Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Право юристов в древнем Риме.





ИНДИЯ

Особенность в соц структуре - каста, варна.

Древние цивилизации на территории Индии: Махенджидагра и Хараппа - города. К 18 в. Харапская цивилизация в упадке.

К концу 1 в д н э есть государство. В основе ведическая религия. Создается единое государство. Варны - замкнутые сословные группы. Между варнами запрещ брак. (жрецы, воины, светская элита).

Вайшью - основная масса населения (производители).

Вудры - не участвовали в отправлении соц нужд.

Было мягкое рабство, они имели право собственности, наслед, семья.

 

2. Основные институты государства и права Древнего Рима.

Основание Рима – Ромул, Рэм – 763 до н.э.

Патриции – члены старейших римских родов.

Выделяются богатые аристократические семьи – у них земля. Появляются клиенты из обеднелых общинников, пришельцев, отпущенных рабов (их принимают в родов, они лично свободны, ограничены в правах, под покровительством патронов из патрициев – за это оказывают им имущественные и личные услуги).

Плебс - пришлое население + разорившиеся, потерявшие связь с общиной: они свободны, ограничены в имущественных правах и личных, могли получать земельные наделы из свободной части общинного земельного фонда, не вступают в брак с членами общины, не участвуют в управлении ей.

Во главе римской общины стоял выборный вождь – рекс. Его полномочия ограничены – сводились главным образом к военным, жреческим, судебным.

Мог издавать общеобязательные постановления.

Сенат – орган управления, совет старейших родов.

Общие вопросы рассматривались на народном собрании, но его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом.

Народные собрания созывались по куриям (куриатные комиции), имела 1 голос.

Борьба плебства за равноправие разрушает основы родового строя à на смену полису, как политической общине, приходит государство. Это связывают с реформами Сервия Туллия – 6 в. до н.э.

Реформы Сервия Туллия: Положил в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы, Всех свободных разделили на имущественные разряды, по размеру земельного надела (отдельно всадники и безземельные), Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин – из них центурии (сотни), Деление свободного населения по территориальному принципу, Ломка родового строя, теперь территориальное деление и имущественное различие, Плебеев допустили к участию в центуриатном и трибунном народных собраниях

Плебейский трибун – учрежден в 494 до н.э. – ограничить произвол должностных лиц, избирались плебеями до 10 человек: не имели управленческой власти, обладали права veto на распоряжение любого должностного лица и сената.

451-450 – издание 12 таблиц – ограничили возможности патрицианских магистратов произвольно толклвать нормы обычного права

4 в до н.э. – плебеи получили право на занятие государственных должностей – закон Лиция и Секстия – один из двух консулов от плебеев.

 

3. Государственность республиканского Рима.

509 до н.э. – изгнане последнего рекса – Тарквиния Гордого – установился республиканский строй.

Период республики: развитие производства, успешные завоевательные войны, могущественная мировая держава.

Основное социальное деление – свободные и рабы. Свободные граждане – квириты.

Аграрный закон 3 до н.э. – утвердил частную собственность.

Правовое положение личности характеризовалось тремя статусами – свободы, гражданства, семьи. Только тот, кто имел все три статуса – имел полную правоспособность. (участвовать в народном собрании, занимать государственные должности, вступать в римский брак, участвовать в имущественных правоотношениях).

Пекулии – часть имущества хозяина, которую он пердоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяйства и получения части дохода от него. Наследственное положение.

Колоны – не рабы – это арендаторы земли, попадавшие в экономическую зависимость от землевладельцев, прикреплявшиеся к земле: Было личное имущество, заключали договоры, брак, со временем это наследственное положение.

Неэффективность рабского труда привела в конце республиканского периода к массовому отпуску рабов. Их бывший господин превратился в их патрона – материальные и трудовые повинности.

Свободное население рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов).

Статус семьи.

Домовладыки – полная политическая и гражданская правоспособность.

Остальные – находились под его властью, приобретали имущество для него.

Ограничение в частном праве не влияло на их положение в публичном.

Постепенно могут приобретать имущество.

Государственный строй.

В период республики: Размеры гос увеличиваются, Это почти не отразилось на структуре органов высшей гос власти.

Высшие органы: народные собрания (центуриатные, трибутные, куриатные), сенат, магистратуры.

Центуриатные собрания: играли главную роль, перобладали интересы аристократии и богатых рабовладельцев, принимали законы, избирали высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны, рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания: делились на плебейские и патрицианско-плебейские, поначалу компетенция ограничена, избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.), рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафов.

Плебейские собрания: избирали плебейского трибуна, с 3-го в до н.э. – право принятия законов.

Куриатные собрания: после реф Сервия Туллия потеряли былое значение, Лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, В конце концов заменены собранием тридцати представителей курий – ликторов.

 

Народные собрания созывались по усмотрению высших должностных лиц

До 3-го века до н.э. их решение должно было утверждаться сенатом.

Сенат: Играл важную роль, Вначале их было 300, Не избирались, Цензоры раз в 5 лет составляли их списки, Формально – совещательный орган, Его постановления – сенатус-консульты, Но его компетенция была обширной, Контролировал законодательную деятельность центуриатных собраний, потом и плебейских, Утверждал их решения, Контролировал избрание народными собраниями должностных лиц, У него казна государства, Устанавливал налоги, Определял финансовые расходы, Внешнеполитические полномочия, Принимал решение об установлении диктатуры.

Magistratus – республиканские органы высшей власти и управления, которые наряду с народным собранием и сенатом относились к основным опорам государства.

Магистратом формально мог стать любой полноправный гражданин Рима, но поскольку деятельность магистратов не оплачивалась, а путь к высшим должностям был связан с большими затратами, магистратами, как правило, становились члены богатых семей.

Magistratus: cum imperio (с властью imperium) (консул, претор), sine imperio (без власти imperium) (цензор).

imperium – власть которая заключает в себе функции военную, общеадминистративную и уголовную

Magistratus: majores – консулы, преторы, цензоры, minores

Magistratus: курильные – консулы, преторы, цензоры, курильный эдил, некурильные

Для магистратур характерны три принципа: годичность – избирались на один год (исключение: dictator); этот срок продлевался лишь в некоторых случаях (prorogatio); один и тот же пост магистрат мог занимать по истечении 10 лет. коллегиальность (collega – совместно избранный) – все магистратуры были коллегиальными, как правило двухчленными, причем каждый магистрат обладал полной властью, которую ограничивала лишь такая же полная власть коллеги, который имел право отменить или запретить любое его официальное действие (право вмешательства – jus intercessionis), но не имел право что-либо ему предписывать (исключение: dictator). последующая ответственность – после сдачи своих полномочий магистрат отвечал за свои действия (могли быть привлечены к суду за дурное пользование властью).

Права римского магистрата (принадлежали в полной мере не каждому магистрату): право вносить в сенат relationes (сообщение консула или претора, открывавшее заседание сената), право вносить в народное собрание rogationes (предложения), право издавать общеобязательные распоряжения, высшее военное командование, высшая административная и политическая власть (уголовная юрисдикция, участие в гражданском суде, полицейская власть).

Консул. Власть царя сменилась на власть двух консулов, которые сменялись (избирались) ежегодно. Консульство (высшая магистратура)до 367 г.были доступны только патрициям.

Консулы назначали себе преемников, но при этом их выбор должен был ограничится лишь тем кругом лиц, который им был указан гражданами.

Консулам принадлежала высшая и наибольшая власть. Они ведали всеми вопросами не входящими в четко ограниченную компетенцию других магистратур.

Постепенно значение власти ослабляется усилением народных собраний и сената, созданием новых магистратур. Во второй половине республики консулат, сохраняя свой статус, занимался больше военным командованием. Воинская служба со временем утрачивает обязательный характер. Консулы набирают войско. Каждый консул получает корпус в 2 легиона и отправляется с ним в назначенную для операции местность.

Диктатор: избирался лишь в случае необходимости не более чем на 6 месяцев, во врем диктатуры – подчинение непосредственно диктатору, диктатор с ограниченным правом – для исполнения государственного мероприятия (все магистратуры продолжали действовать).

Претор: замещали консулов во время их отсутствия praetor urbanus, решали споры между чужеземцами (чужеземцами и римскими гражданами; между чужеземцами) praetor peregrinus.

Цензор: производство ценза (определение политического положения каждого гражданина), надзор за нравами, участие в финансовом управлении.

Эдилы: учреждены одновременно с плебейскими трибунами и первоначально являлись их помощниками.

Позже представляли преимущественно полицейскую должность: наблюдение за порядком, полномочия торговой полиции, забота об устройстве общественных игр и зрелищ.

Квесторы: первоначально помощники консулов, позже специализируются в области уголовной юрисдикции и заведовании государственной казной и государственным архивом.

Падение республики и переход к империи: Во 2-1 вв до н.э. развитие рабовладельческого общества приводит к обострению классовых и соуиальных противоречий, Нужно подавлять завоеванные народы, Кризис, Много рабов, Спартак, Гражданские и союзнические войны, Борьба за власть, Деградация свободных, Ограничение максомального размера земли (Тиберий Гракх, закон, 133 до н.э.), Оптиматы, Диктатура, Первый триумвират, Второй триумвират, Октавиан получает звание императора, пожизненные права народного трибуна, а в 27 г до н.э. полномочия на управление государством и почетное наименование Августа – эта дата считается началом нового периода истории римского государства – период Империи.

 

4. Источники римского права.

Право как совокупность общеобязательных норм и правил поведения.

Выражение права в двух основных источниках:

Обычай - проявление народного правосознания, норма, свидетельствующая о своем существовании самим фактом своего неуклонного применения (древнейшая форма).

В Риме – обычаи предков, первоначально не отделенные от религиозных обрядов.

Прямые доказательства появления законодательства (разделение закона и религиозных норм) относятся к периоду Республики.

Царские законы – нет разделение закона и религиозных норм.

Закон – сознательное и ясно формулированное повеление уполномоченной на это власти (при необходимости установить на будущее общее правило поведения; момент пробуждения социальной мысли).

Римское право имеет общелатинские корни. Затем обособляется и развивается самостоятельно.

XII таблиц. Характеристика.

Кодекс – единый законодательный акт, содержащий нормы права, регулирующие сходные отношения.

Время создания – начало республиканского периода.

Не сохранились в подлиннике.

Установление действующего права в ясных письменных законах.

Законы XII таблиц – священный завет, к которому прибегали при всякой возможности.

Символ авторитета права и законности вообще.

Наука о государстве “заключена в XII таблицах, т. к. расписано все об общественном благе и о государственных учреждениях”

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО и ПРОЦЕСС

Огромное значение для развития римского права

Внутреннее состояние Афин

Реформы солона.

Солон избран архонтом-простатом (широкие полномочия). Начал реформировать общественный и государственный строй Афин.

планирование реформ: общее оживление экономики, развитие земледелия, распространение ремесленных производств, расширение торговых операций, создание гарантий для хозяйственной деятельности среди прослоек афинского гражданства и торгово-ремесленных элементов, установление государственного порядка и привлечение к политической жизни широких слоев населения.

стороны, затронутые при реформировании: экономика, военное дело, социальная структура, государственное управление.

Экономика: (Цель: активизировать хозяйственную жизнь Афин в целом):

v регулирование водоснабжения на сельской территории Аттики

v развитие оливководства

Ø разрешен вывоз оливкового масла за пределы Аттики с целью

Ø наживы (другие продукты вывозить было запрещено)

Ø изданы предписания, регулирующие порядок посадки и обработки оливковых деревьев

Следствие: маслиноводство превратилось в процветающий бизнес и масло из Афин славилось во всем греческом мире

v ремесленная деятельность

Ø освобождение сына от обязанности содержать престарелого отца, если тот не научил его какому-либо ремеслу

v были усовершенствованы системы мер и весов и монетная система

v концентрирование средств для экономического развития Афин

Ø запрет на

§ дорогостоящие погребения

§ строительство роскошных гробниц

§ бесцельное принесения в жертву большого количества животных

Социальные преобразования:

v Преобразование общественной структуры

Ø разделение всего населения на 4 разряда по величине земельного дохода

500 мер – пятисотники

300 мер – всадники

служили в коннице, избирались на высшие должности

200 мер – зевгиты (владельцы упряжки волов)

призывались в тяжеловооруженную пехоту

менее 200 – феты

лишь голосовали в Народном Собрании

Родовые различия сохранялись, но утратили свое значение. Теперь соц. принадлежность определяла величина частной собственности. Имел место избирательный ценз, т. е. на высокие должности могли избираться лишь люди, имеющие состояние.

Ø радикальная реформа долговых отношений

Цель: укрепление экономического положения основной массы земледельцев и создание гарантии благосостояния

· кассирование всех долгов, сделанных под заклад земли; Сисахфия – стряхивание бремени

· запрет долговой кабалы (заключение в рабство за долги)

· ограничение ссудного процента

Ø свобода завещания при отсутствии прямых наследников

Ø запрещение иметь земельные владения сверх установленной законом меры (статья ЗК РФ 36: “Нормы предоставления земельных участков в собственность и пользование. Предельные размеры земельных участков….”)

Военно-политическое дело:

До реформ Солона организация военно-политического дела была связана с родовым коллективом; решающую роль играла знать.

Реформы Солона изменили положение вещей, создав разделение на 4 разряда по величине земельного дохода. (см. соц. реформы).

v увеличение роли Народного Собрания

Ø зевгитам и фетам также разрешалось участвовать в Народном Собрании

обсуждение важных государственных дел, принятие законов против знати

Например, одна из серий реформ Солона была утверждена на Народном Собрании

v учреждение нового Совета Четырехсот, который занимался руководством подготовкой дел для Народного Собрания; разбирал некоторые дела управления

v создан новый орган – Гелия (самый демократический)

многочисленная коллегия судей, собранных из всех граждан включая фетов

занимался проверкой отчетов должностных лиц, разбирательством конфликтов между гражданами

v новые должности для руководства финансовой деятельностью

Ø колеты – сдавали в аренду гос. имущество

Ø коллактеры – финансовое обеспечение жертвоприношений

Законодательство Солона продолжало существовать и при Писистрате.

Солон: "Тиран гибнет сам и губит свой дом."

Энгельс о реформах Солона: “Открыл ряд так называемых политических революций, причем сделал это вторжением в отношения собственности.”

 

ТИРАНИЯ ПИСИСТРАТА

Писистрат захватил власть силой в 560 году на волне общественно-политического кризиса. Он стоял во главе партии диакреев, которые наряду с партиями педиаков и паралиев боролись за власть в то время. До Писистрата, при Солоне государство в Др. Гр. Было демократическим, а после прихода к власти тирана появились признаки тоталитаризма.

Опорой тиранов служила, прежде всего, военная сила. Для осуществления своей внешней и внутренней политической системы, тираны должны были обладать большими денежными средствами и вводить налоги. Писистрат владел рудниками в местности около р. Стримона, богатой лесом и драгоценными металлами, и взимал с жителей Аттики достаточно обременительный налог (в размере 1/10 или 1/20).

Реформы Солона продолжили свое существование и при Писистрате. Писистрат создал для земледельческого класса кредит и выдавал беднякам льготные ссуды для ведения с/х, создал систему выездных судов, решавших все дела на месте, что позволяло крестьянам на время судебных тяжб не отрываться от работы. Писистрат создал наемное войско, организовал общественное строительство, которое значительно повысило занятость населения.

Писистрат поощрял ремесленничество и творческие профессии, что привело к росту культуры. Он привлекал ко двору известных деятелей искусства (Анакреонт, Симонид), это благотворно сказывалось на поддержке тирана демосом. Данные факты указывают на то, что наряду с зачатками тоталитаризма и личной заинтересованности правителя, тирания Писистрата положительно влияла на достаточно большие слои населения (ремесленники и земледельцы), способствовала улучшению обстановки в стране.

Писистрат вел активную политику в Эгейском бассейне, поддерживал внешнюю торговлю, что привело к развитию кораблестроения и усиления влияния Афин на море. Был установлен контроль за стратегически важными путями в Причерноморье. При Писистрате произошел заметный подъем экономического и политического влияния Афин, что превратило этот полис в один из самых могущественных.

 

После смерти Писистрата в 527 г. до н.э. тирания была продолжена его сыновьями Гиппием и Гиппархом (Писистратиды). Они продолжили политику отца, но не смогли удержаться у власти. Гиппарх был убит в результате заговора в 514 г. до н.э., а в 510 г. до н.э. Гиппий сдал Афины осадившим их персидским войскам и удалился в изгнание. Тирания в Афинах пала.

 

Реформы Клисфена

После свержения Писистрптидов, в 508 г. Клисфен, провел ряд реформ, с одной стороны сильно

демократизировавших республику, а с другой - теснее сплотивших ее

граждан во имя общегосударственных интересов. Родовую группировку

населения законодатель оставил нетронутой, но над нею он создал

организацию политическую и территориальную, которая, отрицая всякие

различия и притязания, основанная на происхождении, давала окончательный

Триумвират

Первый триумвират Цезарь – Помпей - Красс

Появление на политической арене сразу трех лидеров: Цезарь – Помпей - Красс

В 74 г. на выборах в военные трибуны Ю. Цезарь побивает кандидата аристократии; при

восстановлении народного трибуната оказывает деятельную поддержку

Помпею; добивается возвращения Л. Цинны, сподвижника Лепидаи Сертория. К

этому времени относится начало его сближения с Помпеем и Крассом, на

тесной связи с которыми он строит свою дальнейшую карьеру.

Крупные успехи Помпея на Востоке, приобретенная им слава, созданное

им войско вызвали в Риме убеждение, что Помпей несомненно в ближайшем

будущем сыграет в Риме роль Суллы. Особенно ясно сознавалось это лицами,

одинаково с Помпеем добивавшимися первенствующего положения в Риме - его

недавними союзниками, руководителями демократов Крассом и Цезарем.

Возвращение Помпея из успешных военных походов. Оставалось одно: пойти Цезарю на вторые

роли при Помпее и прежде всего загладить те свои действия, которые могли

возбудить неудовольствие Помпея. Цезарь открыто выступает агентом

Помпея.

В 60г. Цезарь вновь в Риме, где его ждали триумф и консульство. Первым он,

однако, пожертвовал для второго - пожертвовал охотно, хотя и невольно,

под давлением придирки сената, требовавшего от него личного заявления о

своей кандидатуре; его триумф вряд ли мог произвести сильное впечатление

после только что отпразднованного триумфа Помпея. Консульство Цезаря

было необходимо как ему, так и Помпею. Распустив войско, Помпей, при

всем своем величии, был беспомощен; ни одна из мер его не проходила в

виду упорного сопротивления сената, а между тем, аграрный закон,

обещанный им ветеранам, и утверждение распоряжений в Азии были для него

делами не терпевшим отлагательства. Провести все это агенты Помпея не

могли: нужна была более крупная сила и более могущественное влияние:

отсюда союз Помпея с Цезарем и Крассом. Необходимостью был он, как мы

видели, и для Цезаря. Убедить Красса, старого врага Помпея, было

нелегко, но в конце концов удалось. Так возник первый триумвират -

частное соглашение трех лиц, никем и ничем кроме их взаимного согласия

не санкционированное.

Гибель Красса на войне

Дуумвират Помпей-Цезарь

Следующая болезнь Помпея

Смерть Помпея

Падение триумвирата и Цезарь – глава государства.

 

10. Государство и право Древней Спарты,

Управление: народное собрание, коллегия эфоров (представительная власть), совет старцев.

Совет старцев: создал Ликург, 28 граждан старше 60 + 2 царя.

Соц и полит устройство: скреплено договором, VIII-VII.

Ликургов строй: сложился VII-VI, для обеспечения единства, сдерживание имущественного расслоения.

Аристотель: это смешание олигархического и демократического строя.

Участие народа в выборе высших должностных лиц.

Земельные наделы нельзя: дарить, делить, завещать.

Совместная трапеза и несение воен службы.

 

11. Рим периода принципата. Рим периода домината.

Римская империя

Общественный строй: военно-диктаторский режим, завершение гражданских войн, стабилизируется ситуация в Риме, рабовладельческий строй достигает кульминации, новые классовые и социальные противоречия, растет численность свободного населения, 212 – эдикт Каракаллы – право граждан предоставлено всем свободным жителям Римской империи, соц и сословная дифферинциация свободных, эпоха успешных завоеваний уходит в прошлое, положение рабов улучшается, семейные отношения рабов, широко распространяются пекулии и колонат.

Государственный строй: первоначально сохраняются республиканские учреждения, власть императоров усиливается, конфликты император-сенат – уходят в прошлое, в конце 3 в. монархия утверждается в чистом виде.

2 этапа в периоде империи:

1) принципат (1 в до н.э. – 3 н.э.) “принципс-сенатус” – первы сенатор. Впервые этот титул получил от сената Октавиан Август, поставлен первым в списке сенаторов – первый выступает в сенате.

2) Доминат (3 –5 вв.), от “доминус” – окончательное признание абсолютной власти императора

Принципат: переход управления государством к принципсу, благодаря наделению его imperium, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, собственная казна, уже (Октавиан получил imperium: помимо традиционного ком армией, правло объявлять войну, мир, международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, толковать законы.)

Постановления принципса имеют силу закона,Принципсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами и народными трибунами, Первоначально не наследственная власть, Свержение принципсов и назначение новых, Компетенция сената существенно изменилась, К 2 в сенат фактически только утверждал положения принципсов, Создается императорский чиновничий аппарат, Реорганизация управления провинциями – составная часть римского государства (императорские – управлялись легатами и сенаторские – проконсулы, пропреторы), Постепенно власть принципса и на сенатские провинции.

Доминат: Кризис рабовладельческого строя, Соу и сословное расслоение, Муниципальный строй – упадок, Христианство, Деградация рабовладельческой системы, Восстания рабов, к ним присоединяются колоны, беднота, Бунтуют покоренные народы, Оборонительные воины рима, Обостряется борьба за власть, Династия Северов (199-235), после нее эпоха “солдатских императоров”, Республиканские традиции ушли в прошлое, Сенат окончательно подчинился принципсу.

С 3 в начинается новый этап – доминат – Рим превратился в монархию, абсолютная власть императора.

284 – окончательный переход к доминату, приходом к власти Диоклетиана, именовать его Доминусом: император обожествлялся, совет принципса, развитый аппарат чиновников, отделение гражданской власти от военной, придворные, Римом стали управлять префект, Сенат – в совет города Рима, Магистраты – в муниц должностных лиц, Изменилась военная организация, Массовые восстания рабов, И покоренных народов, Подвижные и пограничные войска, Варвары получили доступ в армию, Реформы Диоклетиана (экономическая, военная, административная), Попытался приостановить обесценивание денег, Реформа налогообложения, Часто перипись населения, Воен реф: пограничные и передвижные войска, Рекрутский набор, Он вынудил в 285 назначить себе соправителя – цезаря, Через год цезарь объявлен Августом, Власти у них равны (зап и вост части империи), Каждый из них назначал себе соправителя – цезаря, Период 30-ти летнего правления Константина (306-337), Он вновь восстановил единство власти, Продолжил экономические реформы, Новая денежная реформа, Профессия воина становится наследственной, Запретил отправление христианских религиозных обрядов, Гонения на христиан, 313 – епразднено христианство, 337 – это гос религия, перенос столицы в константинополь, 476 Одоакр сверг последнего римского императора.

Западная Римская империя прекратила свое существование.

 

12. Восточная римская империя.

Стольца - Константинополь. Возникла после раздела 395 г.

Волны варварских нашествий не разрушили общественный порядок.

Оборона от варваров - руками варваров.

Гос учреждения и законодательство долгое время сохраняли черты преемственности с учреждениями и законами древних римлян.

Вторжения гунов, аваров, славян, персов, арабов.

Самый удачливый правитель империи - Юстиниан. После него переход к феодально-сословному строю и уменьш территория.

Македонская династия: возрождение античной культуры.

XIII: децентрализация, упадок.

Управление: император, сенат, гос совет (председатель - квестор), префект, магистратуры.

3 периода в социально-полит эволюции: сер IV-сер VII - переход к стабильным учреждениям власти; VII-XIII - развитие феодальных отношений (раскол церкви- 1054). Третий период: 1204-1453 (империя завоевана крестоносцами - падение Константинополя)- усилен феод раздробленности, упадок роли центральной власти, борьба с завоевателями.

 

13. Кодификация Юстиниана.

После учреждения имперских порядков возвысилась роль императорского законодательства.

Текущее имперское законотворчество стало именоваться законы.

Прагматическая санкция - император дарует лицу какие-л. привилегии.

Свод Юстиниана стал основным источником изучения римского права.

В XII в. его назвали Corpus iuris civilis - Свод гражданского права. 4 основные части:

1 - Codex - собрание императорских установлений (конституций)

2 - Institutiones - Институции

3 - Digesta (Pandectae) - Дигесты, или Пандекты

4 - Novellae.

Дигесты - наиболее трудоемкие, в которых помимо произведений 5 юристов, были собраны отрывки из произведений других. Систематизация.

Дигесты - собрания отрывков из произв юр классич периода.

Структура Дигест: 1 история, учреждения и лица, 2 суд, проц, иски, 3 наследство, имущественные отношения, 4 купля-продажа, 5 залоговое право, 6 имущ отнош супругов, 7 опека и попечительство, 8 завещ, наследование по закону, 9 о рабстве, 10 вербальные контракты, 11о преступлениях и наказаниях, 12 разъяснения.

+ частное право, уг право, церковное право.

 

14. Правовые системы средневековья: феодальное, манориальное, городское, торговое, каноническое право.

В средние века были следующие правовые системы: обычное право, королевское, феодальное (ленное, манориальное, поместное), торговые и морские обычаи.

+ обособленные правовые системы: каноническое право, городское, рецепированное римское.

Обычное право: Основано на традициях, Как и в древное времена нацелено на поддержание внутриобщинного мира и порядка, Постепенно королевский закон ограничивает или упраздняет обычаи. (например Каролина 1532 г.).

Королевская власть и законодательство:

Королевское законодательство обусловлено возвышением королевской власти.

Развитие шло от конфронтации и другими правовыми системами к доминированию.

Они выступают инициаторами кодификации обычного права: Бургундская правда - 494 г., Салический закон - 510 г., и др.

Иногда запись обычного права слвмещается с королевским, римским: Бревиарий Алариха - 506 г., Кодекс вестготского короля Леовигильда - 572 г.

Обычное право входит и в другие правовые системы.

Судебное устройство

Суд состоял из всех свободных. Высшая власть принадлежала графу.

Наказание как возмещение вреда

 

17. Рецепция римского права в Италии.

Первые попытки заимствования с VI в. Бургундская правда (494). Использовали в церковном праве.

Следующая стадия - изучение у рецепирование свода законов Юстиниана.

Рецепция р.п. проходила в Европе в 3-х стадиях: комментирование глоссаторами, далее перетолкование р.п. и согласование с действующим правом, приспособление его к новым условиям.

Преподавание: в Провансе, Равенне, Болонье.

Появление школы глоссаторов в Болонском университете (~1125), глоссаторов -комментаторов сменили исследователи - постглоссаторы (XIV-XV).

Экзегеты - глоссаторы.

 

18. Содержание и значение варварских законов.

Кельты

Вестготское государство: IV-VII, Бывшая провинция Римской империи. Сеньоральная монархия

Король и управление: Король - глава войска, внешние сношения, назначения, администрирование, суд, законодатель, казна. Кодекс Эрика - статут легум. Обычное право, законы королей, римское право

Остготы Теодорих Великий.

Была единая юриспруденция для римлян и готов.

Кодекс Алариха - обстоятельно регулировал вопросы военной службы.

Семья патриархальная.

Наследование: по завещанию, по закону, обязательное наследование.

Обязательственные отношения По образу римских. Из договоров и деликтов.

Уголовное: Знатным и простым неравные наказания.

Судебное разбирательство: Незнание закона не освобождало от ответственности. Один не мог наказываться за другого. Субъекты преступления - дети с 10 л. Детализированы наказания за оскорбление личности. "Мы обязаны вестготскому праву всеми правилами, принципами и понятиями современной инквизиции" - Монтескье. Один свидетель не свидетель. Наказание за отказ от свид показаний.

Законодательство Вестготского государства V-VII - синтез германского и церковного права на основе римского наследия. Было ~ 4 крупные кодификации: Эриха, Алариха, Леовигильда, Рессевинта (все это 5-7 вв.)

"Король и народ должны подчиняться закону". Это варварские сборники. Законы должны быть нравственными по своему содержанию.

Свидетели не могли давать показания против родственников.

Королевство франков

Переселение варварских племен европы à основание новых государств. (англы, саксы, готы, бургунды, франки)

Хлодвиг (484-511- самый знаменитый и удачливый король салических франков. Объединял. 7 в. - создание средневековой Франции. 8 в. - правление Пипинов.

Карл Великий см. № 15

 

19. Каролина - общеуголовное законодательство Священной Римской империи германской нации.

Каролина (судебное уложение императора Карла V)

Это судебно-наказательное уложение законов империи. Предназначено для руководства в судах империи.

Создано в правление Карла V (1500-1558). Принято рейхстагом в 1532 г.

219 статей. 1/3 статей посвящена карательному праву. Остальные процессу.

Это ~итог работы глоссаторов и постглоссаторов.

Составлено в духе наставления императора.

Состав: состав суда, присяга. Доказательства. судебное заседание. Наказание. о краже. вынесение приговора.

Действовало более 300 лет.

Т.к.: это практическое руководство для судей, переход к розыскному процессу, признание ответственности только при наличии вины, широта судейского усмотрения.

Обвинительный процесс + инквизиционный

Судопроизводство тайное и письменное

Преступления: против религии, собственности, личности, нравственности, правосудия, гос преступления, торговли.

Были обстоятельства смягчающие вину и отягчающие.

Различались стадии преступления.

 

20. Великая Хартия Вольностей 1215 г. Структура, содержание и значение.

Принята в ситуации противоречия элемент случайности.

После завоевания Норманами англии сложилось феодальное право. На сегодня ВХВ формально отменена.

Ричард I не принес стране процветания, военные интересы. Большие издержки.

Налоговая система - система субсидий.

После него Иоанн Безземельный. Был наложен интердикт в 1208 г.

1209 - отлучение короля от церкви à утратил свои права на престол. Рыцари перестали быть подчинены.

Он уступил, принес присягу папе (1213), королевство оказалось в васальной зависимости, теперь платили папе.

Начинается открытое противостояние короля и баронов. Пришли к соглашению, король подписал ВХВ. (63 ст.)

Хартия ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.