Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Технологические изменения и инновации.





 

В современной экономической литературе проблематика технологических изменений и связанных с ними инноваций относится к числу приоритетных. Технологические изме­нения оказывают существенное воздействие на формы органи­зации производства, качество производимой продукции, уро­вень занятости, доходов и прибылей, что в свою очередь в не­малой степени определяет конкурентные позиции компании.

В ТОР значительное место занимает вопрос о характере влияния рыночных структур, форм организации бизнеса и его размеров на эффективность и результативность исследований и разработок. Деятельность в облас­ти научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ формирует стратегии бизнеса, которые относятся к неценовым.

Начнем с понятия «технологии». В научной литературе оно применяется весьма широко, что обусловливает и многообра­зие соответствующих представлений. Под технологией пони­мают и систематизированные формы организации производст­венного процесса, и систему знаний и умений, используемых для изготовления широкого набора товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей общества.

Что касается высоких технологий, то за основу можно взять предложенное ОЭСР определение [OECD, 1994]: высокотех­нологичные отрасли это отрасли, для которых характерно не только производство инновативных продуктов и применение соответствующих инновативных производственных процессов, но и где высок уровень расходов на исследования и разработки, измеряемый по отношению к объему денежного оборота (R&D/Turnover). При соблюдении данного требования клас­сификация отраслей выглядит следующим образом:


 


Высокотехнологичные отрасли (R&D/Turnover) > 5%
Средние высокотехно­логичные отрасли 5% > (R&D/Turnover) > 3%
Среднетехнологичные отрасли 3% > (R&D/Turnover) > 0,9%
Низкотехнологичные отрасли 0,9% > (R&D/Turnover) > 0%

 

С учетом данной классификации к числу высокотехноло­гичных отраслей в современных условиях могут быть отнесены аэрокосмическая отрасль, производство офисного оборудова­ния и компьютеров, электроника, фармацевтика, точное стан­костроение и некоторые другие. Применение данного подхода целесообразно с учетом его определенной корректировки. Речь идет о том, что и в ряде традиционных отраслей могут быть вы­делены высокотехнологичные подразделения, как, скажем, в производстве одежды, текстиля или мебели. Кроме того, неко­торые значимые инновации при таком подходе оказываются исключенными из высокотехнологичного сектора, поскольку они не базируются на дорогостоящих исследованиях и разра­ботках.

Процесс исследований и разработок в целях его структури­рованного анализа специалисты подразделяют на ряд взаимо­связанных стадий.

1. Фундаментальные исследования. Изобретение представ­ляет собой творческий процесс обоснования новой идеи (на­пример, в области производства нового продукта, оборудова­ния или производственного процесса) и ее первичного приме­нения. В особых случаях фундаментальные исследования могут быть выполнены и без преследования в качестве непосредственной цели их практиче­ского применения. Пример — ранние исследования в области молекулярной физики, которые выполнялись без представле­ния об их возможном использовании для производства элек­тронных ламп, применяемых для целей телевещания и комму­никаций. Коммерчески ориентированные предприятия могут быть не заинтересованы в проведении подобных исследований из-за высокой степени неопределенности их результатов.

2. Прикладные исследования. Прикладные исследования, в отличие от фундаментальных, имеют заданные целевые уста­новки, включая анализ потенциальной экономической отда­чи от их применения. Этот анализ призван подкрепить вы­вод о технологических возможностях предполагаемых при­менений.

3. Разработки. В общем случае содержанием и назначением данной стадии является придание новой идее или изобретению формы, обеспечивающей их последующее коммерческое при­менение. На этой стадии ресурсы жестко подчинены заданным целям. Возможна необходимость строительства пилотного за­вода или прототипа новой установки. Именно для этой стадии особое значение имеет отбор наилучших решений для их по­следующего коммерческого применения. Если, скажем, про­изошла ошибка с отбором нового продукта и он уже запущен в коммерческое производство, соответствующие издержки будут существенны для предприятия.

4. Коммерческое производство. На этой стадии происходит полномасштабное производство нового продукта или примене­ние новой технологии. Несмотря на значительный объем ранее проведенных исследований и разработок, риск и неопределен­ность все еще могут быть существенными. Различие между изобретением и инновацией может быть проведено именно с позиции риска. Первичной задачей изобретателя является именно генерация новых идей, а не производство на коммерче­ской основе продукции или оказание услуг.

5. Диффузия инноваций. На заключительной стадии проис­ходят распространение новых идей в рамках данной фирмы, а также имитация и применение инноваций другими фирмами в той же отрасли или в других отраслях, если такое применение возможно. Процесс диффузии инноваций имеет также про­странственный аспект, в рамках которого новые идеи распро­страняются с помощью иностранных инвестиций, через лицен­зионные соглашения или совместные предприятия.

Исследование инновационного процесса в рамках ТОР предполагает разграничение продуктовых и процессорных ин­новаций. Продуктовая инновация означает введение нового продукта; процессорная — введение нового участка техноло­гии, призванной, в конечном счете, обеспечивать экономию из­держек.

 

Проведенные специалистами исследования взаимоотношения между типом рыночных структур и стимулами к инновациям позволили сделать вывод о наличии зависимости между уровнем концентрации продавцов и стимулами для инноваций и соответствующей инновационной активностью. Этот вывод был, в частности, подтвержден ис­следованием по 56 отраслям США. Как выяснилось, занятость в сфере исследований и разработок (измеряемая долей от обще­го числа занятых) возрастает с увеличением уровня концентра­ции производителей (при использовании показателя уровня концентрации первых пяти фирм) до CR5 = 0,5, но данная доля снижается для более высоких значений CR5.

Подобные исследования легли в основу предположения, ко­торое в целом подтверждала хозяйственная практика, что именно олигополия является рыночной структурой, наиболее склонной к инновационной активности. Аргументация данной позиции, как правило, исходит из следующих положений, час­тично уже известных из предыдущего анализа.

1. Фирмы, работающие на рынках с совершенной конкурен­цией, получают нулевую сверхприбыль. Соответственно подоб­ные фирмы, с одной стороны, не располагают необходимыми средствами для инвестиций в инновации, которые, как прави­ло, отличаются значительными рисками. С другой стороны, они не имеют для этого и необходимых стимулов, если только к подобным инновациям их не вынудит изменение конкурент­ной ситуации, требующее от компаний для сохранения их по­ложения на рынке проводить инвестиции в целях сокращения издержек.

2. Монополия имеет положительную сверхприбыль, поэтому она, если сочтет нужным, будет располагать необходимыми ре­сурсами для инвестиций в исследования и разработки. В то же время в силу отсутствия (или недостаточности) конкурентного давления монополии свойственны недостаточные стимулы для инвестирования в инновации.

3. Олигополия, с одной стороны, может располагать положи­тельной сверхприбылью (в зависимости от конкретной формы конкуренции, которая устанавливается с учетом наличия со­перников и взаимозависимости компаний друг от друга). С другой стороны, компании, работающие на олигополистических рынках, испытывают давление конкуренции, которое мо­жет быть и слабым, и весьма существенным. Таким образом, олигополии и располагают средствами для инноваций, и имеют для этого стимулы.

 

Для более детального анализа этих взаимоотношений инте­рес представляет модель, в кото­рую в процесс принятия фирмами решений относительно ис­следований и разработок интегрирован параметр скорости (времени). Этот параметр откладывается по горизонтальной оси. По вертикальной оси отложена приведенная ценность издер­жек и выгод от инвестиций в инновацию.

С помощью кривой (функции) С отражается соотношение (и следовательно, про­тиворечие) между временем, затрачиваемым на НИОКР, и со­ответствующими приведенными издержками.

Функция В ха­рактеризует соотношение между временем и приведенной прибылью от НИОКР.

 


 

Как следует из стандартного инвестиционного анализа, фирме необходимо выбрать для реализации инновационного проекта оптимальное время, при котором угол наклона функ­ции дисконтированной прибыли и дисконтированных издер­жек (касательной к ней) одинаковы, а вертикальная дистанция между кривыми С и В максимальна, т.е. время в точке Т.

Конкретная форма функций дисконтированных издержек и выгод, т.е. функций С и В, зависит от различных факторов. Что касается функции издержек С, то ее вид определяется, прежде всего, характером технологических изменений. Вследствие это­го функция С предполагается одинаковой для всех типов рын­ков. Угол наклона функции В, напротив, находится в зависимо­сти от типа рыночной структуры. На рис. представлены три возможные функции дисконтированных выгод B1 В2 и В3 — для монополии; олигополии; для отрасли с совершенной конкуренцией. Относительная крутизна этих функций опреде­ляется интенсивностью конкуренции, с которой сталкивается фирма-инноватор.

— в условиях монополии при отсутствии конкуренции фир­ма, проводящая инновацию, может в течение более длительно­го времени в сравнении с другими типами рынков собирать урожай прибыли. Поэтому соответствующая функция дискон­тированных доходов (В1) располагается выше функций дохо­дов других рыночных структур, а оптимальное время примене­ния инновации (Т1) — правее. Однако эффект дисконтирова­ния проявляет себя и в этом случае, чем обусловливается отри­цательный наклон кривой B1;

— на рынках с олигополистической структурой фирма обя­зана принимать во внимание действия конкурентов, число ко­торых при этом незначительно; рыночные барьеры существен­ны, но они преодолимы. Некоторая отсрочка с реализацией ин­новации не вызывает при необходимости сокращения доходов до нулевого уровня. Но если эта отсрочка будет и далее про­должаться, то вероятность опасных для компании инновацион­ных усилий со стороны конкурентов возрастет. Эти рассужде­ния объясняют расположение кривой В2, характеризующей возможные дисконтированные доходы олигополии от иннова­ции, ниже по отношению к B1 апозицию оптимального време­ни реализации инновации (Т2)-левее точки Т1

— в условиях совершенной конкуренции при множестве фирм на рынке и отсутствии рыночных барьеров решающим фактором становится скорость реализации инновации. Это определяется и тем, что при работе на рынке многих компаний существенно выше вероятность того, что сразу несколько из них работает над инновационным решением. Фирма, реали­зующая преимущество в скорости, получит, причем быстро, значительную часть прибыли. Все это объясняет более крутой наклон кривой В3, отражающей дисконтированные доходы ус­пешного инноватора в конкурентной отрасли.

 

Стратегии бизнеса в области исследований и разработок отно­сятся к числу неценовых. Их общей осо­бенностью служит необходимость при анализе доминирующей цели выйти за пределы текущих оценок и стремления фирмы максимизировать прибыль в краткосрочном горизонте.

Важно анализировать и отличительные черты различных типов инновационных стратегий бизнеса, чему служит их клас­сификация.

1. Наступательная стратегия (offensive strategy). Исполь­зуя данную стратегию, фирма стремится с помощью новой тех­нологии добиться доминирования на рынке. Она фокусирует свои усилия на генерировании новых идей и защите их посред­ством патентов. Обычно при этом наблюдаются значительные инвестиции в капитальное оборудование и в развитие челове­ческого капитала исследовательских подразделений.

2. Оборонительная стратегия (defensive strategy). Такой тип стратегий характерен для компаний, преследующих цель выживания на рынке. Они стремятся идти в ногу с развитием техники и технологии, которое инициируется их конкурента­ми. Если бы они не предпринимали подобных усилий, то их рыночная доля сократилась бы в случае выхода компании инноватора на рынок с новым продуктом или при снижении ею производственных издержек. Выбор оборонительной стратегии может быть связан с нехваткой у фирмы ресурсов для наступа­тельного инновационного развития, а также со стремлением избегать риск и вкладывать средства только в апробированную рынком продукцию. Подобные компании могут проводить час­тичные улучшения новой технологии и продукции в рамках тех ограничений, которые задаются патентами. Чтобы относи­тельно долго реализовывать оборонительную стратегию, ком­пания должна обладать дополнительными ресурсами для про­ведения маневра, если инноватор вновь выведет на рынок но­вый продукт или технологию.

3. Стратегия имитации (imitative strategy). Для данной стратегии, в отличие от оборонительной, характерно отсутст­вие усилий по улучшению инновации. Здесь также, как прави­ло, не направляются средства для расширения и укрепления технической базы. Компания сосредоточивается только на ко­пировании инновации, либо покупая лицензию (что характер­но для краткосрочного горизонта), либо занимаясь имитацией путем эксплуатации свободных от патентов знаний и информа­ции (в долгосрочной перспективе). Для успешной имитацион­ной деятельности компания должна обладать определенными преимуществами по отношению к фирме-инноватору, напри­мер, применяя более дешевую рабочую силу, имея доступ к бо­лее дешевым капитальным ресурсам и т.п. Компании-имитаторы могут представлять серьезную опасность для фирмы-инноватора, особенно при недостаточной патентной защите, в целом в случае наличия благоприятной почвы в той или иной стране для теневого бизнеса.

4. Стратегия зависимости (dependent strategy). Фирма в данном случае выбирает стратегию послушания по отноше­нию к более сильной компании, реализующей либо наступа­тельную, либо оборонительную стратегию, и становится, на­пример, поставщиком каких-либо частей для оборудования, работая на условиях субконтракта и т.п. Она не занимается самостоятельными исследованиями и разработками, прини­мая технологию, которая следует из заключенных договорен­ностей. Такого рода отношения часто обусловливаются оказа­нием со стороны доминирующей компании консультацион­ных услуг ее более квалифицированным персоналом, техниче­ским содействием и т.п.

Выбор того или иного варианта инновационной стратегии компанией взаимосвязан с обоснованием необходимых для ее реализации инвестиций.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.