Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Разработка и оформление заданий





Разработка заданий включает требования:

• в каждом задании можно задавать только один вопрос или формулировать одно утверждение;

• не допускать следующих формулировок: «для этого человека и других людей», «как и другие» и т.д.

• каждое задание (вопрос) формулировать предельно ясно и просто;

• избегать двусмысленных формулировок и придерживаться насколько возможно наиболее простых вариантов ответа;

• стремится, чтобы обследуемый не мог догадаться о том, для измерения какой черты предназначено то или иное задание;

• задания должны отражать конкретные аспекты изучаемой области поведения;

• избегать употребления таких слов, как «часто», «редко» и т.д.

• избегать терминов, выражающих чувства, лучше преставить задание в контексте поведения (пример: «Читаете ли Вы худ. литературу постоянно?»);

• любой из предлагаемых вариантов ответа должен восприниматься как возможный и вероятный.

В личностных опросниках используют 3 типа заданий:

дихотомические (задания с альтернативным выбором) – просты для понимания, легки и удобны для обработки; требуют наименьшее время для ответа. Недостатки: неудовлетворённость предлагаемой альтернативой.

трихотомические – содержат три варианта ответа: «да», «нет», «не знаю». Преимущество: более точное выражение себя. Недостаток: могут актуализироваться установки на выбор крайних вариантов ответа и выбор среднего варианта (чаще ответы «не знаю», «иногда»).

задания с рейтинговыми шкалами – важно обеспечить достаточное количество градаций ответа, чтобы обследуемый мог адекватно выразить самого себя (желательно использовать только один тип заданий и не более 7 вариантов выбора ответа).

Основные проблемы при разработке заданий личностных опросников – касаются актуализации факторов, имеющих установочную природу:

установка на согласие – может быть преодолена с помощью введения обратных заданий, их количество должно быть равно или почти равно числу «прямых» заданий. Необходимо выверить их смысл и убедиться, что они имеют то же значение, что и те, из которых были образованы. Избегать двойных отрицаний.

установка на социально одобряемый ответ – исключение заданий, ответы на которые оцениваются с точки зрения социальной желательности/нежелательности. Если не удаётся, то сформулировать косвенный вопрос, чтобы побудить обследуемого к ответу, который не является отражением его желания представить себя в лучшем виде. Требовать отвечать на каждый вопрос быстро, не задумываясь. Эдвардс предлагает конструирование заданий из двух утверждений, подобранных по соц.желательности, одно из которых должно быть выбрано обследуемым. Создание «шкал лжи» - полезный приём для обнаружения установки на социально одобряемые ответы.

установка на неопределённые ответы (ответы средней категории) – составление инструкции, требующей от испытуемого как можно меньше прибегать к ответам и количеству вопросов, рассеивающих внимание и способствующих выбору наиболее лёгкого ответа. То есть задания должны быть сформулированы так, чтобы выбор ответа средней категории не был притягательным.

установка на крайние ответы – обычно проявляется в заданиях с рейтинговыми шкалами. По Клайну П., их преимущества дают испытуемому широкие возможности для выбора, но сводятся на нет благодаря этой установке. Поэтому следует избегать заданий с рейтинговыми шкалами.

По Гилфорду, наиболее благоприятную почву для проявления этих установок создают создают неконкретные, неопределённые и неоднозначные задания.

3. Понятие о ПД задаче и ситуации ПД задача – то, что входит как содержание в познавательные, практические, противопоставляемые исследовательским? В реальной ПД практике активность психолога направлена на реальные единичные объекты, в качестве которых могут выступать отдельные люди, сообщества, а также крупно масштабные элементы и подструктуры государства, отрасли народного хозяйства (предприятия, школы, спортивные учреждения). В качестве особенностей ПД задач считается большая ответственность психолога-практика за допущенную ошибку, влекущую последствия от такого вмешательства и имеющими в ряде случаев необратимый характер.

 

Структура ПД задачи – целесообразно выделять цель, условия, проблемную ситуацию. Цель ПД задачи – ответ на вопрос о причинах, обуславливающих определённое состояние объекта ПД, оцениваемых с точки зрения нормы. Специфика условий ПД задачи – отражая реальные отклонения ПД объекта от нормы или его гипотетическую возможность, условия не заданы в полном объёме в самом начале решения задачи (то есть они не заданы эксплицитным образом). Цели и задачи формулируются практическим психологом в ходе проведения обследования в форме содержательного изучения клиента. Другая особенность условий ПД задачи – она имеет:

априорную составляющую – образована сведениями, которые имеются у психолога ещё до проведения обследования. Это типовые описания отклонений, которые обнаруживаются в функциональной системе, деятельности или психического состояния. Типовые описания отклонений деятельности или психического состояния фиксируют устойчивые, закономерные, общие, то есть инвариантные содержания и выступают в качестве диагностических моделей или общих схем, так как без предварительного знания диагност не может обнаружить у клиента наиболее вероятные психологические причины отклонений от нормы. Такие описания выполняют функцию мыслительных образов, за счёт которых исследуются реальные состояния обследуемого и одновременно априорной теоретической основы психологического диагноза. Априорная составляющая в ходе диагностического обследования может изменяться в направлении углубления, уточнения по мере накопления практического опыта психодиагностом. Проблемная ситуация, возникающая при соотнесении ПД задачи с целью, в самом начале характеризуется большой неопределённостью, обусловленной неполнотой эмпирических сведений.

эмпирическую составляющую – результат, полученный практическим психологом в процессе взаимодействия с клиентом. В ходе диагностического поиска эмпирическая составляющая уточняется и пополняется новыми сведениями. Полнота и точность эмпирического содержания зависит от диагностической культуры, опыта, практических знаний и использования диагностических средств и методов (адекватных).

 

Типология ПД задачи – позволяет осуществить стратегию исследования в тех или иных видах деятельности.

 

Варианты задач школьной ПД

I Общее отставание в обучении включает:

1. Низкая интенсивность учебной деятельности. Для разрешения этой задачи необходимо её психологизировать, на фоне общей причины нужно выделить психологические детерминанты.

 

Психологические детерминанты Методы и способы их решения
несформированность мотивов учения, недисциплинированность наблюдение за поведением ребёнка в классе (чем он занят во время урока, его коммуникация)
нарушение эмоционально – волевой сферы сведения, полученные от учителя, сбор интегральной информации (наблюдение, беседа с учителем, с родителями). Посмотреть иерархию деятельности ребёнка.
проблемы в знаниях конкретные ответы учителей (проблемы в конкретной области).

 

2. Низкая эффективность учебной деятельности

Психологические детерминанты:

• нарушения в эмоционально-волевой сфере;

• большие пробелы в знаниях по ранее пройденному материалу;

• несформированность учебных умений и навыков;

• недостатки развития познавательных способностей (это психологическая проблема в чистом виде, диагностика с помощью методик).

 

3. Пропуск большого количества занятий (часто – не приход в школу)

Психологические детерминанты: • большие пробелы в знаниях

 

II Специфическое отставание по языку включает:

1.Отставание во владении навыком чтения

2.Несформированность умений чётко и полно выражать мысли, низкая речевая активность

3.Несформированность речедвигательных процессов, несформированность графических навыков письма

4.Отставание во владении навыками правописания

Это ряд логопедических задач. Метод наблюдения (ответы на вопросы можно получить из беседы с учителем).

 

III Отклонение от индивидуального оптимума учебной деятельности

Подвиды отклонения рассматриваются в связи с подтипами учащихся:

1.Учатся на 3 и 4, но ниже своих интеллектуальных возможностей

Психологические детерминанты:

• недостаточная сформированность мотивов учебной деятельности

2.Стараются учиться лучше, чем позволяет актуальный уровень их развития способностей, но в результате учатся хуже в связи с эмоциональным стрессом.

Психологические детерминанты:

• гипермотивация учебной деятельности

• завышенный уровень притязаний

3.Учатся на 3 и 4, но могли бы учиться лучше, если бы не имели отдельных недостатков в способностях и учебных умениях.

 

Психологические детерминанты Методы и способы их решения
гиперактивность (ММД) наблюдение (! коммуникативная сфера)
неустойчивость внимания наблюдение, определённые методики
несформированность умения рационально планировать и контролировать свою деятельность наблюдение (как ребёнок выполняет задания и что ему мешает при выполнении)

 

 

Варианты задач профессиональной диагностики

1.Объект – трудовые коллективы, малые и большие группы. Индивидуальные проф.диагностические задачи, где объект – это индивидуальные работники.

Особенности производственной задачи

Ситуации:?

Психологические детерминанты:

• снижение заработка (из-за снижение качества работы)

2. Психологические детерминанты:

• плохое самочувствие рабочих, обусловленное параметрами производства в худшую сторону (изменение параметра шума в сторону более производительного орудия)







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.