Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Отставание одного коллектива от другого





Психологические детерминанты:

• недостаточно высокий уровень производственной подготовленности коллектива

• недостаточная компетентность руководителя

• отсутствие у руководителя организаторских способностей

• неумение работать с людьми

Выбор метода – беседа и конкретные методики.

Высокая аварийность

Психологические детерминанты:

• склонность работника к неоправданному риску

• халатность

•утрата лидерства руководителем, приводящей к невыполнению обязательств по технике безопасности

Аварийность при эксплуатации новой техники

Психологические детерминанты:

• неприспособленность техники психологическим способностям человека

• недостаточная профессиональная подготовленность

• небрежность

• невнимательность

Трудности внедрения организационного или технического новшества

Психологические детерминанты:

• недоверие к надёжности получаемой информации (вычислительной техникой)

• экономическое недоверие, связанное с проблематичностью ожидаемой эффективности при решении экономической задачи

• нарушение личностных интересов работников, обусловленных необходимостью выполнения ими дополнительной напряжённой работы

Задачи индивидуальной профессиональной ПД, характеризуемой на феноменологическом уровне объекта и связанной с низкой эффективностью отдельных работников.

Психологические детерминанты:

• недостатки обучения и проф.подготовки

• межличностные напряжения

• нерациональная организация рабочего места

• не оптимальный режим труда и отдыха

 

Моделирование ПД задач

ПД задача образует либо единичные события, либо случай из практики и представляет собой совокупность сведений об испытуемом, которые принимаются за норму и поставленные цели установить диагноз в случае реального и полагаемого отклонения от нормы. Своеобразие ПД задачи состоит в том, что условия не заданы явно и в полном объёме. В самом начале решение задач включает 2 составляющие:

эмпирическую – представляет собой отображение фактов, полученных практическим психологом в процессе обследования

априорную – даёт нам сведения до проведения обследования и связана со структурой объекта ПД.

В задаче модели определяются причинно-следственные связи.

Задачи:

фактическая правильность диагноза. В качестве правильного ответа должна быть признана любая логически выводимая из имеющихся симптомов фактически имеющие место?, кот. прошла проверку результатов коррекционного воздействия.

задача активного получения диагностической информации. При решении задачи модели психолог должен иметь возможность активного получения диагностической информации, так как в самом начале ПД процесса условия задачи не заданы в полном объёме, а устанавливаются в ходе обследования.

задача избыточных данных должна содержать возможность получения психологом любой интересующей его ПД информации, а также реализации путей диагностического поиска, как это имеет место при решении ПД поиска решения информации.

 

Этапы моделирования ПД задачи:

1.Построение типологии ПД задач – здесь рассматривается классификация задач для определённой области ПД деятельности с учётом наиболее характерных запросов. Построение классификации осуществляется в направлении от феноменологического уровня к уровню причинных оснований объекта и включает 2 этапа:

• выделение типологии запросов (феноменологический уровень)

• разработка соответствующей классификации вероятных психологических причин (уровень причинных оснований)

2.Описание диагностических случаев из практики с поставленными диагнозами. Здесь разрабатывается схема описания диагностических случаев, которая содержит как общий независящий от специфики диагностической области, так и специальный компоненты.

 

Классификация ПД ситуаций (4 блока):
Ситуация клиента - клиент самостоятельно принимает решение о взаимодействии с экспериментатором, и у него нет установок на сокрытие информации о себе. Такая ситуация не требует каких-либо дополнительных действий, но подстраховаться стоит.
Ситуация экспертизы - есть локус действий, по которому осуществляется обследование. Срабатывает система собственного лица - человек старается выглядеть лучше, чем он есть. Методы исследования защищают от ложных ответов. Шкала лжи-искренности. Основной принцип - создание инструментов, исключающих ложные ответы.

Остальные две ситуации можно разделить на 4:
• Добровольное участие в обследовании и самостоятельный выбор дальнейшего поведения.
• Принудительное участие в обследовании, но самостоятельный выбор дальнейшего поведения. Обследование студентов-психологов при разработке тестов. Выполнение тестов студентами, положенное в программу.
• Принудительное участие в обследовании, выбор поведения после обследования навязан. Тестирование на соответствие требованиям занимаемой должности.

• Добровольное участие в обследовании, но выбор дальнейшего поведения навязан. Профессиональный отбор.

 

5. Особенности конструирования психодиагностических процедур

Основные этапы конструирования теста

Психологический тест может считаться эффективным, если удовлетворяет ряду условий:
1. Использование шкалы интервалов.
2. Надежность.
3. Валидность.
4. Дискриминативность.
5. Наличие нормативных данных.

Стратегии конструирования личностных опросников:
1. Дедуктивная (содержательная) – базируется на теоретических представлениях о личности, ее структуре и функционировании. В заданиях разработчика будет оцениваться определенный психологический конструкт.
2. Индуктивная – предполагает использование факторного анализа или иных статистических процедур, основанных на корреляционных связях.
3. Экстернальная – основывается на сравнении контрастных групп. Спецификация – предполагает перечень общих характеристик, дающих возможность полного применения, это внутренняя структура предполагаемого продукта.

Для теста спецификация – это ориентация в количестве заданий. Предполагает формулирование целей будущего теста. Технологически спецификация может быть представлена в виде таблицы, где по горизонтали – содержательные области, а по вертикали – манифестации, то есть то, где содержательные области могут проявляться. Опросник супружеского статуса. В виде содержательной области - вербальные, невербальные коммуникации между супругами. В качестве манифестации могут быть рассмотрены установки и чувства, проявляющиеся в отношениях. В таблице по каждой оси от 4 до 9 категорий. При разработке опросников оптимальна решетка 16, 20, 25 ячеек. Далее определяется, сколько вопросов или заданий должно быть создано для каждой ячейки. При решении этой задачи следует руководствоваться тем, насколько важным представляется изменение одного из параметров при сравнении с другими. Для разработки опросников:
Содержательным областям А, Б приписан 40% вес, а С и Д - 10%. Манифестации в этом отношении уравнены (25%). При общем количестве заданий, равном 80, исходя из процентов, можно сосчитать количество заданий, отведенное для каждой ячейки. При определении общего количества заданий в тесте необходимо учесть размер решетки и время, предполагаемое для выполнения задания. Эффективность работы за счёт концентрации внимания не менее 20 заданий, не более10 минут на выполнение. Расчёты для пилотажного исследования, в котором опросник состоит из 80 задач: чтобы посчитать количество заданий, умножают общее количество заданий, предназначенных для измерения некоторого свойства личности на процентный вес его поведенческих проявлений. Если не получается целого числа - округлить.

Конструирование личностного опросника На базе разработанного тезауруса (множества смысловыражающих единиц языка с заданной на нем системой семантических отношений) - алгоритм предусматривает следующую форму. Информационно-поисковый тезаурус предполагает наличие дескрипторов, по которым можно автоматически осуществлять поиск информации. Для каждого дескриптора предусматривается словарная статья, где отдельно указываются синонимичные ключевые слова, родовые, видовые и ассоциативные дескрипторы.

Алгоритм действия:
• Записать словарную статью, где ключевое слово - добрый. Симилляры слов (подобные, сходные) - 4 по 6 слов:
1: Альтруист, добросердечный, гуманный, человеколюбивый, сердечный, благожелательный;
2: Человечный, отзывчивый, доброжелательный, милосердный, чистосердечный, гостеприимный; Оппозиты:
3: Бесчеловечный, злонамеренный, зловредный, вероломный, злонравный, эгоистичный;
4: Безжалостный, бессердечный, бездушный, злой, корыстолюбивый, жестокосердный;
• Сконструировать вопросы или утверждения, соответствующиее всем симиллярам и оппозитам. Например, к слову альтруист - статья Ожегова - человек, отличающийся альтруизмом. Альтруизм - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами. Вопрос может быть таким: всегда ли вы готовы бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами. Вариант утверждения о поведении человека: я всегда готов бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными действиями.
• Конструирование или заимствование утверждений для шкалы лжи (12 вопросов). Предназначается для определения искренности. К примеру: Я практически всегда сдерживаю свои обещания / я предпочитаю выигрывать. Это необязательный аттрибут.
• Сформулировать инструкцию для опросника

– утверждения, формирующие позитивный настрой

– мотивирующие к достоверным ответам

– описывающие процедуру проведения опросника

– гарантирующие неразглашение характера ответов

– благодарность за качественное выполнение опросника
• Сформировать структуру опросника и ответов на базе симиляров, оппозитов, шкале лжи. Триады в случайном порядке.
• Составляются таблицы с вариантами вопросов и баллы. Указываются номера вопросов и характер ответов (да/нет).
• Конструируется бланк для регистрации ответов.
• Изготавливаются трафареты для подсчета баллов по шкалам.
• Составление таблиц для интерпретации. На базе определения зон выраженности ответов (группа ответов с высокими значениями и низкими значениями). Оцениваются стандартные отклонения и границы интервалов. Формулируется вербальное описание поведенческих проявлений диагносцируемых переменных.

Высокие оценки по шкале доброты: в поведении постоянно проявляется стремление помогать людям, высокая отзывчивость;

Средние – в поведении иногда проявляются тенденции;

Низкие – в поведении проявляется постоянное стремление делать дурное, агрессивность к другим людям.

Конструирование диагностических процедур – действия, направленные на получение инструмента, при его отсутствии.

Этапы конструирования при создании личностного опросника, теста достижений, теста интеллекта, проективного теста, репертуарные методики, проведения экспертной оценки:
1. Феноменологизация и концептуализация переменной. Этот этап может быть реализован путем отбора основных феноменов, определений, анализа концептуальных описаний с использованием психологических словарей и специальной литературы, где приводятся определения и описания интересующей нас характеристики. На базе полученной информации необходимо определить основные сферы проявления необходимой диагностической переменной. Для этого проводится спецификация проявления переменной по следующим обобщенным сферам, используя триадные и большей размерности системы. (В методике Айзенка по определению темперамента используются триадные проявления – эмоциональные, двигательные характеристики, социальный контекст).

Сферы / уровни проявления:

• Качественная сфера (эмоцио) – например, в форме образов;

• Аналитическая (рацио) – в форме семантических значений;

• Субстанциональная (интуицио) – в символической форме;

• Бытийная (экзистенцио) – в форме переживаний;

• Действенная (працио) – в форме поведенческих актов, действий, поступков.

Все уровни могут иметь как аналоговую, так и непосредственную соотнесенность с проявлениями интересующей нас переменной. Для допустимой полноты картины необходимо реализовать три сферы проявлений.
2. Отбор объектов, репрезентирующих основные сферы, аспекты, размерности или уровни феноменологии диагносцируемой переменной.
3. Отбор характеристик, представляющих феноменологическое поле диагносцируемой переменной. Для этого подбирают синонимы и антонимы симиляров и оппозитов, выбираются аналогичные названия конструируемой переменной в различных сферах и областях. Например, если диагносцируется уровень понимания → качественные его проявления в социальном плане могут быть обозначены как сопереживание, аналитическое понимание рассматривается как осознание, субстанциональное – как доверие. Бытийные как принятие, и действенные - содействие.
4. Конструирование системы объектов - отобранные объекты или стимулы должны быть упорядочены перед предъявлением.
5. Конструирование системных характеристик - должны быть упорядочены по значимому существенному основанию, указанный выбор необходимо концептуально обосновать. В противном случае – объекты оценивания следует расположить в случайном порядке, но единообразно.
6. Построение опросных листов - содержит инструкцию и некую систему регистрации ответов. Инструкция должна содержать позитивный настрой на процедуру опроса.
7. Разработка системы показателей и их интерпретации - разрабатывается система признаков и соответствий между характером признаков и диагнозом интерпретации.
8. Разработка системы рекомендаций по коррекции и развитию диагносцируемой переменной - предполагает отбор необходимых советов.
9. Благодарность за качественное участие в опросе.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.