Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Факторы, инициирующие возникновение





Симптомов эмоционального выгорания

В XVII веке голландским врачом Ван Туль-Пси была предложена символическая эмблема медицинской деятельности – горящая свеча. «Светя другим, сгораю сам» – этот девиз предполагает высокое служение, самоотверженную отдачу всего себя профессии и другим людям, прило­жение всех своих физических и нравственных сил. При­чем «сгорание» не значит опустошение, исчезновение этих сил, они постоянно возобновляются при получении удовлетворения от своего дела, осознания своего места в профессии, при повышении мастерства и посто­янном собственном личностном развитии. Но эмоциональное выгорание означает опустошение еще не до конца наполнившегося сосуда, бессилие при желании приложения усилий, исчезновение или деформацию эмоциональных переживаний, которые являются неотъем­лемой частью жизни.

Современные авторы отмечают, что структура про­фессиональной деятельности не остается постоянной, ее содержание изменяется с личностным ростом специалиста. Развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности, наполнение ее новым смыслом через процесс персонализации (по А.Р. Фонареву).

Профессиональная позиция строится, прежде всего, на отношении профессионала к жизни вообще – пози­тивном (жизнеутверждающем) или негативном (жизнеотрицающем), к себе и другим людям. Думается, что именно отношение к себе, умение ставить перед собой цели достижения определенного уровня профессионального и личностного совершенствования, нравственная зрелость личности позволяют не толь­ко успешно осуществлять профессиональную деятель­ность, но и избегать состояния «утраты себя», которое может быть вызвано психотравмирующим влияни­ем профессии.

На основании выделенных С.Л. Рубинштейном спо­собов жизненного пути А.Р. Фонарев характеризует три модуса человеческого бытия, которые определяют, каким образом используются, про­являются различные индивидуальные особенности в процессе жизнедеятельности и к чему они приводят – развитию, стагнации или регрессу:

1. Модус служения. Основное жизненное отноше­ние – любовь к другим людям, что позволяет челове­ку выходить за пределы своих актуальных, наличных возможностей.

2. Модус социальных достижений. Основное отно­шение к жизни – это соперничество, что обуславлива­ет повышенную тревожность, неуверенность в себе. Часто это является препятствием для успешного ста­новления профессионала.

3. Модус обладания. Другой человек является толь­ко объектом, средством для достижения собственных целей, нравственные преграды отсутствуют, что делает истинный профессионализм просто невозможным.

Интересно, что модус обладания не является причи­ной эмоционального выгорания, потому что прежде, чем что-либо потерять или растратить, надо это иметь.

Модус социальных достижений может являться причиной формирования СЭВ (синдрома эмоциональ­ного выгорания), когда личность не в состоянии осуще­ствлять по-прежнему профессиональную деятельность (обнаруживает невозможность работать, руководствуясь принципами конкуренции, добиваясь повышения слу­жебного положения или признания собственных зас­луг в глазах окружающих).

Парадокс в том, что именно модус служения часто инициирует возникновение и развитие симптомов эмо­ционального выгорания. Почему это происходит? Слож­ный вопрос. При модусе служения профессионал изна­чально обладает позицией жизнеутверждения, сам структурирует свою профессиональную позицию, руко­водствуясь принципами практической этики, «ибо толь­ко через идеальную представленность в других людях и других людей в себе и возможно развитие собствен­ной личности, что позволяет не раствориться в них» (А.Р. Фонарев).

Возможно, влияние социальных факторов, перечислен­ных ниже, оказывается одной из причин деформации профессионалов:

Ø непризнание истинных заслуг врача;

Ø ограничение его права на свободу выбора (стиля жизни, направления научного исследования и т.п.);

Ø несоответствие нравственно-этических требо­ваний к профессии реальной ситуации на рабочем ме­сте. Примером может служить обсуждаемая не так давно в средствах массовой информации вопиющая ситуация: в одной психиатрической клинике вспых­нула эпидемия тифа, потому что больным месяцами не меняли белье и не проводили лечебных и гигиеничес­ких процедур;

Ø ограничение активности профессионала по овла­дению новыми знаниями, препятствие к внедрению новых технологий и прогрессивных методов (когда «инициатива наказуема»);

Ø принижение социального статуса профессии (в том числе и в материальном плане), ее значимости;

Ø семейно-бытовые проблемы.

В этом случае врач испытывает разочарование вслед­ствие несовпадения реальной профессиональной ситу­ации с идеальными представлениями о ней.

Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк были подробно описа­ны кризисы профессионального становления лично­сти, разделенные ими на нормативные (то есть часто встречающиеся при переходе от одной стадии профес­сионализации к другой) и ненормативные (вызван­ные психотравмирующими факторами, случайными или неблагоприятными обстоятельствами). В харак­теристике каждого нормативного кризиса мы можем обнаружить симптомы эмоционального выгорания. Речь в данном случае идет не о наличии или отсут­ствии этих симптомов при каждом кризисе про­фессионализации медицинских работников (ведь, бе­зусловно, отдельные симптомы присутствуют посто­янно). Значение имеет способность профессионала выходить из кризиса, искать продуктивные пути про­тивостояния эмоциональному выгоранию, преодоле­вать дезадаптацию с помощью поиска нового смысла в деятельности.

Влияние специфики медицинской деятельности

На появление симптомов СЭВ

Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насы­щенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как правило, амбивалентны: удовлет­ворение по поводу успешно проведенной операции или лечения, чувство собственной значимости, сопричастно­сти другим людям, одобрение и уважение коллег; но и сожаление, угнетение из-за неправильного диагноза или ошибки в лечении, зависть к преуспевающим колле­гам, разочарование в профессии и т.п.

Существует классификация профессий по «критерию трудности и вредности» деятельности (по А. С. Шафрановой):

1. Профессии высшего типа – по признаку необхо­димости постоянной внеурочной работы над предметом и собой (просвещение, искусство, медицина).

2. Профессии среднего (ремесленного) типа – подразумевают работу только над предметом.

3. Профессии низшего типа – после обучения не требуют работы ни над собой, ни над предметом.

Естественным будет отнести профессию врача к профессиям высшего типа именно по необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета сво­ей деятельности. Но, кроме этого, нам хотелось бы выделить совершенно особую специфику врачебного труда.

Врач на уровне эмоционального переживания по­стоянно имеет дело со смертью. Она может выступать для него в трех формах:

1) реальная (бесполезность реанимационных мероприятий, смерть на столе хирурга);

2) потенциальная (когда от результатов деятельно­сти врача, от его профессионализма зависит здоровье, а, возможно, и жизнь человека). Смерть как угроза, как потенциальная возможность постоянно присутствует в деятельности врача, вызывая сильнейшее эмоциональ­ное напряжение;

3) фантомная (в виде ее могут выступать жалобы на состояние здоровья мнительного человека, страх и тревога хронического больного, взаимоотношения с род­ственниками тяжелобольных и даже представление о смерти в общественном сознании).

В каждом из этих случаев для врача существует проблема невключения своих чувств в ситуацию. Это далеко не всегда удается, потому что со всеми этими образованиями (реальной, потенциальной и фантомной смертью) ему просто необходимо строить отношения. Естественно, что только эмоционально зрелая, целост­ная личность в состоянии решать эти задачи и справ­ляться с подобными трудностями.

Выделяют различные факторы, играющие суще­ственную роль в эмоциональном выгорании. Нам пред­ставляется возможным выделить три типа факторов в возникновении Синдрома Эмоционального Выгорания у медицинских работников.

1. Социальный фактор (его особенности мы рассмат­ривали выше).

2. Личностный фактор. Как мы уже говорили, «сго­рают», как правило, не изначально равнодушные и без­участные к своей работе, и не те, кто в профессиональ­ной деятельности реализуют модус социальных дости­жений или обладания, а, наоборот, профессионалы, для которых деятельность изначально значима, сознатель­но выбрана, предполагает известное эмоциональное от­ношение, ориентацию на других людей, то есть реали­зующие модус служения.

Сочувствующий, увлекающий­ся врач-идеалист, ориентированный на других, при недостаточной связи с реальностью, неумении оцени­вать критически неблагоприятные факторы, низкой устойчивости к стрессорам медицинских профессий (таким, как боль, страдания, болезнь и смерть) может стать носителем быстро прогрессирующего СЭВ. Но существует и противоположное мнение. По Е. Махер, «авторитаризм» и «низкая степень эмпатии» в сочета­нии с фанатичной преданностью делу («я всю жизнь мечтал стать врачом») и реакцией на стресс, агрессив­ностью и апатией (унынием) при невозможности дос­тичь в короткий срок желаемых результатов может инициировать возникновение симптомов СЭВ.

3. Фактор среды (места работы). Огромное значе­ние имеет взаимоотношение с коллегами в коллективе и то, создается или нет ситуация «движения рука об руку», активного совместного решения профессио­нальных задач в рамках гуманистического ценностно­го подхода. Коллектив (нередко – включая админи­страцию) может снижать мотивацию деятельности своим общим негативным или равнодушным отно­шением к ней («им все равно уже ничем не поможешь», «зачем что-то объяснять этим олигофренам, если они ничего не понимают» и т.п.). Кроме того, условия рабо­ты могут не способствовать успешному осуществлению Профессиональных задач: переполненные палаты, отсутствие медикаментов, общая низкая материально-техническая база, отсутствие у врача своего кабинета, где он мог бы сосредоточиться или расслабиться, час­тые ночные дежурства и отсутствие полноценного от­дыха после них.

Обращение к проблеме эмоциональной дезадаптации профессионалов (вследствие непереносимых эмоциональных перегрузок) произошло в сфере психологии труда – после появления в англоязычной литературе результатов исследования так называемого «Синдрома Эмоцио­нального Сгорания» как специального вида профес­сионального заболевания лиц, работающих в системе человек – человек (психологов, психиатров, учите­лей, священников и др.).

Термин «эмоциональное сгорание» введен аме­риканским психологом Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 г для характеристики психологического состоя­ния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоцио­нально перегруженной атмосфере при оказании про­фессиональной помощи.

Признаками эмоционального выгорания являются: чувство эмоционального истощения, изнеможения, дегуманизация, деперсонализация, тенденция разви­вать негативное отношение к клиентам, негативное самовосприятие в профессиональном плане.

Ключе­вые признаки эмоционального сгорания следующие:

1. Индивидуальный предел, потолок возможностей нашего эмоционального Я противостоять истощению, противодействовать «сгоранию» самосохраняясь.

2. Внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания.

3. Негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дис­функции и их негативные последствия.

Основные симптомы

эмоционального выгорания:

ü усталость, утомление, истощение (после активной профессиональной деятельности);

ü психосоматические проблемы (колебания арте­риального давления, головные боли, заболевания пище­варительной и сердечно-сосудистой систем, неврологи­ческие расстройства);

ü бессонница;

ü негативное отношение к пациентам (после имев­ших место позитивных взаимоотношений);

ü отрицательная настроенность к выполняемой деятельности (вместо присутствующего раньше «это дело на всю жизнь»);

ü стереотипизация личностной установки, стандар­тизация общения, деятельности, принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий, ригид­ность мыслительных операций;

ü агрессивные тенденции (гнев и раздражитель­ность по отношению к коллегам и пациентам);

ü функциональное, негативное отношение к себе;

ü тревожные состояния;

ü пессимистическая настроенность, депрессия, ощу­щение бессмысленности происходящих событий;

ü чувство вины.

Как мы можем видеть по описанию перечислен­ных симптомов, содержание Синдрома Эмоциональ­ного Выгорания тесно связано с содержанием Синд­рома Хронической Усталости. Эти два синдрома являются содержательными характеристиками про­фессиональной деформации, и, несмотря на видимую схожесть симптомов, существуют значительные от­личия:

СХУ связан с изначальным принятием го­товых форм знаний о мире, себе и других людях, фантомизацией врачебного сознания и приобретени­ем функционального подхода к другому человеку (от­ношение как к объекту), а, следовательно, и к себе.

СЭВ приобретают профессионалы, изначально обла­дающие большим творческим потенциалом, ориен­тированные на другого человека, фанатично предан­ные своему делу.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.