докторантуры по специальности «Теория и методика профессионального образования».

В работе советов принимают участие ведущие ученые университета и Уральского региона. Диссертационные советы предоставляют возможность для защиты диссертаций соискателям университета и других образовательных учреждений г. Магнитогорска и Урало-Сибирской зоны. За период деятельности диссертационных советов было успешно защищено более 174 кандидатских и 12 докторских диссертаций. Техническое обеспечение трех диссертационных советов осуществляет технический секретарь Марина Владимировна Муртазина.

При решении вопроса об изменении статуса вуза качественный состав научно-педагогических кадров учитывался как основополагающий. С 1993 до 2000 г. процент «остепененности» в вузе повысился на 25,4 %. Этот результат достигнут благодаря целенаправленной работе ректората и соответствующих подразделений с различными категориями преподавателей. А в 2002 г.***

В 1994 г. решением Ученого совета вуза была утверждена долгосрочная программа «Кадровая политика института до 2000 года», которая давала возможность прогнозировать научный рост преподавателей, определить роль и место каждого из них в организации НИР и НИРС, позволяла рационально планировать повышение научной квалификации профессорско-преподавательского состава.

Это стало возможным благодаря тому, что подготовка кандидатов и докторов наук осуществлялся на базе педагогических научных специальностей, причем даже в тех случаях, когда профессиональные интересы соискателей лежали в области естественно-математических и филологических наук. Это вполне было приемлемо в условиях педагогического вуза. Кроме того, это было необходимо и самому вузу для того, чтобы выжить в условиях достаточно жесткой конкуренции и достичь тех количественных показателей, которые позволили бы говорить об изменении его статуса.

Из года в год в вузе целенаправленно работали над увеличением количества защищаемых докторских и кандидатских диссертаций. Если в 1993 г. было защищено всего 8 кандидатских диссертаций, то в 1999 г. – кандидатские диссертации защитили уже 28 преподавателей. Если в 1993 г. в вузе работал только один доктор наук – ректор института, то только в одном 1999 г. докторские диссертации защитили 7 преподавателей (А. В. Подгорский, С. Л. Слободнюк, Г. И. Лузянин, А. Л. Филоненко, В. И. Жернов, З. М. Уметбаев, А. Ю. Румянцев).

***КАКОЙ ЭТО ГОД? В целом, в настоящее время на 51 кафедре вуза работает 532 преподавателя, в том числе докторов наук – 30, кандидатов наук – 290, членов Союза Художников России – 21, членов-корреспондентов и действительных членов различных академий – 17. Таким образом, доля дипломированных специалистов без учета совместителей составляет 60,7 %.

Наиболее высоким качественным кадровым потенциалом обладают такие факультеты, как филфак (90 %); дошфак (66,7 %); физмат (60,4 %); факультет социальной педагогики (60 %); такие межфакультетские кафедры, как кафедра политологии и социологии, кафедра методологии образования и естествознания (по 80 %), кафедра педагогики (75 %), кафедра философии (73 %), кафедра политической истории и кафедра педмастерства (по 60 %).

Долгосрочная программа «Кадровая политика университета до 2004 года»сформирована с учетом соответствующих программ, разработанных каждой кафедрой и каждым факультетом. В этой программе главное внимание уделяется, с одной стороны, подготовке кадров по фундаментальным наукам, с другой, – интенсифицикации подготовки докторов наук. Необходимые условия для выполнения этих задач в МаГУ есть.

Важной задачей МаГУ является развитие фундаментальных исследований, что, как известно, составляет основу классического университета. Не случайно активизировалась научно-исследовастельская работа специалистов физико-математического факультета. Такие направления, как «Спектральная теория операторов»; «Исследование функционально-дифференциальных уравнений»; «Математическая модель барьерного электрического озонатора»; «Вопросы физики атомного ядра и элементарных частиц»; «Краевые задачи механики вязких, электропроводных магнитных сред»; «Задачи тепломассообмена между потоком газа и свободной жидкостной пленкой».

Фундаментальный характер имеют и темы научных исследований преподавателей кафедры биомедицины: «Экология человека»; «Морфологические особенности рака легких в условиях химического загрязнения окружающей среды». Эти исследования ведутся на основе договоров с различными предприятиями, в том числе, совместно с ЮУНЦ РАМН.

К фундаментальным можно отнести и результаты исследовательской работы ученыъ гуманитарных направлений МаГУ по темам «Классическая археология», «Проблемы историографии российской и зарубежной истории»; «Функционирование языковых единиц в языке и речи»; «Типы художественного сознания в литературе», «Проблемы нравственно-философских и религиозных исканий в литературе», «Методология литературоведческого анализа»; «Коммуникативный аспект иноязычной речевой деятельности»; «Исследование языковых единиц в иностранном тексте»; «Концепция процессно-системного управления»; «Гносеологический анализ бытия мира и человека».

В вузе между фундаментальными и прикладными исследованиями нет резкой грани. В этой связи к исследованиям, соответствующим профилю университета, можно без всякой натяжки отнести научные направления технологического, психологического факультета, факультета информатики, кафедр политологии, экономической теории и практики и др.

Анализ содержания и научно-учебной деятельности структурных подразделений вуза с учетом перспективы их развития показывает, что большинство факультетов (физико-математический, филологический, исторический, иностранных языков, психологии, технологический, информатики) органично вписываются в структуру университета.

В отличие от профильного педагогического вуза в университете наука должна быть не надстройкой к образованию, его базисом. В этой связи особую роль играют межвузовские и международные связи, участие ученых МаГУ в совместных научных проектах, программах (регионального и федерального уровня), в конкурсах грантов.

Следует отметить, что преподаватели вуза все активнее принимают участие в работе научных конференций различного уровня. Так, на базе МаГУ за один только 1999 г. было проведено 17 научных конференций. Из них три – «Проблемы физико-математического образования в вузах России на современном этапе», «Проблема сохранения здоровья детей в процессе образования» (организованная кафедрой ПНО и ПВ), «Технологическое образование молодежи в XXI веке» – имели всероссийский статус. Кроме того, 168 преподавателей представили свои доклады в различных формах на 52-х научных конференциях в других вузах и учреждениях. Среди наиболее значимых событий 2001 г. можно назвать такие всероссийские научные конференции, как «VI Ручьевские чтения», «Совершенствование непрерывного художественно-педагогического образования», а также уже ставшую традиционной региональную научно-практическую конференцию «Психологические проблемы бытия человека в современом обществе. Проблема гуманизации процесса обучения и воспитания» и др.

Обязательным критерием при оценке научно-методической работы вуза является количество изданных монографий, учебников и учебных пособий за последние три года. И в этом плане 1999 г. был очень результативным: 25 преподавателей вуза опубликовали результаты своих исследований в центральной печати, за год было издано 8 монографий, выпущено 24 сборника научных трудов, опубликовано 27 учебников и учебно-методических пособий, 178 методических указаний и рекомендаций, около 1200 статей и тезисов докладов. К наиболее существенным публикациям можно отнести, выпущенные в последние годы учебники и учебные пособия. Обращает на себя внимание фундаментальный характер следующих изданий:

1. Шулежкова С.Г. Старославянский язык (под грифом МО России).

2. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики (под грифом МО России).

3. Наумов В.П. Введение в теорию и технологию педагогического общения (под грифом УМО «Технология»).

4.Швыдкая Л.И. Лексикология английского языка (40 п.л.) – (Планируется к изданию под грифом МО РФ) и др.

В целом в 1999 г. преподавателями вуза опубликовано 712 работ общим объемом 502 п. л. А в 2001 г. на полиграфической базе вуза опубликовано 880 работ общим объемом в 526 п.л., в том числе монографий – 17, учебников и учебных пособий – 44, сборников научных трудов – 29, методических рекомендаций и указаний – 138, статей и тезисов – 681. Кроме того, 27 преподавателей опубликовали свои работы в центральной печати.

 

Важным направлением в научной работе вуза является научно-исследовательская работа студентов, которая в условиях университета становится не только основой для роста кадрового потенциала вуза, но и приобретает самоценное значение. В настоящее время в университете достаточно успешно функционирует НСО, курируемое ответственным за НИРС профессором Н. Я. Сайгушевым и заместителями деканов по науке на факультетах. На многих факультетах сложилась эффективная система работы, обеспечивающая приобщение студентов к основам научной деятельности в течение всего периода их обучения. Результатами этой деятельности является то, что в 1999 г. по линии НИРС работало на более или менее постоянной основе 64 научных кружка и 73 проблемных и исследовательских группы. Студентами за это время представлено 687 докладов на внутривузовскую студенческую научную конференцию. Кроме того, в мероприятиях месячника студенческой науки и искусства, который проводился в марте 1999 г., приняли участие более 2000 студентов.

В 2000-2001 г.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.